Форум » Вопросы Мирославу Эдуардовичу Морозову » Вопросы М.Э.Морозову-10 » Ответить

Вопросы М.Э.Морозову-10

поручик Бруммель: Так как ветка, посвященная данной теме снова автоматически закрылась, открывается новая. Последние ответы Мирослава Эдуардовича Здесь Уважаемые коллеги! Рад довести до вашего сведения, что теперь на нашем форуме Вы можете пообщаться с канд. ист. наук полковником Мирославом Эдуардовичем Морозовым, автором многих работ, посвященных войне на море в ВМВ. Мирослав Эдуардович любезно согласился лично отвечать на вопросы участников и гостей нашего форума, которые появились у них в процессе прочтения его книг и статей. Как я полагаю, таковые, несомненно, имеются, особенно после недавнего выхода его нового труда «Советский подводный флот 1922-1945», написанного совместно с К.Л. Кулагиным. Мы так же прилагаем список работ Мирослава Эдуардовича, с которыми можно ознакомиться в сети ( вы можете пополнить этот список, выслав ссылки на другие работы мне на ЛС, если знаете где они расположены): Шнелльботы Подводные лодки типа "С" Подводные лодки типа "Щ" Подводные лодки типа "Щ" ПЛ типа VII Противолодочное оружие Ленд-Лиза Гуадаканал Охота на кабана Операция "Вундерланд" Топи их всех? ( часть 1) Топи их всех? (часть 2) Топи их всех (часть3) Судьба танков десанта Чисто английское убийство Это было под Двинском.. Здесь можно ознакомиться со всеми тремя книгами ""Подводные лодки ВМФ СССР в Великой Отечественной Войне. Летопись походов": Балтийский флот Черноморский флот Северный флот" Так же вы можете познакомиться с некоторыми работами Мирослава Эдуардовича в нашем ЧИТАЛЬНОМ ЗАЛЕ Прошу вас быть по отношению к нашему уважаемому гостю предельно вежливыми и не уклоняться в своих вопросах от топичности темы. С уважением к вам, поручик Бруммель. P.S. Свой взгляд на правила поведения в этой ветке, Администрация форума изложила вот здесь: ПРАВИЛА

Ответов - 301, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 All

Miroslav: Уважаемый Федор! Про бронекатер я не в курсе - надо копать в документах. Краткая версия - сел на камни в Выборгском заливе 23.8.41 при уклонении от артогня при эвакуаци наших войск, взорван экипажем. С катером история следующая: в 22.10 13 октября вышел с Гогланда вместе с катерами №32, 62 для перехода на Ханко. Ночью начался шторм. Два других катера утром 15-го вернулись на Гогланд, а №52 пропал без вести. Согласно ОБД "Мемориал" весь его экипаж 9 человек, включая к-ра ст. л-та Колбасова, числится погибшим. Финны, как я понял, обнаружили катер затонувшим на мелководье у опушки своих шхер, где-то в 20-х числах октября. Вот такая печальная история.

Фёдор1: Большое спасибо!

Стармех: Уважаемый Мирослав Эдуардович! В книге Артёма Драбкина и Алексея Исаева "22 июня Черный день календаря" Москва 2008г. на стр. 344 приводится следующий эпизод. " Немецкие подводники обнаружили ночью с 21 на 22 июня на Таллинском рейде стоявший на якоре линкор "Октябрьская революция". Командир отряда подводных лодок капитан Бирнбахер запросил по радио разрешение на атаку. Из Вестенде был дан положительный ответ, но Бирнбахер его не услышал. Он запросил базу ещё несколько раз, но ответа всё так же не слышал. Счастливое стечение обстоятельств спасло "Октябрину". Это было не 22.06. Может этот эпизод был позже. 2 Пожалуйста подскажите по какому маршруту совершали переход герм. КОН атакованные 1.04.42 пл Щ-404 и 22.04.42 пл М-173. Заранее благодарен!


Miroslav: Уважаемый Стармех! Увы, этот эпизод был позаимствован уважаемыми авторами из западной литетратуры без серьезного анализа. В западной литературе он, в свою очередь оказался в силу бурной фантазии некоторых авторов. Фактически произошло следующее: поздно вечером 21 июня немецкий самолет трижды передал сообщение об обнаружении в квадрате АО 3551 (севернее о. Найссар) ЛК "ОР" в охранении 2 (позднее одного)ЭМ, который, якобы шел курсом на восток (затем на юг) со скоростью 10 узлов. Это сообщение немало взволновало штаб начальника миноносцев контр-адмирала Бютова, корабли которого в этот момент готовились к постановке заграждения "Корбетта" севернее Таллина. В охранении заградителей находилась 1-я флотилия ТКА, которой как раз и командовал капитан-лейтенант Бирнбахер. Несмотря на предупреждения, никаких кораблей немецкие ТКА не обнаруживали и в атаку выйти не пытались. Если бы они кого-то обнаружили, то запрашивать бы не стали, поскольку имели разрешение на применение оружия и запрет на нарушение радиомолчания. И уж тем более, не понятно зачем запрашивать кого-то в Вестенде (Бельгия), если флотилия подчинялась штабу начальников миноносцев, находившемуся в Хельсинки. Ну и я не говорю о том, что обнаруженный самолетом корабль не мог быть линкором "ОР", поскольку тот стоял на внутреннем рейде Таллина. 2. Маршруты: оба конвоя - Киркенес - Тромсе.

mop: Уважаемый Мирослав Эдуардович! Если сравнивать десантные операции по захвату островов Соммерс и Сухо, почему у немцев не получилось захватить, свои собственные ошибки или не дало это сделать командование Ладожской флотилии. Почему при захвате Соммерса имея возможность подготовить операцию и самим решать когда начать и какие силы задействовать, провалили. А при отражении десанта на Сухо действуя "с ходу" бросая все что было под рукой, заставили немцев и финнов отступить, ведь командовали люди имеющие одну и ту же подготовку, боевой опыт. В чем причины?

