Форум » Вопросы Мирославу Эдуардовичу Морозову » Вопросы М.Э.Морозову-4 » Ответить

Вопросы М.Э.Морозову-4

поручик Бруммель: Так как ветка, посвященная данной теме снова автоматически закрылась, открывается новая. Последние ответы Мирослава Эдуардовича Здесь Уважаемые коллеги! Рад довести до вашего сведения, что теперь на нашем форуме Вы можете пообщаться с канд. ист. наук полковником Мирославом Эдуардовичем Морозовым, автором многих работ, посвященных войне на море в ВМВ. Мирослав Эдуардович любезно согласился лично отвечать на вопросы участников и гостей нашего форума, которые появились у них в процессе прочтения его книг и статей. Как я полагаю, таковые, несомненно, имеются, особенно после недавнего выхода его нового труда «Советский подводный флот 1922-1945», написанного совместно с К.Л. Кулагиным. Мы так же прилагаем список работ Мирослава Эдуардовича, с которыми можно ознакомиться в сети ( вы можете пополнить этот список, выслав ссылки на другие работы мне на ЛС, если знаете где они расположены): Шнелльботы Подводные лодки типа "С" Подводные лодки типа "Щ" Подводные лодки типа "Щ" ПЛ типа VII Противолодочное оружие Ленд-Лиза Гуадаканал Охота на кабана Операция "Вундерланд" Топи их всех? ( часть 1) Топи их всех? (часть 2) Топи их всех (часть3) Судьба танков десанта Чисто английское убийство Это было под Двинском.. Здесь можно скачать все три книги ""Подводные лодки ВМФ СССР в Великой Отечественной Войне. Летопись походов" ПЛ ВМФ СССР в ВОВ" Так же вы можете познакомиться с некоторыми работами Мирослава Эдуардовича в нашем ЧИТАЛЬНОМ ЗАЛЕ Прошу вас быть по отношению к нашему уважаемому гостю предельно вежливыми и не уклоняться в своих вопросах от топичности темы. С уважением к вам, поручик Бруммель. P.S. Свой взгляд на правила поведения в этой ветке, Администрация форума изложила вот здесь: ПРАВИЛА

Ответов - 310, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 All

маркушка: Уважаемый Мирослав Эдуардович ! В работе "Топи их всех" Вы пишете что генерал Грюнер был взят в плен. Но у немцев он числится погибшим в этот день. И ещё - "то что немцы потеряли трёх комдивов из пяти" - но кроме упомянутых, погиб ещё полковник(ген.м-р посм.) Бётц - командир 50 пд. Следовательно немцы в последние дни потеряли 4 командиров дивизий. Кроме того одному ком.полка было присвоено посмертно ген.м-р, ещё один ген.м-р командир Arko 132(командир артиллерии дивизии?) удостоен посмертно ген.л-т, и один ген.м-р - командир какого то F.K.853(что то зенитное?) числится пропавшим без вести аж 15 мая.

Miroslav: Уважаемый маркушка! Тогда у меня не было исчерпывающих данных по комсоставу вермахта и не по чему было перепроверить инфу о комдивах. Уважаемый Сумрак! Спасибо, выручили, а то я не силен в японских персоналиях.

dakar: День добрый. Вопрос такого плана: Где можно посмотреть сколько судов противника потопила каждая из наших подлодок в годы войны? На почти полторы тысячи немецких у-ботов все расписано по каждой лодке- сколько патрулей, сколько утопила и где. А вот по нашим я такой информации почему-то не нашел, хоть их и было почти в десять раз меньше. Ну и напоследок. В своих мемуарах Г.И.Щедрин (командир С-56) пишсал что они в звезде на рубке написали цифру 8, плюс 2 не подтвержденных- Итого 10 пароходов. А вот на сайте http://town.ural.ru/ship/ship/s56.php3 про С-56 написано всего 4 парохода. И чему спрашивается верить? Сам я лично склоняюсь верить воспоминаниям Щедрина, но хотелось-бы все-же узнать официальную статистику, тем более что лодок не так и много было.


