Форум » Вопросы Мирославу Эдуардовичу Морозову » Вопросы М.Э.Морозову-7 » Ответить

Вопросы М.Э.Морозову-7

поручик Бруммель: Так как ветка, посвященная данной теме снова автоматически закрылась, открывается новая. Последние ответы Мирослава Эдуардовича Здесь Уважаемые коллеги! Рад довести до вашего сведения, что теперь на нашем форуме Вы можете пообщаться с канд. ист. наук полковником Мирославом Эдуардовичем Морозовым, автором многих работ, посвященных войне на море в ВМВ. Мирослав Эдуардович любезно согласился лично отвечать на вопросы участников и гостей нашего форума, которые появились у них в процессе прочтения его книг и статей. Как я полагаю, таковые, несомненно, имеются, особенно после недавнего выхода его нового труда «Советский подводный флот 1922-1945», написанного совместно с К.Л. Кулагиным. Мы так же прилагаем список работ Мирослава Эдуардовича, с которыми можно ознакомиться в сети ( вы можете пополнить этот список, выслав ссылки на другие работы мне на ЛС, если знаете где они расположены): Шнелльботы Подводные лодки типа "С" Подводные лодки типа "Щ" Подводные лодки типа "Щ" ПЛ типа VII Противолодочное оружие Ленд-Лиза Гуадаканал Охота на кабана Операция "Вундерланд" Топи их всех? ( часть 1) Топи их всех? (часть 2) Топи их всех (часть3) Судьба танков десанта Чисто английское убийство Это было под Двинском.. Здесь можно скачать все три книги ""Подводные лодки ВМФ СССР в Великой Отечественной Войне. Летопись походов" ПЛ ВМФ СССР в ВОВ" Так же вы можете познакомиться с некоторыми работами Мирослава Эдуардовича в нашем ЧИТАЛЬНОМ ЗАЛЕ Прошу вас быть по отношению к нашему уважаемому гостю предельно вежливыми и не уклоняться в своих вопросах от топичности темы. С уважением к вам, поручик Бруммель. P.S. Свой взгляд на правила поведения в этой ветке, Администрация форума изложила вот здесь: ПРАВИЛА

Ответов - 190, стр: 1 2 3 4 5 All

Ella: Речь идет об эсминце Карл Маркс", КБФ.

