Форум » Вопросы Мирославу Эдуардовичу Морозову » Вопросы М.Э. Морозову-2 » Ответить

Вопросы М.Э. Морозову-2

поручик Бруммель: Так как первая ветка, посвященная данной теме автоматически закрылась, открывается новая. Начало Здесь Уважаемые коллеги! Рад довести до вашего сведения, что теперь на нашем форуме Вы можете пообщаться с канд. ист. наук полковником Мирославом Эдуардовичем Морозовым, автором многих работ, посвященных войне на море в ВМВ. Мирослав Эдуардович любезно согласился лично отвечать на вопросы участников и гостей нашего форума, которые появились у них в процессе прочтения его книг и статей. Как я полагаю, таковые, несомненно, имеются, особенно после недавнего выхода его нового труда «Советский подводный флот 1922-1945», написанного совместно с К.Л. Кулагиным. Мы так же прилагаем список работ Мирослава Эдуардовича, с которыми можно ознакомиться в сети ( вы можете пополнить этот список, выслав ссылки на другие работы мне на ЛС, если знаете где они расположены): Шнелльботы Подводные лодки типа "С" Подводные лодки типа "Щ" Подводные лодки типа "Щ" ПЛ типа VII Противолодочное оружие Ленд-Лиза Гуадаканал Охота на кабана Операция "Вундерланд" Топи их всех? ( часть 1) Топи их всех? (часть 2) Топи их всех (часть3) Судьба танков десанта Чисто английское убийство Это было под Двинском.. Здесь можно скачать все три книги ""Подводные лодки ВМФ СССР в Великой Отечественной Войне. Летопись походов" ПЛ ВМФ СССР в ВОВ" Так же вы можете познакомиться с некоторыми работами Мирослава Эдуардовича в нашем ЧИТАЛЬНОМ ЗАЛЕ Прошу вас быть по отношению к нашему уважаемому гостю предельно вежливыми и не уклоняться в своих вопросах от топичности темы. С уважением к вам, поручик Бруммель. P.S. Свой взгляд на правила поведения в этой ветке, Администрация форума изложила вот здесь: ПРАВИЛА

Ответов - 312, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 All

mop: Уважаемый Мирослав Эдуардович! В некоторых книгах и передачах по TВ обсуждается вопрос о так сказать о "черезмерном применении жестокости" нашими подводниками по отношению к нейтральным и гражданским судам (растрел К-21 норвежских рыбаков, потопление С-13 Густлофа и т. д.) как к этому относится, как реалям войны или же как военным преступлениям.

vvy: А где можно купиль "Летопись?"

Miroslav: Уважаемый mop! Тяжело дать оценку этим случаям с точки зрения современных морально-правовых норм. Некоторые из них действительно могут рассматриваться как военные преступления (я имею в виду только некоторые случаи потопления судов артиллерийским огнем, потопление "Густлофа" законно в такой же мере, как и неограниченная подводная война вообще). Почему так получалось? По целому ряду причин, к которым относились в том числе и слабые знания норм международного морского права нашими подводниками, и отсутствие подготовки к войне по призовому праву, и отсутствие разведданных об истинной обстановке на позициях (кого там можно встретить, как осуществляется экономическая деятельность во вражеских или нейтральных водах). Вообще же методы ведения войны у подводников разных стран были примерно одинаковыми, разными были только цели, которыми страны руководствовались в войне.


Miroslav: Уважаемый vvy! Хотя цена уже установлена - 250 рублей - "Летопись" пока не продается. Сомневаюсь, что ее будут продавать через магазины - видимо только через специализированные толкучки и непосредственно в НИИГ ВМФ, может еще на столе в ГШ ВМФ.

