Форум » Вопросы Мирославу Эдуардовичу Морозову » Вопросы М.Э.Морозову-7 » Ответить

Вопросы М.Э.Морозову-7

поручик Бруммель: Так как ветка, посвященная данной теме снова автоматически закрылась, открывается новая. Последние ответы Мирослава Эдуардовича Здесь Уважаемые коллеги! Рад довести до вашего сведения, что теперь на нашем форуме Вы можете пообщаться с канд. ист. наук полковником Мирославом Эдуардовичем Морозовым, автором многих работ, посвященных войне на море в ВМВ. Мирослав Эдуардович любезно согласился лично отвечать на вопросы участников и гостей нашего форума, которые появились у них в процессе прочтения его книг и статей. Как я полагаю, таковые, несомненно, имеются, особенно после недавнего выхода его нового труда «Советский подводный флот 1922-1945», написанного совместно с К.Л. Кулагиным. Мы так же прилагаем список работ Мирослава Эдуардовича, с которыми можно ознакомиться в сети ( вы можете пополнить этот список, выслав ссылки на другие работы мне на ЛС, если знаете где они расположены): Шнелльботы Подводные лодки типа "С" Подводные лодки типа "Щ" Подводные лодки типа "Щ" ПЛ типа VII Противолодочное оружие Ленд-Лиза Гуадаканал Охота на кабана Операция "Вундерланд" Топи их всех? ( часть 1) Топи их всех? (часть 2) Топи их всех (часть3) Судьба танков десанта Чисто английское убийство Это было под Двинском.. Здесь можно скачать все три книги ""Подводные лодки ВМФ СССР в Великой Отечественной Войне. Летопись походов" ПЛ ВМФ СССР в ВОВ" Так же вы можете познакомиться с некоторыми работами Мирослава Эдуардовича в нашем ЧИТАЛЬНОМ ЗАЛЕ Прошу вас быть по отношению к нашему уважаемому гостю предельно вежливыми и не уклоняться в своих вопросах от топичности темы. С уважением к вам, поручик Бруммель. P.S. Свой взгляд на правила поведения в этой ветке, Администрация форума изложила вот здесь: ПРАВИЛА

Ответов - 190, стр: 1 2 3 4 5 All

Miroslav: Думаю, что речь идет о катере "Лидака", судьба которого обсуждалась здесь: http://brummel.borda.ru/?1-6-0-00000050-000-0-0-1220200593 22 июня немцы (по их собственным данным) такого судна не топили - только "Гайсму" и РТ "Щука". Скорее всего "Лидака" погиб при атаке нем. ТКА по судам на внешнем рейде Виндавы 26 июня или, что намного более вероятно, был просто брошен в этом порту (возможно, затоплен).

vvy: Большое спасибо за ответ, Мирослав Эдуардович!

Гайдукъ: Мирослав Эдуардович ну раз снова затронули тему прибалтов разрешите еще вопрос. В выложеном Вами ранее приказе №00208 от 18 августа 1940 года имеются две латышские яхты «АУСЕКЛИС» (Auseklis) и «КОМЕТА» (Kometa). По первой мне известно что это была парусная яхта с гафельным вооружением. В мае 1940 года под командованием лейтенанта С.Архипова совершила переход из Риги в Ленинград. Во время ВОВ находилась в Лененграде. И все по другой кроме того что она являлась яхтой командующего флотом не слова. Суда на балансе флота а о них негде и не слова в то время как из эстонских реквезированных шхун пытались мастерить суда ловушки. Не проясните ситуацию? (прошу прощения если возможно ранее и задавал вам этот вопрос - я его задаю всем уж больно два загадочных судна)


vadim: Уважаемый Мирослав Эдуадович ! Спасибо за Ваши предыдущие ответы. По разным источникам 26.03.1945 г. в КОН вместе с тн ''Засниц'' шел второй транспорт ( или танкер). В охранении были R-260,R-145,R-69,R-257. По Роверу R-257 принадлежал 8.R-flottille, которая действовала в Северном море и Ла-Манше. Не могли бы Вы уточнить состав КОН. В ''Крылатых торпедоносцах'' И.Ф. Орленко написано '' летчики 15-го разведполка подарили нам целую серию хороших фотоснимков- с момента обнаружения ''Засница'' до его потопления''. Есть ли возможность ознакомиться с этими фото? Возникли у меня сомнения и по приводимым ттх тн''Засниц'', не тянет он на 694 брт и на 56 метров длины, по меньшей мере его длина больше 120 метров. С уважением. Вадим.