Miroslav: Dear Andreas! BIGpanzer §б§Ъ§к§Ц§д: I am sorry, but I've asked already to write full words (without abbreviations) for me, if this is possible. What does "§Ь-§в§С" means? §±§- means submarine, I know. §ї§д§а §с §Х§а§Э§Ш§Ц§Я §Ъ§Щ§У§Ъ§Я§Ъ§д§о§г§с §Щ§С §Ъ§г§б§а§Э§о§Щ§а§У§С§Я§Ъ§Ц §г§а§Ь§в§С§л§Ц§Я§Ъ§Ы. "§¬-§в§С" - "§Ь§а§Ю§С§Я§Х§Ъ§в§С". BIGpanzer §б§Ъ§к§Ц§д: So there were more than 41 air attacks agianst M-95 between 5 August - 13 August 1941 (Kuivastu - RohukЁ№la - Tallinn). Am I right that M-95 wasn't damaged during those enemy raids? Did M-95 open reply anti-aircraft fire? §±§- §Я§Ъ§Ь§С§Ь§Ъ§з §б§а§У§в§Ц§Ш§Х§Ц§Я§Ъ§Ы §Я§Ц §б§а§Э§е§й§Ъ§Э§С. §±§в§а §У§Ц§Х§Ц§Я§Ъ§Ц §а§д§У§Ц§д§Я§а§Ф§а §а§Ф§Я§с §У §Х§а§Я§Ц§г§Ц§Я§Ъ§Ъ §Я§Ъ§й§Ц§Ф§а §Я§Ц §Ф§а§У§а§в§Ъ§д§г§с, §Я§а §с §Х§е§Ю§С§р, §й§д§а §а§Я §Т§н§Э. §±§а §а§д§й§Ц§д§е §ж§Э§С§Ф§Ю§С§Я§г§Ь§а§Ф§а §С§в§д§Ъ§Э§Э§Ц§в§Ъ§г§д§С §Т§в§Ъ§Ф§С§Х§н §±§- §®-95 §Щ§С §Ь§С§Ю§б§С§Я§Ъ§р 1941 §Ф§а§Х§С 25 §в§С§Щ §а§д§Ь§в§н§У§С§Э§С §а§Ф§а§Я§о §б§а §г§С§Ю§а§Э§Ц§д§С§Ю §б§в§а§д§Ъ§У§Я§Ъ§Ь§С §Ъ §Ъ§Щ§в§С§г§з§а§Х§а§У§С§Э§С §б§в§Ъ §п§д§а§Ю 200 §г§Я§С§в§с§Х§а§У. BIGpanzer §б§Ъ§к§Ц§д: According to my sources (different combination in this case) - Shch-304 performed patrol run between Tallinn-Helsinki (9 June - 30 June, 1942). It was attacked by two Finnish patrol boats on 17.06. in the morning (Finnish patrol boats dropped 8 depth charges), no damages. On the night of 18.06. Shch-304 was attacked again (by Finnish aircraft at first, and then by Finnish patrol boats - they pursued Shch-304 several hours, till 08:40 and dropped 21 depth charges). Shch-304 was attacked during that patrol run ~14 times by enemy warships (dropped 105 depth charges) and ~7 times by enemy aircraft (dropped 11 depth charges). There were no any damages from depth charges during those 90 hours of pursuits, nevertheless. On the other hand, two torpedo attacks of Shch-304, performed during that run, were unsuccessful also. Is the info 100% correct? §ґ§а, §й§д§а §Ј§н §Я§С§б§Ъ§г§С§Э§Ъ §б§в§а §»-304 §с§У§Э§с§Ц§д§г§с §б§в§С§У§Ъ§Э§о§Я§н§Ю §Ъ§Щ§Э§а§Ш§Ц§Я§Ъ§Ц§Ю §д§а§Ф§а, §Ь§С§Ь §Ц§Ц §б§а§з§а§Х §а§б§Ъ§г§н§У§С§Ц§д§г§с §У §г§а§У§Ц§д§г§Ь§а§Ю §Х§а§Я§Ц§г§Ц§Я§Ъ§Ъ §Ъ §Э§Ъ§д§Ц§в§С§д§е§в§Ц. §Є§Щ-§Щ§С §д§а§Ф§а, §й§д§а §ж§Ъ§Я§г§Ь§Ъ§Ц §Х§С§Я§Я§н§Ц §а§й§Ц§Я§о §Я§Ц§Ь§а§Я§Ь§в§Ц§д§Я§н §а§б§в§Ц§Х§Ц§Э§Ъ§д§о §У§г§Ц §Х§Ц§д§С§Э§Ъ §б§а§Ь§С §Я§Ц§У§а§Щ§Ю§а§Ш§Я§а. §ґ§С§Ь, §С§д§С§Ь§С §ж§Ъ§Я§г§Ь§а§Ф§а §і§ў §б§а §д§а§Ю§е, §й§д§а §Ю§Я§Ц §е§Х§С§Э§а§г§о §Я§С§Ы§д§Ъ, §Т§н§Э§С §Э§Ъ§Т§а §У§Ц§й§Ц§в§а§Ю 16.6 §Э§Ъ§Т§а §У §в§С§Я§Я§Ъ§Ц §й§С§г§н 17.6, §б§в§Ъ§й§Ц§Ю, §Ю§Ц§г§д§а §е§Ь§С§Щ§н§У§С§Ц§д§г§с §Ь§С§Ь "§р§Ш§Я§Ц§Ц §±§а§в§Ь§С§Э§Э§С". §Ј §д§а§Ю §в§С§Ы§а§Я§Ц §®-95 §Я§Ц §Х§Ц§Ы§г§д§У§а§У§С§Э§С §Ъ §Ю§а§Ф§Э§С §Я§С§з§а§Х§Ъ§д§о§г§с §д§а§Э§о§Ь§а §»-304. §ї§д§С §±§- §С§д§С§Ь§Ъ §г§С§Ю§а§Э§Ц§д§С §Я§Ц §ж§Ъ§Ь§г§Ъ§в§а§У§С§Э§С, §Я§а §д§а, §й§д§а §а§Я§С §б§в§Ъ§Я§с§Э§С §У §в§С§Я§Я§Ъ§Ц §й§С§г§н 17.6 §Щ§С §б§в§Ц§г§Э§Ц§Х§а§У§С§Я§Ъ§Ц 2 §г§д§а§в§а§Ш§Ц§У§н§з §Ь§С§д§Ц§в§а§У §г§а §г§Т§в§а§г§а§Ю 8 §Т§а§Ю§Т, §Ю§а§Ф§Э§а §Т§н§д§о §С§д§С§Ь§а§Ы §г§С§Ю§а§Э§Ц§д§С - §Э§а§Х§Ь§С §Я§С§з§а§Х§Ъ§Э§С§г§о §Я§С §б§Ц§в§Ъ§г§Ь§а§б§Я§а§Ы §Ф§Э§е§Т§Ъ§Я§Ц, §Ь§д§а §Ъ§Ю§Ц§Я§Я§а §Ц§Ц §Т§а§Ю§Т§Ъ§д §Я§Ц §Т§н§Э§а §У§Ъ§Х§Я§а, §С §г§С§Ю§а§Э§Ц§д§н §Ю§а§Ф§Э§Ъ §г§Т§в§С§г§н§У§С§д§о §Т§а§Ю§Т§н §Я§Ц §б§а §г§С§Ю§а§Ы §±§-, §С §б§а §б§с§д§Я§е §Я§С §б§а§У§Ц§в§з§Я§а§г§д§Ъ. §¬§а§Ю§С§Я§Х§Ъ§в §±§- §п§д§Ъ §У§Щ§в§н§У§н, §Ц§г§д§Ц§г§д§У§Ц§Я§Я§а, §б§в§Ъ§Я§с§Э §Щ§С §Т§а§Ю§Т§н §г §Ь§С§д§Ц§в§а§У, §Ь§а§д§а§в§н§з §а§Я §Щ§С§г§Ц§Ь §к§е§Ю§а§б§Ц§Э§Ц§Я§Ф§а§У§С§Я§Ъ§Ц§Ю. §±§а§п§д§а§Ю§е §с §Х§е§Ю§С§р, §й§д§а §ж§Ъ§Я§г§Ь§Ъ§Ц §г§С§Ю§а§Э§Ц§д§н §С§д§С§Ь§а§У§С§Э§Ъ §»-304, §С §®-95 §б§а§Ф§Ъ§Т§Э§С §г§е§д§Ь§С§Ю§Ъ §в§С§Я§Ц§Ц §Щ§Я§С§й§Ъ§д§Ц§Э§о§Я§а §У§а§г§д§а§й§Я§Ц§Ц, §Т§Э§Ъ§Щ §¤§а§Ф§Э§С§Я§Х§С. §µ§У§С§Ш§С§Ц§Ю§С§с §ї§Э§Э§С! §Ј§г§Ц §г§а§з§в§С§Я§Ъ§У§к§Ъ§Ц§г§с §Х§а§Ь§е§Ю§Ц§Я§д§н §г §б§а§ж§С§Ю§Ъ§Э§о§Я§н§Ю§Ъ §г§б§Ъ§г§Ь§С§Ю§Ъ §б§а§Ф§Ъ§Т§к§Ъ§з §Х§а§Э§Ш§Я§н §з§в§С§Я§Ъ§д§о§г§с §У §¤§С§д§й§Ъ§Я§Ц §У §ё§Ј§®§Ў. §¦§г§д§о §Э§Ъ §а§Я§Ъ §д§С§Ю §Ь§а§Я§Ь§в§Ц§д§Я§а §б§а "§¬. §®§С§в§Ь§г§е" §г§Ь§С§Щ§С§д§о §Я§Ц §Ю§а§Ф§е. §№§д§а §Ь§С§г§С§Ц§д§г§с §в§С§Щ§Ю§Ц§л§Ц§Я§Ъ§с §б§а §д§в§Ц§У§а§Ф§Ц §б§а §Т§а§Ц§У§н§Ю §б§а§г§д§С§Ю - §п§д§а §а§Х§Я§а, §С §б§в§С§Ь§д§Ъ§Ь§С §п§д§а §Х§в§е§Ф§а§Ц, §д§С§Ь §й§д§а §У§г§Ц§Ь§а§Ц §Ю§а§Ф§Э§а §б§в§а§Ъ§Щ§а§Ы§д§Ъ §Ъ §б§в§Ъ§Х§С§У§С§д§о §г§Э§Ъ§к§Ь§а§Ю §Т§а§Э§о§к§а§Ф§а §У§Я§Ъ§Ю§С§Я§Ъ§с §п§д§а§Ю§е §ж§С§Ь§д§е §с §Т§н §Я§Ц §г§д§С§Э. Ella §б§Ъ§к§Ц§д: §Ј §Ґ§а§Я§Ц§г§Ц§Я§Ъ§Ъ §±§а§Э§Ъ§д§е§б§в§С§У§Э§Ц§Я§Ъ§с §¬§ў§¶ (§г§Ь§С§Я Ўн1) §Ц§г§д§о §г§Э§а§У§С " §±§Ц§в§Ц§Х§С§Я §У §а§б§Ц§в§С§д§Ъ§У§Я§а§Ц §б§а§Х§й§Ъ§Я§Ц§Я§Ъ§Ц §°§Ј§І,,§е §е §¤§Э§С§У§Я§а§Ы §ў§С§Щ§н" §№§д§а §д§С§Ь§а§Ц §°§Ј§І,,§е ? "§±§Ц§в§Ц§Х§С§Я §У §а§б§Ц§в§С§д§Ъ§У§Я§а§Ц §б§а§Х§й§Ъ§Я§Ц§Я§Ъ§Ц §°§з§в§С§Я§Ц §У§а§Х§Я§а§Ф§а §в§С§Ы§а§Я§С §¤§Э§С§У§Я§а§Ы §Т§С§Щ§н" §°§Ј§І - §г§а§Ц§Х§Ъ§Я§Ц§Я§Ъ§Ц §а§д§У§Ц§й§С§р§л§Ц§Ц §Щ§С §Я§Ц§г§Ц§Я§Ъ§Ц §Х§а§Щ§а§в§а§У, §Ь§а§Я§У§а§Ъ§в§а§У§С§Я§Ъ§Ц, §д§в§С§Э§Ъ§Ц§Я§Ъ§Ц §Ъ §д.§Х. §У §б§в§Ц§Х§Ц§Э§С§з §а§д§У§Ц§д§г§д§У§Ц§Я§Я§а§г§д§Ъ §Т§С§Щ§н. §ї§® §У§н§г§н§Э§С§Э§г§с §Х§Э§с §б§а§Х§Х§Ц§в§Ш§Ь§Ъ §Ь§С§д§Ц§в§Я§н§з §Х§а§Щ§а§в§а§У.