U-Jager: Уважаемый Miroslav! Помогите разобраться с судьбой немецких охотников UJ-117 и UJ-1214. Какой именно UJ-117 погиб в Финском заливе 30.09.41г. - Mob-FD 82 или Gustav Koerner? И что за путаница у Гренера с UJ-1214? Одни и те же данные в его справочнике относятся и к Mob-FD 3, и к Rau V. Кто из них стал жертвой мин Л-15? С уважением, Jager

Miroslav: Уважаемый U-Jager! UJ-1214 в Финском заливе в 1941 г. погибнуть не мог - 12-я флотилии там не было. Погиб 117-й, который, насколько мне известно (в документах флотилии названий траулеров не указано) был "Uhlenhorst". Gustav Koerner в составе этой флотилии погиб еще 4.12.1939 в Большом Бельте на немецкой или датской мине, но затем был поднят и введен в строй под другим тактическим номером. По 1214 такая же ситуация - в документах флотилии его название как траулера не укзано даже в рапорте о гибели. Лично я всегда считал, что погиб тогда Rau V, но подтвердить документом не могу.

U-Jager: Уважаемый Miroslav! Рискну усомниться в том, что UJ-117, погибший в Финском заливе - это "Уленхорст". Дело в том, что судя по справочникам, он поменял свой номер с 117 на 174 еще в январе 1941г. Поэтому список претендентов на звание жертвы наших мин все тот же - Mob-FD 82 либо же Gustav Koerner. Если погиб MFD - тогда эта потеря безвозвратная (по нему, кстати, больше ничего не прослеживается). Если Gustav Koerner (по Роверу) - получаем восстановленный корабль. В поисках информации по данных охотникам, наткнулся на одну странную вещь, которую не заметил раньше. Гренер, оказывается, отрицает, что Alane (ex-Warwickshire) погибал под немецким флагом. Он проследил (не знаю, насколько верно) его судьбу, вплоть до 50-х гг. Какой же тогда Nki-09 утопил Щедрин 19.7.43г. ? С уважением, Jager

Олег: Уважаемый Мирослав. А как вы оценивате подготовку экипажей подлодок у наших непосредственных соседей - Финляндии, Эстонии, Латвии, Польши и Румынии? Повысилась или понизилась боевая ценность латвийских и эстонских подлодок при замене экипажей на советские? В общем, насколько адекватны подводные силы стоящим передними задачам у этих малых стран?

Miroslav: Уважаемый U-Jager! Я и не утверждаю, что 117-й - "Уленхорст". Я кучу раз встречал ошибки в Гренере, что в старом, что в новом, так что ничего не стану утверждать на его основе. Как я уже замечал, в документах 11-й флотилии название корабля не приводится, так что каждый волен считать, что ему угодно. Что касается "Алане", то его название прямо указывается в КТВ Адмирала Полярного побережья. Так что Ваш пример очень удачен для иллюстрации того бардака, который творится с немецкими материалами по мобилизованным кораблям. Уважаемый Олег! В нашем отчете, посвященном обследованию прибалтийских лодок (датирован февралем 1941 г.) есть раздел, посвященный подготовке личного состава. Латвийские лодки в этом плане были неинтересны, поскольку лодки из-за техсостояния в море не ходили, следовательно экипажи БП не занимались. Про эстонцев написано больше и интересней. Отмечался высокий уровенб подготовки комсостава и технических специалистов. На основе эстонского опыта предлагали ввести семинары на командирской учебе в РККФ. Сама первичная подготовка офицеров осуществлялась в военно-морских учебных заведениях Англии, Франции и Швеции. Что касается оценки уровня подготовки экипажей в целом, то оценить ее одним словом достаточно сложно. Первичная подготовка зарубежем была достаточно высокой, но в дальнейшем при осуществлении БП она, очевидно, падала, поскольку организовать полноценную БП для таких стран очень сложно - дорого, мало практического боезапаса, специализированных вспомогательных судов. Ремонты часто превращались в долгострой ("Дельфинул" даже несмотря на военное время стал в ремонт летом 1942 года и так и не вышел из него до окнчания б/действий) с неизбежными перерывами в БП. Таким образом, наш личный состав в ходе БП постепенно рос над собой и накапливал опыт, недополученный в учебных отрядах, а у них, с моей точки зрения, наоборот. В принципе, боевые действия "Лембита" в нашем флоте оказались достаточно удачными и я сомневаюсь, что будь на нем эстонский экипаж, они были бы лучше.