Miroslav: Уважаемый Виктор Вениаминович, был рад помочь! Уважаемый Алексей! В моих исследованиях эти шхуны мне не попадались. Увы... Уважаемый Вадим! Состав конвоя я вижу впервые - в немецких материалах он мне не попадался. Не могли бы Вы дать ссылку на источник информации? Шло ли еще какое-то судно сказать затруднительно. По нашим данным было два ТР, два СКР и 1 ТЩ, т.е. всего пять единиц, что соответствует "Засницу" и 4 тральщикам. Фото можно посмотреть тут: http://www.bellabs.ru/51/Photos/Sassnitz-1.html http://www.bellabs.ru/51/Photos/Arbuzov-1.html http://www.bellabs.ru/51/Photos/Arbuzov-2.html Никакого друго "Засница" кроме танкера люфтваффе у немцев не было, так что придется согласиться с заявленными данными.

mop: Уважаемый Мирослав Эдуардович ! Случайно нашел такое сообщение Цитата: уже отдан в печать фундаментальный 2-х томный труд М. Морозова и А. Платонова. Где подробнейшим образом на основе двухсторонних данных рассмотрены все события на северных коммуникациях Не могли бы Вы прояснить по конкретнее

Miroslav: Да, написали мы такой труд в свое время, но он долго не мог найти издателя. Недавно Андрей Витальевич написал, что дело сдвинулось с мертвой точки. Дай-то Бог. mop пишет: Цитата: уже отдан в печать фундаментальный 2-х томный труд М. Морозова и А. Платонова. Где подробнейшим образом на основе двухсторонних данных рассмотрены все события на северных коммуникациях P.S. А где размещено это сообщение?

mop: Miroslav пишет: P.S. А где размещено это сообщение? http://kortic.borda.ru/?1-5-0-00000112-000-0-0

Miroslav: Все понял, спасибо.

vadim: Уважаемый Мирослав Эуардович ! Состав конвоя я взял из немецкого журнала "Der LANDSER" Nr.372 Karl Alman "Tanker nach Libau". Там много неточностей, поэтому особого доверия он не вызывает. Если нужно могу выслать его сканы. На двух фото штурмана Арбузова указаны координаты совсем другого района. На третьем фото горящий " Заснитц'' раза в три-четыре длиннее находящегося за ним ранбота (37-40 метров). На фото четко виден бак танкера, его длинна по меньшей мере 15 метров, так что длинна всего танкера минимум 120-160 метров. В вышеуказанном источнике приводятся данные в 8678 BRT и 12000 тонн топлива. В воспоминаниях В.Ф.Трибуца приводится цифра 5000 тонн горючего, организатором удара был командир 11-й ШАД полковник Д.И.Манжосов, от 51-го МТАП 22 самолета, штумовики двух полков 47-го и 8-го и все это на танкер 57 метров длинны и 694 BRT? С уважением, Вадим.

Miroslav: Уважаемый, Вадим! vadim пишет: Состав конвоя я взял из немецкого журнала "Der LANDSER" Nr.372 Karl Alman "Tanker nach Libau". Там много неточностей, поэтому особого доверия он не вызывает. Если нужно могу выслать его сканы. Да, будьте так любезны. Несмотря на все Ваши сомнения, это все-таки тот "Засниц", что дают немцы. Сейчас можно было бы развернуть широкую дискуссию вокруг этого и почему против небольшого танкера были задействованы такие силы авиации и т.д. Но к чему? Всему есть объяснения. Например, координаты на фото Арбузова это наглядный показатель того, с какой точностью наши летчики определяли координаты морских объектов. Длина горящего "Засница", видимо, определена с учетом длины горящей нефти и т.д. Цифра в 5000 т, видимо, вообще взята с потолка, как и многое другое в мемуарах Трибуца. Серьезным аргументов против было бы только обнаружение остова другой длины на грунте.

