Форум » 1860-1903 » Японские корабли XIX века: забытые и известные » Ответить

Японские корабли XIX века: забытые и известные

Максим: "Адзума". "Фудзисан" "Хосё". "Цукуси". "Унэби".

Ответов - 5

Максим: Корабль-музей "Кайё-мару", г.Эсаси, Хоккайдо. 3-мачтовый корабль со вспомогательной паровой машиной «Кайё-мару» был построен в Голландии, на верфи « C.Gips en Zonen» по чертежам инженера J.W.L.van Oordt. Заложен: 13.09.1863 Спущен: 2.11.1865 Передан заказчику: 10.09.1866 Передан правительству бакуфу: 22.06.1867 Основные ТТХ: Водоизмещение: 2590 тонн Длина корпуса (деревянный с железной обшивкой): 72,80 м Длина с бушпритом: 81,20 м Ширина: 13,04 м Осадка: 5,70 м (в носовой части), 6,40 (в кормовой части) Площадь парусов: 2097,8 кв.м Вспомогательный двигатель: паровая машина мощностью 400 л.с., 1 вал. Скорость под машиной: 10 узлов Вооружение: 26 орудий, включая 18 16-см крупповских. Позднее установлено еще 9 орудий на орудийной палубе, а также 8 бронзовых пушек малого калибра на верхней палубе. Экипаж: 350-500 чел. 1 декабря 1866 года «Кайё-мару» под командованием голландского военного моряка, капитан-лейтенанта Дино, имея на борту экипаж из 109 моряков-голландцев и 9 японских стажеров, вышла из Блиссингена и направилась на юг. 18 декабря кораблю пришлось пережить сильнейшую снежную бурю. 26 декабря «Кайё-мару» встретился и обменялся приветствиями с английским кораблем «Кленсмен». На 52-й день плавания, 22 января «Кайё-мару» прибыл в Рио-де-Жанейро, где взял на борт 305 тонн угля. 1 февраля он вновь вышел в море, держа курс на юго-восток. 15 февраля «Кайё-мару» вновь попал в сильный шторм и ему пришлось спустить все паруса. На 87-й день плавания, 26 февраля количество больных на борту составило 11 человек. 1 марта на «Кайё-мару» впервые получили из морской воды пресную для паровой машины. С 22 марта из-за полного штиля пришлось идти под машиной, проходя за день примерно 50 миль. В это время температура внутри корабля превышала 50 градусов. 29 марта «Кайё-мару» прибыл на остров Амбон, где взял на борт 299 тонн угля. 10 апреля он покинул остров и уже в 10 часов утра 29 апреля моряки увидели японскую землю и гору Фудзи. Это произошло на 149-й день плавания. 30 апреля 1867 года, ровно через 150 дней после отплытия из Голландии, «Кайё-мару» зашел в порт Ёкохама. Командиром корабля был назначен Эномото Такэаки, которому было вменено в обязанность патрулировать залив Осака. В январе 1868 года клан Токугава проиграл в битве при Фусими , а его лидеры сбежали на «Кайё-мару» из Осака в Синагава (Токио). В апреле 1868 года Эномото на «Кайё-мару», имея еще 7 кораблей, ушел в Татэяма, но после переговоров со сторонниками императора Мэйдзи вновь вернулся в Синагава, где «Кайё-мару» был передан новому правительству. Но в августе 1868 года эскадра Эномото, включая «Кайё-мару», вновь ушла из Синагава на север. На переходе эскадра попала в сильный шторм и потеряла 2 корабля. После шторма корабли, получившие многочисленные повреждения, почти месяц шли до залива Мацусима. В октябре 1868 года эскадра зашла в Сэндай, где был произведен срочный ремонт. Там же Эномото взял на борт своих кораблей 2800 солдат из разгромленной армии бакуфу и направился на Хоккайдо, по пути заправившись дровами для машины в Мияко. 20 октября он начал высадку войск и произвел бомбардировку Хакодатэ с моря. В ноябре Эномото на «Кайё-мару» зашел во внутреннюю гавань Хакодатэ и занял им же ранее построенный первый в Японии форт европейского образца - «Горёкаку». После захвата Хакодатэ Эномото был избран генерал-губернатором области Эдзо (Хоккайдо) и незамедлительно учредил новое правительство. Затем он направил «Кайё-мару» в Эсаси для поддержки высадившихся в город сухопутных частей. 15 ноября «Кайё-мару» провел бомбардировку Эсаси, но вечером тоже дня был застигнут в заливе Эсаси сильной снежной бурей и сел на камни, а через 10 дней затонул. В 1974-1984 гг. на месте гибели «Кайё-мару» работала комплексная экспедиция подводных археологов, которая подняла на поверхность 32905 объектов. Затем корпус «Кайё-мару», точнее его остатки, был поднят, отреставрирован и восстановлен. Сейчас это один из самых интересных морских музеев Японии. Не менее интересна и судьба Эномото Такэаки. В 1869 году он сдался на милость императора Мэйдзи, попал в заключение, но был освобожден в 1872 году и назначен на должность Управляющего ведомством по развитию Хоккайдо. В 1874 году ему было присвоено звание вице-адмирала, а в январе того же года он стал первым послом Японии в России вплоть до ноября 1879 года. Затем он был морским министром, министром связи, послом в Китае, одно время совмещал одновременно должности министров просвещения, сельского хозяйства и торговли. Был дважды министром иностранных дел и советником Тайного совета. Скончался 26 октября 1908 года на 72-м году жизни. Для тех кто интересуется артиллерией будет небезынтересно узнать, какие орудия и пушки стояли на «Кайё-мару»: 30-фунтовое короткостовольная пушка: длина 2,42 м, калибр 16 см, вес 686 кг, сферическая граната (ВВ-4 кг), угол стрельбы 11 градусов, дальность 2700 м. 16-см орудие Круппа: длина 3,35 м, калибр 15,8 см, 855 кг, коническая граната (ВВ-2Б5 кг), угол стрельбы 4,5 градусов, дальность 3980 м. 1-фунтовая пушка: длина 1,05 м, калибр 5,3 см, 85 кг, граната. 9-дюймовая пушка Дальгрена: длина 3,33 м, калибр 22,5 см, 200 кг, сферическая граната (ВВ- 4 кг), угол стрельбы 4 градуса, дальность 1400 м. 12-фунтовая пушка: длина 2,13 см, калибр 11,6 см, гранаты (ВВ-1,2 кг), угол стрельбы 32,5 градуса, дальность 4700 м. "Кайё-мару".

