Форум » Люди флота » Военнопленные, взятые немецкими ПЛ (статистика) » Ответить

Военнопленные, взятые немецкими ПЛ (статистика)

поручик Бруммель: По просьбе ув. cyr начинаем составлять статистику взятых в плен немецкими подлодками за время Второй Мировой Войны. Как варианты берем для рассмотрения случаи: а) Подбора людей во время боевого похода ( в основном при возвращении на базу). б) Подбор членов экипажей сбитых самолетов ПЛО противника. в) Взятия на борт капитанов и механиков торпедированных судов (согласно приказа командующего подводными силами), а так же снятия с нейтральных судов граждан воюющих стран - противников Германии. г) Любые другие случаи не совпадающие со всем выше перечисленным. Помощь приветствуется.

Ответов - 37

поручик Бруммель: Начну с летчиков и гражданских. 22 марта 1943. К западу от Бреста, на подходе к Бискайскому заливу (BE6139), возвращающаяся на базу U 338 в 09:58 была атакована брит. "Галифаксом" из 502-й эскадрильи RAF. Самолет был сбит огнем зенитных орудий ПЛ. "Приводнение" из 8 членов экипажа пережил только австралиец сержант Тейлор (Его инициалы в различных источниках указываются по разному: H.C. Taylor или J. Taylor). Подобран U 338 и доставлен ей в Сен-Назер. 27 ноября 1943 К западу от Лиссабона (СF6544) в 21:50 U 238 и U 262 наблюдали падение самолета (брит. "Веллингтон" из 172-й эскадрильи RAF), сбитого U 764. Из семи членов экипажа выжили двое - флайт сержант Мартин (Nicolas J. Martin) и сержант Semple (Thomas B. Semple). В 22:12 оба подобраны U 238 и доставлены в Брест. Правда в ЖБД командующего подводными силами указано, что лодка доложила о трех пленных - радисте и двух пилотах, но это вероятнее всего ошибка, так как U 238 подобрала только двух вышеуказанных британцев. 26 мая 1944 К востоку от Бермудских островов (DE1351) в 05:53 португальский лайнер "Серпа Пинта" был остановлен U 541 для досмотра. Немцы обнаружили на судне контрабанду. По мимо на борту лайнера среди 200 пассажиров присутствовали мужчины призывного возраста, как граждане стран-противников Германии и евреи-беженцы. Командир лодки приказал команде и пассажирам покинуть судно, что бы после этого затопить его. Однако Дениц получив сообщение U 541 о сложившейся ситуации, отменил такое решение и приказал отпустить "Серпа Пинта", предварительно сняв с него наиболее важных "призывников" и изъяв документы на контрабандный груз. Лодка взяла на борт двух американцев португальского происхождения, объявить их военнопленными. Согласно информации сайта: http://escoben.blogspot.com/2006/02/serpa-pinto_03.html это были Виргилио Магина (Virgilio Magina) и Мануэль Пинто (Manuel Pinto). Американцы были доставлены U 541 в Лориан. Оба благополучно пережили плен.

cyr: 14 сентября 1939 Подводная лодка U 30 потопила английский пароход "Фанад Хед" в 280 милях на NNW от Малин-Хед. Сигнал с парохода был принят на авианосце "Арк Роял", с которого были высланы три истребителя-бомбардировщика "Скьюа" 803 эскадрильи FAA. Самолёты нашли подводную лодку и атаковали её бомбами. Однако, два самолёта были сбиты взрывами собственных бомб. Стрелки на обоих самолётах погибли, но оба пилота - лейтенант R.P. Thurston, RN (самолёт A7M L 2957) и лейтенант G.B.K. Griffiths, RM (A7K L 2873) уцелели и были подобраны всплывшей подводной лодкой, став первыми военнопленными, взятыми немецкими подводниками. Лемп и тут оказался первым.

cyr: 7 декабря 1942 Подводная лодка U 515 потопила старый пассажирский лайнер "Керамик" (40.30N, 40.20W). В условиях плохой погоды, ночью на лодку был поднят сапёр Eric Munday (Royal Engineers). Он оказался единственным выжившим из экипажа и пассажиров потопленного судна. 656 человек погибли.


поручик Бруммель: 3 декабря 1942 После торпедирования брит. судна " Уоллсенд" подлодка U 552 сняла со шлюпки его капитана Н. Каулфилда (Norman Caulfield), который был объявлен военнопленным. (Судно было атаковано к северу от островов Зеленого Мыса (DT8413). Лодка доставила капитана "Уоллсенда" в Сен-Назер 15 декабря, после чего он был отправлен в лагерь Milag Nord (Нижняя Саксония). Кстати, об этом лагере и его "близнеце". Milag служил местом заключения для моряков торгового флота союзников, где во время войны содержалось около 4.500 тыс. человек. Marlag являлся местом, где содержались пленные моряки брит. ВМФ.