VACH: Уважаемый Мирослав Эуардович ! На днях мне довелось побеседовать с ветераном - Хазавым Федором Федоровичем, 1916 г.р.. В 1941 он служил на флоте, в в/ч 252 (или 254) на остове Эзель - аэродром Кагул. Там же попал в плен. Освобожден был в 1944 г. На проверке назвал номер части и литер - СК. После чего от дальнейшей проверки был освобожден, хотя обстоятельства пленения можно было трактовать, как добровольную сдачу. (По его словам на аэродром пришли немцы, всех построили и погнали в лагерь). Не могли бы Вы пояснить, что это за литер - СК, вызвавший такое доверие особистов? С уважением.

Miroslav: Уважаемый VACH! Весьма интересное сообщение. Списков номеров частей у меня нет, поэтому могу высказать лишь предположение: СК озночало строительную команду. Поскольку последние в 1941 г. практически не вооружались (на строительный батальон имелось 20-30 винтовок), сдача строителей в плен молчаливо была признана неизбежной и неподсудной. С уважением,

Александр98: Здравствуйте, Мирослав! К Вам за помощью мне посоветовала обратиться Элла. Помогите пожалуйста идентифицировать объекты, лежащие в средней части Нарвского залива ( координаты: 59 31.859N 027 33.135E; 59 32.165N 027 34.602E; 59 32.085N 027 33.352E). На советских картах в этом месте указаны 3 объекта. Сегодня утром провели погружение на один из этих объектов. Глубина на дне 39 метров. Объект являет собой кусок носовой части длиной 50 метров, в сторону кармы. Расположен килем к верху, разлом уходит в грунт. Под носом есть зазор в 3-4 метра. Нос очень острый, якоря расположены в клюзах на палубе. Открытые цепи левого и правого якоря сходятся где то на середине. Предположительно это советский эсминец. Подскажите, пожалуйста, есть ли у вас какая – либо информация о судах затонувших во время ВОВ или позднее в этом районе. Сегодня, в вечернее время, произведем еще одно погружение на похожий объект, в 100 м от него. И есть ли какие то чертежи или фото. Заранее благодарен, Александр

Miroslav: Здравствуйте, Александр! А не немецкие ли это миноносцы Т-22, Т-30 и Т-32, погибшие в Нарвском заливе на минах 17/18.8.1944? У Т-32 была оторвана носовая часть, кормовая несколько часов дрейфовала и только потом затонула. Координаты посмотрю.

Александр98: Не, эти в стороне. Корабли однотипные, похожи на эсминец и что интересно немецкие. Нет ли информации о гибели в этом районе ещё двух крупных кораблей германского флота? С уважением, Александр.

Miroslav: Еще тонули тральщики по 500 тонн - тоже не такие маленькие. Может стоит начать с определения длины объектов? С уважением, Мирослав

Александр98: Всего было два погружения, померить длину будет сложно, очень большие и сломанные, проще по каким-то деталям. Где можно взглянуть на «похожий» флот немцев? С уважением, Александр. Сегодня спустимся на корму.

Miroslav: Внешний вид миноносцев: http://www.german-navy.de/kriegsmarine/ships/torpedoboats/flottentorpedoboot1939/t22/index.html ТТХ: http://www.lexikon-der-wehrmacht.de/Waffen/TTyp39-R.htm Там же в соседних разделах можно найти и тральщики.