поручик Бруммель: Miroslav пишет: Уважаемый Сумрак! Спасибо, выручили, а то я не силен в японских персоналиях. А я все таки настаиваю, что бы ветку использовали по назначению. Уважаемым Сумраку и уважаемому Евгению Пинаку замечание. Очень злой администратор.

Miroslav: Уважаемый dakar! dakar пишет: Где можно посмотреть сколько судов противника потопила каждая из наших подлодок в годы войны? Как вариант, в моих трудах :) dakar пишет: И чему спрашивается верить? Сам я лично склоняюсь верить воспоминаниям Щедрина, но хотелось-бы все-же узнать официальную статистику, тем более что лодок не так и много было. Так официальная статистика с мемуарами Щедрина совпадает - десять побед: 1. 10.4.1943 - ТР 2. 14.4.1943 - ТР 3. 17.5.1943 - ТН 4. 17.7.1943 - ТР 5. 19.7.1943 - СКР 6. 28.1.1944 - ТР 7. 4.3.1944 - ТР 8. 15.7.1944 - ЭМ 9. 24.9.1944 - ТР 10. 26.9.1944 - ТЩ Немцы подтверждают четыре: 17.5.1943 - ТН "Eurostadt" 17.7.1943 - ТЩ М-346 19.7.1943 - СКР NKi-09 28/1/1944 - ТР "Heinrich Schulte" Если очень хотите могу выложить немецкие документы отражающие каждую атаку.

garret75: Уважаемый Мирослав Эдуардович! Вопросы по Крыму 41 года. Первые Лагг-3 в авиации ВМФ появились в ЧФ, но фотографий я нигде не видел. Где бы их увидеть. В монографии в журнале АВИАМАСТЕР №4 2005 год есть боковик раннего Лагга б/н 14, насколько он достоверен? Есть ли фото подтверждающие данную окраску и данный цвет б/н. Второй вопрос по И-153 чайкам. Летом осенью на чайках подвешивали РСы или только бомбы? Четких фото не нашел. Опять же боковики из Авиамастера верны или нет? Есть много фото с Ленинградского и других фронтов, а с крыма не видел. Я как моделист хочу сделать несколько самолетов ВВС ЧФ периода лето осень 41 года.

Miroslav: Уважаемый garret75! Все камуфляжи, приведенные в статье есть результат авторской реконструкции художника - А. Юргенсона. Какими-то фото он, безусловно, пользовался. Как я понял из документов в первых боях, в которых истребительная авиация ЧФ применялась в качестве штурмовой, И-153 использовался только с бомбами. В отчете Фрайдорфской группы, которая существовала до конца октября 41-го говорится, что он брал до 150 кг бомб - 2 ФАБ-50 и 2 АО-25. РС применялись в тот период только с И-16 29-й серии - всего 6-7 таких самолетов в группе. Довооружение РСами, видимо, произошло поздней - в период обороны Севастополя.

Miroslav: Уважаемый друзья! Поскольку раньше несколько раз обсуждались вопросы, связанные с результативностью подводного минзага Л-3 и устойчивостью наших шифров, хотел бы убить обоих зайцев одним документом. Он немецкий и касается первой минной постановки Л-3 у Мемеля. Это фрагмент КТВ FdN за 26.6.1941. Как видете, благодаря радиоперехвату и дешифровке немцы знали о планирующейся постановке еще до того, как она была произведена (днем 27.6). Пять бывших голландских люгеров из 31-й флотилии ТЩ пытались найти это поле по точно известным координатам в течение 28-утра 30 июня, но так и не нашли. Вот вам и успехи, вот вам и шифры :((( P.S. Благодарю уважаемого Kieler'а за предоставленный документ.

маркушка: Уважаемый Мирослав Эдуардович! Есть ли у Вас данные о грузах погибших на минах немецких судов на Балтике в 41 году?

Miroslav: Уважаемый маркушка! Только по некоторым. Например, погибший у Мемеля "Эгеран" вез стройматериалы.

