Форум » Люди флота » Командиры ПЛ II серии типа Л » Ответить

Командиры ПЛ II серии типа Л

rotten: Господа офицеры и товарищи командиры! Собираю инфу по командирам ПЛ II серии типа Л. Выкладываю то, что имею на данный момент. Буду рад дополнениям и и справлениям. Л-1 Шишкин Александр Георгиевич (1931) сдаточный командир Булавинец Александр Григорьевич (1931 – 1934) Могилевский Сергей Сергеевич (09.11.1938 – 15.02.1941) Л-2 Иванов Георгий Алексеевич (1931 – 1935, 1936 - 1937) Зайдулин Измаил Матигулович (04.1932 – 02.1933) дублер и ВРИД ??? Чебанов Александр Петрович (31.03.1939 – 14.11.1941) Л-3 Пышнов Алесандр Александрович (1932 – 1934) Грищенко Петр Денисович. (18.07.1940 – 25.02.1943) Коновалов Владимир Константинович (09.03.1943 – 05.1946) Л-4 Болтунов Павел Иванович (04.1934 – 28.02.1939?) Поляков Евгений Петрович (04.1938 – 13.06.1944) Кердеев П.И. (13.06 – 01.07.1944) ВРИД Горбатовский Степан Петрович (15.09.1944 – 14.12.1945) Л-5 Рублевский Иван Алексеевич (1933 - 1936) Жданов Алексей Степанович (03.1938 – (10)23.10.1942) Гремяко Борис Васильевич (23.10.1942 – 24.04.1943) Леонов Михаил Васильевич ((08.01.1944)24.04.1943 – 04.04.1944) Никифоров Г.А.? (04.04.1944 – 19.09.1944) ВРИД Школенко Николай Филиппович ((21.11.1944)19.09.1944 – 30.11.1949) Л-6 Рублевский Иван Алексеевич (1932 - 1933) Гаджиев Магомед Иманутдинович (05.1933 – 08.1933) ВРИД Шатский Владимир Леонидович (1933 - 1937) Павленко Стефан Клементьевич (19.03.1939 – 08.05.1940) Буль Станислав Петрович (08.05.1940 – 11.01.1942(22.05.1942)) Стршельницкий Юрий Александрович (16.01. - 18 09.1942) ВРИД или (16.04.1941 – 18.09.1941)? Бук Александр Владимирович (18.09.1942 – 23.10.1942) или (03.09.1942 – 21.03.1943)? Жданов Алексей Степанович ((10)23.10.1942 – (16)26.04.1943) Гремяко Борис Васильевич (26.04.1943 – 04.1944)

Ответов - 41, стр: 1 2 All

Miroslav: Уважаемый rotten! А книгу Ковалева Вы всю изучили? Можно не перепроверять?

rotten: Да изучил. Но: 1) доверяю я информации в ней % на 80, к сожалению набирая информацию по командирам ПЛ типа Д - нашел несколько неточностей пару ошибок (и если я еще в этом деле не знаток и могу сам ошибаться - то ваши слова о том что в этом материале Ковалева много ошибок - подтверждают мою правоту). Пример по Ленинцам: мне не понятно командование ПЛ Л-4 Болтуновым и Поляковым совместно в течении 9-10 месяцев по Ковалеву, 2) не все командиры имеются у Ковалева, точнее их био. 3) есть другие источники, которым я могу доверять как и Ковалеву 4) есть другие люди, владеющие информацией :) Итог - данный пост.

Miroslav: Уважаемый rotten! Я пришел к выводу, что Ковалева Вы не смотрели или не досмотрели потому, что у Вас нет Ставровского и Аверочкина по Л-3, поэтому рекомендую посмотреть еще. У меня готовых списков командиров за межвоенный период нет, я точно так же стал бы листать Ковалева и перепроверять его информацию. Что касается Болтунова и Полякова, то первый командовал Л-4 до февраля 1937 г., а второй с апреля 1938 г.

rotten: Ага. Благодарю. Когда читаешь биоданные ради интереса - не вникаешь в детали. А когда ищешь по командованию конкретными лодками - не упомнишь всех о ком прочитал ранне - опростоволосился. Буду перечитываать и искать дальше.

