Форум » Читальный зал » Созаев Э. "Цусима и фактор скорости" » Ответить

Созаев Э. "Цусима и фактор скорости"

Repulse: Эдуард Созаев Цусима и фактор скорости Некоторые историки Цусимы, преимущественно иностранные, например, Вествуд (Westwood), Хау (Howe), считают, что, если бы русская эскадра при Цусиме имела большую скорость, то результат сражения был бы иным (Ссылка №1). Однако, большая часть отечественных историков - русских, советских и российских - на первое место ставят искусство стрельбы: русская морская артиллерия была невероятно плохая (Ссылка №2); японская же была лучшая в мире (Ссылка №3). Оба утверждения неверны. Русские имели полноценный бронебойный снаряд, чего не имели ни японцы, ни их учителя англичане, жестоко поплатившиеся за это в Ютландском сражении, которое было возмездием за Цусиму. Русские снаряды уверенно прошивали по меньшей мере 6-дюймовую броню (что было вполне достаточно для разгрома противника) - и Гарвея, и Круппа, и Терни. Пакенхэм отмечает, что 6-дюймовая крупповская броня на "Микасе" была дважды пробита на дистанции в 8000 ярдов (т.е. 40 кбт). Вествуд (на основе японских данных) сообщает, что попавший с "Адмирала Ушакова" 10-дюймовый снаряд в "Ивате" убил и искалечил около 70 японских моряков, чем объясняется остервенелый расстрел японцами тонущего русского броненосца. В Шантунгском бою, когда "Ретвизан" сблизился с "Микасой" до 12 кбт и, очевидно, его бронебойные снаряды начали выказывать свое страшное действие, "Микаса" чуть не погиб, вся его артиллерия была выведена из строя, и он ремонтировался фактически 8 месяцев. Пока была цела Тихоокеанская эскадра, "Микаса" и подорвавшийся на мине "Асахи" "для близира" были как бы в строю, но после падения Порт-Артура оба встали на длительный ремонт и были готовы лишь в апреле (японцы в ту эпоху еще многое не умели, не имели многого необходимого и получали все в готовом виде из Европы и Америки). Так что, если бы Рожественский шел быстрее и не застрял на Мадагаскаре, то он мог застать Того всего с 2 броненосцами (и не самыми лучшими). Застрял же он на Мадагаскаре не потому, что немецкие угольщики "испужались" угроз японцев (типичный анекдот), а по той причине, что контракт на обеспечение эскадры углем был заключен Рожественским (еще в России) только до Мадагаскара. Точная причина этого не известна - то ли эскадра должна была быть лишь демонстрацией в условиях ожидаемых успехов нашей победоносной армии, как об этом намекает в своих "Воспоминаниях" Витте, то ли это обычное разгильдяйство (что вряд ли). Поэтому Рожественскому пришлось заключить новый контракт с суперкарго, что и задержало эскадру на Мадагаскаре. Японские же снаряды не пробивали броню русских кораблей, что в иных условиях могло привести к "расширенному Ютланду". (Ссылка №4). Что касается "потрясающей стрельбы японской артиллерии", то она была среднего уровня, лучше, чем русская, французская и итальянская, но явно хуже немецкой и американской, не говоря уж о б английской. Кстати, версия о том, что японцы расстреляли массу боеприпасов до Цусимы - чистая фантастика; японцы, крайне во всем ограниченные, во всем нуждавшиеся и все получавшие из-за границы, никак не могли себе этого позволить. По данным Вествуда, 12/25 апреля при практической стрельбе по скалистому островку (!) размером 30 на 24 м и высотой 12 м с дистанции всего 12,5 - 15 кбт (без времени) и на малом ходу японские броненосцы сделали по 8 12-дюймовых выстрелов: лучше всех стрелял "Сикисима" - 6 попаданий, хуже всех - "Фудзи" - только 2. Еще хуже обстояло дело с 6-дюймовыми выстрелами: так, "Микаса" из 84 попал всего 14. Десять дней спустя "Сикисима" опять стрелял по этому островку, но на дистанции 29 кбт; из 4 12-дюймовых снарядов ни один не попал, из 5 6-дюймовых - попало 2. Для сравнения: по данным "Royal United Service Institution Journal", January 1907, за тот же 1905 г. обобщенные результаты призовой стрельбы английского флота были следующие: среднее число попаданий (выстрелов) в минуту: для 12 и 10-дюймовых - 0,58 (1,00); для 9,2-дюймовых - 1,40 (2,00); для 6-дюймовых - 2,63 (5,00). Следует отметить, что стрельба шла на расстоянии 35-40 кбт, на скорости 12 узлов, на время (6 минут) и по щитам, размерами значительно меньшими "скалистого островка". При этом некоторые броненосцы при стрельбе из 12-дюймовых орудий достигли феноменальных результатов: 1,2 выстрела в минуту и 1,0 попаданий! Два боя линкора "Бисмарк" в мае 1941 г. дают веское основание полагать, что для успеха одной хорошей стрельбы мало: в первом бою "Бисмарк" одержал быструю и блестящую победу, во втором был потоплен, ни разу не попав в английские корабли; причина - малая скорость и неуправляемость, хотя вторая пара английских линкоров стреляла отнюдь не лучше первой - "Родней" шел на ремонт в США, имел неопытную команду и скорость не выше 17 узлов; что касается "Короля Георга V", то адмирал Тови так выразился о качестве его стрельбы: "Я бы бинокль кинул в "Бисмарк" - и то точнее бы попал!". 2-я Тихоокеанская эскадра, которая ползла с 9-узловой скоростью курсом 23 , чем-то похожа на неуправляемый "Бисмарк" с его 8-узловой скоростью. Оба представляли идеальную мишень для противника. Неудивителен чрезвычайно высокий процент попаданий японских снарядов в конце боя. (Кстати, адмирал Фишер считает более достоверными данные Костенко о числе японских попаданий, а не Пакенхэма, отчет которого он вскоре получил). Судя по ряду свидетельств, Рожественский понимал, что успеха можно достичь лишь с новыми быстроходными кораблями; так, в опубликованных бумагах адмирала Фишера в серии "Publications of the Navy Record Society" (1964) Фишер, судя по всему, имевший контакты с Рожественским и до, и после Цусимы, утверждает, что русские считали "дистанцию решительного боя в 1800 ярдов" (т.е. 9 кбт), для чего требовалось превосходство в скорости для решительного сближения. Есть основания полагать, что Рожественский первоначально не хотел брать с собой старые корабли - "Наварин", "Нахимов" и даже "Сисой". Рожественский, возможно, предполагал взять только новые корабли и просил содействия Российского МИД в пропуске через Проливы новых броненосцев Черноморского флота. Есть веские основания полагать, что соответствующая личная просьба Николая II, обращенная к султану Абдул-Гамиду, была бы выполнена, особенно, если бы Николай II для какого-либо из своих многочисленных зарубежных визитов сам бы изъявил желание плыть на черноморских броненосцах, что было вполне обычно в ту эпоху. Как утверждалось в многотомной, роскошно изданной "Истории русской армии и флота", выходившей накануне Первой мировой войны, тома которой, возможно, перед изданием просматривал Николай II, "Зиновий Петрович в значительной мере сам напросился у Государя-Императора на должность командующего 2-й Тихоокеанской эскадры". Как будто Генерал-Адмирал и управляющий Морским министерством Авелан сперва хотели поставить командующим Чухнина. Возможно, из-за этого был принят другой план - собрать, как можно больше кораблей, но использовать только для демонстрации, может быть, даже задержав выход эскадры до весны 1905 г. Рожественский проявил себя, как абсолютно безответственный начальник, ведя на заведомый убой свою эскадру (в чем и сам признавался в письмах жене по пути), хотя, возможно, выполнял волю Николая II. Точная причина, наверное, никогда не будет установлена. А были ли какие-либо весомые аргументы, демонстрировавшие значение скорости до Русско-Японской войны? Разумеется, в то время не было ни войн, ни сражений, но были военно-морские маневры. И в этом отношении наиболее интересны маневры наиболее продвинутого (как теперь говорят) в то время флота - британского. Так вот, стратегические маневры английского флота в годы накануне Русско-Японской войны, точнее, генеральные сражения, которыми они заканчивались, удивительно напоминают Цусиму, даже в мелочах. В ходе маневров 1901 г. английскую эскадру изображала Резервная эскадра контр-адмирала Ноэла из 12 броненосцев (количество - как при Цусиме), пожилых и откровенно устаревших, эскадру