Форум » Вопросы Мирославу Эдуардовичу Морозову » Вопросы М.Э.Морозову-8 » Ответить

Вопросы М.Э.Морозову-8

поручик Бруммель: Так как ветка, посвященная данной теме снова автоматически закрылась, открывается новая. Последние ответы Мирослава Эдуардовича Здесь Уважаемые коллеги! Рад довести до вашего сведения, что теперь на нашем форуме Вы можете пообщаться с канд. ист. наук полковником Мирославом Эдуардовичем Морозовым, автором многих работ, посвященных войне на море в ВМВ. Мирослав Эдуардович любезно согласился лично отвечать на вопросы участников и гостей нашего форума, которые появились у них в процессе прочтения его книг и статей. Как я полагаю, таковые, несомненно, имеются, особенно после недавнего выхода его нового труда «Советский подводный флот 1922-1945», написанного совместно с К.Л. Кулагиным. Мы так же прилагаем список работ Мирослава Эдуардовича, с которыми можно ознакомиться в сети ( вы можете пополнить этот список, выслав ссылки на другие работы мне на ЛС, если знаете где они расположены): Шнелльботы Подводные лодки типа "С" Подводные лодки типа "Щ" Подводные лодки типа "Щ" ПЛ типа VII Противолодочное оружие Ленд-Лиза Гуадаканал Охота на кабана Операция "Вундерланд" Топи их всех? ( часть 1) Топи их всех? (часть 2) Топи их всех (часть3) Судьба танков десанта Чисто английское убийство Это было под Двинском.. Здесь можно скачать все три книги ""Подводные лодки ВМФ СССР в Великой Отечественной Войне. Летопись походов" ПЛ ВМФ СССР в ВОВ" Так же вы можете познакомиться с некоторыми работами Мирослава Эдуардовича в нашем ЧИТАЛЬНОМ ЗАЛЕ Прошу вас быть по отношению к нашему уважаемому гостю предельно вежливыми и не уклоняться в своих вопросах от топичности темы. С уважением к вам, поручик Бруммель. P.S. Свой взгляд на правила поведения в этой ветке, Администрация форума изложила вот здесь: ПРАВИЛА

Ответов - 221, стр: 1 2 3 4 5 6 All

Miroslav: Уважаемый Андрей! Андрей С. пишет: Не могли бы Вы окончательно прояснить ситуацию со временем и датой атаки "М-172" госпитального судна "Александр фон Гумбольдт" во 2-м походе? Ну, я для того и писал свой справочник, чтобы окончательно проявить ситуацию. Есть, конечно, некоторые ошибки и уточнения, но по той части, которая посвящена СФ очень немного. Андрей С. пишет: Было бы идеально посмотреть на донесение Фисановича! Оно большое. Надеюсь, будет достаточно трех первых листов. В качестве бонуса выкладываю КТВ морского коменданта Киркенеса. Андрей С. пишет: Чего только не встретишь по разным источникам: от атаки в 23.58 21.08.1941 до атаки днем 23.08.1941! Это не источники. Это историческая литература. Источник - архивные документы, а они несмотря на то, что писались противоборствующими сторонами, время атаки дают практически одно и то же (с поправкой на пояс).

Андрей С.: Спасибо, Мирослав Эдуардович! За "бонус" - тоже! Miroslav пишет: Это не источники. Это историческая литература. Вы правы, оговорился!

Bober: Уважаемый Мирослав Эдуардович прочитал с интересом вашу работу " Цель-Констанца". Меня заинтересовал вот такой момент. Мой дед участвовал в занятии Констанцы 30 августа. Был свидетелем и атаки "U-23". Так вот он утверждал что одна из торпед попала в пирс и вызвала на нем пожар в котором сгорели итальянские торпедные(?) катера поднятые на стенку. Его еще очень удивило что дюраль так легко загорелся и полностью выгорел (остались только брызги). Не подскажите не встречалось ли вам какого либо упоминания об этом? Еще раз с уважением!