rotten: Ух. Пролистал пару станиц и сразу вопрс: Л-2 Асямолов Александр Александрович (1934 - 1936) Иванов Георгий Алексеевич (1931 – 1935?, 1936 - 1937) Может подскажите???

rotten: Еще, если позволите два вопроса: Чем можно прокомментировать сильные расхождения в датахко мандования черноморскими Л по Ковалеву и по Вашей книге "Подводные лодки ВМФ.....Черноморский флот"? и мог ли быть командиром Л-1 Скриганов в 1929 году, если лодка заложена 6 апреля?

rotten: Дополненно-исправленное Л-1 Скриганов Максим Петрович (1929) Шишкин Александр Георгиевич (1931) сдаточный командир Булавинец Александр Григорьевич (1931 – 1934) Максимов Петр Васильевич (1934 - 1938) Могилевский Сергей Сергеевич (09.11.1938 – 15.02.1941) Эйхбаум Николай Эдуардович (1943) Вершинин Федор Григорьевич (06.10.1943 – 30.08.1944) Л-2 Пышнов Александр Александрович (1932 - 1934) Асямолов Александр Александрович (1934 - 1936) Иванов Георгий Алексеевич (1931 – 1935, 1936 - 1937) Зайдулин Измаил Матигулович (04.1932 – 02.1933) дублер и ВРИД ??? Косенко Андрей Антонович (31.07.1938 – 16.03.1939) Чебанов Александр Петрович (31.03.1939 – 14.11.1941) Л-3 Пышнов Алесандр Александрович (1932 – 1934)??? Ставровский Алексей Иванович (1934 - 1935) Аверочкин Анатолий Кузьмич (04.07.1937 – 26.10.1938) Кульбакин Василий Федорович (27.11.1938 – 29.03.1939) Грищенко Петр Денисович. (18.07.1940 – 25.02.1943) Коновалов Владимир Константинович (09.03.1943 – 05.1946) Л-4 Васюнин Петр Никифорович (1930 - 1934) Болтунов Павел Иванович (04.1934 – 28.02.1937) Поляков Евгений Петрович (04.1938 – 13.06.1944) или 21.03.1943? Кердеев П.И. (13.06 – 01.07.1944) ВРИД Горбатовский Степан Петрович (15.09.1944 – 14.12.1945) Куликов Григорий Михайлович (14.05.1946 – 22.06.1946) Л-5 Рублевский Иван Алексеевич (1933 - 1936) Шатский Владимир Леонидович (1937 - 1938) Жданов Алексей Степанович (03.1938 – (10)23.10.1942) Гремяко Борис Васильевич (23.10.1942 – 24.04.1943) Леонов Михаил Васильевич ((08.01.1944)24.04.1943 – (12)04.04.1944) Никифоров Г.А. (04.04.1944 – 19.09.1944) ВРИД Школенко Николай Филиппович ((21.11.1944)19.09.1944 – 30.11.1949) Л-6 Рублевский Иван Алексеевич (1932 - 1933) Гаджиев Магомед Иманутдинович (05.1933 – 08.1933) ВРИД Шатский Владимир Леонидович (1933 - 1937) Бютнер Георгий Николаевич (26.03.1938 – 21.11.1938) Павленко Стефан Клементьевич (19.03.1939 – 08.05.1940) Буль Станислав Петрович (08.05.1940 – 11.01.1942(22.05.1942)) Стршельницкий Юрий Александрович (16.01. - 18 09.1942) ВРИД или (16.04.1941 – 18.09.1941)? Бук Александр Владимирович (18.09.1942 – 23.10.1942) или (03.09.1942 – 21.03.1943)? Жданов Алексей Степанович ((10)23.10.1942 – (16)26.04.1943) Гремяко Борис Васильевич (26.04.1943 – 04.1944)

Miroslav: Да, так оно больше похоже на истину. Мне нужно некоторое время на уточнение. Расхождения в данных между опубликованными мной и Ковалевым объясняется разницей в источниковой базе. Я брал за основу справочник по комсоставу флота за период войны, он - послужные карты. По идее последнее - более надежный источник, но его тоже нужно перепроверять и переписывать без ошибок :)

