Форум » Вопросы Мирославу Эдуардовичу Морозову » Вопросы М.Э.Морозову-8 » Ответить

Вопросы М.Э.Морозову-8

поручик Бруммель: Так как ветка, посвященная данной теме снова автоматически закрылась, открывается новая. Последние ответы Мирослава Эдуардовича Здесь Уважаемые коллеги! Рад довести до вашего сведения, что теперь на нашем форуме Вы можете пообщаться с канд. ист. наук полковником Мирославом Эдуардовичем Морозовым, автором многих работ, посвященных войне на море в ВМВ. Мирослав Эдуардович любезно согласился лично отвечать на вопросы участников и гостей нашего форума, которые появились у них в процессе прочтения его книг и статей. Как я полагаю, таковые, несомненно, имеются, особенно после недавнего выхода его нового труда «Советский подводный флот 1922-1945», написанного совместно с К.Л. Кулагиным. Мы так же прилагаем список работ Мирослава Эдуардовича, с которыми можно ознакомиться в сети ( вы можете пополнить этот список, выслав ссылки на другие работы мне на ЛС, если знаете где они расположены): Шнелльботы Подводные лодки типа "С" Подводные лодки типа "Щ" Подводные лодки типа "Щ" ПЛ типа VII Противолодочное оружие Ленд-Лиза Гуадаканал Охота на кабана Операция "Вундерланд" Топи их всех? ( часть 1) Топи их всех? (часть 2) Топи их всех (часть3) Судьба танков десанта Чисто английское убийство Это было под Двинском.. Здесь можно скачать все три книги ""Подводные лодки ВМФ СССР в Великой Отечественной Войне. Летопись походов" ПЛ ВМФ СССР в ВОВ" Так же вы можете познакомиться с некоторыми работами Мирослава Эдуардовича в нашем ЧИТАЛЬНОМ ЗАЛЕ Прошу вас быть по отношению к нашему уважаемому гостю предельно вежливыми и не уклоняться в своих вопросах от топичности темы. С уважением к вам, поручик Бруммель. P.S. Свой взгляд на правила поведения в этой ветке, Администрация форума изложила вот здесь: ПРАВИЛА

Ответов - 221, стр: 1 2 3 4 5 6 All

Miroslav: Уважаемый mop! Спасибо за предоставленные материалы. Подробный материал не оставляет сомнений в том, что станции действительно были, но в немецких документах мне упоминаний об этом встречать не доводилось. Возможно они были установлены лишь в последний момент (об одной станции в тексте говорится, что она прибыла в авугсте 44-го, о другой сходу не нашел), а возможно - подчинялись люфтваффе, хотя указанные в тексте звания морские. В связи с этим на первоначально поставленные Вами вопросы ответить затрудняюсь - то ли корабли они должны были обнаруживать, то ли самолеты.

ass555: Уважаемый Мирослав Эдуардович! Огромное вам спасибо за ответ. Ситуация более-менее прояснилась. С вашего разрешения хочу задать еще один вопрос. Есть ли у вас какая-либо информация о постановках донных мин авиацией Черноморского флота в районе мыса Евпаторийский. А если точнее, то в районе минной постановки Л-4. Меня интересует сама возможность таких постановок в данном районе, особенно. в 1943 году. Если таких специальных постановок не было, то возможно ли предположить, что этот район мог быть запасной целью при минировании гаваней Севастополя? Каково ваше мнение-могли там, в принципе, в ноябре-декабре 1943 года быть наши донные мины, или нет. И, последнее, могу ли использовать полученную от вас информацию, ЕСТЕСТВЕЕННО С ПОЛНОЙ И ЯСНОЙ ССЫЛКОЙ НА ВАС. Заранее, спасибо. С глубоким уважением.