U-Jager: Уважаемый Miroslav! Спасибо за ответ. Слово "бардак" подходит хорошо. Едва ли не самая аккуратная нация, и вот такое... По поводу КТВ Адмирала Полярного побережья... Там есть что-нибудь о повреждениях(гибели) СКР V 6308 и V 6311 22. 10. 44г. в результате наших налетов? А то у немецких историков по этому поводу какая-то разноголосица... С уважением, Jager

Miroslav: Уважаемый U-Jager! Этот КТВ сохранился только по 15.9.1944 включительно, а за последующий период уничтожен. Лучше смотреть журнал 63-й флотилии. По техническим причинам сегодня выкладка документов не работает, так что выложу позже. Смысл таков: V 6308 - 2 прямых попадания бомб, тяж. повреждения палубы и машины, 4 убитых, 6 раненых, Корабль вышел из строя, отбуксирован из Сюльте-фьорда в Тю-фьорд (Тана-фьорд) БО-1206 на след. день. V 6311 - повреждения от пушечно-пулеметного обстрела, тоже повреждена машина. Начал буксироваться БО-1207, но на след. день прибыл в Тю-фьорд уже своим ходом. В КТВ инженер-механика флотилии указано, что V 6308 получил одну бомбу в радиорубку со стороны левого борта, которая вызвала сильный пожар. Вторая бомба прошла прошла насквозь через дымовую трубу и палубу. Поврежден котел и управление паром главной и вспомогательной ЭУ (дословно). Это же "управление" перебито обстрелом на V 6311, но отремонтировано к 23.30 тех же суток. Ни один, ни другой корабль не погибли.

Miroslav: Уважаемый U-Jager! Обещанный скан из КТВ 63-й флотилии СКР.

U-Jager: Уважаемый Miroslav! Спасибо за ответ. Кроме того, хочу выразить признательность за добротную статью в "Ф-Мастере" о фильме "Первый после бога". Правда, было б лучше, если-бы Вы эту статью поместили не только в журнале, но и в сетке (в яндексовской "афише" это вполне доступно). Сейчас-то поезд уже ушел, но, вообще, такие рецензии стоит размещать в более массовых источниках. Тем более, что в ближайшее время, судя по всему, появится немало подобных "шедевров", и с ними надо хоть как-то бороться. По поводу немецких КТВ... Что, вообще, осталось из документов немецкого морского командования? Какой наш ТВД, на Ваш взгляд, наиболее изучен на данный момент? Есть ли периоды и зоны, по которым мы никогда не сможем сделать окончательных выводов? С уважением, Jager

Miroslav: Уважаемый U-Jager! Рецензия и была написана для "сети", а Соломонов обещал мне дать ссылку на ее сетевую публикацию. http://filmkapitan.lacory.ru/cgi-bin/ikonboard.cgi?s=435a8522b41bbf28;act=SF;f=1 (официальный форум фильма, сейчас у меня не открывается) http://www.lozhki.net/forum/showthread.php?s=&threadid=5636 и еще где-то. Про яндексовскую афишу я не зла - разместил бы и там. Что касается немецких документов. Их огромное множество и вряд ли хватит жизни и денег собрать полную коллекцию хотя бы по восточным театрам. Существуют практически любые документы до декабря 1944 - января 1945 гг. С учетом того, что на двух из трех наших театрах б/действия закончились до этого периода, есть очень многое. Единственное известное мне исключение - КТВ учебных флотилий ПЛ, которые были уничтожены почти целиком. Есть, увы, отдельные провалы и в других документах, но благодаря многократному дублированию с другими документами всю конкретику можно восстановить. По периоду после января 1945 г. существуют только отдельные документы, большей частью по ПЛ, которые очень серьезно изучались за рубежем. В последнее время зарубежным историкам стали доступны материалы операции "Ультра" - материалы дешифровки немецкого радиообмена ВМС. Те кто с ними работал в восторге, но что там есть по Восточной Балтике, было ли оно вообще дешифровано и сохранено англичанами - большой вопрос. В любом случае ознакомиться с этим можно только на месте, а попасть туда пока не получается. Из ТВД лучше всего известен, пожалуй, Север. Есть серьезные работы зарубежных историков, есть масса зарубежных любителей (в первую очередь в Норвегии), которые изучают б/действия в своих водах. С финнами и румынами, к сожалению, сложнее - есть отдельные интересующиеся люди, но документальная база у них слабая, а ответы с опорой на "Хронику" Ровера на сегодняшний день мало кого могут устроить. Единственный путь исследования - поэтапный заказ и изучение немецких документов отечественными специалистами поскольку, как показывает практика, зарубежные либо тенденциозны, либо слабо знают б/деятельность нашего флота и не могут грамотно сопоставить немецкую информацию с нашей.