BIGpanzer: Hello! Impossible to read, strange character set again!? Andreas


vadim: Уважаемый Мирослав Эдуардович! Cпасибо за предыдущую информацию. В своей книге ''Подводные лодки типа С'' Вы пишите ,что 10.07.1941г. в районе маяка Паппензее С-4 потопиа немецкий корабль. Нет ли у Вас координат потопления и какой на Ваш взгляд это был корабль ? C уважением. Вадим

Miroslav: Dear Andreas! BIGpanzer пишет: I am sorry, but I've asked already to write full words (without abbreviations) for me, if this is possible. What does "к-ра" means? ПЛ means submarine, I know. Это Вы меня извините – в спешке не учел, что у Вас использование сокращений может вызвать сложности. «К-ра» - сокращенно «командира». BIGpanzer пишет: So there were more than 41 air attacks agianst M-95 between 5 August - 13 August 1941 (Kuivastu - Rohuküla - Tallinn). Am I right that M-95 wasn't damaged during those enemy raids? Did M-95 open reply anti-aircraft fire? Да, ПЛ не получила никаких повреждений. Об открытии зенитного огня в рапорте командира не говорится, но в отчете за 1941-й год указано, что в течение года М-95 произвела 25 стрельб по самолетам, в ходе которых израсходовала 200 снарядов. Думаю, большая часть их приходится на август 1941 г. BIGpanzer пишет: According to my sources (different combination in this case) - Shch-304 performed patrol run between Tallinn-Helsinki (9 June - 30 June, 1942). It was attacked by two Finnish patrol boats on 17.06. in the morning (Finnish patrol boats dropped 8 depth charges), no damages. On the night of 18.06. Shch-304 was attacked again (by Finnish aircraft at first, and then by Finnish patrol boats - they pursued Shch-304 several hours, till 08:40 and dropped 21 depth charges). Shch-304 was attacked during that patrol run ~14 times by enemy warships (dropped 105 depth charges) and ~7 times by enemy aircraft (dropped 11 depth charges). There were no any damages from depth charges during those 90 hours of pursuits, nevertheless. On the other hand, two torpedo attacks of Shch-304, performed during that run, were unsuccessful also. Is the info 100% correct? То, что Вы написали, правильно воспроизводит рапорт командира Щ-304, но не учитывает возможных изменений с учетом финских данных. Например, атака утром 17 июня могла быть выполнена не катерами, а самолетами. Командир видел катера в перископ а затем погрузился. Взрывы, услышанные некоторое время спустя, он принял за атаку катеров, хотя это могли быть и не они. Насколько мне известно, атака самолета СБ, имевшая место вечером 16-го или утром 17-го произошла южнее Порккала, то есть в районе, где находилась Щ-304, а не в районе Гогланда, где была М-95. Уважаемая Элла! Точного боевого расписания по «К. Марксу» у меня нет, нот хочу сказать, что даже если бы оно имелось, оно не могло считаться аргументом – слишком много отклонений от таких расписаний было в боевых условиях. Все списки потерь экипажей кораблей КБФ следует искать в ЦВМА в Гатчине – в московском отделении, где работаю я их нет. Название документа может быть разным, да и для заказа этих данных в архиве оно Вам и не нужно. Просто изложите в письме суть Вашей просьбы: уточнить по списку потерь личного состава ЭМ «Карл Маркс» судьбу такого-то человека. Ella пишет: В Донесении Политуправления КБФ (скан №1) есть слова " Передан в оперативное подчинение ОВР,,у у Главной Базы" Что такое ОВР,,у ? ОВР – Охрана водного района – соединение флота, отвечавшее за несение дозорной службы, траление, конвоирование и т.д. в пределах зоны ответственности данной ВМБ. Уважаемый Вадим! vadim пишет: В своей книге ''Подводные лодки типа С'' Вы пишите ,что 10.07.1941г. в районе маяка Паппензее С-4 потопиа немецкий корабль. Нет ли у Вас координат потопления и какой на Ваш взгляд это был корабль ? Честно говоря, не помню, чтобы я такое писал. С-4 выходила в торпедную атаку, не 10 июля, а 10 августа 1941 г. Ее атака была зафиксирована немцами и закончилась безуспешно.