Barrett: Я по Блэйру-АСТ буду давать инфу, так что, как известно, там могут быть переводческие косяки: 12 ноября 1939 Траулер, о котором идет речь -  Cresswell Огибая с севера Британские острова, Гус¬тав-Адольф Мюглер, командир подводной лодки U41, по¬топил английский траулер, расстреляв его из палубного ору-дия, после чего выловил из ледяной воды оставшихся в живых рыбаков. Спасенных людей Мюглер намеревался пересадить на другое рыболовное судно, которое рассчиты¬вал в скором времени встретить. Однако следующим суд¬ном, замеченным в море Мюглером, оказался норвежский танкер «Арне Кьоде» вместимостью 11 000 т. Воспользо¬вавшись только что полученным правом топить танкеры, не соблюдая призовые законы, Мюглер без проволочек пото¬пил «Арне Кьоде», поразив судно торпедой с усовершен-ствованным магнитным взрывателем. На этот раз Мюглер не позаботился о спасении экипажа, в результате чего пять норвежцев погибли. В тот же день, как и рассчитывал Мюглер, он встретил в море еще один траулер. Остановив рыболовное судно, Мюглер пересадил на него англичан. 08 июня 1941 На Нюрнбергском процессе первый вахтенный офицер подводной лодки U108 Хайнц-Конрад Фенн, выступая в защиту Деница, сообщил трибуналу, что, потопив 8 июня 1941 года греческий сухогруз «Дирфис», подводники, ру¬ ководствуясь установкой Деница, снабдили греческих моряков продовольствием и водой, а одного из греков, по¬ лучившего ранение, взяли на борт и оказали ему меди¬ цинскую помощь. Здесь http://www.uboat.net/allies/merchants/ships/975.html все выглядит несколько иначе. Впочем, в обоих вышеприведенных случаях пленники все же были высажены. Вот интересный момент: 21 июня 1942 Хейсе на U-128 топит американское судно West Ira Во время Нюрнбергского процесса Хейсе, бывший мо¬ ряк торгового флота, показал, что снабдил «хлебом и ро¬ мом» всех оставшихся в живых моряков с норвежского танкера «Зюд Африка», помог членам экипажа амери¬ канского грузового судна «Полибиус» занять места в спа¬ сательных шлюпках и взял на борт капитана другого американского грузового судна «Уэст Аира». Позже ка¬ питан «Уэст Аиры» прислал Хейсе рождественскую от¬ крытку, в которой вспоминал «прекрасно проведенное время» на борту U128 во время плавания во Францию Но на uboat.net об этом эпизоде ничего нет.

Barrett: 15 февраля 1943 U607 VII се¬рии под командованием кавалера «Рыцарского креста» Эрнста Менгерсена. 15 февраля он наткнулся на одинокий американский танкер — быстроходный 11 400-тонный « Ат-лантик Сан», принадлежавший компании «Сан Ойл». Тан¬кер вышел из Исландии, чтобы присоединиться к тихо¬ходному конвою ON 165, но еще не настиг его. Около полудня Менгерсен атаковал в подводном положении и взорвал танкер тремя торпедами. Танкер разлетелся на части, шестьдесят шесть человек, находившихся на его борту, попытались найти спасение на плотах и шлюпках. Мен¬герсен поднял на борт и взял в плен двадцатитрехлетне¬го торгового моряка, Вильяма Голобиша, но остальные ше¬стьдесят пять человек погибли. 5 апреля 1943 возвращавшаяся на базу U336 под командованием Ганса Хун¬гера подобрала еще шестерых спасшихся с «Джонатана Стар-джеса» и доставила их во Францию. 7 августа 1943 U757 двадца¬тишестилетнего Фридриха Дитца. 7 августа к западу от Фритауна он торпедировал 4116-тонное норвежское гру¬зовое судно «Фернхилл» и взял с него одного пленника. Все три этих упомянутых эпизода подтверждаются и информацией с убоат.нет У меня пока все, хотя вертится в голове еще один случай, когда были подобраны ЕМНИП два пилота, но лодка до базы не дошла, т.к. была потоплена, и, кажется погибли все - по крайней мере, подобранные пилоты точно погибли. Но вот что это была за лодка, вспомнить не могу. Было это, по-моему, в 1944 году.

поручик Бруммель: Barrett пишет: 21 июня 1942 Хейсе на U-128 топит американское судно West Ira Barrett пишет: Но на uboat.net об этом эпизоде ничего нет. Я не видел подтверждения этой информации. Что имеет в виду Блэйр, совершенно непонятно. Командир U 128 докладывая в штаб о потоплении данного судна, не упоминал ни о каких пленных. По мимо этого, в протоколе допроса спасенных членов экипажа данной лодки нет ни слова ни о каком капитане. Немцы про West Ira упомянули кратко - потопили 4000-е судно. И это выглядит весьма странно по сравнению с тем, что в следующем походе лодка приняла на борт двух человек, о чем пленные упомянуть не забыли. 10 ноября 1942 В 14:02 западнее островов Зеленого Мыса (EJ4787)U 128 торпедировала брит. судно Start Point. Лодка сняла со шлюпок двух человек : старпома судна George S. Johnson и стармеха J.O. Jones, которые были объявлены военнопленными. Немцы искали капитана судна, но свидетельству членов экипажа на момент торпедирования Start Point капитан был сильно выпимши и поэтому вероятно утонул, после того как прыгнул за борт. Оба пленных были переданы в тот же день на подводный танкер U 462, который доставил их в Лориан 7 декабря. Обоих отправили в упомянутый Milag Nord.

поручик Бруммель: Кстати, возвращаясь к теме подводных танкеров. По мимо вышеуказанного случая "дойные коровы" принимали пленных с других лодок еще несколько раз (жирным выделены даты пленения): 12 сентября 1942 22 сентября U 68 передала на борт U 459 двух британских моряков с потопленного ею брит. судна Trevilley - капитана Richard Harvey и старпома(по другой версии механика) Smiddley, которые были сняты со спасательных шлюпок и объявлены военнопленными. 4 ноября оба британца были доставлены Сен-Назер, после чего их ждал Milag Nord 5 декабря 1942 10 декабря уже вышеупомянутая U 128 при встрече с танкером U 461 передала на его борт капитана брит. судна "Teesbank" William George Loraine, объявленного военнопленным после гибели его судна. Британец был доставлен U 461 в Сен-Назер 3 января 1943. Потом в Milag Nord. 6 -12 марта 1944. В течении этих дней U 843 остановила и досмотрела несколько нейтральных пароходов. Среди них было португальское судно (его название и дата досмотра мне неизвестны), с борта которого был снят брит. специалист по подводным кабелям инженер G.W. Roynon. 19 марта во время рандеву с подводным танкером U 488, U 843 передала британца на борт "дойной коровы". 29 марта во время рандеву U 488 с U 123, британский инженер был передан на борт последней, так как она возвращалась во Францию. 24 апреля пленный был доставлен в Лориан.

cyr: Пробил убот.нет за 1939 г. Кроме лётчиков, взятых Лемпом ничего не обнаружилось.