Борисыч: Уважаемый Мирослав Эдуардович! Не могли бы Вы подсказать суммарные потери ВВС ЧФ в августе 1942 г.? Попытка сравнить советские и немецкие потери на юге в этом месяце пока привела к цифре 693 vs 185. Однако, данные по 4 ВА лишь за период 10-25.8.42. Данных по ВВС ЧФ нет вовсе. Что есть (в т.ч. на земле): 8ВА - 495 (19+); 102 ИАД ПВО - 72(?); 5 ВА - 60 (14); 4 ВА - 66 (?). Заранее благодарю.

маркушка: Уважаемый Мирослав Эдуардович! Есть ли данные по потерям экипажа на немецких кораблях в 1941 году на Балтике - 1 июля - М-3134 10 июля М-201 26 июля R-169 1 августа RA-53, RA-55 9 сентября RA-58 1 октября R-205 28 октября V-309 31 октября М-1708 3 ноября М-511 22/23 ноября V-1706 Также интересует вопрос о принадлежности команды Осло и Эмсхорна на севере, Горделии на Чёрном море и Мозеля на балтике в 1941 году - военные моряки или гражданские ? И ещё если можно - есть ли какие данные по потерям людей 14 ноября 41 года на балтике, на потопленном артиллерией баркасе и пяти повреждённых с плавбазы MRS-11 ???

Miroslav: Уважаемый Борисыч! К сожалению, у меня нет возможности немедленно ответить на Ваш вопрос. Постараюсь сделать это в течение след. недели. Уважаемый маркушка! М-3134 - 9 погибших, 5 тяжелораненных М-201 - 4 убитых, 25 раненых R-169 - 7 погибших, 4 тяжело и 7 легкораненых RA-53, RA-55, RA-58 - не было таких. Это более позднее наименование катеров-тральщиков группы "С" 36-й М-флотилии (в группу входили R-201 - R-206), которые только 20 августа 1941 г. прибыли в Либаву. 1 октября R-205 - 15 погибших, 2 спасено 28 октября V-309 - 7 погибших, ? раненых 31 октября М-1708 - 8 погибших, ? раненых 3 ноября М-511 - у меня документальных данных нет 22/23 ноября V-1706 - вероятно имелся в виду М-1706, погибший днем 22.11.1941 - 7 погибших маркушка пишет: Также интересует вопрос о принадлежности команды Осло и Эмсхорна на севере, Горделии на Чёрном море и Мозеля на балтике в 1941 году - военные моряки или гражданские ? Осло и Горделия - что это? Где и как погибли? Мозель - торпедовоз 3-й флотилии ТКА - военные моряки, Эмсхёрн - торговое судно. маркушка пишет: И ещё если можно - есть ли какие данные по потерям людей 14 ноября 41 года на балтике, на потопленном артиллерией баркасе и пяти повреждённых с плавбазы MRS-11 ??? Потерь в людях не было. Группа пинассов пыталась перейти из Палдиски в Виртсу через Моонзундский прол. Когда батарея с Осмуссара начала обстрел, пинассы пристали к берегу в бухте, где с них сошел личный состав. 1 пинасс разбит прямым попаданием, два затонули из-за осколочных пробоин и три получили повреждения в результате касания грунта при швартовке.

SeeMin: Здравствуйте, Мирослав. Мы как-то пробовали уже решать вопрос с таблицами торпедной стрельбы. Тут назрел вопрос насчет таблиц для стрельбы с ВИ. Везде пишется, что они рассчитаны на погрешность 10 градусов, но где-то пишут, что 10 градусов истинного курса, где-то - курсового угла. Если погрешности КУ, то непонятно, о каком именно КУ идет речь. Если о том, что определяется при определении ЭДЦ, то он может определяться многократно, стало быть можно подвести только под суммарную погрешность при определениях КУ, а не для каждого измерения, что, в свою очередь никак не может обеспечить точности стрельбы. Если о том, что определяется при выходе на боевой курс, то тогда дело касается рассчетов позиции залпа, но в материалах по замечаниям к атаке Лунина сказано, что метод ВИ не обеспечивает перекрытия ошибок в определении позиции. Так 10 градусов - это ИК или КУ?