Miroslav: Скриганов - командир Л-1 с февраля по ноябрь 1929 г. пока она еще только закладывалась. Эйхбаум - 20.8-21.9.1943 Пышнов, как я понимаю, Л-2 не командовал - он точно командовал Л-3 о чем говорится в ее историческом журнале. Иванов, очевидно, командовал этой лодкой до конца 1934 г., поскольку на момент аварии 5.9.1934 - командир он, а после аварии скорей всего был снят. http://www.deepstorm.ru/DeepStorm.files/17-45/l%20II/l-2/l-2.htm Зайдулин, видимо, только дублер. Васюнин П.Н. - Л-4 с апреля 1930 по март 1934. Продолжение следует...

rotten: Спасибо за уточнения. Приятно с вами работать Мирослав Эдурдович! А возможно ли такое что Иванов вновь командовал Л-2 в 1936-1937 г.г., после перетасовки вернули его на прежнее место??? Сайт deepstorm хорош, проникаюсь уважением к людям его создавшим и поддерживающим. Хотя и там есть именно серьезные огрехи, например по Л-4 командир Тамман.

Miroslav: rotten пишет: Спасибо за уточнения. Приятно с вами работать Мирослав Эдурдович! Спасибо, стараюсь. rotten пишет: А возможно ли такое что Иванов вновь командовал Л-2 в 1936-1937 г.г., после перетасовки вернули его на прежнее место??? Да, такое в определенный период было возможно. В начале и середине 30-х на проштрафившихся командирах еще не ставили крест. Например, командир Щ-103 Е.А. Полтавский, допустивший выкидывание на камни, после чего "щука" была разбита штормом, не был репрессирован, а даже дослужился до командира бригады. Все валить на вредительство начали только с 1937 г. rotten пишет: Сайт deepstorm хорош, проникаюсь уважением к людям его создавшим и поддерживающим. Хотя и там есть именно серьезные огрехи, например по Л-4 командир Тамман. Да, не ошибается только тот, кто ничего не делает. В то же время бывают авторы, у которых уровень добросовестности явно ниже плинтуса. Данный сайт с моей точки зрения к ним не относится. Продолжаю правку Вашего списка по командирам. Поляков - командир Л-4 до июня 44-го точно. Фамилия следующего командира не Кердеев, а Кирдеев (был кусок его воспоминаний в "Тайнах подводной войны"). Леонов - к-р Л-5 с 8.1 по 2.4.1944 Буль с января по май 1942 г. находился под следствием за аварию Л-6 и фактически к-ром ПЛ с января по сентябрь был Стрешельницкий, который по документам числился командиром Д-5 (в мае там его сменил И.Я. Трофимов). Затем командовали: Бук 3.9-10.10.42; Жданов - 10.10.42-16.4.43, Гремяко с 16.4.43. Да, по Л-2 у Вас пропущен Рогачевский С.А. - командир с 9.2. по 14.7.1938

rotten: Благодарю.

rotten: Кто-то может добавить (исправить)??? данные взяты из: двух упоминаний в мемуарах и воспоминаниях К.М.Симонова "...как я ходил в поход на ПЛ..." когда он был военкором ("Разные дни войны. Днивник писателя"). Стршельницкий Юрий Александрович (1913 – 12.05.1943) Образование: Высшее военно-морское училище (1936). Капитан-лейтенант Секретарь военно-морского атташе в США (1937). Гражданская служба (1938 – 1939). В службе в ВМФ (с 1939). Флагманский артиллерист Бригады ПЛ Черноморского флота. Исполняющий обязанности командира ПЛ «Л-6» (16.04.1941 – 18.09.1941), старший помощник в качестве стажера на ПЛ Л-4 (09.1941), командир ПЛ «Д-5» (15.10.1941 – 16.05.1942), временно исполняющий обязанности командира ПЛ «Л-4» (01.1942 – 09.1942), начальник штаба 1 Дивизиона подводных лодок (05.1942 - ?). Умер во время операции (12.05.1943)

rotten: Некоторые изменения-дополнения после штудирования "Глубины подводных глубин" Полухиной о Ко (сегодня получил по почте) Л-3 Пышнов Алесандр Александрович (1932 – 1934) Ставровский Алексей Иванович (1934 - 1935) Аверочкин Анатолий Кузьмич (04.07.1937 – 26.10.1938) Кульбакин Василий Федорович (27.11.1938 – 29.03.1939) Грищенко Петр Денисович. (18.07.1940 – 05.02.1943) Коновалов Владимир Константинович (09.02.1943 – 05.1946)