поручик Бруммель: cyr пишет: Пробил убот.нет за 1939 г. Кроме лётчиков, взятых Лемпом ничего не обнаружилось. Принято. Продолжим. 24 февраля 1943 23 февраля 1943 во время атаки конвоя ON-166 подлодка U 183 нанесла повреждения брит. танкеру "Eulima". Поврежденное судно было добито ей же через 4 часа торпедой и артогнем. Экипажем танкера были спущены на воду 2 спасательных шлюпки, одна из которых чуть позже перевернулась. Вечером следующего дня U 409 обнаружила шлюпку с членами экипажа вышеуказанного танкера в которой находились 2-й и 3-й помощники, 9 британских и 4 китайских матроса (по другим данным в шлюпке находились не 14, а 12 человек). Лодка взяла на борт обоих офицеров (Frank de Richi и John Campkin) и оставив немного провизии оставшимся в шлюпке морякам, указав направление к берегу, продолжила свой поход. 12 апреля по приходу подлодки в Брест оба британца были отправлены Milag Nord. Случай на мой взгляд уникальный. Оба офицера стали свидетелями Великой Конвойной Битвы "поучаствовав" в ней в качестве пленников на U 409.

поручик Бруммель: 2 мая 1942 2 мая 1942 года U 402 торпедировала и потопила американский сторожевик ( в мирное время бывшего яхтой) USS Cythera. Из 71 одного члена экипажа корабля спаслось только два матроса Джеймс М. Браун и Чарльз Х. Картер, которые были подобраны лодкой на месте гибели сторожевика. Браун и Картер были доставлены U 402 во Францию. Подробности этой истории были прекрасно описаны на сайте uboat.net Майклом Маккарти, племянником Джозефа Б. Маккарти, который погиб на сторожевике в ту ночь. М. Маккарти посвятил много времени изучению истории USS Cythera и ее противника U 402 собрав большое количество материала по этой теме. Большую помощь ему оказал в этом Джеймс М Браун, бывший непосредственным участником тех событий. Под впечатлением от прочитанного я сделал перевод его рассказа о гибели USS Cythera и истории плена Д. Брауна и Ч. Картера, который выложен на uboat.net (смотрите ссылку выше). "USS Cythera (PY 26) - небольшая яхта с деревянным корпусом, которая была переоборудована в сторожевой корабль в течении четырех месяцев (декабрь 1941-март 1942) на военно-морской верфи в Филадельфии. Она несла 2 трехдюймовых палубных орудия, 4 пулемета 50-го калибра и имела запас в 50 гл. бомб, ее экипаж состоял из пяти офицеров и 66 нижних чинов. "Яхтой" командовал коммандер Чарльз Руддероу, ветеран американского ВМФ и ПМВ. Размеры корабля - 212 футов в длину и 28 футов в ширину. В полночь 1 мая 1942 года USS Cythera после погрузки покинул ВМБ Норфолк (Вирджиния) и начал переход к Пирл-Харбору, через Кристобаль (Панамский канал). По прошествии суток после выхода из Норфолка, корабль, двигавшийся на юг противолодочным зигзагом, был атакован в 06:41 2 мая немецкой подлодкой U 402 к востоку от мыса Страха (Северная Каролина). Лодка преследовала сторожевик в течение двух часов, после чего, погрузившись и заняв удобную позицию для стрельбы, выпустила в него три торпеды. Первая торпеда прошла перед носом, вторая за кормой, однако третий "угорь" поразил "американца". Судно переломилось пополам и быстро затонуло, при этом, по крайней мере, две глубинных бомбы взорвались под водой. Эту информацию сообщил мне один из выживших - Джеймс М. Браун, с которым я встречался в штате Мэн в 1991 году. Он нес вахту впередсмотрящим в момент атаки. Другим выжившим членом экипажа USS Cythera был Чарльз Х. Картер, но я не смог выяснить место его жительства. Он стоял на мостике рядом с командиром, когда корабль был торпедирован. (Замечу, что Чарльз Х. Картер находился на борту линкора "Оклахома" в момент его потопления японской авиацией в Пирл-Харборе. Он выжил в обоих случаях, когда находился на борту кораблей, которые были потоплены - невероятно!) Вскоре после того, как корабль затонул, U 402 всплыла на поверхность и начала обшаривать прожектором место его гибели, осматривая обломки, которые плавали в большом нефтяном пятне - все что осталось от сторожевика. Браун и Картер, цеплявшиеся за маленький спасательный плотик, были подобраны немцами и стали военнопленными. Американцы просили подводников оставить их в воде, но командир U 402 барон фон Форстнер ответил им: "Нет, парни, война для вас кончилась". Спасенные моряки были покрыты нефтью и фон Форстнер отдал Брауну свой свитер. Так же им предложили немного бренди. Браун бегло говорил на немецком языке, но я не догадался спросить у него дал ли он знать командиру ПЛ об этом. Он вспоминал, что инженер-механик лодки бегло говорил на английском, таким образом я делаю предположение, что инженер-механик был переводчиком при общении спасенных с подводниками. Когда Браун спросил фон Форстнера, почему, когда они находились в воде, их не расстреляли из пулемета - это вызвало настоящий шок у командира и экипажа подлодки, как американцы могут подумать о таких вещах. Условия в которых содержали американцев во время перехода лодки во Францию были хорошими. Каждый день и давали сигареты и выводили на верхнюю палубу глотнуть свежего воздуха. Браун сказал, что фон Форстнер был полон сочувствия к ним и не был нацистским фанатиком. Он был профессиональным моряком, выходцем из семьи военных. Командир U 402 не был в восторге от войны, но как немецкий офицер исполнял свой долг. Когда американцы были переданы в руки немецкой армии после прихода лодки во Францию, то они испытали страх от разницы между экипажем ПЛ и конвоирами, которые весьма грубо обращались с военнопленными. Во время почти трехнедельного перехода лодки во Францию между ее экипажем и американцами зародились теплые отношения, последние даже пригласили подводников к себе в гости в США после окончания войны. Браун был отправлен в лагерь военнопленных в Верхней Силезии, где находился до конца войны. Там размещалось производство синтетического топлива, где работали в основном британские военнопленные. В конце войны лагерь был брошен из-за угрозы наступающих советских войск и его узники совершили марш смерти к другому лагерю в Моосбурге, Германия. Браун был освобожден из плена в последних числах апреля 1945 передовыми частями 3-й армии Паттона и после этого был помещен в госпиталь на несколько недель." Текст составлен Майклом Маккарти.

smax: А зачем подлодке атаковать небольшой сторожевик (а не искать транспорт)?