условного противника - эскадра Канала вице-адмирала Вильсона - 8 броненосцев (6 - нового типа "Маджестик" и 2 типа "Ройал Соверен") и 2 броненосных крейсера (в линии баталии). Интересно отметить, как произошла встреча: дозорный крейсер Ноэла "Мелампус" обнаружил противника и сообщил о нем по радио Ноэлу. Но этот радиообмен был перехвачен Вильсоном, который пошел прямо на Ноэла, намереваясь дать ему сражение. Линия Вильсона легко держала 13-узловый ход. Вильсон, в отличие от Того, который оба раза сильно промахивался в сражениях с русскими эскадрами (в Желтом море и при Цусиме), четко выполнил "crossing T" на расстоянии 30 кабельтовых от Ноэла. Встреча застала Ноэла врасплох, его 12 броненосцев шли в 4 колоннах по 3 корабля, и он начал спешно перестраиваться в одну линию под сосредоточенным огнем противника. В дальнейшем было, как при Цусиме, с той разницей, что Русская эскадра шла курсом норд-ост 23 , а Ноэл направлялся в свою базу на норд-вест. Правда, в отличие от Рожественского, Ноэл, стремясь выйти из-под концентрированного огня Вильсона, пытался идти с 12-узловой скоростью, но его устаревшие броненосцы не могли держать такой скорости, особенно сильно оттягивал старый "Дредноут", который не мог держать даже 10 узлов. В результате, впереди оказалось всего 2 броненосца, остальные - сзади, расстояние между ними достигло 8 кбт (как и в случае с Тихоокеанской эскадрой при Цусиме, когда Небогатов говорил, что между передовыми новыми броненосцами и отставшими старыми было такое расстояние, что в нем можно было маневрировать). В продолжение всего сражения Ноэл все время находился под огнем Вильсона, его боевой порядок все больше расстраивался, Вильсон постепенно сокращал дистанцию боя до 17,5 кбт, а затем - даже до 7,5, крейсера Вильсона атаковали хвост линии Ноэла, выпустив торпеды. По решению посредников, безусловная победа была присуждена Вильсону. В следующем 1902 г. в Английском Канале проходили тактические маневры с участием прошлогодних соперников - Резервной эскадры Ноэла и эскадры Канала Вильсона (по 8 броненосцев). И опять, как и в минувшем году, более быстроходные броненосцы Вильсона легко "пересекли палочку Т" линии Ноэла и держали под сосредоточенным огнем сбившуюся в кучу линию старых, тихоходных броненосцев Ноэла. Особенно интересны грандиозные стратегические маневры английского флота в 1903 г., в которых участвовали 26 броненосцев, 10 броненосных и 33 бронепалубных крейсера. Оно закончилось сражением у Азорских островов. Противника (Х) изображала эскадра Средиземного моря под командованием вице-адмирала Домвилла из 10 броненосцев, 7 из которых были новейших типов (6 - типа "Формидебл" и 1 - "Рассел") и 3 более старых (2 - "Маджестик" и "Ринаун") с эскадренной скоростью 16 узлов; английский флот (В) состоял из 14 броненосцев (15-й отстал, и его не стали ждать) из эскадр Канала, Атлантической и Резервной со скоростью 14 узлов под командованием именитых вице-адмиралов - Вильсона и Бересфорда. Домвилл оказался в весьма невыгодном положении; он был отрезан Вильсоном и Бересфордом от своей базы в Лагосе (Португалия), он оказался на концевом броненосце в линии и у него было всего 4 крейсера (в т.ч. 1 - броненосный), у его противника - 13 крейсеров (в т.ч. 3 броненосных). Его единственным преимуществом было превосходство в скорости на 2 узла. Это оказалось достаточным для того, чтобы обойти с юга броненосцы флота "В" (дивизион Бересфорда шел первым), которые шли на всех парах на восток к Лагосу, пытаясь не пропустить туда Домвилла. В ходе этой гонки 3 более старых броненосца Домвилла не могли держать 16 узлов и стали отставать. Домвилл велел им повернуть на юг и продолжал обходить с юга противника, не снижая скорости. Вильсон послал к этим 3 броненосцам свои крейсера и продолжал погоню. Как и Вильсон в маневрах 1901 и 1902 гг., Домвилл четко выполнил "crossing T", пройдя в 19 кбт перед головным броненосцем противника (флагманом Бересфорда), сконцентрировав огонь на 4 головных броненосцах Бересфорда. Вскоре после