Miroslav: Уважаемый ass555! Был рад помочь. Конечно, Вы можете использовать эту информацию. ass555 пишет: Есть ли у вас какая-либо информация о постановках донных мин авиацией Черноморского флота в районе мыса Евпаторийский. А если точнее, то в районе минной постановки Л-4. Меня интересует сама возможность таких постановок в данном районе, особенно. в 1943 году. Если таких специальных постановок не было, то возможно ли предположить, что этот район мог быть запасной целью при минировании гаваней Севастополя? Каково ваше мнение-могли там, в принципе, в ноябре-декабре 1943 года быть наши донные мины, или нет. На 100% отрицать возможность авиационной мины невозможно, поскольку летчики докладывали не всегда то, что делали на самом деле. Я уж не говорю об элементарных навигационных ошибках. Но если не считать этого, то никаких мин там быть не должно. В качестве запасного района сброса район у Евпатории никогда не значился, аварийный же сброс (увы, сходу не могу указать его районов) был весьма незначительным - 1 АМГ в июне, 6 А-1-4 в августе, 2 А-1-4 в декабре 1943 г. Кроме того, насколько я себе представляю глубина в районе постановки Л-4 была больше, чем глубина, необходимая для срабатывания донной мины.


ass555: Огромное спасибо, Мирослав Эдуардович ! С вашего разрешения, хочу задать еще один вопрос. Мирослав Эдуардович, меня интересует судьба БДБ F-329A. По моей информации, она 27.11. 42 потерпела навиг. аварию у Геничевска (хотя, возможно, мина). Была поднята, отремонтирована и 23.05.43 года была повреждена в арт. бою с пл. Л-4. Получила один 102 мм снаряд в рубку. Но, не затонула и была отведена на буксире в Евпаторию (по-моему). Однако, судьбу баржи после этого события мне проследить не удалось. В этом, собственно, и есть суть моего вопроса. Нет ли у вас информации, что с ней было дальше. Ее списали? Востановили? Переоборудовали в арт. баржу? Бросили и, потом, взорвали при отходе?

Miroslav: Уважаемый ass555! В ноябре 42-го эта БДБ была выброшена на берег у Гениечска в результате шторма, Л-4 ее только повредила и БДБ была отремонтирована не позже, чем к началу сентября. Окончательно погибла она только 26.11.1943, подорвашись на мине в Керченском проливе (45.10 с.ш./36.27 в.д.) - информация из КТВ 1-й дес. флотилии, в Гренере ее судьба неизвестна.

ass555: Мирослав Эдуардович, еще раз, огромное спасибо! Хочу, с вашего разрешения, задать вам более глобальный вопрос. Как мне известно, во время войны в составе Черноморского флота находились (и воевали) 5-ть лодок проекта Л. Это Л-4,5,6 и Л-23, 24. Они достаточно активно выполняли минные постановки. Каково ваше мнение об эффективности этих действий. Какие суда противника вы, на данный момент, числите погибшими на этих постановках. Я понимаю, вопрос довольно объемный. Но, для меня очень важно узнать именно ваше мнение по этому поводу. Заранее, спасибо. С глубоким Уважением.

Miroslav: Уважаемый ass555! Ну, Вы прямо отбираете материал из ближайшей книги о ПЛ типа "Л" :) На сегодняшний день их минные успехи выглядят так: Л-4 - ТР "Шипка", ЗМ "Р. Кароль", КАТЩ D.2 (возможно, оба на минах Л-5), баржа EL.74, возможно ТР "Санта Фе". Л-5 - только спорные с Л-4 успехи Л-6 - 0 Л-23 - возможно 15.6.43 на ее мине погибла БДБ-121, но немецкого документа по гибели баржи я пока не видел. Настораживает, что мины ставились с углублением 2,4 м, а осадка баржи чуть больше метра. Л-24 - 0. Общее мнение мое таково: Часть мин была вставлена в стороне от фарватеров, а те, что ставились на них как правило обнаруживались разведывательным тралением, которое у немцев было довольно неплохо налажено. Добиться большего устаревшими минами с контактным взрывателем и отсутствием противотральных приспособлений было сложно. Определенную роль сыграло и то обстоятельство, что мины как правило ставились с углублением 2,4 м, а у противника было мало глубокосидящих судов.

ass555: Мирослав Эдуардович! Огромное вам спасибо!!!! С вашего разрешения, я продолжу мучать вас вопросами и дальше. Заранее, огромное спасибо. С глубоким Уважением.