маркушка: Уважаемый Мирослав Эдуардович! Огромное спасибо за ответ. Особенно по потерям в людях - хочу разоблачить одну "буржуазную фальсификацию" о которой уже писал, и по Мозелю - а то его как только не называют - плавбаза, малый танкер и тд. Осло это транспорт, погиб на мине, на Севере 26 декабря, погибла команда 29 человек и 257 солдат. Информация была в примечаниях к переиздававшейся "Хронике войны на Севере", помню, там говорилось, что у него было другое название, так как принадлежал до немцев другому государству(Норвегия? - но точно сказать не могу) Горделия - немецкий транспорт погиб на мине, на Чёрном море 2 декабря на котором погибло 23 человека(15 матросов, 1 радист, 7 зенитчиков), также вместе с ним погиб румынский Каварна, которые перевозили бензин в бочках. Данные из справочника Богатырёва, Ларинцева, Овчаренко. Не может быть, чтобы Вы про них не знали. В противном случае я лопну от гордости.

Miroslav: Уважаемый SeeMin! Честно говоря, нигде не встречал ранее в литературе, чтобы кто-то рассматривал математическу составляющую метода стрельбы с ВИ и писал об ИК. Имелся в виду, безусловно, курсовой угол цели (КУц) и не какой-то средний, который выводился за весь период наблюдения за целью, а только тот, что присутствовал в торпедном треугольнике т.е. в момент залпа. Уважаемый маркушка! маркушка пишет: Осло это транспорт, погиб на мине, на Севере 26 декабря, погибла команда 29 человек и 257 солдат. Информация была в примечаниях к переиздававшейся "Хронике войны на Севере", помню, там говорилось, что у него было другое название, так как принадлежал до немцев другому государству(Норвегия? - но точно сказать не могу) Сами знаете, что было другое название, а мне предлагаете сыграть в угадайку :) Ваш "Осло" это на самом деле норвежское грузопассажирское судно "Конг Ринг". К кргсмарине отношения не имело. маркушка пишет: Горделия - немецкий транспорт погиб на мине, на Чёрном море 2 декабря на котором погибло 23 человека(15 матросов, 1 радист, 7 зенитчиков), также вместе с ним погиб румынский Каварна, которые перевозили бензин в бочках. Тут я, конечно, догадывался, что речь идет о "Корделии" - грузовое судно торгового флота. маркушка пишет: Не может быть, чтобы Вы про них не знали. В противном случае я лопну от гордости. Право, не стоит. Все-таки хотелось бы больше точности в задаваемых вопросах, в противном случае Вы сами рискуете не получить вразумительного ответа.

маркушка: Уважаемый Мирослав Эдуардович! Про Осло было написано, что другое название было до Осло, а Осло - типа окончательное на момент гибели. А Корделию я написал как было написано в справочнике - с заглавной "G". Извините.

Khemool: Здравствуйте! Мирослав Эдуардович, посмотрите, плавбазы катеров-тральщиков -- это то, что на картинке? В справочнике "Морской коллекции" по германскому флоту 1939-45 г.г. (в двух частях) их отчего-то нет, хотя в других источниках про них слышал. Вообще, кажется, это издание не полное; там явно напрашивался третий том. Как раз по части вспомогательных и мобилизованных единиц. Я раньше думал, что о них просто информации нет и её никто не собирал. А Вы пишете Доказать этим издателям, что наши читатели интересуются в еще большей степени операциями и боями пока толком не удалось. То есть, на самом деле, информация есть, а дело за публикацией? Так, может быть, предложить той же "Морской коллекции" этот материал, для продолжения справочника? Похоже, там сейчас что-то вроде временного кризиса. И с академической точки зрения это лучше. Даже если такое издание будет неполное или с неточностями, оно закроет брешь.

Scharnhorst: Khemool Уважаемый Хемул! Поскольку к Мирославу Эдуардовучи Ваш вопрос никакого отношения не имеет, а ко мне имеет прямое, мне и отвечать Во-первых, плавбаз в справочнике не было, т.к. ни в одном предшествующем плавбаз не было. Про эти суда мы расскажем в ближайшем будущем. Во-вторых, разговоры о кризисе преждевременны. Хотите что-то предложить - предлагайте.