этого старший адмирал - Вильсон прекратил сражение. Адмиралы решили, что из строя выбыли 4 головных броненосца Бересфорда и 3 отставших броненосца Домвилла. Однако, адмиралы-посредники были иного мнения. В опубликованном ими заключении о результатах сражения, они пришли к следующему мнению: потери эскадры "В" (английской): 3 броненосца, 1 броненосный и 1 бронепалубный крейсер полностью вышли из строя; 5 броненосцев серьезно повреждены; 1 бронепалубный крейсер потоплен; потери эскадры "Х" (противника): 1 броненосец и 1 броненосный крейсер - потоплены; 2 броненосца выведены из строя; 1 броненосец поврежден (Ссылка №5). Между тем Домвилл прорвался к Лагосу, и к нему присоединился еще 1 новый броненосец и 1 броненосный крейсер, и теперь эскадра "Х" оказалась значительнее сильнее эскадры "В". Фактически, головной дивизион Бересфорда был разгромлен (а флагман Вильсона, шедший в линии восьмым за дивизионом Бересфорда, поврежден). Домвилл же заметил, что, если бы такое случилось в действительности, он, несомненно, пользуясь превосходством в скорости, продолжал бы последовательно расстреливать броненосцы Вильсона до их полного уничтожения. Эти маневры и, в особенности, сражение у Азорских островов имело большой резонанс в Европе и живо обсуждалось осенью 1903 г. в военно-морской периодике европейских стран ("Revue Maritime", "Ueberall", "Nauticus", "Marine Rundschau", "Rivista Marittima"). Особенно были интересны статьи популярного в то время французского военно-морского обозревателя Пьерреваля в журналах "Moniteur de la Flotte" и "Le Yacht". Пьерреваль, в частности, пришел к заключению, что более слабый флот, имеющий пусть даже и небольшое преимущество в скорости, может разгромить более сильный флот из современных броненосцев под командование именитых адмиралов. Было также обращено внимание на важность однотипности кораблей. Пожалуй, единственной крупной морской державой, никак не комментировавшей эти маневры осенью 1903 г., была Россия; Морское ведомство дождалось полной публикации материалов о маневрах в "Marine Rundschau", после чего их перевод был опубликован в "Морском сборнике", но это случилось уже в 1904 г., когда началась война с Японией. На этих маневрах присутствовали представители флотов ряда европейских стран; не было только русских. Зато среди присутствующих были два японских офицера. Можно предположить, что японцы сделали соответствующие выводы из этих маневров, поскольку они должны были считаться с возможностью встречи с численно превосходящим противником. Японские историки, с которыми довелось говорит на эту тему автору этих строк, утверждали, что, даже если бы Рожественский прибыл к Цусиме раньше апреля и застал Того всего с 2 броненосцами ("Сикисимой" и "Фудзи"), Того ни в коем случае не включил бы в линию баталии для усиления какие-либо устаревшие тихоходные корабли (вроде "Чин-Иена"). Разумеется, такое небольшое преимущество в скорости имело большое значение при тогдашних небольших дистанциях боя; позже, в годы Первой мировой войны это уже не имело такого значения. ____________________ Ссылка №1 - из русских - Костенко ставил скорость на первое место. Ссылка №2 - А. Новиков-Прибой: "вся наша артиллерия с плохо воспламеняющимися трубками, с неразрывающимися снарядами, с неверными таблицами, с негодными башнями, с плохо оборудованными и неосвоенными оптическими прицелами, с необученными комендорами была совершенно безвредна для противника". Ссылка №3 - В. Крестьянинов: "Японцы в артиллерийских стрельбах превзошли всех своих современников". Ссылка №4 - Вествуд сообщает, что русская 6-дюймовая броня была надежным прикрытием от 12-дюймовых японских снарядов, а 3-дюймовая - от 8- и 6-дюймовых. Ссылка №5 - 3 потопленных или выведенных из строя броненосца были концевыми - 2 - типа "Маджестик" и "Ринаун", что представлялось самим посредникам сомнительным; маловероятно, чтобы это удалось сделать крейсерам; возможно, такое решение было принято, чтобы подсластить пилюлю Вильсону.

Ответов - 0



полная версия страницы