Miroslav: Уважаемый ass555! ass555 пишет: Огромное вам спасибо!!!! С вашего разрешения, я продолжу мучать вас вопросами и дальше. Заранее, огромное спасибо. Был рад помочь. Мучайте. Для этого я здесь. С уважением,

maslopoop: Мирослав! ловлю на слове...книга о ПЛ типа "Л"-когда??? с уважением maslopoop

ass555: Уважаемый Мирослав Эдуардович! Могу ли я попросить вас дать более подробную информацию о подрыве КАТЩ D.2. Где и когда это событие имело место. Что это вообще было за судно? Какой тоннаж и оснащение? Это спец. постройка, или нечто мобилизованное? Что из себя вообще представляли немецкие КАТЩ на Черном море? Заранее, спасибо. С глубоким Уважением.

Стармех: Уважаемый Мирослав Эдуардович! Большое спасибо за предыдущие ответы! 1) В хронике ВОВ Сов. Союза на Сев. театре в вып.№1 за 07.07.41г. говорится, что в 22ч.40мин. ПЛ Щ-401 при попытке выйти в атаку на ТЩ и 2 ТР была обнаружена и обстреляна. Уклоняясь от преследования лодка ушла на глубину 65м. По Вашим данным, вечером в атаку на ТЩ и 2 ТР выходила другая ПЛ Щ-421, а Щ-401 пыталась атаковать два ВСКР (о её атаке в хронике ничего не сказано). В обоих случаях подлодки были обстреляны с герм. БО UJ-177. Я полагаю, что в хронике допущена ошибка и в 22ч.40мин. КОН подвергся атаке Щ-421. Пожалуйста подскажите время атаки ПЛ Щ-401, по какому маршруту совершал переход неприятельский КОН? 2) О первой атаке Черноморских подводников и потоплении ТР "Пелес" написано очень много. Но нигде не говорится о названии второго корабля следовавшего совместно с "Пелес". По данным Богатырева это мог быть рум. "Сучеава". В книге "История Болгарского ВМФ" София, 1989г. я нашёл название "Адриал". Пожалуйста подскажите точное название судна, его маршрут. Куда следовал КОН, атакованный ПЛ Щ-211 16.08.41? 3) В 1941г. на Балтике герм. и фин. субмарины неоднократно подвергались атакам и преследованию наших сил ПЛО. Лёгкие повреждения получили ПЛ: U-149-26.06, "Весихиниси"-5.08. А были ли ещё случаи, когда вражеские субмарины получали повреждения от воздействия сов. сил ПЛО? 4) В статье "U-боты против ПЛ" говорится, что 21.07.41г. сам.-разведчики зап. Ханко обнаружили герм. ПЛ U-145. Подскажите пожалуйста время обнаружения ПЛ, в каком положении она находилась в этот момент, подвергалась ли атаке? Заранее, огромное спасибо. С глубоким Уважением.

Miroslav: Уважаемый Стармех! 1. Должен признать свою ошибку: ни в какую атаку Щ-421 7 июля не выходила и боевого столкновения не было. На самом деле эта лодка еще около 13 часов 6 июля начала возвращение в базу, затратила на него 41,5 часов и утром 8 июля прибыла в базу. Информацию же о контакте Щ-401 с двумя ВСКР полностью соответствует донесению Моисеева. То, что Вы увидели в "Хронике" - результат накопившихся очепяток при переписывании из одного штабного документа в другой. Именно потому, что я доверился документу высшей иснтанции вместо донесения Щ-421 и объясняется моя ошибка. Выкладываю Вам лист из донесения Щ-401. 2. В конвой входили также ТР "Сучеава" и итальянский ТН "Суперга". Конвой шел от Босфора в Констанцу. Из-за отсутствия немецких документов у меня за этот период более точно ответить не могу. 3. Этот материал я пока не прорабатывал. Могу сказать только, что серьёзных повреждений ни одна из ПЛ не получала. 4. Увы, эта статья безнадёжно устарела с момента появления доступа к КТВ немецких лодок. Могу сказать только то, что 145-я никакой атаки по себе не зафиксировала.