Александр98: Внимательно осмотрели одну из носовых частей. На нём имеется рядом с якорем небольшая пушка калибром (на глаз) до тридцати мм. Бронёй не защищена и технически имеет возможность опрокидываться на уровень палубы, имеется специальный шарнир и ограничительная стойка. Далее якорная лебёда и полуметровый водосгонный щит. За ним орудие калибром, примерно 100 мм, в виде полубашни. Далее стена рубки. Корма: оба судна перевёрнуты и крупные фрагменты тоже. В зазоре под кормой, да и вокруг, хорошо видны мины и тележки. Обошли не всё, но из того, что попалось на глаза, это порядка двадцати штук. Выглядит как верхняя картинка, но тогда остаётся вопрос, сколько в нашем районе утонуло таких кораблей и какие номера. Если это т22, то какие лежат северо-восточнее? С уважением, Александр.

susi: Уважаемый Miroslav ! Получил недавно Вашу (совместную с Абатуровом) книгу "Неизвестные трагедии Великой Отечественной". Вот от туда и у меня к Вам несколько вопросов. Вы пишете, что в Виндаве остались транспорт "Аарне" и моторные парусники "Мерилинд", "Оскар" и "Мария". 2 первых "эстонцы". А чий "Оскар" и "Мария" ? Что известно по поводу утопленных в Лиепая судов ("Горняк", "Силач", "Тунгуска", "Хабаровск" и КП-4) ? Кто их поднял, когда, вели их снова в строй или отправили в металлолом ? Как с "Аарне" (Генрих Плауен)? Врек в море или подняли ?

Гайдукъ: Прошу прощения у Уважаемого Miroslav но могу немного помочь с ответом. Сразу извиняюсь за смесь руско-немецко-аглицких шрифтов. (маттериал пока на упорядычивался susi пишет: "Оскар" - эстонец «ОСКАР» (OSKAR) 1937-1940 (ESXN) Year:1937 Builder:Himmist,J.Location of yard:Papisaare Yard No:Keel: Date of comp- letion:6.37 Type:C Tons322 брт/251 нрт.: Length overall:Размерения:39.56х8.9х3.69м. Двигатель типа «Болиндер» 2 цил/2 такт. Мощьность 150 л/с./ Скорость хода 8 узлов. Material of build:w Owner as Completed: J.Tear & others, Kuresaare 1937 «OSKAR» P.Himmist. Papiasare. Flag:ES 1937 OSKAR J. Tear. Kuressaare. 1940 г. национализирован при вхождении Эстонии в состав СССР и включен в состав Эстонского государственного морского пароходства (Таллинн) – CCCР. sunk German bombs 30/9/1941 (по нашим данным - взят немцами в Вентспилсе 27. 6.1941) и раз дата гибели верна – ее причина не германская авиация (вероятно какая – то навигационная авария). 1949 год упомянут в регистре Ллойда. а вот МАРИЯ латвийская 274 BRT

Miroslav: Уважаемый Александр! Александр98 пишет: Внимательно осмотрели одну из носовых частей. На нём имеется рядом с якорем небольшая пушка калибром (на глаз) до тридцати мм. Бронёй не защищена и технически имеет возможность опрокидываться на уровень палубы, имеется специальный шарнир и ограничительная стойка. Далее якорная лебёда и полуметровый водосгонный щит. За ним орудие калибром, примерно 100 мм, в виде полубашни. Далее стена рубки. Корма: оба судна перевёрнуты и крупные фрагменты тоже. В зазоре под кормой, да и вокруг, хорошо видны мины и тележки. Обошли не всё, но из того, что попалось на глаза, это порядка двадцати штук. Выглядит как верхняя картинка, но тогда остаётся вопрос, сколько в нашем районе утонуло таких кораблей и какие номера. Если это т22, то какие лежат северо-восточнее? Так это Вы обследуете Т-22 или Т-32. Вот их схема, нарисованная по рассказам пленных (у Т-30 нет 20-мм орудия на носу, зато счетверенные 20-мм автоматы на крыльях мостика). Все три миноносца должны быть рядом. Они как раз начали ставить мины когда один за другим подорвались - все совпадает. Вот немецкая схема, но точных координат она не дает - скорее их можно ожидать от Вас :) Уважаемый susi! susi пишет: 2 первых "эстонцы". А чий "Оскар" и "Мария" ? А Бог его знает - я цитировал данные справочника по потерям. susi пишет: Что известно по поводу утопленных в Лиепая судов ("Горняк", "Силач", "Тунгуска", "Хабаровск" и КП-4) ? Кто их поднял, когда, вели их снова в строй или отправили в металлолом ? Не знаю точно. susi пишет: Как с "Аарне" (Генрих Плауен)? Врек в море или подняли ? "Хайнрих фон Плауэн" - первый успех торпедоносцев КБФ - потоплен 6 июня 1943 г. в 10 милях северо-западнее м. Колкасрагс Ил-4 1-го гмтап ВВС КБФ (пилот - л-т Разгонин).