vadim: Уважаемый Мирослав Эдуардович! Не могли бы Вы дать информацию по поводу гибели тр ''ILMENAU'' 10.04.1945. и тр ''CAP GUIR'' 16.04.1945. в районе Лиепаи. Очень был бы благодарен за координаты и фото. С уважением. Вадим

Иван: Здравствуйте Мирослав Эдуардович! У меня к Вам такой вопрос: я прочитал Вашу работу об Озерейской операции, Вы упоминаете об очень высокой подготовке личного состава к данной операции и стало интересно: насколько сопоставимы действия морской пехоты или просто частей , высаживающихся на вражеский берег, наших и союзников в годы войны, ну когда речь идет о схожих условиях? как правило,раскрывая детали десантных операций, специалисты в основном пишут только об уровне огневой поддержке, которую оказывают десантникам, а не о действиях самих десантников на берегу...

Стармех: Уважаемый Мирослав Эдуардович! 1) В книге "Боевая летопись ПЛ в ВОВ", в Ваших статьях, в "Боевой летописи ПЛ КБФ 1941-45гг." говорится, что 28.06.41г. ПЛ "Щ-305" осуществила атаку с выпуском торпеды по финской субмарине. В новой работе "ПЛ типа Щ" дата атаки изменена. Не могли бы Вы рассказать на основе имеющихся наших и финских документов атаку "Щуки" 28 и 30.06.41г. с ПЛ "Ветихинен", и "ИКУ-Турсо". 2) В начале войны на Балтике активно действовали Финские ПЛ. Хотелось бы узнать название лодок, которые приняли участие в следующих боевых эпизодох: - 25.06.41г. СКР "Аметист" около м.Юминда обнаружил и атаковал большой серией ГЛБ ПЛ. После атаки с корабля наблюдали на поверхности воды пузыри воздуха и пятна масла. Лодка считалась уничтожена. - 2.07 финская ПЛ обстреляла пост СНиС и маяк на о.Вайндло. - 4.07 СКА "МО-131", находясь в засаде в районе о.Вайндло, обнаружил рубку ПЛ, вышел по ней в атаку и сбросил серию бомб. Имела ли ПЛ боевые повреждения? С уважением, Стармех.

Khemool: Здравствуйте, Мирослав Эдуардович! Здравствуйте, уважаемые коллеги! Прочитал сборник "Десанты Великой Отечественной" и у меня возникло несколько вопросов по содержанию раздела под названием "Оптимистическая трагедия", где речь идёт о событиях на Эльтигенском плацдарме в конце 1943 года. Поскольку не имею возможности спросить у автора, Андрея Кузнецова, то спрошу Вас. 1. Со стороны ЧФ применялись в большом количестве плавединицы, в общем именуемые "боты" - десантные и ПВО. Как-то не доводилось о них слышать ранее и, возможно, Вы меня просветите, что это было. В 1942 году (по "Летописи") о них ничего не упоминалось, следовательно, они появились только в 1943 году или же были переименованы из чего-то другого. Как было на самом деле? Где их строили или из чего переделывали? Как перебрасывали на черноморский ТВД? Были ли они однотипными? Есть ли какая-то взаимосвязь с "малым флотом", построенным в 42-44 годах в Ленинграде? 2. По вооружению ботов ПВО. Насколько я понял, они штатно были вооружены 37-мм автоматом (то есть 70К). Но как это согласуется со сведениями о постоянном дефиците таких орудий на флоте? Скажем, известен эпизод, когда в начале 1944 года с двух балтийских СКР сняли такие пушки и переставили на КЛ, т.к. не было в наличии. Впрочем, согласно Широкораду, в 1942 выпустили 362 таких орудия, а в 1943 - 495, то есть довольно много. 3. Вообще, есть ли какая-нибудь работа, где бы хотя бы перечислили типы и колиество малых кораблей и катеров РККФ, применявшихся в течение войны? Есть у меня мысль, что им мы в большей степени обязаны победой, чем тяжёлым кораблям. В "Энциклопедии" Платонова кораблей самый небольшой тип - БО. 4. Наконец, уточнение по факту потопления БДБ F360B (или А) у Камыш-Буруна 3.12.43. Согласно работе Кузнецова, весь день 3 декабря была нелётная погода, соответственно, ударов штурмой авиацией не было. У Богатырёва-Ларинцева потопление баржи упомянуто. Кто прав?