Максим: "Сикисима". "Фусо". "Мая". "Такао".

von Echenbach: Cпасибо, хорошие фото. А по Всп. кр японцев в кит-яп. и Р-ЯВ. можно посмотреть что-либо? Фото известного англ. парохода "Малакка"?

Максим: von Echenbach пишет: Фото известного англ. парохода "Малакка"? В 1869 году в распоряжении у Министерства по военным делам (хэйбусё) было всего 3 корабля и 4 транспортных судна. Когда в феврале 1872 года было создано Морское министерство, японский флот состоял из 13 кораблей и судов, которые были переданы центральному правительству феодальными кланами, и только два корабля – «Адзума» и «Цукуба» - были закуплены за границей по указанию императора Мэйдзи. Первые страницы истории корвета «Цукуба» полны загадок и противоречий. По одним данным, 3-мачтовый корвет был спущен на воду 9 апреля 1853 года на верфи Моламьяйина в английской Бирме и укомплектован в 1854 года, по другим, он был построен в 1851 или 1853 году на верфях Бомбея. Тогда он назывался «Малакка», а носовая ростровая фигура изображала малайского аборигена. В 1869 году на чатамских верфях «Малакка» был перестроен в винтовой шлюп, на котором, как утверждают, впервые в мире была установлена паровая машина Скотта. Затем «Малакка» был классифицирован как корвет типа «Спартан». 21 июля 1871 года правительство Японии купило его у Англии, а 19 августа того же года «Малакка» был переименован в «Цукуба». Не совсем понятны причины, которыми руководствовалось японское правительство при покупке корабля, возраст которого достиг уже практически 20 лет и не отличавшегося какими-либо выдающимися качествами по своей мореходности и вооружению. Можно лишь предположить, что, так как Япония испытывала на тот момент времени острый дефицит в боевых кораблях, «Малакка» был куплен для усиления охраны и обороны вод метрополии. Интересно отметить, что первоначально название звучало «Цукубакан», где «кан» означало военный корабль», но через непродолжительное время «кан» исчез из названий «Адзума» и «Цукуба», так как 28 октября 1871 года было принято «Положение о военно-морском флоте», предусматривавшее иную классификацию кораблей и судов. "Цукуба" в середине 70-х гг.XIX века В различных изданиях приводятся во многом разнящиеся данные о ТТХ «Цукуба», ниже даны сведения из трех наиболее авторитетных справочников (даны через - /): Водоизмещение (т): 1978/1878/1947 Длина (м): 58,7/59,1/58,2 Ширина (м): 10,5/11,0/10,6 Осадка (м): 5,4/5,49/5,48 Мощность паровой машины (л.с.): 519/526/526 (1 винт) Скорость (уз.): 8/10/8. С вооружением также возникает ряд вопросов. Первоначально на «Малакке» были установлены: 6 пушек калибра 11,4 см, две 30-фунтовых и две 24-фунтовых пушки. Затем на «Цукуба» были установлены 9 (по другим данным – 8) 160-мм крупповских пушек, три 4-фунтовых пушки, а еще позднее – 2 пулемета. Так что с вооружением «Цукуба» еще надо будет разобраться. Штатное расписание военного корабля «Цукуба» на 29 марта 1896 года: Командир корабля (капитан 1 ранга) 1 Старший помощник (капитан-лейтенант) 1 Штурман (капитан-лейтенант) 1 Командир плутонга (капитан-лейтенант) 3 Их подчиненные: Старший унтер-офицер 2 Унтер-офицер 1-го разряда 8 Унтер-офицер 2-го разряда 10 Унтер-офицер 3-го разряда 5 Унтер-офицер-сигнальщик 2-го разряда 1 Их подчиненные: Матрос 1-го разряда 16 Матрос 2-го разряда 57 Матрос ¾-го разрядов 95 Сигнальщик 1-го разряда 1 Сигнальщик 2-го разряда 2 Сигнальщик ¾-го разрядов 2 Лейтенант 1 Его подчиненные: Главный корабельный плотник 1 Корабельный плотник 1-го разряда 1 Корабельный плотник 2-го разряда 1 Корабельный кузнец 1-го разряда 1 