Miroslav: Уважаемый Bober! Вероятно имеется в виду атака, в ходе которой получил тяжелые повреждения рум. ТР "Ойтуз" в ночь на 1 сентября. Вообще странно, поскольку ит. ТКА среди наших трофеев не числятся. По немецким данным четыре из них увезены в Линц, а три исключены из состава флота в октябре 43-го и сданы на слом.

Scharnhorst: Маленькая заметка на полях: корпуса у итальянских катеров были разные - деревянные и металлические. Не уверен, были ли среди них алюминиевые, но вот все катера, действовавшие на Черном море, имели стальные корпуса.

Bober: Извините за ошибку. Созвонился с отцом ,он уточнил,что о материале корпуса дед ничего не говорил. Его послали осмотреть моторы( гражданская специальность моторист). Дед вспоминал что моторы были в плохом состоянии но по его мнению отремонтировать можно было. А после пожара его удивило что аллюминий не расплавился а именно выгорел. Т.е вероятнее всего имелись в виду моторы. В который раз жалею что в юнности не записал воспоминания деда.Кстати отец говорит что дед упоминал именно торпедные катера. Количество катеров тоже не понятно или два или три. Эпизод этот ему запомнился очень хорошо потому что торпеда попала недалеко от плавбазы на которой их разместили. Пожар был очень сильный выгорело много флотского имущества. Опасались даже что загориться плавбаза. Вот собственно все что удалось выяснить. С уважением!

Miroslav: Странно это все опять же по причине отсутствия итальянских ТКА в описях трофеев нашего флота в Констанце. Получается, флотское руководство не знало, что они там, но кто-то из командования все-таки послал моториста осматривать катера. Так не бывает.

Bober: Я прекрасно понимаю что фронтовые воспоминания не есть документ. От друзей деда я наслушался много разнообразной чуши))) Например один утверждал что U-23 потопила в гавани Констанцы и оставленную немцами подводную лодку. И дед и остальные его сослуживцы в один голос утверждали что U-23 после израсходования торпед выбросилась на берег и экипаж пошел в самоубийственную атаку! Ни один в плен не сдался! Я думаю что подобной чуши вы наслушались еще больше))) Но о пожаре на пирсе они говорили не с чужих слов. Я полностью уверен в реальности этого эпизода. Другое дело что у меня допустим есть сомнение что катера были торпедными. Во вторых я не уверен что его именно послали осмотреть. Вполне возможно что это была его личная инициатива. В третьих с момента занятия Констанцы и до уничтожения катеров прошло совсем не много времени. Может я ошибаюсь но допустим показывать в списке трофеев технику и сообщать что она потеряна изза разгильдяйства ну очень неприятно скажем так. Ну и последнее меня заинтересовал сам факт пожара от попадания торпеды в пирс. Кроме воспоминаний деда и его сослуживцев я его ни где не встречал. Кстати какова вероятность что это были катера сданные на слом в 1943 году ? С уважением!

Miroslav: Теоретически все может быть. Но мне почему-то кажется, что это были какие-то другие катера - не итальянские и не торпедные. Немного не моя тематика, но по идее все пострадавшее в атаке должно быть отражено в журнале боевых действий того подразделения, которое на тот момент исполняло обязанности штаба Констанцкой ВМБ. Увы, у меня его нет.

Bober: Огромное спасибо за ответы! Главное, для меня, стало понятно что очевидец не может оценить степень значимости происходящего события. С уважением!

maslopoop: Здравствуйте, Мирослав! у меня вопрос по нашим "эскам" IX-бис серии на Балтике и на Черном море-какие-то приходили с заводов с открытым мостиком-С-1-3, С-7 и, вероятно, С-101 и С-102 и таким позднее нестандартные крыши, а какие-то уже с крышей-вероятно, С-5 и С-6....у Вас случайно нет номеров тех и других и, хотя бы, приблизительно даты их "крышевания"... заранее спасибо..