Miroslav: Уважаемый vadim! Ни одно из указанных Вами судов не погибало «в районе Лиепаи». «Кап Гуир» был потоплен топмачтовиками ВВС КБФ в точке 56.27 с.ш./17.28 в.д. (сов. координаты) в 40 милях с-в. м-ка Эланд-Седра-Удде (юж. оконечность о. Эланд). «Ильменау» взорвался при разгрузке боеприпасов непосредственно в порту Либавы, где и был обнаружен после войны аварийно-спасательной службой КБФ, после чего, по-видимому, разрезан на металл. Уважаемый Иван! Вопрос, как говорится, конечно интересный :) Использование обычных частей сухопутных войск в бою за высадку при десантировании на необорудованное побережье теоретически и практически возможно, но фактически, как показала практика, малоэффективно. Непривычные к качке солдаты укачиваются, боятся прыгать в воду, теряют при десантировании вооружение и предметы снабжения и т.д. Командиры долго не могут наладить управление подразделениями на берегу уже после высадки, т.к. подразделения из-за навигационных ошибок капитанов десантно-высадочных средств могут перемешиваться и высаживаться во внеплановых районах. Т.о. командиру десантного подразделения сразу после высадки важно: выяснить, какие подразделения фактически оказались на его участке ответственности, возглавить их, уточнить, где находятся остальные силы, принять меры к соединению с ними, установить связь со старшим начальником на берегу, установить связь с командиром отрядов высадки и огневой поддержки, выяснить свое фактическое местоположение и с учетом этого принять решение по выполнению боевой задачи на берегу. От части этих забот обычный общевойсковой командир при ведении боевых действий на суше избавлен, поскольку эти вопросы решаются не в ходе боя, а до него. Поэтому, обычный командир и обычные солдаты в роли десантников недостаточно эффективны. Грамотные и быстрые действия сразу после высадки на берег должны отрабатываться на учениях, что и имело место при подготовке к Южно-Озерейской операции. Уважаемый Стармех! 1.) Действия Щ-305 в первом походе пока исследованы недостаточно. Во всех отчетах БПЛ КБФ за 1941 г. они описаны очень кратко с обязательной ремаркой, что все документы о походе были сданы не в штаб БПЛ, а в штаб Кронштадской ВМБ, где их след теряется. ВЖ подлодки может хранится в Гатчине, но я его там пока не искал – в редкие заезды туда находились более важные дела. Тем не менее выяснилось, что поход достаточно неплохо восстанавливается на основе ЖБД КВМБ, поскольку ПЛ неоднократно выходила на связь и подробно докладывала о своих действиях. Именно это и стало основой для изменения даты атаки. Получается следующая картина: В 22.56 28.6 (фин. время) «Ику-Турсо» атаковала Щ-305, что было замечено на борту «щуки» (доклад в Кронштадт в 00.30 29 июня - «59.57 с.ш./26.11 в.д. атакован ПЛ противника, торпеда прошла за кормой»). Щ-305 атаковала «погружающуюся ПЛ противника» в 21.45 30.6 в точке 60.01 с.ш./26.02 в.д. Однако, по финским данным получается, что с момента возвращения «Ику-Турсо» в базу в ночь на 29 июня в море не было ни одной финской ПЛ вплоть до 01.00 2 июля, когда в море вышла «Весихииси». По-видимому, имел место ложный контакт. 2.) Эпизод 25 июня – по-видимому, ложный контакт, поскольку в тот день в том район фин. ПЛ быть не должно. «Ику-Турсо» поставила мины юж. о. Вайндло лишь на след. день. 2 июля – единственная ПЛ в море – «Весихииси». Есть полный отчет о ее походе, никаких обстрелов она не делала. В 14.30 (фин. время) атаковала одной торпедой наш конвой Гогланд – Кронштадт (ТР «Вторая Пятилетка», «Вайндло», БТЩ-210), контратакована БТЩ, без повреждений сразу после атаки вернулась в базу. 4 июля – ни одной ПЛ в море. «Вессико» после потопления «Выборга» вернулась в базу последней в 01.17 этих суток. Уважаемый Khemool! Рекомендую найти и ознакомится с книгой Бережной С.С. «Корабли и суда ВМФ СССР 1928-1945 гг.». Информации по малым боевым кораблям, которые на самом деле и внесли основной вклад в войну там вполне достаточно. Посмотрите также в сети. http://sovnavy-ww2.by.ru/amphibious/typ_db.htm#db_1 37-мм орудий 70-К для ботов ПВО хватило. Строились они на речных заводах страны, затем перевозились по ж/д. Khemool пишет: 4. Наконец, уточнение по факту потопления БДБ F360B (или А) у Камыш-Буруна 3.12.43. Согласно работе Кузнецова, весь день 3 декабря была нелётная погода, соответственно, ударов штурмой авиацией не было. У Богатырёва-Ларинцева потопление баржи упомянуто. Кто прав? Может имелась в виду F306? Она погибла 30.11.1943 при налете наших ВВС на Камыш-Бурун.

Иван: Здравствуйте Мирослав Эдуардович! Вы в последнем своем ответе указали, что именно малые боевые корабли внесли основной вклад в войне, скажите пожалуйста- относится ли данное Ваше мнение к бронекатерам?? Если да, то какой тип их на Ваш взгляд оказался наиболее эффективным? Например, в "Торпедоносцах в бою" Широкорада попадалась информация, что катера проекта 161 проявили себя особенно эффективно в боях 1944 года, т.н. "шхерные мониторы". Очень интересно узнать Ваше мнение на этот счет, так ли это, и в чем конкретно эффективно: только ли в поддержке десантов или же они вели и морские бои с малыми кораблями противника? Я просмотрел характеристики проекта 161 - мне вот не совсем понятно, как этот корабль, по всем признакам подпадающий под понятие "постройки военного времени", максимально упрощенный, не имеющий приборов управления стрельбой мог быть эффективен ?