Miroslav: Послужная карта Стршельницкого: Что же касается Г.Н. Холостякова, то он Л-3 никогда не командовал, о чем легко узнать из его мемуаров "Вечный огонь". http://militera.lib.ru/memo/russian/holostyakov_gn/index.html Вместо этого он командовал ПЛ "Большевик" (с 15.9.1934 - Б-3), после чего уехал служить на Дальний Восток. К сожалению, наши архивные работники тоже не всегда отличаются внимательностью.

rotten: Замечательно. Жаль причина смерти не известна. И неясность по срокам ПЛ Л-4 и Д-5, одновременно? По Холостякову - значит опечатка, все даты совпадают, только вместо В-3, Л-3. Уже вторая найденая мной, Вершинин по опечатке командовал Щ-131. Досадно, но дает дополнительный стимул докопаться до истины :) Холостякова убираю. Если что-то вдруг еще появиться у вас - буду признателен...

rotten: Ищу биоданные Ставровского Алексея Ивановича Ставровский Алексей Иванович (25.08.1902 - ?) Родился в Днепропетровске. Образование: Военно-морское училище им.Фрунзе (1923), штурманский класс Специальных курсов командного состава (1927), Учебный отряд подводного плавания (1932). Военмор. Штурман на ПЛ «Леопард» (1927 – 1928), штурман на ПЛ «Тур» (1928 – 1930), служба на посыльном судне «Абрек» (1930 – 1931), на посыльном судне «Циклон» (1931 – 1932), помощник командира учебного судна «Комсомолец» (1932 – 1933), командир ПЛ «Коммунар» (быв. «Тигр») Морских сил Балтийского моря (26.01.1933 – 14.11.1934), командир ПЛ «Л-3» (1934 – 1935 - ?). Дальше как видите обрыв. Может кто-то добавит. Возможно командовал ротой отдельного курсантского батальона, защищавшего Ленинград в боях под Ораниенбаумом осенью 1941 года.

dvzhuk: Если это тот же самый Ставровский… Старший лейтенант А. И. Ставровский, командир 1-й роты отдельного морского курсантского батальона, ранен 24 сентября 1941 в дер. Туюзи. [Непокоренный плацдарм. Л.: Лениздат, 1987. С. 41–47.]

rotten: Благодарю

rotten: Господа офицеры! может кто-то владеет информацией по этим людям: Кашеваров Евгений Терентьевич (возможно 22.12.1906 Курская губерния, с.Кузнецовка) ВРИО Л-4 (02.11.1937 – 07.04.1938) Командир ЭМ «Гремящий» кап2ранга Домнин Семен Васильевич комадир ПЛ Л-5 (08.02.1937, утв. 15.02.1937 – 02.11.(21.12.)1937) ВМУ с 24.07.1937 – старлей старпом крейсера «Молотов» (кап 3 ранга) Начальник штаба Новороссийской базы (капитан 2 ранга)

Буйный: rotten К сожалению, найти биографию офицера ВМФ-участника ВОВ, если он не ГСС, довольно сложно. Из офицеров Л-3 меня заинересовал штурман Луганский И.С. По данным сайта "Штурм глубины" с 04.1955 по 09.1955 он командовал ПЛ Б-9 (бывш. К-56) и в этом качестве принимал участие в испытаниях ЯО на Новой Земле (взрыв 21.09.1955 г.). Во время возвращения с испытании на лодке вышли из строя дизеля и отказала радиосвязь, лодка потерялась и была найдена самолетом только через три дня. В результате Луганский И.С. был снят с должности и уволен в запас. Отсюда возник вопрос: не слишком ли круто обошлись с опытными и заслуженным офицером? Луганский до войны плавал в торговом флоте, в начале ВОВ воевал на сухопутном фронте, потом всю войну прошел на Л-3 - и тут его вышибают с флота за выход из строя старой ПЛ, пережившей ядерный взрыв. Может его биография тоже попадала в Ваше поле зрения?