Miroslav: Уважаемый maslopoop! Я к сожалению не знаю точных ответов на Ваши вопросы. Предполагаю, что в 9-й бис серии дело заключалось в заводе-строителе. Балтийский завод делал лодкам уже закрытые мостики (С-4 - С-6), а Сормовский продолжал гнать открытые (С-7 - С-13, С-101, С-102). На балтийских ПЛ мостики не переделывались, на С-101, С-102 работы произвели я думаю где то зимой 1941/42. По крайней мере в 1943 г. у них мостики уже переделаны.

maslopoop: Уважаемый Мирослав, спасибо!

maslopoop: Уважаемый Мирослав! а по замене на черноморских лодках "Щ" Х серии, "С", "Д" и "Л" II серии кормовых 45-мм орудий на ДШК у Вас нет хотя бы приблизительных дат?... по "крышкам" на черноморских "С"-когда их установили?...а на С-32 и С-34 их успели установить? ...заранее спасибо...

Miroslav: Уважаемый maslopoop! С праздником Вас! maslopoop пишет: Уважаемый Мирослав! а по замене на черноморских лодках "Щ" Х серии, "С", "Д" и "Л" II серии кормовых 45-мм орудий на ДШК у Вас нет хотя бы приблизительных дат?. Это есть. До войны на Щ-208 - Щ-211, С-31, С-32 кормовая 45-мм была заменена на ДШК. В первые месяцы войны не антикоррозийные ДШК были установлены на Л-4, Л-6 и Д-4, до конца 1941 г. ДШК установлен на Щ-215. "Крышки" на С-31 и С-33 судя по фото установлены на рубеже 1942 и 1943 гг. на С-32 и С-34 - соответственно нет.

maslopoop: Уважаемый Мирослав! большое спасибо...С праздником Вас, здоровья и удачи...

Miroslav: Был рад помочь. Вас также с праздником!

minuteman: Уважаемый Мирослав Эдуардович В февральском номере "Военно-исторического журнала" была напечатана рецензия на книгу В.А.Герасимова "Некоторые аспекты строительства и применения морской авиации (1918-1937 гг.)". Очень хотелось бы узнать Ваше мнение об этой монографии. С уважением, Владимир.

Miroslav: Уважаемый minuteman! К сожалению, я пока не смог познакомиться с ее содержанием.

maslopoop: Уважаемый Мирослав! не могли бы Вы помочь с датой исключения из состава ВМФ наших погибших лодок: К-23, Л-16, Л-19, М-36, М-58, М-94, М-103, М-108, С-9, С-12, Щ-212, Щ-Щ-308, Щ-323, Щ-324, Щ-401, Щ-402, Щ-403, Щ-405, Щ-406 и Щ-421.... и м.б., "смешной" вопрос - Л-13 (кап. 3 С.Е.Санин) ТОФ совершила поход в августе 1945г. или нет, а то у Платонова - нет, у Стрельбицкого - да... и еще по поводу найденной П-1 - Вы не знаете, что планируется с ней делать, поднимать, оттаскивать или, не дай Бог, подрывать?

Miroslav: Уважаемый maslopoop! Честно говоря датами сиключения ПЛ никогда не интересовался - не видел практического смысла. Л-13 - с октября 1944 г. по октябрь 1945 г. находилась в среднем ремонте на зав. №202. По поводу П-1 мне ничего не известно, начиная с того, что ее нашли. Откуда эта информация?

vadim: Уважаемый Мирослав Эдуардович ! В посте 1307 Вы выложили фото атаки на "ZULLCHOW 17". Нет ли у Вас аналогичных фото по атакам: 01.11.1943г. Летуновского на "Marienburg" 15.07.1944г. Васильева на "Hochsee"

rotten: vadim пишет: Откуда эта информация? Присоединяюсь

Miroslav: Уважаемый vadim! Есть только по атаке Летуновского. Увы, они довольно нечеткие.