Miroslav: Уважаемый Иван! Согласен с Вами в оценке данного проекта. Хотя я честно признаюсь, что не занимался чтением отчетов соединений БКА, все, что я о них знаю заставляет усомниться в их высокой эффективности. Мой хороший знакомый А.Я. Кузнецов, описывая участие БКА в Керченско-Эльтигенской операции, написал следующие строки, с которыми я полностью согласен: "Бронекатера были достаточно удачными речными катерами. В десантной операции участвовали все три типа – пр.1124, пр.1125 и «С-40». Они оказались весьма ценными высадочными средствами. Благодаря бронированию у них было больше шансов успешно подойти к берегу под огнем. Малая осадка позволяла высаживать войска и грузы прямо у кромки воды. Очень полезной оказалась способность перевозить артиллерию вплоть до 76-мм полковых пушек. К недостаткам относилась малая мореходность. Даже при среднем волнении моря невозможно было вести огонь, так как пушки зарывались в воду. Для артиллерийского боя в море бронекатера подходили слабо. При наблюдении из танковой башни на волне цель на мгновение появлялась и снова исчезала. Поэтому прицельный огонь был практически невозможен. В спокойном море командир мог выйти из башни и управлять огнем снаружи, имея нормальный об-зор. Конечно, при этом он подвергался немалому риску. Существует фотография раумбота R166 с аккуратным отверстием в рубке от попадания 76-мм бронебойного снаряда нашего бронекатера во время летних боев в Азовском море. Так что в принципе в морском бою добиться попадания из танковой башни было можно. Но в ходе Керченско-Эльтигенской операции такая удача ни разу не случилась. Часть катеров вместо танковых орудий имела старые зенит-ные 76-мм пушки Лендера, стоявшие на тумбах открыто. Шанс поразить цель из них был бы выше, если бы не полный износ этих орудий".

Miroslav: Уважаемые друзья! К сведению интересующихся историей Великой Отечественной войны. 19 июня в РИА-Новости состоялась online-конференция, приуроченная к 67-й годовщине с начала войны - http://rian.ru/online/110701161/? 22 июня в 14.10 по "Вести-FM" (97,6 FM) состоится эфир с участием вашего покорного слуги по этим же вопросам.

mop: Уважаемый Мирослав Эдуардович! В конце войны наши ВВС топили суда с беженцами, сейчас немцы считают что это неоправданая жестокость к местному населению. Наши пилоты пытались ли отомстить немецкому населению, которое спасалось на судах. В советское время встречал в литературе что немецкие пилоты растреливали людей с потопленых судов, правда ли это или это пропаганда.

Miroslav: Уважаемый mop! mop пишет: Наши пилоты пытались ли отомстить немецкому населению, которое спасалось на судах. Думаю, что Вы прекрасно понимаете, что цели налетов оперделялись не пилотами, а командованием. Наши ВВС наносили удары по конвоям, курсировавшим в восточной Балтике, пытаясь тем самым нарушить судоходство противника, в первую очередь, нарушить снабжение прижатых к морю немецких группировок. Любое потопленное или поврежденное судно в такой ситуации сокращало возможности немцев по перевозкам, точно так же, как и в концепции "полного тоннажа" Дёница. Удары наносились по наиболее крупным судам таких конвоев, а о характере грузов, перевозимых судами, пилоты могли только догадываться (пропаганда говорила о гитлеровцах, которые пытаются удрать от справедливого возмездия на Запад). Штурмовая авиация в ударах по конвоям принимала участие довольно редко - не хватало радиуса, а торпедоносцы и топмачтовики атаковали с дистанций 800-1200 м, т.е. сами пилоты вряд ли видели кто там находится на судах. mop пишет: В советское время встречал в литературе что немецкие пилоты растреливали людей с потопленых судов, правда ли это или это пропаганда. Да, такие случаи встречаются, но установить достоверно факты таких расстрелов на сегодняшний день не так просто.

Стармех: Уважаемый Мирослав Эдуардович! 1) С 22 по 28.06.41г. финские ПЛ "Весихииси","Ветехинен" и "Ику-Турсо" у побережья Прибалтики скрытно произвели 8 минных постановок. Не могли бы Вы подсказать количество мин выставленных каждой из ПЛ и указать дату и район постановки? 2) Подскажите пожалуйста тактический номер германской ПЛ(какие имела боевые повреждения), которая принимала участие в следующем боевом эпизоде. Вечером 24.06.41 два МБР-2, охраняя КОН о.Даго-Таллин обнаружили под перископом ПЛ противника и атаковали её глубинными бомбами. На поверхности моря сразу же появилось и быстро увеличилось до больших размеров масляное пятно. По донесению экипажей субмарина считалась уничтоженной. 3) Подскажите пожалуйста состав германского конвоя, атакованного 10.08.41г. ПЛ "С-4".