cyr: Буйный пишет: не слишком ли круто обошлись с опытными и заслуженным офицером? Так тогда же шло сокращение вооруженных сил. Вот повод и нашли.

rotten: Занимаюсь пока только командирами ПЛ, если что-то попадется - выложу

Miroslav: rotten пишет: Ищу биоданные Ставровского Алексея Ивановича Судя по ИЖ Л-3 в 1933-36 лодкой командовал Пышнов, в 36-37 Ставровский, с 37 г. - Аверочкин.

rotten: Спасибо. А уточнить месяц 1936 от пышнова к Ставровскому можно? Последний вариант у меня был таков Пышнов Алесандр Александрович (11.1931– 1934) Ставровский Алексей Иванович (1934 - 1937) Аверочкин Анатолий Кузьмич (07.1937 – 10.1938) Кульбакин Василий Федорович (11.1938 – 02.1939) Грищенко Петр Денисович. (07.1940 – 02.1943) Коновалов Владимир Константинович (02.1943 – 05.1946)

Miroslav: Если бы знал - сразу бы написал... И что тут у нас получается: Пышнов одновременно командует Л-2 Л-3? Так быть не может. Как я понимаю, на Л-2 он не служил, поскольку точно командовал Л-3 - вписано в ИЖ. Правда, там он указан ее командиром с 1933 года. Может сначала Л-2, а затем Л-3?

Miroslav: rotten пишет: Пышнов Александр Александрович (1932 - 1934) Асямолов Александр Александрович (1934 - 1936) Иванов Георгий Алексеевич (1931 – 1935, 1936 - 1937) Зайдулин Измаил Матигулович (04.1932 – 02.1933) дублер и ВРИД ??? Косенко Андрей Антонович (31.07.1938 – 16.03.1939) Чебанов Александр Петрович (31.03.1939 – 14.11.1941) Все понятно - пышнов не мог командовать этой ПЛ, поскольку в это период ей командовал Г.А. Иванов, о чем написано в самом списке.

Буйный: rotten пишет: Домнин Семен Васильевич 5.9.1906-17.11.1991 Старпом "Молотова" с 05.1941 по 10.1943 с 10.1943 по 12.1944 нач шт Новоросийской ВМБ нач отд БП штаба ЧФ 12.1944 - 1.1949

rotten: Да, конечно на Л-2 Пашнов не был, я забыл выложит последний вариант по Л-2 Иванов Георгий Алексеевич 12.1931 – 09.1934, 03.1936 – 12.1937) Асямолов Александр Александрович (с 09.1934 исполняющий обязанности, с 09.03.1935 утвержден командиром – 04.03.1936) Немченко Иван Александрович (ВРИО1936) ??? Рогачевский Сергей Антонович (12.1937 – 07.1938) Косенко Андрей Антонович (07.1938 – 08.1938) Чебанов Александр Петрович (09.1938 ВРИД (с 03.1939 – утвержден) - 14.11.1941)

Miroslav: rotten пишет: Чебанов Александр Петрович (09.1938 ВРИД (с 03.1939 – утвержден) - 14.11.1941) На счет ВРИДства не уверен - Чебанов по ПК старпом Л-1 с 3.1938 по 3.1939. С др. стороны по Ковалеву до 16 марта 1939 к-р Косенко А.А. Рогаческий по ПК к-р с 9.2.1938 по 14.7.1938

rotten: Косенко 08.1938 убыл на учебу в ВМА. Хотя, да, непонятно почему привлекается страпом с Л-1, если есть свой старпом. И еще вопрос с 12.37 по 02.38 Л-2 без командира?

Miroslav: rotten пишет: И еще вопрос с 12.37 по 02.38 Л-2 без командира? В эти годы многими ПЛ командовали старпомы :-(

rotten: Но ведь это фиксировалось соответсвующим приказом или могло быть и без оного?