rotten: Уважаемый Мирослав Эдуардович! Нет ли у вас сехмы нарезки балтийских ПЛ в Финской войне?

VACH: Уважаемый Мирослав Эдуардович! Недавно зашел на сайт "Эхо Москвы", и послушал несколько передач цикла "Цена победы". В одной из нах, посвященной войне с Финляндией, М.Солонин упомянул о том, что в июле 1944 г. советские войска пытались провести высадку десанта через выборгский залив, но эта поытка с тяжелыми для нас потерями была сорвана финнской авиацией. При это финны якобы не встретили сопроиления со стороны наших истребителей и не понесли потерь. Было ли такое в действительности? Вообще,из переведеннных работ Геуста, а также наших авторов - того же Солонина и Зефирова, складывается впечатление, что финны летом 1944 г. "порвали как грелку" 13 ВА, чуть ли не до полной утраты боеспособности. Другая же точка зрения не представлена. Не могли бы Вы, в общих чертах, оченить роль советской и финнской авиации в боях 1944 г. и меру истощения сторон. С уважением.

Miroslav: Уважаемый rotten! Вот такая на начало войны. Извиняюсь за качество, но другой сейчас под рукой нет. Уважаемый VACH! Не читайте Вы финских газет перед обедом :) КБФ в июле 44-го проводил десантную операцию на острова Выборгского залива и провел ее успешно. Никакого противодействия со стороны финской авиации при этом не испытывал. И напротив, ВВС КБФ настолько затерроризировали немецко-финский флот, что он вообще боялся высовываться из шхер. Статистикой по потерям ВВС 13 ВА не владею, но не думаю, что там принципиально что-то отличалось от финской войны. Финны как-то забывают все время сказать, что они старались сражаться не над линией фронта, а в глубине своей территории, а еще лучше за пределами радиуса действий советских истребителей. Какие бы счета не придумывали себе их асы, но советская авиация безраздельно господствовала в воздухе над линией фронта, в противном случае как бы нам удалось в течение двух недель занять весь Карельский перешеек. Солонин, Зефиров и иже с ними не могут, а скорее не хотят понят главного - успешность действий ВВС определяется не наличием двух-трех асов, а решением задачи поддержки сухопутных войск. Так мы эту задачу решали, а финны - нет. Потому и потерпели поражение и вылетели из войны.

Андрей С.: Уважаемый Мирослав Эдуардович! Подскажите пожалуйста дату присвоения Р.В. Линденбергу звания кавторанга, если Вам она известна. Также интересны и другие подробности биографии этого подводника, о котором один "писатель" выразился: "Единым росчерком пера никому не известный и ничем не прославившийся командир 1-го дивизиона капитан 2 ранга Роман Линденберг решил судьбу легендарного героя (имеется в виду Маринеско)". Потопление транспорта "Якобус Фритцен" и повреждение парома "Дойчланд" он в расчет не берет. :) С уважением, Андрей С.