vadim: Уважаемый Мирослав Эдуардович ! Нет слов благодарности за эти снимки. Они несут в себе много информации. Верхний снимок был опубликован в газете Красная Звезда за 2-3 ноября 1943 г., но ему подретушировали линию берега с маяком. Получалось что судно шло на север, а после торпедирования и разворота затонуло носом на юг, атака получалось была сделана со стороны берега, что при удалении транспорта от берега 2 мили было маловероятно. Поэтому газетное фото вызывало сомнения в том, что оно сделано стрелком-радистом Кузьминым после сброса торпеды. Теперь все встало на свои места. Мариенбург шел из Риги курсом на юг, после разворота ушел под воду носом в северную сторону, на фото видно, что он лег на левый борт, так он и лежит на дне. Могу я Вас попросить посмотреть, нет ли фото атаки Бунимовичем тр Hildegard 26.09.1943 г. Искренне Вам благодарен.

Андрей С.: Уважаемый Мирослав Эдуардович! В годы войны некоторые советские подводники награждались орденами союзников: Фисанович, Видяев и др. А были ли случаи награждения советскими наградами офицеров союзных ВМФ? С уважением, Андрей.

Сергей: Мирослав Эдуардович, здравствуйте! Не сочтите за назойливость, позвольте уточнить: действительно ли первое фото явлется снимком, выполненным при атаке ТР Marienburg? Или атакованного 26.09.43 Бунимовичем ТР Hildegard? По-моему, Цупко писал, что фото последней атаки было весьма впечатляющим. С уважением, Сергей

Miroslav: Уважаемый vadim! vadim пишет: Могу я Вас попросить посмотреть, нет ли фото атаки Бунимовичем тр Hildegard 26.09.1943 г. Возможно такое фото и есть, но в моем распоряжениее его, увы, нет. Уважаемый Андрей! Андрей С. пишет: В годы войны некоторые советские подводники награждались орденами союзников: Фисанович, Видяев и др. А были ли случаи награждения советскими наградами офицеров союзных ВМФ? Кого-то награждали, но вряд ли награжденные были подводниками. О них у меня информации нет. Уважаемый Сергей! Сергей пишет: Не сочтите за назойливость, позвольте уточнить: действительно ли первое фото явлется снимком, выполненным при атаке ТР Marienburg? Или атакованного 26.09.43 Бунимовичем ТР Hildegard? По-моему, Цупко писал, что фото последней атаки было весьма впечатляющим. Я ничего не перепутал, но не могу утверждать за тех, кто составлял исторический журнал 1-го гмтап, откуда я брал снимки.

vadim: Уважаемый Мирослав Эдуардович ! Нет ли у Вас фото атак Разгонина на "HEINRICH VON PLAUEN" 06.06.1943 и Гепнера на "INGEBORG" 27.05.1944

maslopoop: Мирослав! извините за молчание, скис компьютер...спасибо за Л-13... по обнаружению П-1 - в Морском Сборнике за декабрь 2008г. в новостях по флотам...с уважением maslopoop

mop: Уважаемый Мирослав Эдуардович ! В сборнике "Гангут" №51 который вышел недавно в статье (Пушка с подводной лодки Щ-204 А.Ю. Царьков) рассказывается о судьбе подлодки, в конце говорится о версии гибели, якобы лодка намотала на винты трос и была потоплена самолетом и с лодки спаслось 2 человека которые попали в плен. Причем это было известно в 83 году. Как относится к этой истории?

Фёдор: Здравствуйте Мирослав Эдуардович. В "Хронике..." по Чёрному морю за 44 год прочёл об атаке нашими торпедными катерами ночью 23 августа двух "транспортов" на рейде Констанцы. А нет ли у вас информации, кто реально подвергся атаке? С уважением.

поручик Бруммель: Уважаемый Мирослав! Не мог бы ты осветить чуть более подробно случай, о котором писал в своей "Летописи" по СФ? На стр. 79 в первом абзаце указано, что 14 июля 1942 года Щ-422, находясь на позиции №3, в 12:33 заметила всплывающую ПЛ от которой уклонилась погружением. Меня интересует именно это событие.