Miroslav: Уважаемый маркушка! маркушка пишет: Про Осло было написано, что другое название было до Осло, а Осло - типа окончательное на момент гибели. А Корделию я написал как было написано в справочнике - с заглавной "G". Извините. Немного не те справочники читаете :) Рекомендую свериться с: по немцам: http://chrito.users1.50megs.com/handelsmarine/handelsmarine.htm Конкретно по "Корделии" - http://chrito.users1.50megs.com/handelsmarine/verlustliste2.htm по норвегам: http://www.warsailors.com/freefleet/index.html конкретно по "Конг Ринг" http://www.warsailors.com/homefleet/shipsk.html Уважаемый Khemool! Khemool пишет: Мирослав Эдуардович, посмотрите, плавбазы катеров-тральщиков -- это то, что на картинке [ Да, это MRS-11, активно действовавшая на Балтике в 1941 г. Khemool пишет: В справочнике "Морской коллекции" по германскому флоту 1939-45 г.г. (в двух частях) их отчего-то нет, хотя в других источниках про них слышал. Вообще, кажется, это издание не полное; там явно напрашивался третий том. Как раз по части вспомогательных и мобилизованных единиц. Полное издание по немецкому флоту - Грёнер - имеет 8 томов. Думаю, что МК не ставило перед собой задачи поспорить с ним по объему :) Они делали корабли основных боевых классов, а MRS к ним не относятся.

Miroslav: Уважаемый маркушка! маркушка пишет: Про Осло было написано, что другое название было до Осло, а Осло - типа окончательное на момент гибели. А Корделию я написал как было написано в справочнике - с заглавной "G". Извините. Немного не те справочники читаете :) Рекомендую свериться с: по немцам: http://chrito.users1.50megs.com/handelsmarine/handelsmarine.htm Конкретно по "Корделии" - http://chrito.users1.50megs.com/handelsmarine/verlustliste2.htm по норвегам: http://www.warsailors.com/freefleet/index.html конкретно по "Конг Ринг" http://www.warsailors.com/homefleet/shipsk.html Уважаемый Khemool! Khemool пишет: Мирослав Эдуардович, посмотрите, плавбазы катеров-тральщиков -- это то, что на картинке Да, это MRS-11, активно действовавшая на Балтике в 1941 г. Khemool пишет: В справочнике "Морской коллекции" по германскому флоту 1939-45 г.г. (в двух частях) их отчего-то нет, хотя в других источниках про них слышал. Вообще, кажется, это издание не полное; там явно напрашивался третий том. Как раз по части вспомогательных и мобилизованных единиц. Полное издание по немецкому флоту - Грёнер - имеет 8 томов. Думаю, что МК не ставило перед собой задачи поспорить с ним по объему :) Они делали корабли основных боевых классов, а MRS к ним не относятся.

маркушка: Уважаемый Мирослав Эдуардович! Дорабатываете ли Вы свои предыдущие работы? Может быть Вам пригодится отрывок из немецких воспоминаний для работы "Искра Победы" ?? П.Карелл "Восточный фронт. Книга 2" События происходят 13 января - "На войне удача и несчастье тесно переплетаются. В то время когда полковник Польман, командир 284 гренадёрского полка(96 пехотная дивизия - маркушка) руководил боем в "лесопосадке"(севернее Городка - маркушка) и действиями своих "тигров" на передовой, СОВЕТСКАЯ АВИАЦИЯ СОВЕРШИЛА МОЩНЫЙ НАЛЁТ НА КОМАНДНЫЙ ПУНКТ ЕГО ПОЛКА НА "ОКРУЖНОЙ ДОРОГЕ". ПОГИБЛИ 23 ЧЕЛОВЕКА ИЗ СОСТАВА МОТОЦИКЛЕТНОГО ВЗВОДА И ШТАБА ПОЛКА. ЭТО БЫЛ ТЯЖЁЛЫЙ УДАР." Мирослав Эдуардович, вы пишете о том что наши эвакуировали севший на вынужденную ФВ-190 Г.Брандта и самолёт был отправлен в институт. Остались документы по трофею - что у него действительно был неисправен синхронизатор и отстреляны лопасти? Или эта причина повторяется только со слов лётчика?

dakar: Уважаемый Мирослав. Спасибо за Ваш ответ. Скачал Ваши книги "ПЛ ВМФ СССР в ВОВ 1941-1945" (к сожалению оригиналы в Канаде недоступны), буду изучать. Надеюсь найду ответ на свой вопрос. Или Вы еще что-то вдогон порекомендуете?