UC: Уважаемый Мирослав Эдуардович. Недавно приобрел книгу из Серии "Великая отечественная: Цена победы", где вы наряду с Валерием Абатуровым являетесь автором и которая посвящена боевым действиям на северо-западном фронте. Можно ли вам задавать вопросы по сухопутным действиям или же вы в этой книге отвечали только за освещение действий флота (например глава 2: Первые поражения Балтийского флота)?

Miroslav: Уважаемые друзья! ass555 пишет: Могу ли я попросить вас дать более подробную информацию о подрыве КАТЩ D.2. Где и когда это событие имело место. Что это вообще было за судно? Какой тоннаж и оснащение? Это спец. постройка, или нечто мобилизованное? Что из себя вообще представляли немецкие КАТЩ на Черном море? Заранее, спасибо. С глубоким Уважением. Лучше всего на это вопрос ответит справочник Гренера (8-й том, с. 391). UC пишет: Уважаемый Мирослав Эдуардович. Недавно приобрел книгу из Серии "Великая отечественная: Цена победы", где вы наряду с Валерием Абатуровым являетесь автором и которая посвящена боевым действиям на северо-западном фронте. Можно ли вам задавать вопросы по сухопутным действиям или же вы в этой книге отвечали только за освещение действий флота (например глава 2: Первые поражения Балтийского флота)? Да, Вы совершенно правы в своем предположении: я писал именно эту главу, и, боюсь, что не смогу ответить на Ваши вопросы по чужому материалу.

ass555: Спасибо большое, Мирослав Эдуардович! Мирослав Эдуардович, хочу, естественно, с вашего разрешения, обсудить с вами такой вопрос. Дело в том, что в своей работе "Черноморские шарады" вы привели следующие данные по потерям БДБ противника в результате ТОРПЕДНЫХ И АРТ. атак наших пл: 6-ть БДБ признаны противником, еще одна (F-130 ?) точно потоплена артиллерией С-33 12.05.44. итого-7-мь штук. Мне же удалось розыскать данные только о 5-ти БДБ. Вот эти данные. 1)F-474, 10.10.43., А-2, торп. 2)F-592, 15.11.43., Щ-215, торп. 3)F-566, 2.12.43., Щ-209, торп. 4)F-580, 9.12.43., С-31, торп. 5)F-130, 12.5.44., С-33, арт огонь. Таким образом, где-то еще две БДБ я потерял. Прошу вашей помощи, Мирослав Эдуардович. Заранее, спасибо. С глубоким Уважением.

Miroslav: Уважаемый ass555! Нет, Вы ничего не потеряли. На сегодняшний день можно говорить только об этих 5 БДБ. Подозрения по поводу F-418 и F-568 не подтвердились. С уважением,

ass555: Спасибо, Мирослав Эдуардович! Очень интерестно! А что с паромами Зибеля? Вы говорили об одном потопленном. Как я понимаю, это SF-25, потопленный М-35, 21.10.42. Но, немцы числят погибшим и SF-36. А по нашим данным его подняли и востановили. Не поможите с этим разобраться? И, наконец, к какому выводу вы пришли по поводу тр. "Хайнбург". Его повредила М-111 28.8.43, или его повредила авиация 2.6.43 . И еще один вопрос, с вашего разрешения, конечно. Согласны ли вы с тем, что к победам пл. надо причислять не только потопленные суда, но и все те, которые получили повреждения и так и не были восстановленны ДО ОКОНЧАНИЯ БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ НА ДАННОМ МОРСКОМ ТЕАТРЕ? Вопрос чисто организационный, но ответ на него может заметно изменить длинну списка побед наших пл в ВОВ. Заранее, спасибо. С глубоким Уважением.