mop: Уважаемый Мирослав Эдуардович! В серии "Арсенал коллекция" был анонс Шнельботов, что по ним слышно.

Miroslav: Уважаемый mop! На прошлой неделе во вторник был в "ЭКСМО-Яуза", так при мне А. Дашьян сдавал пленки на "шнелльботы". Думаю, ждать осталось 2-3 месяца.

mop: Уважаемый Мирослав Эдуардович! Спасибо, будем ждать. У же долгое время встречаю инфорацию о книге об Минно- торпедной авиации ВМФ СССР ожидается ли её выход или проект похоронен.

Miroslav: Уважаемый mop! Только сегодня оказией из Питера получил макет 2-й части. Сразу после праздников отправлю ее вычитанную назад, где ее незамедлительно отдадут в печать. По крайней мере так обещает Апальков. Так что прошу тех же 2-3 месяцев ожидания :)

Сергей Ильин: Уважаемый Мирослав Эдуардович! Скачал (грешен, увы) Вашу "Фронтовую Иллюстрацию" про ПЛ КБФ и в описании действий, например, Д-2 частенько вижу слова "заруб. данных нет". Например: "В 09.57 3.10.1941 произвела торпедную атаку на КОН (2 ТР, 2 ММ) в районе м-ка Хегбю (ТР 12000 т, через 1 мин взрыв -- заруб данных нет)". Это означает, что в очередной раз "атакован маяк" или просто этот случай пока не расследован? ПЭЭС. Огромное спасибо за "Советский подводный флот"!

Miroslav: Уважаемый Сергей Ильин! Спасибо за высокую оценку моей книги. Сергей Ильин пишет: Это означает, что в очередной раз "атакован маяк" или просто этот случай пока не расследован? Нет, никакой иронии в эти слова я не вкладывал - действительно пока не обнаружены зарубежные данные, позволяющие прокомментировать результаты этой атаки. Процесс их поиска ведется постоянно. Что же касается атаки, приведенной Вам в качестве примера (это ведь 1942 г., не так ли?), то ее целью почти наверняка являлся шведский конвой, а документальных данных по ВМС Швеции к настоящему моменту практически нет.

U-Jager: Уважаемый Miroslav! Повлияло ли обнаружение корпуса U-286 на выяснение обстоятельств ее гибели? По-моему (я могу ошибаться), подтверждается успех британских кораблей. Или это все же "Карл Либкнехт"? С уважением, Jager