Barrett: На безрыбье и сторожевик - линкор.

cyr: Спасибо. "Кифера" и после мобилизации официально числилась яхтой - Patrol Yacht (PY).

поручик Бруммель: smax пишет: А зачем подлодке атаковать небольшой сторожевик (а не искать транспорт)? На этот вопрос точный ответ может дать только командир U 402. Предположу, что лодка имела немного топлива для активного поиска целей и поэтому выбрала для атаки, то что встретила. cyr пишет: Спасибо. "Кифера" и после мобилизации официально числилась яхтой - Patrol Yacht (PY). Не стоит благодарности. Да, если именовать ее правильно, то это бы звучало именно так. Но я решил адаптировать ее к нашей терминологии.

smax: поручик Бруммель пишет: Предположу, что лодка имела немного топлива для активного поиска целей и поэтому выбрала для атаки, то что встретила. И два часа за ним гналась? Или 2 часа - это немного? поручик Бруммель пишет: На этот вопрос точный ответ может дать только командир U 402 Это да. С уважением, Макс

поручик Бруммель: smax пишет: И два часа за ним гналась? Или 2 часа - это немного? Не гналась, а преследовала. Лодка обнаружила корабль в 05:35. Преследовала его в надводном положении до 06:17 после чего погрузилась для предзалпового маневрирования. Маккарти несколько не точен в описании событий в данном случае.

поручик Бруммель: 21 октября 1941 20 октября 1941 года группа лодок "Шлагетот" начала преследование конвоя SL-89, после его обнаружения U 84 вечером того же дня. 21 октября U 123, входившая состав этой группы, атаковала вспомогательный крейсер "Аурания". Из трех выпущенных торпед две поразили цель в 04:28. Однако судно не смотря на полученные повреждения осталось на плаву, а нанести "удар милосердия" U 123 не позволили корабли эскорта. Сразу после торпедирования на "Аурании" произошла небольшая вспышка паники, вылившаяся в спуск на воду одной из спасательных шлюпок. Шлюпка была спущена неудачно, и шесть человек находившихся в ней оказались в воде. Трое из них были подобраны эскортным миноносцем "Кроом", однако оставшихся трех человек, включая старшего матроса Bertie Edward Shaw (1893 года рождения) не нашли. Всплывшая на поверхность в 10:09 U 123 обнаружила полузатопленную шлюпку за которую держался вышеупомянутый моряк. Немцы подняли его на борт, как военнопленного. Любопытный факт отметил в отношении британского моряка командир лодки Хардеген, когда 23 октября U 123 подверглась атаке глубинными бомбами со стороны брит. кораблей. Бомбы удачно накрыли лодку, в результате чего дали течь торпедные аппараты и ПЛ приняла около 4 тонн воды. В этот момент старший матрос "Аурании", был сильно обеспокоен, тем что лодка получила повреждения и посчитал ситуацию плачевной, периодически повторяя "Не хорошо, не хорошо (No good, no good)".

поручик Бруммель: 9 декабря 1942 Британское судно Nigerian в 00:05 было торпедировано U 508 в 130 милях юго-восточнее Тринидада. После попадания торпеды судно остановилось и начало передавать в эфир свои координаты и название. Чуть позже начался спуск шлюпок на воду. Через 45 минут лодка выпустила еще одну торпеду, после попадания которой пароход затонул. U 508 подошла к одной из шлюпок, что бы опросить спасшихся. Выяснив откуда шло судно и его груз, немцы сняли со шлюпки 4 британских офицеров (3 армейца и 1 летчик) - 2 майоров (Kirk и Borrett), капитана (Harrison) и флайт-офицера (Hall), которые разумеется были объявлены военнопленными и доставлены лодкой в Лориан.

поручик Бруммель: 7 августа 1944 Британское судно Empire Day было потоплено подводным крейсером U 198 в Индийском океане. Весь экипаж благополучно пережил торпедирование, однако один человек был взят на борт лодки в качестве военнопленного. Через пять дней U 198 была потоплена корабля британской поисковой группой 66 к западу от Сейшельских островов. Весь экипаж, включая британского пленного моряка, погиб. Согласно данным из книги Клэйя Блэйра, это был капитан Empire Day, однако сайт uboat.net считает, что немцы взяли в плен старшего помощника судна (Robert Courteney Selfe).

cyr: поручик Бруммель пишет: uboat.net считает, что немцы взяли в плен старшего помощника судна (Robert Courteney Selfe). Они правы. http://www.cwgc.org/search/casualty_details.aspx?casualty=2796639

поручик Бруммель: cyr пишет: Они правы. http://www.cwgc.org/search/casualty_details.aspx?casualty=2796639 ну раз правы, нам же легче. Значит знаем имя пленного. :-)

поручик Бруммель: поручик Бруммель пишет: 22 марта 1943. К западу от Бреста, на подходе к Бискайскому заливу (BE6139), возвращающаяся на базу U 338 в 09:58 была атакована брит. "Галифаксом" из 502-й эскадрильи RAF. Самолет был сбит огнем зенитных орудий ПЛ. "Приводнение" из 8 членов экипажа пережил только австралиец сержант Тейлор (Его инициалы в различных источниках указываются по разному: H.C. Taylor или J. Taylor). Подобран U 338 и доставлен ей в Сен-Назер. В дополнение к вышесказанному. Сержант Тэйлор в Сен-Назере:

поручик Бруммель: Снова подводный танкер 27 февраля 1943 1 марта U 66 передала на борт U 461 пленного британца(Daniel Sydney Davies), капитана судна St. Margaret. Этот пароход был потоплен 27 февраля U 66 юго-восточнее Бермудских островов. После опроса спасшихся членов экипажа, немцы сняли со шлюпки капитана, объявив его военнопленным. Предварительно U 66 снабдила людей оставшихся в шлюпках (среди них было три женщины – полька с дочерью и англичанка) провизией и указали курс к суше. Перед переходом на лодку, Девис просил своих людей связаться с его женой в Ливерпуле, после того, как они достигнут земли. Он считал, что у них есть для этого серьезные шансы, так как одна из шлюпок имела мотор и запас топлива на 8 суток. Экипаж U 461 относился к пленному британцу хорошо и он был весьма популярен на её борту во время возвращения лодки на базу. 22 марта 1943 капитан St. Margaret был доставлен U 461 в Сен-Назер. Cайт uboat.net ошибочно указывает, что Дэвис был доставлен во Францию U 66.

поручик Бруммель: 3 января 1943 В этот день штаб командующего подводными силами получил радиограмму с U 507: "Потопил судно "Baron Dechmont" (3,675 брт) в квадрате FB9141, следовавшего курсом 120 гр., со скоростью 9 узлов. Капитан судна взят на борт". К сожалению, судьба указанного в радиограмме капитана судна (его звали Donald MacCallum) была печальна. Через десять дней, после того, как он попал к немцам, лодка была потоплена американской авиацией ПЛО. Никто из находящихся на борту U 507 не выжил.

поручик Бруммель: Barrett пишет: У меня пока все, хотя вертится в голове еще один случай, когда были подобраны ЕМНИП два пилота, но лодка до базы не дошла, т.к. была потоплена, и, кажется погибли все - по крайней мере, подобранные пилоты точно погибли. Но вот что это была за лодка, вспомнить не могу. Было это, по-моему, в 1944 году. У меня тоже отложился в памяти этот эпизод, не смотря на то, что прошло уже лет шесть, когда я о нем читал у Блэйра. Но номер лодки я в пометки не вносил. Тем не менее, другой подобный эпизод, но со счастливым концом у мэтра присутствует. О нем я уже упоминал кратко: поручик Бруммель пишет: 27 ноября 1943 К западу от Лиссабона (СF6544) в 21:50 U 238 и U 262 наблюдали падение самолета (брит. "Веллингтон" из 172-й эскадрильи RAF), сбитого U 764. Из семи членов экипажа выжили двое - флайт сержант Мартин (Nicolas J. Martin) и сержант Semple (Thomas B. Semple). В 22:12 оба подобраны U 238 и доставлены в Брест. Правда в ЖБД командующего подводными силами указано, что лодка доложила о трех пленных - радисте и двух пилотах, но это вероятнее всего ошибка, так как U 238 подобрала только двух вышеуказанных британцев. Теперь более подробно. Блэйр упоминает, что после принятия на борт британских летчиков, Хорст Хепп (командир U 238) доложил об этом в штаб. 29 ноября штаб приказал ему идти на встречу с U 764, возвращавшейся на базу и передать ей пленных. Радиообмен был перехвачен и расшифрован союзниками, которые приготовили "сюрприз" немцам в месте рандеву, выслав туда группу ЭАВ "Боуг" и патрули наземной авиации ПЛО. Им было известно о нахождении на одной из лодок двух пленных летчиков, которых союзники надеялись по возможности спасти. Лодки так и не встретились, так как 29 ноября U 716 и 30 ноября U 238 подверглись атакам авиации ПЛО. Последняя пострадала особо, потеряв 2 членов экипажа убитыми и 5 раненными (включая командира ПЛ). Но для немцев и пленных пилотов все закончилось благополучно. Лодки сумели уцелеть и добраться до базы не смотря на повреждения.

поручик Бруммель: 9 июля 1942 9 июля 1942 американское судно "Санта Рита" (Santa Rita ) было торпедировано U 172 к юго-востоку от Бермудов (DP 2367). После попадания торпеды, судно лишилось хода и экипаж спустил шлюпки на воду. Появившаяся на поверхности, спустя 25 минут, лодка произвела три выстрела из палубного орудия по мостику, разрушив радиорубку. После этого немцы сняли со шлюпки капитана судна Генри Стивенсона (Henry R. Stephenson) и отправили на держащуюся на плаву "Санта Рита" подрывную партию из 5 человек. Поднявшиеся на борт подводники перед тем как установить заряды, пробыли там три часа, проведя подробный досмотр судна. Обнаружив на "американце" массу интересных вещей, немцы стали обладателями исключительно ценной информации. В их руки попали различные документы, в том числе и карта минных полей у Кейптауна, что позже сыграла плохую службу союзникам. Стоит отметить, в груз "Санта Рита" по мимо руды, асбеста и других материалов, включал в себя и два немецких танка, которые американцы везли в Бостон из Порт-Саида. В 20:30 судно было потоплено подрывными зарядами. Капитан Стивенсон был объявлен военнопленным и отправился на лодке в Лориан. Во время перехода лодки на базу, немцы вели себя с ним исключительно корректно, что сделало его словоохотливым. В результате, еще проведенных на лодке "допросов"-бесед американского капитана командиром ПЛ Эммерманом немцы получили от пленного немало ценной информации о Кейптауне. По прибытию лодки на базу, Стивенсон был отправлен в Вильгельмсхафен и в итоге оказался в лагере Milag Nord. В январе 1945 года, американский капитан был репатриирован и покинул Германию на шведском судне, после произведенного при посредничестве Красного Креста обмене военнопленными. Отмечу очень важную вещь. Определенно провести параллели между этим случаем и захватом британцами подлодки U 110 в мае 1941. Несомненно Стивенсон оказался самым важным военнопленным, среди захваченных немецкими ПЛ. Халатность экипажа "Санта Рита" и его капитана вылилось союзникам в потопление 60 судов общим тоннажем более 400.000 брт. Найденные на американском судне документы и сведения, полученные от его капитана, помогли немцам спланировать и успешно провести операцию "Кейптаун". И грянул кейптаунский "Паукеншлаг"..