Miroslav: Уважаемый vadim! vadim пишет: Нет ли у Вас фото атак Разгонина на "HEINRICH VON PLAUEN" 06.06.1943 и Гепнера на "INGEBORG" 27.05.1944 Насколько мне известно, фотографий во время этих атак не делалось. Уважаемый maslopoop! Спасибо. По П-1 буду проверять. Уважаемый mop! Я отношусь к этой истории, как к одной из многочисленных баек. Причина очень проста - когда у тебя в руках документы противника, вплоть до протоколов допросов наших пленных, сам факт пленения каких-то подводников, о которых в этих документах не говорится, не может не вызывать сомнений. И еще вопрос: откуда об этом мог знать автор той статьи? Как правило, в подобных случаях начинают ссылаться на очевидцев, которые видели, как немцы водили под конвоем каких-то моряков. Вот и получается, что очевидец знал о пленении подводников, а сами немцы, согласно их документам, этого не знали. Смех да и только. Уважаемый Фёдор! Увы, все немецкие документы, касающиеся штабов/флотилий, дислоцировавшихся на ЧМ, обрываются 31 июля 1944 г. Уважаемый поручик Бруммель! Выкладываю донесение Видяева. Ничего особенного он тут не пишет.

поручик Бруммель: Miroslav Благодарю, этого достаточно. ПЛ, которую видела 14 июля Щ-422, была U 457, которая возвращалась в Нарвик после охоты на суда PQ-17. Данный данное событие отмечено в ЖБД немецкой ПЛ, которая после обнаружения Щ-422 в одинадцатом часу утра( к сожалению, в журнале время обнаружение указано с опечаткой 10:80), доложила в штаб в 12:04, что обнаружила русскую ПЛ типа Щ в квадрате АС4978 ( запись от 15 июля в ЖБД адмирала Норвегии, запись от 14 июля ЖБД командования группы "Норд".) Границы квадрата АС49 и позиции № 3 совпадают друг с другом. Уверен, что данный информационный пробел можно считать закрытым. Встреча, описанная в твоей летописи СФ, определенно произошла именно между двумя вышеуказанными лодками. Хочу высоко отметить твою работу, которая составлена очень информативно. Спасибо.

Miroslav: Спасибо за информацию.

Андрей С.: Уважаемый Мирослав Эдуардович! Не могли бы Вы уточнить, какого типа корабль (по зарубежным данным) подвергся атаке "М-171" 27.02.1943? По Вашей Летописи - это ПЛБ БДБ "Гущи II". У Ровера - вспомогательное противолодочное судно, т.е. сторожевик. В Интернете о "Guschi II" крайне мало информации. На Мирамаксе удалось найти только тоннаж - 191 брт (что для плавбазы несколько маловато). Кстати в некоторой исторческой литературе считается, что атака состоялась 26.02.1943. С уважением, Андрей.

Miroslav: Уважаемый Андрей! Данная инфа почерпнута из КТВ морского коменданта Киркенеса. Что касается точной классификации "Гуши 2", то и сами немцы пишут ее по-разному: легкая плавучая артбатарея (так у самого коменданта), плавбаза, плавмастерская и т.д. Фактически наиболее правильно было бы классифицировать ее как штабной корабль группы БДБ. Согласно немецкой организации десантные флотилии состояли из 4-7 групп, в каждую из которых входил такой штабной теплоход и 4-6 БДБ. Что же касается атаки М-171, то она произошла 27 февраля. Я мог бы снова в подтверждение выложить документы, но надеюсь, Вы мне доверяете и избавите от этого обременительного занятия.

Андрей С.: Спасибо! Я Вам доверяю!

SeeMin: Miroslav, к слову о вышеупомянутой атаке. Как отреагировали, сделали ли какие-либо выводы командир и командование по поводу странного сочетания фактов зафиксированного взрыва при отсутствии повреждений при наблюдении? Насколько я знаю, эта атака Старикова не единственная с подобным сочетанием фактов. Заранее спасибо.



полная версия страницы