Miroslav: Здравствуйте Андрей! кавторанг - с 13.3.1944. ЛИНДЕНБЕРГ Роман Владимирович. 11.4.1910 г. Житомир, Украина - ?. Русский. Капитан 1 ранга (9.7.1949). В ВМФ с 1928. Член компартии с 1941. Окончил ВМУ им. Фрунзе (1932), УОПП им. Кирова (1935). К-р БЧ-2-3 «Д-6» (10.1932-11.1934), пом. к-ра «А-5» (6-11.1935), к-р «Щ-206» (11.1935-6.1938). Арестован органами НКВД, выпущен и полностью реабилитирован. Пом. к-ра «Д-6» (4-11.1940), к-р «Д-2» (11.1940-9.1945), к-р 1-го днпл КБФ (9.1945-12.1947), 10-го днпл 7 ВМФ (12.1947-3.1948), н-к отделения Штаба 7 ВМФ (3.1948-10.1951), н-к отдела Черноморского ВВМУ (10. 1951-6.1960). С июня 1960 в запасе. Награжден орденами: Ленина (1953), 2 Красного Знамени (1942, 1944), Отечественной войны 1 ст. (1943), Красной Звезды (1944). Андрей С. пишет: о котором один "писатель" выразился: "Единым росчерком пера никому не известный и ничем не прославившийся командир 1-го дивизиона капитан 2 ранга Роман Линденберг решил судьбу легендарного героя (имеется в виду Маринеско)". Потопление транспорта "Якобус Фритцен" и повреждение парома "Дойчланд" он в расчет не берет. :) Добавлю от себя: Линденберг рисуется из документов довольно замкнутым, строгим командиром-профессионалом. В пьянках никогда не участвовал, но и с личным составом близок не был, всю ППР возложил на своего комиссара, а затем на старпома Богорада, за что имел претензии со стороны политорганов. Также как и Маринеско он изгонялас с флота в годы репрессий, причем в отличие от А.И. арестовывался и допрашивался. Его отношение к А.И. представляется мне именно тем, которое должно быть у справедливого и требовательного командира по отношению к пьянице и разгильдяю.

SeeMin: Мирослав, здравствуйте! Опять я по "заезженной" лунинской атаке... Во многом, чего, касалась эта тема (в т. ч. мемуарах) замечалось, что по результатам последующих наблюдений предположение Лунина о гибели ММ подтверждается. Под последующими наблюдениями имеется ввиду вроде ничто иное, как разведка с воздуха. Вот что с этим получается: По известным документам и описаниям в лит-ре кораблей в эскадре было 12: "Тирпиц", "Шеер", "Хиппер", 7 эсмицев, 2 миноносца. Лунин: "ЛК «Тирпиц», ЛК «Шеер», в охранении 8 ММ" - 10 кораблей. Разведка: "В 19.15 05.07, Ш - 71o31', Д - 26o10' обнаружена эскадра кораблей притивника в количестве 11 вымпелов, курс 65o, ход 10 узлов" или "обнаружены корабли 11 штук, среди них 3 больших (один выделяется). Строй - фронт". Т. е. здесь 8 кор. охр. Тут прикол: получилось, что разведка по сравнению с наблюдениями Лунина никаких потоплений не обнаружила. Если Лунин видел 10 кораблей в эскадре, 1 утоплен, плюс незамеченный "Хиппер" ("Шеер"?) - то разведка должны была заметить столько, же кораблей сколько и Лунин. А у разведки больше. Как же, на основании каких "последующих наблюдений" (с) (командир БПЛ Н. И. Виноградов) Лунин засчитали утопленника-миноносца?

maslopoop: здравствуйте, Мирослав! нашел у Стрельбицкого в "Тайнах....", что шведы нашли нашу С-10 в районе Либавы.... можете ли подтвердить находку?

Miroslav: SeeMin пишет: Как же, на основании каких "последующих наблюдений" (с) (командир БПЛ Н. И. Виноградов) Лунин засчитали утопленника-миноносца? Нет, я как понял, "последующие наблюдения" относились не к "потопленному" эсминцу, а к повреждениям самого "Тирпица" - наши летчики определили курс эскадры якобы в 10 узлов (пишу по памяти), хотя курс ее продолжал оставаться на конвой.