поручик Бруммель: 31 октября 1942 В этот день к западу от Южной Африки. британское судно "Aldington Court" было торпедировано и потоплено U 172, возвращавшейся на базу после действий у Кейптауна. Экипаж успел спустить шлюпки на воду, прежде судно затонуло. Лодка подошла к одной из шлюпок с целью взять с нее кого-нибудь из офицеров судна для допроса. На борт был поднят первый помощник Джон О'Хаган (J. O'Hagan). К сожалению, дальнейшая его судьба представляет собой загадку. Не смотря на то, что сайт uboat.net утверждает, что О'Хаган "was taken prisoner by U-172.", мне не удалось выяснить был ли он доставлен лодкой во Францию. В особые противоречия ввергает своей информацией сайт http://www.cwgc.org, по данным которого первый помощник судна почему то считается погибшим 31 октября 1942: http://www.cwgc.org/search/casualty_details.aspx?casualty=2791666

Barrett: 26 февраля 1944 Интереснейший момент! Информация взята из Блэйра - в этот день Герхард Зеехаузен на U-66 года потопил британское грузовое судно Silvermaple из состава конвоя SLT 12, взяв в плен капитана и одного из моряков. Оба они погибли, когда U-66 была потоплена в том же походе. А теперь цитата из uboat.net: The master, five crew members and one gunner were lost. 47 crew members, nine gunners and one passenger were picked up by HMS Kildwick (Z 06) (Lt P. Pannell) and landed at Takoradi on 27 February. Про подобранных каптана и моряка на uboat.net нет ни слова. Кто прав?

Barrett: Капитана Silvermaple звали BRYDSON, WILLIAM CANDLISH. Про него нашел еще такую информацию: http://www.cwgc.org/search/casualty_details.aspx?casualty=2389454 Дата его гибели здесь указана такая: 27.02.1944 - на день позже даты потопления судна. Вот такие дела...

поручик Бруммель: Barrett пишет: Информация взята из Блэйра А ты не мог указывать из какого "Блэйра" ты берешь информацию? Это бы весьма сокращала время поиска.

поручик Бруммель: Barrett пишет: Капитана Silvermaple звали BRYDSON, WILLIAM CANDLISH. Про него нашел еще такую информацию: http://www.cwgc.org/search/casualty_details.aspx?casualty=2389454 Дата его гибели здесь указана такая: 27.02.1944 - на день позже даты потопления судна. Вот такие дела... Ты на самом деле искал не того человека. Вот кто тебе нужен: http://www.cwgc.org/search/casualty_details.aspx?casualty=2789646 5 марта 1944 В этот день в Гвинейском заливе U 66 торпедировало и потопило брит. судно "Джон Хольт" (John Holt). После попадания двух торпед судно продержалось на плаву не более 5 минут. Экипаж успел спустить 4 шлюпки и три плота. Всплывшая подлодка, предварительно дав очередь трассерами над шлюпками, подошла к первой из них и запросила капитана, судовые бумаги и название судна. Морякам из шлюпки приказали подняться на палубу для допроса, после произведения которого, немцы вернули их обратно в шлюпки, окромя капитан судна Хайма (Cecil Gordon Hime) и представителя компании-владельца судна, которого звали Элиот (Eliot). Их объявили военнопленными и оставили на борту U 66. Немцы сказали морякам в шлюпке, что их капитан будет доставлен во Францию через 3 недели. После этого командир U 66 пожелал британским морякам удачи и лодка оставила шлюпки. Однако свое обещание оберлейтенант цур зе Зехаузен не сдержал. 6 мая 1944 года оба пленных британца погибли вместе с лодкой. Barrett пишет: Про подобранных каптана и моряка на uboat.net нет ни слова. Кто прав? Надеюсь я ответил на твой вопрос и спасибо за поиск . "Silvermaple" входил в состав конвоя STL-12, который был атакован U 66 в указанный тобой день. После поражения судна торпедами, лодка подверглась контратаке эскорта, в ходе которой ей были причинены легкие повреждения. Зехаузену в тот момент было просто не до захвата пленных, ибо он уклонялся от гл. бомб, коих по его подсчетам было сброшено 53 шт.

Barrett: поручик Бруммель пишет: А ты не мог указывать из какого "Блэйра" ты берешь информацию? Это бы весьма сокращала время поиска. Первоначально - из Блэйра-АСТ. Но, после ряда известных моментов, взяв за правило, проверяю русскоязычную информацию по оригинальному тексту. В данном случае смысл при переводе почти не исказили. поручик Бруммель пишет: Надеюсь я ответил на твой вопрос и спасибо за поиск . Конечно ответил, спасибо тебе. По поводу поиска - мне и самому было весьма интересно. Получилось, что я нашел небольшой косячок у покойного старины Блэйра, впрочем, не впервые... Остался невыясненным один момент - почему гибель капитана Silvermaple на сайте www.cwgc.org/ датируется 27.02.1944 - на день позже даты потопления самого судна?