Miroslav: Уважаемый маркушка! Спасибо за информацию. маркушка пишет: Мирослав Эдуардович, вы пишете о том что наши эвакуировали севший на вынужденную ФВ-190 Г.Брандта и самолёт был отправлен в институт. Остались документы по трофею - что у него действительно был неисправен синхронизатор и отстреляны лопасти? Или эта причина повторяется только со слов лётчика? Как я понимаю эти слова летчика полностью подтверждались осмотром самой машины. О ее испытаниях пишется в книге Соболева Д.А. и Хазанова Д.Б. Немецкий след в истории отечественной авиации. М., 2000. С. 199. - там написано то же самое. Уважаемый dakar! dakar пишет: Или Вы еще что-то вдогон порекомендуете? Не сочтите за нескромность, но только новое издание моей "Летописи", которое сейчас готовится к печати. Могу совершенно ответственно заявить, что по сравнению с другими отечественными серьезными исследователями данной темы (со всеми ними я знаком лично), в моем распоряжении имеется несравнимо большее число немецких документов, без которых невозможно ни раскрыть тему результативности наших ПЛ, ни тему их потерь.

Khemool: Уважаемые Scharnhorst и Miroslav. Благодарю за Ваши ответы. К мыслям о кризисе я пришёл из-за сокращения количества выпусков. К материалу нет совершенно никаких претензий. Scharnhorst пишет: Хотите что-то предложить - предлагайте. Предлагаю (на правах постоянного читателя). Составить комбинированный выпуск -- описание какой-либо операции с большой интенсивностью боевых действий (например, Петсамо-Киркенесской) с включением справочника по принимавшим участие в этой операции кораблей и судов. С таким принципом: чем активнее та или иная единица участвовала, тем больше информации о ней приводить. Наподобие выпуска о Фолклендском конфликте.

Scharnhorst: Khemool пишет: Составить комбинированный выпуск -- описание какой-либо операции с большой интенсивностью боевых действий (например, Петсамо-Киркенесской) с включением справочника по принимавшим участие в этой операции кораблей и судов. С таким принципом: чем активнее та или иная единица участвовала, тем больше информации о ней приводить Это не будет иметь большого смысла. Лучше уж делать небольшие заметки (на страничку-две) о кораблях, подобный плавбазам... А вот если соберетесь написать что-нибудь - хоть по операции, хоть по кораблям - милости просим. Рассматриваются все предложения.

Miroslav: Уважаемый Khemool! Думаю, что Вши мысли быстрее найдут своих адресатов в другой ветке. Как вариант, в этой: http://brummel.fastbb.ru/?1-9-0-00000008-000-40-0-1195993219

mop: Уважаемый Мирослав Эдуардович ! Во время последнего прорыва в Севастополь лидер "Ташкент" проходя мимо места гибели эсминца "Безупречный" сбросил на воду все свои спасательные средства были ли там спасательные плоты которые были на "Ташкенте", в чём причина таких больших жертв после потопления наших кораблей во время спасательных операций. В годы ВМВ на флотах мира отдавался приоритет спасательным плотам их количество постоянно росло, когда наши моряки оценили их и стали вешать на корабли, и могли ли они спасти в наших условиях большее количество людей.

denis: mop пишет: Во время последнего прорыва в Севастополь лидер "Ташкент" проходя мимо места гибели эсминца "Безупречный" сбросил на воду все свои спасательные средства были ли там спасательные плоты которые были на "Ташкенте", Мирослав Эдуардович присоединяюсь к вопросу и прошу уточнить действительно ли "Ташкент" не мог оказать существенной помощи из-за того что на нем были эвакуирующиеся гражданские и военные в большом количестве?