SeeMin: Miroslav , дословно: Можно предполагать (в соответствии с наблюдениями командира ПЛ «К-21» и последующими), что ЭМ охраны обнаружил залп и, не успевая подать сигнал об отвороте ЛК и атаковать ПЛ, перехватил торпеду на себя; второй взрыв мог быть попаданием в «Тирпиц», что заставило его отказаться продолжать операцию. Тяжелые подводные взрывы, которые слышали на ПЛ, могли быть взрывами запасов глубинных бомб на ЭМ. Получается, засчитали только на основании наблюдений Лунина?

Miroslav: SeeMin пишет: Получается, засчитали только на основании наблюдений Лунина? Да, вероятно имелись в виду и последующие наблюдения (фиксирование взрывов).

mop: Уважаемый Мирослав Эдуардович! В годы войны наше командование постоянно ожидало высадки десантов немцев. Какие из десантов немцы реально разрабатывали, и почему не осуществили. Например в 41 захватив Гогланд, тогда Ханко эвакуировать вряд ли удалось, или захватив Лавенсари и другии острова немцы бы фактически предотвратили прорывы наших подводных лодок.

vadim: Уважаемый Мирослав Эдуардович ! Помогите пожалуйста разобраться с гибелью летчика 1-го МГТАП капитана Летуновского. 1. Летуновский Петр Васильевич погиб в воздушном бою 27.08.1944 г. 2. Летуновский Петр Федорович погиб при налете на Либаву на ДБ-3 16.11.1943 г. Заранее благодарен.

rotten: Уважаемый Мирослав Эдуардович! Уперся в тупик. Не прошу подробностей, может подскажите кого не хватает или лишний Командиры ПЛ типа Щ III серии Щ-301 1.Шлиттенберг Карл Янович (1931)? 2.Шергин Александр Петрович (1932-1935) 3.Тутышкин Гавриил Николаевич (1936 — 1937) 4.Швецов Евгений Васильевич (1937 — 1938)? 5.Малафеев Кузьма Иванович (1938) 6.Иванов Борис Владимирович (1938 — 1940) 7.Мочалов Федор Александрович (1940) ? 8.Гольдберг Григорий Алексеевич (1940 — 1941) 9.Грачев Иван Васильевич (1941) Щ-302 1.Косьмин Дмитрий Михайлович (1932 – 1935) 2.Чудновцев Борис Маркович (1935 — 1936)? 3.Потапов Леонид Степанович (1938 (1939) 4.Холмквист Андрей Альбертович (1939)? 5.Городничий Леонид Иванович (1939 — 1941)? 6.Драченов Петр Никитич (1941 – 1941) 7.Нечкин Вадим Дмитриевич (1941 – 1942) Щ-303 1. Вавилов Дмитрий Михайлович (1931 — 1932)? 2.Витковский Александр Вацлавович (1933 — 1935) 3.Внуковский Александр Вацлавович (1933 — 1935)? 4.Королев Михаил Иванович (1935 — 1937)? 5.Травкин Иван Васильевич (1940 - 1944) 6.Ветчинкин Павел Петрович (1944) 7.Филов НА ???(1944) ВРИД 8.Игнатьев ИА ???(1944 - 9.Матиясевич Алексей Михайлович (1946-1947) Щ-304 1.Якушкин Владимир Георгиевич (1932 — 1933)? 2.Бубнов Константин Михайлович (1933 — 1936) 3.Соколов Иван Александрович (1936 — 1939)? 4.Середа Анатолий Михайлович (1939-1940) ВРИД 5.Афанасьев Яков Павлович (1940 -1942)