cyr: Проолжим начатое В основном uboat.net с некоторыми добавлениями. 14.09.1939 U-30 803 Sq. FAA Lt R.P. Thurston Lt Guy B.K. Griffiths 29.01.1940 U-51 EIKA (Nor.) Harald Støle - Messboy Alfred Johansen - Stoker 1.08.1940 U-34 HMS SPEARFISH AB William V. Pester 4.09.1940 U-46 LUIMNEACH (Ire.) N. Bartolo - Ordinary Seaman F.J. Richards - Fireman (Uboat.net - 3) 15.11.1940 U-65 KOHINUR (Br.) E. M. Condon - 2nd Mate 11.12.1940 ROTORUA (Br.) U-96 2 24.02.1941 U-48 NAILSEA LASS (Br.) Thomas Llewellyn Bradford - Master Alfred Hodder - Chief Officer 13.10.1941 U-75 HMS TLC-7 (A 7) A/PO W.A. Henley, DSM 21.10.1941 U-123 HMS AURANIA LS Bertie Edward Shaw 7.03.1942 U-129 STEEL AGE (US) Jose Muniz - Able Seaman 2.05.1942 U-402 USS CYTHERA (PY 26) SEA2/C James Monroe Brown PHM1/C Charles Harold Carter 11.06.1942 U-569 PONTYPRIDD (Br.) Herbert Vivian Bradley Morden - Master 24.06.1942 U-156 WILLIMANTIC (Br.) Leon Otto Everett - Master 29.06.1942 U-158 EVERALDA (Lv.) Jāņ Martinson - Master (+) Bernardo Corescardama (+) 5.07.1942 U-334 EARLSTON (Br.) Hilmar John Stenwick - Master (uboat.net Hilmar John Stenwich and 3 gunners) 5.07.1942 U-456 HONOMU (US) Fredrik Anderson Strand - Master 28.07.1942 U-209 HONOMU (US) Irving M. Elliot - Radio Oper. Frank C. Faddegon - Deckhand John F. Monteverde - Able Seaman Juan Ojea - Fireman/Watertender Paul Jerome Petro - Ordinary Seaman 3 gunners 5.07.1942 U-703 EMPIRE BYRON (Br.) Capt J. Rimington (Royal Electrical Mechanical Engineers) 9.07.1942 U-172 SANTA RITA (US) Henry R. Stephenson - Master 12.07.1942 U-116 SHAFTESBURY (Br.) Uriel Eynon - Master 19.07.1942 U-332 LEONIDAS M. (Gr.) 2 27.07.1942 U-582 STELLA LYKES (US) S. Charles Wallace - Master Walter Raymond Morrison - Chief Engineer 29.07.1942 U-155 BILL (Nor.) Christian Hartvig Evensen - Master 2.08.1942 U-160 TREMINNARD (Br.) Donald Hunt - Master 2.08.1942 U-510 MALDONADO (Ur.) Mario Giambruno - Master 4.08.1942 U-155 EMPIRE ARNOLD (Br.) Frederick Tate - Master 4.08.1942 U-160 HAVSTEN (Nor.) Gjert Olsen - Master Jack Holt - British Radio Officer 6.08.1942 U-66 ROZEWIE (Pol.) Jerzy Lewandowski - Master 7.08.1942 U-108 BREÑAS (Nor.) Oscar Kløcker - Master 9.08.1942 U-130 MALMANGER (Nor.) Jan M. Jacobsen - Master Peder Johan Olsen - 1st Engineer 9.08.1942 U-752 MENDANAU (Du.) 3 [Master S.A. Jonker] 11.08.1942 U-109 VIMEIRA (Br.) Norman Ross Caird - Master 26.08.1942 U-130 BEECHWOOD (Br.) Samuel James Dring - Master 6.09.1942 U-109 TUSCAN STAR (Br.) Gordon Herneth Gill - 2nd Wireless Operator 12.09.1942 U-68 TREVILLEY (Br.) Richard Harvey - Master Smiddley - Chief Officer 13.09.1942 U-594 STONE STREET (Pan.) Harald Anderson - Master 17.09.1942 U-109 PETERTON (Br.) Thomas William Marrie - Master 20.09.1942 U-515 REEDPOOL (Br.) William James Downs - Master 24.09.1942 U-617 ROUMANIE (Bel.) Suykerbuyk - Chief Engineer 30.09.1942 U-125 EMPIRE AVOCET (Br.) Frederick Pover - Master A. Berry - Chief Engineer 11.10.1942 U-615 EL LAGO (Pan.) Finn Abrahamson - Master Gerrit Baas - 1st Engineer 31.10.1942 U-172 ALDINGTON COURT (Br.) 1st Officer 2.11.1942 U-586 EMPIRE GILBERT (Br.) Ralph Urwin - Deck Boy Arthur Hopkins - Gunner Douglas Meadows - Gunner 7.11.1942 U-566 GLENLEA (Br.) John Russell Nicol - Master 10.11.1942 U-128 START POINT (Br.) George S. Johnson - Chief Officer J.O. Jones - Chief Engineer 18.11.1942 U-67 TORTUGAS (Nor.) Rolf Endresen - Master Trygve Jensen - 1st Engineer 21.11.1942 U-163 EMPIRE STARLING (Br.) Eric Monckton, MBE - Master 23.11.1942 U-518 CADDO (US) Paul B. Muller - Master (+ 27.04.1943, Rotenburg, Germany) Bendik Lande - Chief Officer 3.12.1942 U-552 WALLSEND (Br.) Norman Caulfield, OBE - Master 5.12.1942 U-128 TEESBANK (Br.) William George Loraine - Master 6.12.1942 U-103 HENRY STANLEY (Br.) Richard Jones - Master 7.12.1942 U-515 CERAMIC (Br.) Sapper Eric Munday Royal Engineers 9.12.1942 U-508 NIGERIAN (Br.) Major Kirk Major Borrett Captain Harrison Flying Officer Hall 27.12.1942 U-507 OAKBANK (Br.) James Stewart - Master (+) Ian Hamish Innes-Sim - Apprentice (+) 29.12.1942 U-336 PRESIDENT FRANCQUI (Bel.) G. Bayot - Master 3.01.1943 U-507 BARON DECHMONT (Br.) Donald MacCallum - Master (+) 8.01.1943 U-507 YORKWOOD (Br.) Frank Herbert Fenn - Master (+) 25.01.1943 U-575 CITY OF FLINT (US) Robert Daigle - Chief Cook 3.02.1943 U-217 RHEXENOR (Br.) C.W.G. Allen - 4th Mate 3.02.1943 U-632 CORDELIA (Br.) I.C. Bingham - Chief Engineer 6.02.1943 U-266 POLYKTOR (Gr.) master & 1 crew 15.02.1943 U-607 ATLANTIC SUN (US) William Golobich - Ordinary Seaman 23.02.1943 U-186 EULIMA (Br.) Frank Le Riche - 2nd officer John Campkin - 3rd officer (uboat.net - Campkin) 5.04.1943 U-336 JONATHAN STURGES Jose Garrido - Oiler Ralph Pichet - Ordinary seaman Rufus Edward Stough - Chief cook William Edgar Weaver - Fireman/Watertender 2 gunners 27.02.1943 U-66 ST. MARGARET (Br.) Daniel Sydney Davies - Master 4.03.1943 U-515 CALIFORNIA STAR (Br.) Cameron Stewart - 2nd Officer 7.03.1943 U-221 JAMAICA (Nor.) Odd A. Ernstsen - 3rd Engineer Ewart Francis Wilkinson or Alfred Riley - Radio Operator (+ 21.03) 20.03.1943 U-518 MARISO (Du.) 2 25.03.1943 U-518 INDUSTRIA (Sw.) Master and 1st Engineer 5.04.1943 U-182 ALOE (Br.) Angus Maclennan - Master (+) 1.05.1943 U-182 ADELFOTIS (Gr.) Master (+)\ 5.05.1943 U-123 HOLMBURY (Br.) John Bryce Lawson - Master 18.05.1943 U-103 FORT CONCORD (Br.) C.S. Huxley - 2nd Engineer J. Oxton - Messboy 15.05.1943 U-105 MAROUSSIO LOGOTHETIS (Gr.) 2nd Officer 29.05.1943 U-198 HOPETARN (Br.) 2nd Officer 5.06.1943 U-198 DUMRA (Br.) Henry Townsend Graham - Chief Engineer (+ 18.09.1944, Junyo Maru) 6.06.1943 U-198 WILLIAM KING (US) Owen Harvey Reed - Master (+ 18.09.1944, Junyo Maru) 7.07.1943 U-198 LEANA (Br.) Joseph Crosthwaite - Master 17.07.1943 U-178 CITY OF CANTON (Br.) Reginald Marry Broadbent - 2nd Officer 7.08.1943 U-757 FERNHILL (Nor.) Nils Bremer Johannesen - 3rd Engineer 22.08.1943 U-24 3+3 DB-36, DB-37 (Sov.) 20.09.1943 U-161 ST. USK (Br.) G.H. Moss - Master (+) 24.10.1943 U-155 SIRANGER (Nor.) Otto Friis Hansen - 3rd Mate 20.12.1943 U-515 PHEMIUS (Br.) D.B.L. Grew - Radio Officer 26.01.1944 U-957 FORT BELLINGHAM (Br.) R. McAllan - DEMS E. Haycock - DEMS 15.02.1944 U-168 EPAMINONDAS C. EMBIRICOS (Gr.) 2 Officers 5.03.1944 U-66 JOHN HOLT (Br.) Cecil Gordon Hime - Master (+) Stanton Hanna Elliott - Agent of the John Holt Co (+) 13.04.1944 U-711 SOLVOLL (Nor.) (m/b) 8 норвежцев-беженцев. 11.05.1944 U-129 EMPIRE HEATH (Br.) Frederick Wakeham - Chief Steward 2.07.1944 U-547 BODEGRAVEN (Du.) B.A. Molenaar - Master 7.08.1944 U-198 EMPIRE DAY (Br.) Robert Courteney Selfe - Chief Officer (+) 26.08.1944 U-957 NORD (Sov.) Lieutenant Skomorokh boatsman boy master of a lighthouse 26.12.1944 RT-52 Som (Sov.) U-995 1 Названия наших кораблей не правил. С ними нужно отдельно выяснять. За скобками остались Spreewald, Laconia, Rhakotis, Nova Scotia, т.к. там не столько пленных брали, сколько забирали своих. Есть ещё один интересный момент. 15.06.1942 U-552 потопила английский пароход ETRIB. Капитан, 34 члена экипажа, 4 артиллериста и 2 ранее спасённых моряка были подобраны корветом HMS Marigold, переданы на спасательное судно Copeland и благополучно доставлены на берег. 2 члена экипажа и 2 артиллериста погибли. Но. боцман G.W. Briscoe и матрос Billy Swinchin спасены не были. Они вплавь добрались до спасательного блота, но позже Брискоу перебрался в пусткю шлюпку. В тумане они потеряли друг друга. Брискоу был подобран немецкой подводной лодкой через две недели, а вот Суинчин только 29 августа (!) тоже подводной лодкой. Оба в итоге попали в Милаг. [BR]http://www.mowbars.plus.com/History/Billy%20Swinchin.html На uboat.net про это нет. Список американских моряков-военнопленных. [BR]http://www.usmm.org/pownames.html