Miroslav: Уважаемые mop и denis! Честно говоря, я тематикой спасательных средств в годы ВОВ особо не занимался и рассказать об их развитии не могу. Вероятно, в этом развитии со временем отпала необходимость, поскольку с конца 43-го наши крупные корабли перестали выходить в море. Что же касается эпизода с "Тащкентом", то он прошел мимо тонущего "Безупречного" когда шел в Севастополь, а не возвращался из него, т.е. имел на борту не беженцев, а воинов 142-й стрелковой бригады. Лично мое мнение, что в тех условиях обстановки командир лидера поступил правильно, гибель же большого числа людей была предопределена самим решением использовать корабли в светлое время (темного не хватало на дорогу туда - обратно и погрузку) для походов в Севастополь.

denis: Спасибо Мирослав Эдуардович.

Khemool: Здравствуйте, Мирослав Эдуардович и коллеги! Недавно на "милитере" опубликовали воспоминания В.Ф. Соколова, ветерана 104 артиллерийского полка, который располагался на п-ове Средний в составе 23 УР и первые месяцы войны и один из дивизионовэтого полка занимался борьбой с судоходством в порт Петсамо и из него. Судя по описаниям, обстрелы велись часто, кроме того, на том же участке действовала и "чисто" морская артиллерия -- 221 батарея. В связи с этим вопросы: можно ли что-то определённое сказать по результатам деятельности артиллеристов на этом участке и как можно отделить успехи моряков от сухопутчиков? В "Летописи флота" 1941-42 годов, которая у меня имеется, ничего определённого нет, там по 1941 эпизоды вообще практически не рассматриваются, а просто указывается итог по результатам года, да и тот в значительной мере отмечен как "предположительный"

Miroslav: Уважаемый Khemool! Скажу честно: береговая артиллерия - не моя любимая тематика. И тем не менее, у меня имеются немецкие материалы, чтобы прокомментировать каждый из артиллерийских боев. Спрашмвайте - постараюсь ответить. Что же касается успехов, то они были невелики. В первом приближении их можно посмотреть здесь: http://www.weltkrieg.ru/info/loses/

Khemool: Miroslav пишет: постараюсь ответить Если брать по эпизодам, то за весь период боевых действий по морской цели стрельба велась в следующих случаях (речь только о 2 б 1 дн 104 пап): 4 июля 41 г. Стрельба по группе из двух трансортов в охранении катеров, шли из Киркенеса. Отмечались попадания; трансорты не прошли в Петсамо, один транспорт увели на буксире. Стрельба велась залпами, по данным КП батареи, противник пытался поставить ДЗ. Одновременно позиции батареи бомбили пикирующие бомардировщики. 10 июля 41 г. Стрельба по группе кораблей в Варангер-фьорде. Произведено всего два залпа, после чего батарея подверглась удару пикирующих бомбардировщиков и прекратила огонь. Транспорты прошли в Петсамо. В тот же день велась стрельба одним орудием (остальные повреждены) по выходящим из Петсамо транпортам, прикрытым ДЗ с катеров. Попаданий не отмечалось. 12 июля 41 г. Стрельба по группе кораблей в Варангер-фьорде. Выпущено 170 снарядов, отмечались попадания как в транспорты, так и в корабль охранения (уведён на буксире); транспорты не прошли в Петсамо, видимо, разгружались в Киркенесе. Снова была бомбёжка позиций батареи. Вечером того же дня была вторая попытка транспортов войти в Петсамо, но при начале обстрела они отвернули. 20 июля 41 г. Обстрелян транспорт при входе в Петсамо; взят на буксир и отведён в Киркенес. Позже потоплены баржа с буксиром. Подробности не приводятся. О дальнейших случаях подробностей также нет, известно, что стрельба велась не менее 14 раз, т.е. при каждой попытке противника проникнуть или выйти из Петсамо в хорошую погоду, при этом противник 18 раз бомбил позиции батареи. Отмечается, что в плохую погоду помешать судоходству артиллерия не могла, но с августа начали действовать ТКА, причём имелось взаимодействие с БО. В октябре сухопутную артиллерию сняли с береговой обороны. Это, к сожалению, всё. О результатах ничего сказать не могу, но хотелось бы узнать.