Miroslav: ass555 пишет: Вы говорили об одном потопленном. Как я понимаю, это SF-25, потопленный М-35, 21.10.42. Вообще-то 26.10.1941. ass555 пишет: Но, немцы числят погибшим и SF-36. В документах я только видел, что этот паром считался пригодным к восстановлению. Что же касается Грнера, то он считает, что в том случае паром был только поврежден. ass555 пишет: И, наконец, к какому выводу вы пришли по поводу тр. "Хайнбург". Его повредила М-111 28.8.43, или его повредила авиация 2.6.43 . Он и там и там успел. Да, "Хайнбург" поврежден М-111 и до конца войны не восстановлен. ass555 пишет: Согласны ли вы с тем, что к победам пл. надо причислять не только потопленные суда, но и все те, которые получили повреждения и так и не были восстановленны ДО ОКОНЧАНИЯ БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ НА ДАННОМ МОРСКОМ ТЕАТРЕ? Вопрос чисто организационный, но ответ на него может заметно изменить длинну списка побед наших пл в ВОВ. Да, такие единицы следует учитывать как потери, но принципиально картины они не меняют. С уважением,

ass555: Мирослав Эдуардович! Огромное спасибо вам за ответ. Конечно, 26.10.41. Просто случайная ошибка закралась. То есть, точных данных о том, что 36-й паром был восстановлен, не имеется. Мирослав Здуардович, у меня к вам имеется ещё одна просьба. Я составляю список подтвержденных побед пл. ЧФ в ВОВ, естественно, на данный момент. Работа близится к концу. И в этой связи, я хотел бы попросить вас, проверить мои изыскания. Так сказать, завизировать, этот список. Впоследствии, я хочу объединить вместе этот список с результатами послевоенных исследований с помощью водолазных работ и гидроакустики, а также, результатами последних экспедиций дайвер-клубов. То есть, постараться придать каждой победе свое лицо. Естественно, там, где это сейчас возможно сделать. Поэтому, точный (на данный момент) список побед наших пл мне просто необходим. Мне сложно будет обойтись без Вашей помощи. Я прекрасно понимаю, что вы вправе мне отказать в этой просьбе. Однако, надеюсь, что и в дальнейшем смогу расчитывать на вашу помощь на страницах этого сайта. Заранее, спасибо. С глубоким уважением.

Miroslav: Давайте попробуем. В принципе, такой список мной составлен и постоянно редактируется по мере поступления новых данных.Увы, ряд эпизодов до сих пор не имеет документальной опоры на данные противной стороны. С уважением,

ass555: Большле спасибо, Мирослав Эдуардович! Но, если такой список уже есть, то тогда мне проще воспользоваться им, чем изобретать велосипед. Просто я не сумел найти ничего подобного не в сети, не на бумажных носителях. Вот и пришлось самому разбираться. Так, что взялся я за это дело, не ради славы, а, наоборот, как говориться, не от хорошей жизни. Может быть, вы сможете мне подсказать, где я могу ознакомиться с таким списком? Еще раз, огромное вам спасибо! С глубоким уважением и наилучшими пожеланиями.

Miroslav: Проще всего написать непосредственно мне на адрес электронной почты.

ass555: Уважаемый Мирослав Эдуардович! К сожалению, я не обладаю вашим Е-майлом. Однако, я мог бы посылать вам личные сообщения на этом форуме. Я думаю, будет удобно, если я разбью весь список по годам. Тогда появится возможность рассматривать за один раз сравнительно небольшой объем информации. Буду вам очень благодарен, Мирослав Эдуардович, если вы согласитесь взаимодействовать со мной в таком ключе. С глубоким уважением и наилучшими пожеланиями.

pgscuba: Уважаемый Мирослав Эдуардович, Ко мне обратились товарищи, которые с большой долей вероятности нашли Щ-206. Зная наш опыт по работе на 212-ой они обратились с просьбой дать им зацепок для идентификации лодки. Собственно варианта может быть только два 206 или 208. Ситуация осложнена тем что лодка сильно затянута сетями и ограждение рубки не сохранилось. Лодка погибла в подводном положении все люки задраены, перескоп опущен. Теперь собственно вопросы. Какие могут быть отличия X и Vбис2 серии (кроме рубки лимузинного типа) доступные взгляду снаружи. Рассматривая доступные мне чертежи натолкнулся на мысль что в X нет гальюна за рубкой. Но доверять этим эскизам в полной мере не могу. Разумно ли мое предположение? P.S. после двух экспедиций на Змеиный у нас осталось достаточное количество фотоматериалов по Щ-212 (внутри и снаружи). Если Вам интересны эти фото мы с радостью поделимся.