Repulse: Уважаемый Мирослав Эдуардович! Хотелось бы узнать мнение о том, что В ночь с 21 на 22 июня 1941 года итальянский флот тайно прошел Босфор и оказался на просторах Черного моря. За самую короткую летнюю ночь через пролив проследовали линкор, крейсера, эсминцы, не менее 15 подводных лодок, а также транспорты с десантом... "Что за чушь? - возмутятся военные историки. - Такого не было и быть не могло!" Во-первых, турецкое правительство, наученное горьким опытом Первой мировой войны, буквально зубами вцепилось в свой нейтралитет и старалось не давать повода ни одной стороне для втягивания своей страны в боевые действия. Во-вторых, итальянский флот был настолько серьезно потрепан к маю 1941 года англичанами, что едва справлялся со снабжением собственных и германских войск в Ливии. В-третьих, Гитлер весной 1941 года категорически заявил, что Крым (Готенланд) должен принадлежать Третьему рейху, жить там должны только немцы, и тем пресек зондирование Рима о возможных приобретениях в Тавриде. Можно привести еще два десятка веских причин. Тем не менее во вторжение эскадр Муссолини в Черное море всерьез поверили советские адмиралы как в Москве, так и в Севастополе. Кто первый высказал столь грозное предостережение, сейчас установить невозможно без полного рассекречивания архивов наших спецслужб. Но в любом случае данные об участии в нападении на СССР итальянского флота и о концентрации германских транспортных самолетов в Румынии поступали неоднократно - по линии военной разведки и от НКВД. К 22 июня 1941 года в наших военно-морских штабах ситуация сложилась почти что гоголевская: все боялись ревизора, все ждали ревизора, и любой слух о нем автоматически становился реальностью. К тому же ВМФ СССР с 1920-х годов отрабатывал один и тот же вариант боевых действий - подход эскадр противника к базам советского флота и отражение атаки нашими кораблями на минно-артиллерийской позиции. Наконец, отечественных военачальников и флотоводцев крайне напугали немецкие морские десанты в Норвегии и воздушный десант вермахта на Крите. Байки ли это или в руководстве ВМВ СССР и ЧФ действительно ждали прихода мифических эскадр противника? П.С.: для всех интересующихся - полный текст статьи здесь: http://nvo.ng.ru/history/2005-10-21/5_strahi.html

Miroslav: Уважаемый U-Jager! К своему стыду вынужден признать, что мне факт обнаружения U 286 доселе был неизвестен. Не могли бы Вы дать ссылку на ресурс, где об этом можно было бы прочитать? Уважаемый Repulse! Если отбросить лирику, то по сути автор приведенного Вами сообщения прав. Но не все так просто. Основным источником нашей развединформации была "желтая" пресса - в первую очередь американские и французские журналисты, акредитованные в Турции и Болгарии. Судя по тому с каким упорством они писали эту ерунду, мы имеем дело с немецкой операцией по дезинформации противника. Надо признать, что в снижении активности ЧФ в первые месяцы ВОВ газеты оказались более эффективным оружием, чем немецкие магнитные мины.

поручик Бруммель: Miroslav пишет: К своему стыду вынужден признать, что мне факт обнаружения U 286 доселе был неизвестен. Я думаю, что стыдиться Вам нечего. Если бы обнаружили, то об этом было бы известно. В различных интернет-изданиях переодически всплывает эта новость, но она еще ни разу не была подтверждена.

Miroslav: Уважаемый поручик Бруммель! Спасибо, успокоили. А то после того сообщения я битый час лазил по uboat.net в поисках информации об обнаружении 286-й.

U-Jager: Уважаемый Miroslav! Вот примерные адреса по которым прошла инфа по данной ПЛ: http://www.timegate.ru/chronicle/show_chron.php?id=122 http://www.stoletie.ru/cgi-bin/email.cgi?data=050711132615&rubrica=101 http://lenta.ru/Search?Search=u-286&x=0&y=0 http://www.newsru.com/russia/11jul2005/boot.html Честно говоря, когда я задавал этот вопрос, я был уверен, что уже решено, "что" нашли и "кто" это. И никак не ожидал, что эти данные неизвестны Вам. Воплей было уж больно много. Сейчас-то адресов уже меньше. Вполне возможно, что это и "утка", но настораживает одно: исходило все именно от наших. По карте (которой уже не найти) можно было понять, что нечто найденное находится ближе к координатам атаки британцев, нежели к месту атаки "Либкнехта" или "Дерзкого" (см. статью Кузнецова в "Ф-Мастере" 2001.5). Если это возможно, проясните, пожалуйста, у наших доблестных североморцев, насколько данная информация соответствует действительности. С уважением, Jager