Miroslav: Уважаемый Стармех! Стармех пишет: 1) С 22 по 28.06.41г. финские ПЛ "Весихииси","Ветехинен" и "Ику-Турсо" у побережья Прибалтики скрытно произвели 8 минных постановок. Не могли бы Вы подсказать количество мин выставленных каждой из ПЛ и указать дату и район постановки? Черкните мне на мейл, я вышлю Вам вордовский файл. Стармех пишет: 2) Подскажите пожалуйста тактический номер германской ПЛ(какие имела боевые повреждения), которая принимала участие в следующем боевом эпизоде. Вечером 24.06.41 два МБР-2, охраняя КОН о.Даго-Таллин обнаружили под перископом ПЛ противника и атаковали её глубинными бомбами. На поверхности моря сразу же появилось и быстро увеличилось до больших размеров масляное пятно. По донесению экипажей субмарина считалась уничтоженной. Ложный контакт - немцы в эти воды не заходили. Фактически одна ПЛ (У-149) была западнее МЗ "Апольда", другая (У-145) у зап. входа в Соэлавяйн. Стармех пишет: 3) Подскажите пожалуйста состав германского конвоя, атакованного 10.08.41г. ПЛ "С-4". КОН Либава – Готенхафен ТЩ М-1504, 1803, 1804, 2 ТР, 3 КуМо (прибрежных теплохода), ПЛБ гидроавиации «Гюнтер Плюшхов»

rotten: Miroslav пишет: Черкните мне на мейл, я вышлю Вам вордовский файл. А можно попросить и себе тоже?

Miroslav: Уважаемые друзья! rotten пишет: А можно попросить и себе тоже? Попробую выложить в текстовом виде. Название ПЛ Дата район код число и тип мин примечания Весихииси 21/22.6.41 сев. о. Мохни Ф-3/И-74 20 С-36 = Расма (4.7) Ику-Турсо 21/22.6.41 зап. о. Вайндло Ф-4/И-3 20 С-36 + МО-143 (3.7) + Аксель Карл (7.8) Ветехинен 21/22.6.41 сев. м. Улином Ф-5/И-75 20 С-36 обнаружено и вытралено Весихииси 24.6.41 сев. о. Родшер Ф-7/И-77 18 С-36 обнаружено и вытралено Ику-Турсо 24.6.41 юж. о. Родшер Ф-10/И-78 20 С-36 обнаружено Весихииси 26.6.41 юж. о. Б. Тютерс Ф-12/И-? 18 С-30 данных нет Ику-Турсо 26.6.41 юж. о. Вайндло Ф-11/И-79 18 С-36 обнаружено Ветехинен 27/28.6.41 сев. о. М. Тютерс Ф-6/И-76 17 С-30 не понятно

Miroslav: Уважаемые друзья! До 1-го числа отвечать не смогу, поскольку убываю в командировку.

Олег: Здравствуйте, Мирослав. Сегодня видел двухтомник вашей "Торпедоносной авиации". Однако цена 650 р за том в Олимпийском мне кажется завышенной. Насколько эти цифры далеки от цен издательства?

Scharnhorst: Это же "Галея" - у них цены всегда запредельные

Miroslav: Уважаемый Олег! С учетом того, что книга толстая а тираж всего 500 экз. - дешевле, как я думаю, Вы не найдете. Для сравнения в "Транспортной книге" каждый том стоит 1500 руб. Как Вы понимаете, не я назначаю эти цены. :-(

Иван: Здравствуйте Мирослав Эдуардович! У меня к Вам вопрос по Южно-озерейской операции. Не могли бы Вы пояснить, как примерно выглядела систему обороны немцев( имею ввиду , на каком расстоянии находились от воды окопы противника, были ли проволочные заграждения, Вы упоминаете о минах, и о стальном еже, на который наткнулся один из болиндеров, много ли их было)? На тех нескольких фото разбитых болиндеров и «Стюартов» на берегу вроде как присутствует проволочное заграждение, сразу у среза воды.

Олег: Miroslav пишет: С учетом того, что книга толстая а тираж всего 500 экз. - дешевле, как я думаю, Вы не найдете. Плохо. С учётом моих интересов я предпочту Брауна вашему двухтомнику. А есть шансы, что его издадут позже большим тиражём?

Дмитрий: Мирослав Эдуардович, видел сегодня книгу "Мифы Великой отечественной". Очень хочу прочитать Ваш очерк про "Густлаф", но жалко денег на всё остальное. ЕслИ это возможно, не могли бы Вы переслать её мне на почту dmitri)scums@mail.ru ?

Дмитрий: Пардон, мыло dmitri_scums@mail.ru Обязуюсь никуда дальше без Вашего разрешения не распространять

Miroslav: Уважаемый Иван! Лучше меня на этот вопрос ответит один из сборников по изучению боевого опыта ВМФ: Уважаемый Олег! Книга о торпедоносцах может быть переиздана только года через два не раньше. А о какой книге Брауна, которая могла бы заменить мое исследование Вы говорите? Уважаемый Дмитрий! Эта статья давно уже ушла в "общественное достояние" :) Прочесть ее Вы можете прямо здесь в читальном зале настоящего форума. http://www.brummel.borda.ru/?1-10-0-00000013-000-0-0-1158843490

Дмитрий: О Спасибо

Буйный: Уважаемый Мирослав Эдуардович! В начальный период ВОВ на БФ были случаи добивания своих поврежденных кораблей торпедами (упоминаются ТКА 73, СКР "Буря"). Сколько таких случаев было в действительности? Есть ли у Вас сведения о боевом применении "ленд-лизовских" ТКА на БФ и ЧФ?

Miroslav: Уважаемый Буйный! Буйный пишет: В начальный период ВОВ на БФ были случаи добивания своих поврежденных кораблей торпедами (упоминаются ТКА 73, СКР "Буря"). Сколько таких случаев было в действительности? Подобной статистики у меня нет. На памяти еще два случая - ЭМ "К. Маркс" и "Смелый". Буйный пишет: Есть ли у Вас сведения о боевом применении "ленд-лизовских" ТКА на БФ и ЧФ? На Балтику лендлизовские ТКА попали уже после окончания военных действий. На ЧМ были выходы в период Констанцкой операции ЧФ, но без стрельбы торпедами, насколько я помню. Нет, оказывается стрельба торпедами была. В ранние часы 23.8.1944 "восперы" ТКА-221, -223, -227, -233 выпустили 5 торпед по двум ТР без хода у Констанцы. ТКА-227 якобы добился попадания торпеды в ТР 3000 т, но от ответного огня на нем были выведены из строя моторы, погибли 3 члена экипажа, включая командира. Немецкие визави мне не известны. Стрельбы были на ТОФе в августе 45-го по судам на открытом рейде Расина, но, насколько удалось установить, если в кого и попадали, то в остовы потопленных авиацией судов.

vadim: Уважаемый Мирослав Эдуардович! Спасибо за Ваш ответ. Не могли бы Вы указать состав конвоя, при сопровождении которого погиб UJ-113 10.07.1941, откуда и куда КОН следовал? Нет ли у Вас данных по минным постановкам нашей морской авиацией у Лиепаи и Вентспилса с сентября 1944г.? Какова максимальная глубина постановки английских донных авиационных мин? C уважением, Вадим.