Miroslav: Уважаемый maslopoop! maslopoop пишет: здравствуйте, Мирослав! нашел у Стрельбицкого в "Тайнах....", что шведы нашли нашу С-10 в районе Либавы.... можете ли подтвердить находку? Нет, не могу. Да и наверное Вы ссылаетесь на какой-то старый выпуск "Тайн..." - сейчас Стрельбицкий такого уже не пишет :) Уважаемый mop! Смотрим Майстера: Гитлер предложил между тем захватить острова, находящиеся в Финском заливе, и 6 февраля 1942 г. группа армий “Север” получила указание от главного командования сухопутных войск в феврале или марте занять острова Сескар, Пенисари, Лавенсари и Тютерс. Финны, в свою очередь, хотели захватить остров Гогланд. Немецкий военно-морской флот обещал впоследствии удержать эти острова своими силами. Командование группы армий “Север” полагало, однако, что снабжение островов могло осуществляться лишь воздушным путем и из-за напряженного положения на сухопутных фронтах отговаривало главное командование проводить эту операцию. Вместо этого было предложено очистить ораниенбаумский “котел”. Тем не менее, главное командование сухопутной армии 8 марта приказало подготовить наступление, предполагая при этом использовать части 5-й горной дивизии. По весьма достоверным материалам, русские гарнизоны на различных островах состояли из 1-2 стрелковых батальонов, имевших немного артиллерии и зенитных орудий. Наступление, намеченное на 17 марта, должно было осуществиться с помощью одного усиленного батальона на Сескар и двух усиленных батальонов на Лавенсари. Базируясь на этих островах в дальнейшем следовало захватить Пенисари, Исо и Тютерс. В действительности же обещанные части прибыли с опозданием, и их начиная с 24 марта 18-я армия использовала для того, чтобы исправить положение в районе Погостья. Группа армий “Север” не пострадала от этого, да и Гитлер считал эти операции не особенно срочными, так как Геринг обещал ему, что авиация помешает советскому флоту выйти в море. Флот был, как и раньше, заинтересован в захвате островов и выделил для этой операции морской артиллерийский дивизион в 700 человек. Так как немецкое командование вынуждено было использовать войсковые части в другом районе и вследствие этого должно было отказаться от захвата островов, финны решили сами провести эту операцию. Они только просили, чтобы их поддерживала немецкая авиация, которая после преодоления различных трудностей в небольшом количестве была обещана финнам для захвата острова Лавенсари в день “Х”, а также на следующий день. Вообщем, вместо Лавенсари финны выбрали Гогланд, который и заняли в результате боев в марте-апреле 42-го. В 1943 г. никаких действий против островов в связи с отсутствием сил немцы с финнами уже не планировали. Уважаемый Вадим! Летуновский Петр Васильевич. Согласно документам 1-го гмтап не вернулся из полета 27.11.1943. Согласно немецким - сбит над Рижским заливом немецкой плавбатареей "Роберт Мюллер". Три человека в т.ч. два офицера попали в плен, следовательно попал в плен. Дальнейшая судьба мне не известна. Уважаемый rotten! Я таких списков не составлял, поэтому ответить на Ваш вопрос у меня запросто не получится. Вы пользовались книгой Ковалева "Короли подплава в море червоных валетов"? Такое впечатление, что нет. Согласно ней Малафеев К.И. никогда не командовал Щ-301, зато командовал Щ-302 в 1936-1938 гг. Не командовал Щ-301 и Мочалов. Городничий командовал Щ-302 до марта 1941. До Травкина Щ-303 командовал Н.О. Момот (он в книге пропущен) - с 15.3.1938 по 28.2.1940. ИГНАТЬЕВ Евгений Александрович, ФИЛОВ Николай Александрович. Середа штатный командир Щ-304 с марта 1939 по февраль 1940 г., затем Афанасьев.

rotten: Miroslav пишет: Малафеев К.И. никогда не командовал Щ-301, зато командовал Щ-302 в 1936-1938 гг Я опирался на Лурье-Платонова (возможно он командовал и той и этой??) Спасибо за ответ.

Miroslav: rotten пишет: Я опирался на Лурье-Платонова (возможно он командовал и той и этой??) Да, точно. К-р «Щ-302» (12.1936—2.1938), "Щ-301" (2—4.1938).

maslopoop: Уважаемый Мирослав, спасибо! а я уже было обрадовался... о С-10 нашел в №24 (Львов-2007), из текста понятно, что остов лодки найден летом 2006г. примерно в 20 милях южнее Либавы



полная версия страницы