Miroslav: Уважаемый U-Jager! Честно говоря, не читаю "советских газет" ни до ни после обеда :) Об обнаружении ПЛ (в частности наших "С-8", "Щ-211" и др.) я обычно узнаю от сотрудников Научно-исследовательской группы ВМФ (НИИГ), где регулярно бываю (они находятся на той же территории, что и архив). Насколько я понимаю, официального доклада об обнаружении ПЛ в ГШ ВМФ от СФ не получали. Когда Вы задали свой вопрос я первоначально предположил, что речь идет об обнаружении буквально последних недель и информация из Североморска просто не успела дойти. Когда я понял, что речь идет об июле прошлого года, все стало понятно. Думаю, что все произошедшее можно объяснить обычной практикой сливать информацию в прессу до того, как она будет подтверждена. Обнаружив нечто на дне во время поисков мины кто-то поспешил объявить находку U-286. По-видимому, при углубленном обследовании сразу нашлось что-то, что указало, что обнаруженный объект вообще не ПЛ. Вообще в последне время очень много уток на эту тему. Так проходила информация об обнаружении Щ-317, "Калева", А-3 а потому выяснялось, что люди, заявившие об этом, до того, как дать информацию, не удосужились провести даже элементарного внешнего осмотра. На Севере, где уже рядом с берегом глубины уходят за 100 метров такое обследование объективно затруднено. Не случайно у нас на Севере до сих пор не обнаружена ни одна наша погибшая ПЛ периода ВОВ.

поручик Бруммель: Miroslav пишет: Спасибо, успокоили. А то после того сообщения я битый час лазил по uboat.net в поисках информации об обнаружении 286-й. То что Вы там ничего не обнаружили совершенно не удивительно. На сколько я помню, там данный вопрос вообще не обсуждался. Полтора года назад по ист. форумам Рунета пробежала новость о том, что U 286 была найдена и теперь планируется ее подьем. Ноги у этой вести росли из немецкого интернет-издания, вот здесь лежала статейка на эту тему: http://www.bild.t-online.de/BTO/news/2005/07/11/russen__uboot__eismeer/russen__finden__uboot__u286__im__eismeer.html Сейчас на этой страничке уже ничего нет, но полтора года назад там висела статья об обнаружении U 286 вместе с какой то аляпистой картой места дислокации ПЛ и фото немца, который занимается этим вопросом. Что бы выяснить истину я обратился к немецким коллегам с просьбой прокомментировать эту информацию. Ответ был следующий : "Don't believe just one word this "news"-paper is writing. There is just one thing this kind of papers want do, MAKING MONEY. I can remember a couple of weeks ago they discovered Hitlers last u-boat off the BALEARES. Everytime they need a headline they dig out such stories. There is nothing secret in U-286, everything is known. If there is just a minimum of truth in this story than the fact that the russian navy found a larger object in KOLA BAY, but I am sure there are a lot of them there. Future will show what they found, maybe U-286 which should be there. But I am sure nobody will get a permission to open a wargrave!" (с) После такого ответа вопросов по этой теме у меня не осталось, но запушенная "утка" об обнаружении U 286 продолжает благополучно порхать по страницам наших информационных порталов. Подтверждением чему служат ссылки приведенные уважаемым U-Jager.

Miroslav: Уважаемый поручик Бруммель! Спасибо за уточнение. Думаю, что теперь вопрос исчерпан окончательно.

mop: Уважаемый Мирослав Эдуардович! Вы упоминаете что часть документов по боевым действиям ВМС Германии была уничтожена, в чём причина, что немцы пытались скрыть таким образом. В связи с истории о подделкой журнала U-30,были ли у немцев другие попытки "периписать историю".

Miroslav: Уважаемый mop! Уничтожение документов перед сдачей в плен - обычный ритуал в вооруженных силах. Конечно в условиях всеобщей капитуляции он терял всякий смысл так же как и затопление кораблей, но немецкие профессионалы не смогли отказать себе ни в том, ни в другом удовольствии :) Других случаев, подобных истории с U-30, когда решение о подделке документов принималось на самом верху, мне по кригсмарине не известно.

Михаил: Господа, известно ли Вам за что был шишен звания героя Сов.Союза капитан 3 ранга Малышев в 1952 году Получил он звезду за потопление двух транспортов и БДБ немцев у берегов Крыма. Одно утверждают, что Малышев приписал себе эти успехи и сбежал сначала в ВеликобританиЮ а затем в Австралию, дргуие - что он умер в 1973 г и похоронен в Ялте. Есть еще какая либо информация. С Уважением, редакция журнала "Military Крым".