Корабельный кузнец 2-го разряда 1 Их подчиненные: Плотник 1-го разряда 1 Плотник 2-го разряда 1 Плотник ¾-го разрядов 2 Кузнец 1-го разряда 1 Кузнец 2-го разряда 1 Старший механик/начальник механической части 1 Младший механик 1 Их подчиненные: Старший унтер-офицер-механик 2 Унтер-офицер-механик 1-го разряда 1 Унтер-офицер-механик 2-го разряда 2 Унтер-офицер-механик 3-го разряда 3 Их подчиненные: Матрос-механик 1-го разряда 4 Матрос-механик 2-го разряда 6 Матрос-механик ¾-го разрядов 10 Старший корабельный врач 1 Младший корабельный врач 1 Их подчиненные: Фельдшер 1-го разряда 1 Его подчиненные: Санитар 1-го разряда 1 Санитар 2-го разряда 1 Старший интендант/начальник интендантской части 1 Младший интендант 1 Их подчиненные: Писарь 2-го разряда 1 Корабельный кок 1-го разряда 1 Корабельный кок 3-го разряда 1 Их подчиненные: Кок 1-го разряда 2 Кок 2-го разряда 3 Кок ¾-го разрядов 4 Итого: 270 человек. Примечание: Поскольку нельзя выложить таблицу, написал именно так, надеюсь, будет понятно. А также просил бы разбирающихся в вопросе названий должностей высказать свои замечания. После зачисления в состав флота «Цукуба» нес службу по охране вод метрополии, неоднократно заходил в китайские порты, имея на борту японские дипломатические миссии, но с 1875 года его стали преимущественно использовать как учебный корабль. В 1875-1890 гг. «Цукуба» совершил первые в истории японского флота учебные плавания с выпускниками Военно-морского училища: 6.11.1875-14.04.1876 (42 чел., 2-4 выпуск): Синагава – Сан-Франциско – Гавайские острова – Ёкохама; 17.01-13.06.1878 (43 чел., 5-й выпуск): Ёкохама - Брисбен – Сидней – Синагава; 3.03-23.06.1879 (17 чел., 6-й выпуск): Синагава – Сингапур – Пенанг – Гонконг – Амой – Синагава; 29.04-29.09.1880 (30 чел., 7-й выпуск): Синагава – Сан-Франциско – Гонолулу – Ёкохама; 4.03-5.10.1882 (18 чел., 9-й выпуск): Синагава – Гонконг – Сингапур – Батавия – Мельбурн – Тасмания – Окленд – Синагава; 3.02-16.11.1884 (26 чел., 11-й выпуск): Синагава – Окленд – Вальпараисо – Кокимбо – Гонолулу – Синагава (В этом плавании проводились опыты с питанием в целях защиты экипажа от «бери-бери»); 9.02-11.09.1886 (19 чел., 12-й выпуск): Синагава – Ньюкасл, Сидней – Веллингтон – Фиджи – Апия – Бангобанго – Гонолулу – Синагава; 4.09.1887-6.07.1888 (44 чел., 14-й выпуск): Синагава – Сан-Франциско – Сан-Диего – Панама – Папеэте – Синагава; 16.06-24.12.1890 (29 чел., 16-й выпуск): Синагава – Шанхай – Чифу – Рёдзюн (Порт-Артур) – Дайрен – Пусан – Владивосток –Гонолулу – Синагава. Доклад Морского министра премьер-министру о возвращении "Цукуба" из учебного плавания к берегам Америки в 1880 году. (Копия с подлинника) В японо-китайскую войну 1894-1895 гг. «Цукуба» был включен в состав Объединенной эскадры и выполнял задачи по охране и обороне ВМБ Ёкосука и передовых пунктов базирования. 21 марта 1898 года «Цукуба» был переквалифицирован в корабль береговой обороны 3-го класса. Во время русско-японской войны 1904-1905 гг. также нес службу по охране и обороне пунктов базирования. 10 июня 1905 года, еще до окончания войны с Россией, он был исключен из списков флота, а 18 января 1907 года приказом Морского министра выставлен на продажу и 17 августа того же года продан. Как учебный корабль «Цукуба» сыграл исключительную роль в деле подготовки офицерских кадров и оставил заметный след в истории ВМФ Японии. "Цукуба" в 90-е годы XIX века.

von Echenbach: Спасибо. А о пароходе Малакка, за которым гонялись, если можно так выразиться в 1904 гг в Инд. Океане русские Всп.Кр.?



полная версия страницы