Miroslav: Уважаемый Вадим! Конвой - М-1508, М-1503, R-170, R-29, ТР "Феодосия" из Мемеля до Виндавы. Звено охотников только усилило его ПЛО-охранение. Данные по постановкам авиации есть, но что именно Вас интересует? Координаты постановок крайне неточны по определению. Максимальная глубина английских мин - не более 22 м.

VACH: Уважаемый Мирослав Эдуардович! Если можно, задам вопрос не совсем по теме. Как современные историки оценивают деятельность маршала Тимошенко? Как наркома и как военначальника. С одной стороны это каваллерист-первоконник и "демократичекие" историки это постоянно ему припоминают. В последнее время часто пеняют и на его мероприятия в отношении авиации (летчики-сержанты, казармы и т.п.). С другой стороны - он кавалер ордена "Победа", а такие награды зря не раздавали.

Miroslav: Уважаемый VACH! Могу высказать только свое личное мнение: Что касается вопросов военного строительства, то я бы не сказал, что вышеперечисленные решения можно связать конкретно с Тимошенко - все они фактически принимались на самом верху исходя из желания навести порядок по итогам Зимней войны. Что касается боевых действий. Мне сложно связать с Тимошенко хотя бы одно конкретное неудачное решение, пожалуй, за исключением Харьковской катастрофы 1942 г. В то же время руководимые им войска не одерживали крупных побед, но неоднократно терпели поражения. Поскольку действиями фронтов в гораздо большей степени руководил Генштаб, чем командующие, можно сказать, что Тимошенко просто не везло. То есть у него не было выдающихся полководческих качеств, как и у многих других, но при этом еще и удача была не на его стороне.

vadim: Уважаемый Мирослав Эдуардович! Теперь понятно, почему КОН шел курсом 350.,а UJ-118 ушел в Лиепаю, чтобы высадить спасенных. Минные постановки авиации меня интересуют в плане установления истинных причин гибели кораблей, а соответственно и уточнение боевых побед пл и авиации, эффективности применения мин и торпед. Например тр "HENRY LUTGENS" погиб 29.01.1945г.,реально лежит в точке 57.19.ХХХ N/21.15.XXX O Взрыв произошел в корме,как бы снизу. По характеру похоже на взрыв донной мины, но глубина на грунте 44 метра, а насколько мне известно максимальная глубина постановки АМД-500 равна 30 метрам. На Лиепаю и Вентспилс у немцев было не так уж много протраленных фарватеров, а локализовав глубину до 30 метров, мы сужаем возможные районы минных постановок. Еще помогите пожалуйста разобраться с тр "STEINBURG'' , погиб 17.01.1945г.То ли на мине подовался, а потом его добила Щ-307. Встречались и данные, что его разбомбила авиация С уважением. Вадим.

vadim: Уважаемый Мирослав Эдуардович! Теперь понятно, почему КОН шел курсом 350.,а UJ-118 ушел в Лиепаю, чтобы высадить спасенных. Минные постановки авиации меня интересуют в плане установления истинных причин гибели кораблей, а соответственно и уточнение боевых побед пл и авиации, эффективности применения мин и торпед. Например тр "HENRY LUTGENS" погиб 29.01.1945г.,реально лежит в точке 57.19.ХХХ N/21.15.XXX O Взрыв произошел в корме,как бы снизу. По характеру похоже на взрыв донной мины, но глубина на грунте 44 метра, а насколько мне известно максимальная глубина постановки АМД-500 равна 30 метрам. На Лиепаю и Вентспилс у немцев было не так уж много протраленных фарватеров, а локализовав глубину до 30 метров, мы сужаем возможные районы минных постановок. Еще помогите пожалуйста разобраться с тр "STEINBURG'' , погиб 17.01.1945г.То ли на мине подовался, а потом его добила Щ-307. Встречались и данные, что его разбомбила авиация С уважением. Вадим.

Miroslav: Уважаемый vadim! "Г. Лютгенс" погиб на мине Л-3 типа ПЛТ, так что с глубиной все в порядке. "Штайнбург" выброшен штормом на мель у Либавы, считался полностью потерянным, но нашей аварийно-спасательной службой после войны не найден: Из KTB SKL: 17.1.1945 1428 uhr Strandeten im schneesturm VP 1704 und Dampfer "Steinburg" (1.319 BRT) westl. Libau. Von der Besatzung wurden 11 mann lebend und 5 tot (Darunter der Kommandant). Besatzungsreste bleiben anbord, weil für die schiffe keine Gefahr Bestehen.

Буйный: Miroslav Спасибо за ответ!

mop: Уважаемый Мирослав Эдуардович! Создавались ли комиссии по расследованию причин гибели кораблей, из кого они состояли из местных или московских начальников, что представлял из себя "акт списания" и что он в себя включал. Кто определял виновность командира, если посмотреть на некоторые примеры то получается что за аварии и трусость можно угодить под растрел и штрафбат, а после гибели перевод на другую должность. В случае гибели подводных лодок Вы говорите что их гибель лежит на совести командования, и разбирались ли эти случаи и несли ли за это ответственность.



полная версия страницы