Miroslav: Уважаемый ass555! Мой мейл тайной не является - его можно почерпнуть в информации об участниках данного форума. Лично мне удобней общаться через мейл, чем через систему л/с. Уважаемый pgscuba! С ходу не готов ответить на Ваш вопрос - буду консультироваться, но должен заметить, что Щ-208 и Щ-206 должны лежать в принципиально разных районах и в первую очередь при идентификации следует отталкиваться от координат. От фотографий Щ-212 не откажусь. Вам также имеет смысл установить контакт со мной через мейл.

pgscuba: Все подготовлю и вышлю Вам на E-mail, спасибо что откликнулись.

ass555: Уважаемый Мирослав Эдуардович! Я написал вам на E-mail. Спасибо вам за внимание. С уважением. Всего доброго.

vvy: Уважаемый Мирослав Эдуардович! Есть ли в Вашем распоряжении подробности гибели транспорта ВТ-576 "Алтай" в Моонзунде в августе 1941 г.?

vadim: Уважаемый Мирослав Эдуардович ! Не могли бы Вы дать координаты линий немецкого минного заграждения "Weimar" у Виндавы ? Есть ли информация по координатам и обстоятельствам гибели "LEONTES" 29.07.1941., "MOZEL" 26.09.1941., "Frauenburg" 07.11.1941., "Gertrud 3" 09.08.1941. Заранее благодарен.

Miroslav: Уважаемый vvy! Увы, по "Алтаю" ничего не нашел. Уважаемый vadim! Прилагаю таблицу из книги И.А. Киреева: И-116 это и есть "Веймар". Что касается указанных Вами судов, то все они погибли на этом заграждении. "Леонтес" - у самого входа в гавань, "Гертруд" 7 августа - 57.26,5N/ 26.3?E, "Мозель" - 57.25,7N/ 21.29E, "Фрауенбург" - 57.26,5N/ 21.29,4E. Кроме того, 1 октября еще погиб плавкран.

vadim: Уважаемый Мирослав Эдуадович! Спасибо за ответ. Теперь вопрос по Мемелю. Можно ли получить координаты загажения "Watburg 1-3"( я так понимаю к нему относятся от И-102 до И-113) и минного заграждения, поставленого Л-3 27.06.1941 г. Интересуют координаты и обстоятельства гибели "KAIJA" 01.10.1941., "HENNY" 20.11.1941., "UNO" 22.11.1941, "EGERAN" 26.11.1941. С уважением. Вадим.

mop: Уважаемый Мирослав Эдуадович! Освещая действия подводных лодок в 43 году на Балтике основное внимание обращают на попытки прорыва в Балтийское море. Но в 43 и 44 в Финском заливе действовали "малютки", как можно оценить их действия, какие задачи ставило им командование. В 43 году ни одна "малютка" не погибла в чем залог отсутствия потерь (мастерство командиров, размеры лодок, просчеты противника). Если на Севере и Черном море "малютки"добились реальных успехов то на Балтике реальных результатов не было в чем причина. Имели ли действовавшие на Ладожском озере "малютки" М-77 и М-79 торпеды.

Николай: Здравствуйте! Есть ли у Вас данные по реально показанному во время войны моторесурсу дизелей наших подводных лодок лодок "М", "Щ", "Д" и "Л"? Есть ли возможность сравнить их с зарубежными прототипами (если таковые конечно имеются) и вражескими (Германия, Италия, Япония) аналогами? С уважением