Miroslav: Уважаемый Михаил! В изданном силами ЦВМА в 2006 г. биографическом справочнике "Военные моряки - герои подводных глубин (1938-2005)" официально сообщается, что Н.И. Малышев умер 13.10.1973 г. в г. Ялта. Причины лишения звания ГСС официально не указываются (в указе ПВС формулировка "за поступки, порочащие звание орденоносца"), но реально, насколько мне известно, было то, что Н.И. Малышев после увольнения со службы по состоянию здоровья жил с женщиной, которая занималась незаконной врачебной практикой и из ревности отравила (я не знаю с летальным ли исходом или нет) сына Малышева от первого брака. Якобы Малышев знал об этом. Информация о том, что он потопил 2 ТР и БДБ не соответствует действительности как и то, что эти успехи он себе "приписывал". Он искренне заблуждался относительно результатов своих атак.

эсквайр: Уважаемый Мирослав Эдуардович! Поздравляю с новым 2007 годом! Желаю крепкого здоровья и дальнейших творческих успехов! Очередной вопрос по истории Черноморского подплава: "Лодка А-3 кап.-лейт Цурикова, выполняя боевое задание, находилась в заданном районе под водой, имея ход в 2,7 узл под двумя эл.двигателями. В 8.00 штурман установил, что лодку сносит с курса. Плохая видимость не позволяла командиру уточнить место нахождения, а всплыть в этот момент было нельзя. Поэтому знать о том, как влияют течения на скорость ПЛ, штурман не мог. Из первого отсека в ЦП сообщили, что впереди слышны шорохи, и что корпус лодки уже коснулся грунта. Дальше события развивались очень быстро. В 8.02 командир приказал дать задний ход; обороты эл. двиг. соответствовали скорости лодки в 4,5 узла. Через полминуты скорость возросла до 6,5 узл.(!!) Спустя 30 секунд Цуриков в перископ обнаруживает впереди скалу, а еще через полминуты лодка ударилась форштевнем об эту скалу. После удара ПЛ подвсплыла и только теперь начала медленно отходить назад..." Под это описание подходит боевой поход 21.12 1942 - 3.01. 1943 гг., но посадка на мель в подводном положении и столкновение со скалой на весьма приличном ходу -вещи разные. Просьба уточнить. С уважением...

cyr: Miroslav пишет: В изданном силами ЦВМА в 2006 г. биографическом справочнике "Военные моряки - герои подводных глубин (1938-2005)" Сразу вопрос. А где эту книгу приобрести можно?

Miroslav: Уважаемый cyr! Весной 2006 г. продавалась во всех крупных книжных магазинах Москвы и Питера. Возможно и сейчас стоит. А так - на толкучках. Тираж указан 1500 экземпляров.

поручик Бруммель: Уважаемые участники и гости форума. Мирослав Эдуардович просил извиниться за то,что не сможет ответить на ваши вопросы до 8 января из-за тех. трудностей с интернетом. С уважением, поручик Бруммель.

Miroslav: Уважаемые друзья! поручик Бруммель пишет: из-за тех. трудностей с интернетом. Я бы даже добавил с "долбанным интернетом" :) Категорически отказывавшие вчера переустанавливаться драйвера модема, сегодня утром встали на место как на образцово показательном занятии. Я снова с Вами.

Rr+: Miroslav, скажите пожалуйста, что за корабли были в составе соединения, обнаруженного Щ-127 14 августа 1945 г. в Японсокм море?

Miroslav: К сожалению, мне это не известно, поскольку японских документов нет. В труде "Боевая деятельность ПЛ ВМФ СССР в ВОВ" Т.3. по этому поводу имеется следующая фраза "впоследствии выяснилось, что это была группа кораблей противника в составе крейсера в охранении эсминцев и сторожевых кораблей, направлявшаяся в Гензан" Лично я в этой информации сомневаюсь, поскольку перемещения японских крейсеров и ЭМ отслеживали американцы, а они об этом не пишут. Да и само состояние крупных кораблей ВМФ Японии на август 1945 г. было таким, что я даже не вижу подходящей кандидатуры среди крейсеров на поход в Гензан.



полная версия страницы