Miroslav: rotten пишет: Но ведь это фиксировалось соответсвующим приказом или могло быть и без оного? По разному. Иногда в штабе было некому писать такие приказы... Да, кстати. Думаю, что Стршельницкий Л-6 никогда не командовал. В мае 42-го Трофимов сменил его на Д-5, а Стршельницкий, по-видимому, попал в госпиталь. Л-6 была в ремонте и в командире особо не нуждалась. По документам до 22 мая 1942 г. ей продолжал командовать находившийся под следствием Буль, а с сентября 42-го стал Бук.

Борис: Что стало с Булем после осуждения?

Miroslav: БУЛЬ Станислав Петрович. 27.11.1908 г. Санкт-Петербург - 27.5.1953. Русский. Капитан 1 ранга (22.5.1951). В ВМФ с 1926. Член компартии с 1940. Окончил ВМУ им. Фрунзе (1930), УОПП им. Кирова (1932). Вахт. к-р минного заградителя «25 октября» (5-9.1930), «9 января» (9.1930-12.1931), пом. к-ра «Л-5» (6.1932-1.1936), к-р «М-55» (1.1936-7.1938). Исполнял обязанности к-ра БЧ-1-4 «Щ-305» (5-7.1936). В июле 1938 уволен из рядов ВМФ, но в августе 1939 восстановлен. К-р «М-64» (11.1939-5.1940), «Л-6» (5.1940-5.1942), нач. отделения конвойной службы штаба АВФ (5.1942-6.1942), нач. 1-го отделения штаба АВФ (6.1942). Осужден судом ВТ к 10 годам с посылкой на фронт. К-р по операт. части штаба Махачкалинской ВМБ (9.1942-3.1943), ст. ком. по опер. части отд-я опер. и боевой подготовки штаба Астраханск. ВМБ (3-12.1943), нач. 1-го отд-я штаба (12.1943-8.1944), офицер по опер. части 2-й БПЛ ЧФ (8.1944-12.1946), нач. оргштатного отделения Орг.-строевого отдела штаба ЧФ (12.1946-11.1947), зам. НШ Потийской ВМБ ЧФ (11.1947-1.1949), пом. НШ Отряда вновь строящихся и кап. ремонтирующихся кораблей ЧФ (1.1949-7.1950), на руководящих должностях в штабе 7-й ВМФ (7.1950-5.1953). Умер от болезни. Награжден орденами: Красного Знамени (1946), Красной Звезды (1944).

dvzhuk: Ставровский из ВМХУ все же не тот, который Вам нужен. СТАВРОВСКИЙ Анатолий Иванович Канд. ВКП(б) Ранен при наступлении на дер. Туюзи Ораниенбаумского р-на Ленинградской обл. 24.9.41. Краткая характеристка поведения в бою: Командовал ротой. Управлять ротой в боевой обстановке может. Лично в бою действовал смело. [ЦВМА, ф. 1787, оп.2, д. 68, л. 125.]

Буйный: Miroslav пишет: Осужден судом ВТ к 10 годам с посылкой на фронт. Ужосс!!! Miroslav пишет: К-р по операт. части штаба Махачкалинской ВМБ (9.1942-3.1943), ст. ком. по опер. части отд-я опер. и боевой подготовки штаба Астраханск. ВМБ (3-12.1943) ну да - самый фронт... А ведь были подводники, сложившие головы в морской пехоте и безо всяких трибуналов... Короче - крупно повезло Станиславу Петровичу...

rotten: Буйный пишет: Ставровский из ВМХУ все же не тот, который Вам нужен. Не совсем понял. Участие Алексея Иванович в боях под Ораниенбаумом осенью 1941 возможно - но не обязательно. Указанный вами Анатолий иванович - военмор?

dvzhuk: Вы писали об Алексее Ивановиче Ставровском: Возможно командовал ротой отдельного курсантского батальона, защищавшего Ленинград в боях под Ораниенбаумом осенью 1941 года. В ЦВМА имеется документ под названием «Сведения о раненых и больных военнослужащих Военно-Морского Хозяйственного Училища В.М.Ф. убывших на излечение», в котором указано, что командовал ротой батальона курсантов и был ранен Ставровский Анатолий Иванович, т. е. не тот человек, биография которого Вас интересует.

rotten: Понял. Спасибо.



полная версия страницы