Miroslav: Уважаемый vadim! И-102 - И-104 - оборонительное заграждение у Мемеля, И-105 - И-107 - Вартбург-1, И-108, И-109 - Вартбург-2, И-110 - И-113 - Вартбург-3. Л-3 - отрезки между точками 55.45,8 с.ш./21.00,3 в.д., 55.43,9 с.ш./20.59,2 в.д. и 55.42,2 с.ш./21.01,0 в.д.; 4 банки по 5 мин, минный интервал - 60 м, углубление 3 м. Немцы расшифровали приказ на постановку Л-3 и искали мины в тех точках, но так их и не нашли, видимо заграждение было выставлено с погрешностями. "Кайя" (244 брт) – несмотря на предупреждение лоцмана зашел на немецкое оборонительное минное поле "Хенни" - гибель судна по немецким документам не проходит. Видимо, все-таки погибло, но подробностей у меня нет. "Уно" - в 3 милях от входа в Мемель "Эгеран" - 55.43,5 с.ш./21.02,8 в.д. Все четыре судна признаны погибшими на поле И-102, состоявшем из мин EMD, выставленных с небольшим углублением. Уважаемый mop! Действия "малюток" несмотря на безусловное мужество их командиров и экипажей большого значения не имели. Наше командование ставило перед ними задачи нарушения коммуникации Таллин-Хельсинки, но фактически она проходила западнее сетей, а наши ПЛ оказались обречены охотится на дозорные корабли на рубеже "Зееигель", где произвели две безуспешные атаки. То, что ни одна ПЛ не погибла - скорее счастливое стечение обстоятельств, поскольку М-102 подорвалась и пострадала весьма серьезно. Кроме этого, ставилась задача высадки разведчиков на Гогланд, но немцы всех их выловили. По поводу отсутствия успехов - здесь дело скорее тоже в везении, точнее в его отсутствии. Да и самих атак "малютки" выполнили немного, чтобы с точки зрения теории вероятности "набежал" бы хотя бы один успех. Данных о том, чтобы М-77 и М-79 плавали без торпед у меня нет, так что надо думать они у них были. Уважаемый Николай! Данные по моторесурсу дизелей есть, но их надо долго искать. Вообще же состояние дизелей редко лимитировало боеспособность ПЛ (находились другие причины) поэтому данный вопрос в документах что называется "не на поверхности". Данных же по ресурсу иностранных дизелей у меня нет, поэтому сравнить не могу.

Андрей С.: Уважаемый Мирослав Эдуардович! Не могли бы Вы помочь разобраться, какой лодкой командовал Бибеев на Черноморском флоте до поступления в академию? В Вашей работе "Парадоксы Красногвардейца" указано, что Бибеев с 03.1935 по был ПК на "Щ-203", а с 10.1936 по 11.1938 был командиром "Щ-203". Если проследить командиров "Щ-203" по данным Ковалева, то получаем следующее: 1935-1937 Лавинский Михаил Николаевич 27.02.1937-29.10.1939 Хмельницкий Яков Моисеевич 10.1939 и до гибели лодки Немчинов Владимир Иннокентьевич. Для Бибеева места не остается. Сам Ковалев считает, что Бибеев командовал с 01.10.1936 по 01.09.1938 лодкой "Щ-202" (номер черноморской лодки, где он служил помощником до этого, не указан). Хотя и по этой лодке у него есть накладки: 1934-1937 Тишкин Николай Венедиктович 01.10.1936-01.09.1938 Бибеев 03.07.1938-21.11.1940 Апостолов С уважением, Андрей.

Miroslav: Уважаемый Андрей С.! Да, это Щ-202. Накладка с Апостоловым объясняется просто: 1 сентября Бибеев поступил в академию, следовательно командиром ПЛ быть перстал. Апостолов же стал и.д. командира лодки с 3 июля в связи с тем, что Бибеев уехал сдавать экзамены. Утвержден же Апостолов был в должности намного позже - 19.3.1939.

Андрей С.: Спасибо за ответ, Мирослав Эдуардович! А помощником Бибеев до этого тоже на 202-й был?

Miroslav: Да, на Щ-202.

Андрей С.: Мирослав Эдуардович! Можно еще один вопрос по Бибееву? Когда ему присвоили капитана 3 ранга? По некоторым источникам это случилось весной 1942 года (ориентировочно в апреле). А у Вас в летописи по СФ и в монографии по "Катюшам" ("Катюши" в бою) он упомянут в качестве капитана 3 ранга еще летом 1941 года, как временный командир "К-2".



полная версия страницы