igor: Советские кроме последнего случая верны, список взятых в плен с НОРДА тоже. Про пленных с мотоботов ДБ неизвестно, но они шли на буксире у СКА. А вот СОМА нет. 29.12.44 ПЛ вроде потопила ТЩ-883 (бывш. РТ-45 ДВИНА, борт №37).

поручик Бруммель: Брискоу, а по другой версии Джордж Уильям Бискол (Biscol-родился 6.05.1892 в Ливерпуле)) был подобран вечером 24 июня U106 Раша, которая остановилась осмотреть замеченную шлюпку. Что же касается Суинчина, то на поверку его история имеет несколько очень неясных моментов. Плот был обнаружен 29 августа U214 Гюнтера Редера, на борт которой Суинчин и был взят. Однако есть версия в некоторых источниках, в том числе и в Уинне, что данный моряк был с одного из потопленных судов конвоя SL-119, которые были атакованы 27-28 августа. История этого моряка часто встречается на форумах торгового флота, однако почему-то нигде не конкретизируется лодка, которая его подобрала. В том числе и на сайтеhttp://www.sailorshome.org/viewtopic.php?f=21&t=1150 Нахожу это странным, так как уж если это сумел сделать я, потратив на это несколько часов, то они тоже могли бы сделать это также. Кирилл, у меня есть вопрос по размещению информации в этой теме. Смотри ЛС.

cyr: поручик Бруммель пишет: Нахожу это странным Собственно, я тоже. История несколько мутновата.



полная версия страницы