Miroslav: Уважаемый Khemool! Khemool пишет: 4 июля 41 г. Стрельба по группе из двух трансортов в охранении катеров, шли из Киркенеса. Отмечались попадания; трансорты не прошли в Петсамо, один транспорт увели на буксире. Стрельба велась залпами, по данным КП батареи, противник пытался поставить ДЗ. Одновременно позиции батареи бомбили пикирующие бомардировщики. По немецким данным ПЛБ КАТЩ "Бали", обеспечивавшая траление от Киркенеса до Петсамо около 17.40 подверглась обстрелу двух батарей. Задача выполнена, потерь и повреждений нет. ПЛБ и не собиралась идти в Петсамо, так что информация о том, что "ТР не прошел в Петсамо" соответствует действительности. Khemool пишет: 10 июля 41 г. Стрельба по группе кораблей в Варангер-фьорде. Произведено всего два залпа, после чего батарея подверглась удару пикирующих бомбардировщиков и прекратила огонь. Транспорты прошли в Петсамо. В тот же день велась стрельба одним орудием (остальные повреждены) по выходящим из Петсамо транпортам, прикрытым ДЗ с катеров. Попаданий не отмечалось. Немцы пишут примерно то же. В тот день пять норвежских прибрежных теплоходов с войсковым снабжением прошли из Киркенеса в Петамо в эскорте "раумботов" 7-й флотилии не подвергаясь обстрелу. Вечером обратно вышло два судна, которые подвергись обстрелу, но безуспешно. Khemool пишет: 12 июля 41 г. Стрельба по группе кораблей в Варангер-фьорде. Выпущено 170 снарядов, отмечались попадания как в транспорты, так и в корабль охранения (уведён на буксире); транспорты не прошли в Петсамо, видимо, разгружались в Киркенесе. Снова была бомбёжка позиций батареи. Вечером того же дня была вторая попытка транспортов войти в Петсамо, но при начале обстрела они отвернули. Тоже очень похоже на то, что пишут немцы, если не брать в расчет результатов. Вот КТВ морского коменданта Киркенеса: Khemool пишет: 20 июля 41 г. Обстрелян транспорт при входе в Петсамо; взят на буксир и отведён в Киркенес. Позже потоплены баржа с буксиром. Подробности не приводятся. А немцы приводят. Обстреляны в ночь 1920 июля последовательно ГС "А. фон Гумбольдт", затем ТР "Сюзанне" и ТР "Генри" - все, несмотря на обстрел, без потерь прошли в Петсамо. В целом немцы признают, что обстрелы были очень беспокоящими, но немецкая система противодействия им (дымзавесы, удары авиации, а впоследствии и контрбатарейная борьба) позволяли избегать серьезных потерь.

boxer: Уважаемый Мирослав Эдуардович! В книге Ф.А. Мошкова-Морская пограничная охрана.. М. Граница.2003г есть очень интересующий меня орг. приказ НКВД от 9.1.41г. Весьма бы был признателен за помощь в ознакомлении с ним в удобном Вам объеме. У меня (в зарубежье) найти источник-исключено. С уважением В.

rotten: Уважаемый Мирослав Эдуардович! Вопрос по возможной минной победе Л-3. Часто упоминается бывший латвийский транспорт "Kaija" (1876 брт), в вашей работе - 244 брт.?

Miroslav: Уважаемый boxer! Думаю, что подшивка приказов Наркома НКВД хранится в соответствующем архиве НКВД. Я в нем не работаю. Увы. Уважаемый rotten! rotten пишет: Вопрос по возможной минной победе Л-3. Часто упоминается бывший латвийский транспорт "Kaija" (1876 брт), в вашей работе - 244 брт.? Вы столкнулись с одной из самых забавных ошибок Ю. Ровера - он перепутал год постройки с тоннажем судна :) Если не верите готов выложить скан реестра торговых флотов мира или хотите спросите у Гайдука :)))

rotten: Miroslav пишет: Вы столкнулись с одной из самых забавных ошибок Ю. Ровера - он перепутал год постройки с тоннажем судна :) Если не верите готов выложить скан реестра торговых флотов мира или хотите спросите у Гайдука :))) Спасибо! Все понял :)

rotten: Хотя скан был бы весьма интересен :)



полная версия страницы