Miroslav: Уважаемый mop! Причины провала обеих операций в принципе одни и те же. Главный - недооценка противника, неверие в то, что он быстро сможет задействовать резервы, которые переломят ситуацию. Разница в том, что немцы быстро поняли, что операция сорвалась и приняли решение на ее прекращение. Мы же вели активные действия еще примерно сутки, прежде чем все прекратили. Ну и вообще, противодесантные действия вести несколько легче и проще, чем осуществлять высадку десанта. Штабу десанта достаточно совершить одну серьезную ошибку и все пойдет на смарку, а противодесантная сторона отталкивается от какой-то налаженной системы обороны, снабжения и т.д. Хотя конечно бывали и исключения.

маркуша: Уважаемый Мирослав Эдуардович! Ответьте пожалуйста на такой вопрос - в справочнике Богатырёва и К написано, что 19 ноября 43 года при налёте штурмовиков и огнём ББ из Керчи в Камыш-Буруне были "разбиты" 2 бдб, "большие потери л/с, в том числе Кизерицки". В версии справочника в сети, с примечаниями И.Борисенко, уже говорится, что это (без Кизерицки) было 20 ноября и была потоплена только одна бдб. Немцы про Кизерицки пишут, что он был убит при авианалёте не в порту, а на дороге, когда ехал в автомобиле. Есть ли немецкие документы на этот счёт? Есть ли более подробные немецкие источники о гибели 1.10.44 командира 9 охранной дивизии контр-адмирала Бёхнера? Немцы пишут, что он был убит партизанами во время охоты (подозреваю - "охоту" перевели как карательную акцию). Не известно ли название отряда, его принадлежность, персоналии? И почему охранной дивизией сух.войск командовал адмирал кригсмарине?

Miroslav: Уважаемый маркуша! Кизерицки был действительно убит 19.11.1943 на дороге близ Камыш-Буруна в результате налета штурмовиков на его автомобиль. Одновременно шли налеты на порт Камыш-Бурун где в тот день серьезно пострадали 4 БДБ: F139 – 2 прямых попадания бомбами, сильно повреждена пушечно-пулеметным огнем; F170 – 4 прямых попадания бомбами; F446 – 1 прямое попадание бомбы, повреждены надстройки, дубель-шлюпка и спасательные плоты, ранен 1 человек. F535 – 2 прямых попадания бомбами в артиллерийскую палубу, вышли из строя машины и рули, тяжело поврежден корпус. Командира 9-й дивизии кораблей охранения (не имеет никакого отношения к охранным дивизиям вермахта) звали Курт Бёмер. Он действительно погиб во время охоты - партизаны напали на охотничий домик где он находился, часть немцев спаслась бегством, но Бёмер был убит.

cyr: Бёмер уже обсуждался. http://www.brummel.borda.ru/?1-13-0-00000001-000-10001-0-1261074397

Hai Chi: Уважаемый Мирослав Эдуардович! Два вопроса по книге "Первые подлодки СССР": 1. Все-таки не очень ясен генезис проекта "Декабриста", и Ваша книга тут тоже по сути обходит этот вопрос. Какова его связь с лодками "Б" программы 1915 года? То же самое и относительно использования чертежей пресловутой Balilla. Я понимаю, что тема программы 1915 года до сих пор остается как бы малоисследованной в литературе, но интересно Ваше мнение. 2. Какие аккумуляторные батареи (чьего производства) изначально стояли на I серии?

maslopoop: Здравствуйте, уважаемый Мирослав! Поздравляю с выходом новой книги, надеюсь, что будут и "малютки"... вопрос по Л-2 - после её подрыва на мине спаслись трое подводников, проходят фамилии Щербина В.-моторист, Бойков -электрик и Квасков (?Квасов?)-радист... если не затруднит, м.б., Вы уточните правильность их фамилий и инициалы, а то у меня подозрения, что позднее двое последних погибли на Щ-405 в июне 1942г. ..заранее спасибо, maslopoop

Konstan: Hai Chi пишет: Два вопроса по книге "Первые подлодки СССР": 1. Все-таки не очень ясен генезис проекта "Декабриста", и Ваша книга тут тоже по сути обходит этот вопрос. Какова его связь с лодками "Б" программы 1915 года? То же самое и относительно использования чертежей пресловутой Balilla. Я понимаю, что тема программы 1915 года до сих пор остается как бы малоисследованной в литературе, но интересно Ваше мнение. 2. Какие аккумуляторные батареи (чьего производства) изначально стояли на I серии? Отвечу, с разрешения Мирослава Эдуардовича. 1. Общее между «Декабристами» и лодками «программы 1915 г.» то, что это большие позиционные подводные лодки (проекты И.Г. Бубнова (Б), фирм «Холланд» (Г) и «Фиат»(Ф), предназначение которых формулировалось как «защита определенных по общему оперативному плану данного театра районов моря». Эта же задача (участие в оборонительных действиях в Финском заливе) в конечном итоге оказалась возложена и на «Декабристы». Прямого заимствования конструктивных решений не произошло, видимо по причине отсутствия у советских конструкторов доступа к материалам дореволюционных проектов, затерявшихся в неразберихе Революции и Гражданской войны. Малинину в 1925 удалось приобрести только чертеж общего расположения итальянской субмарины «Балилла». Весьма сомнительно, что это был чертеж недавно заложенной большой подводной лодки. Скорее всего, это была бывшая немецкая “U 42”, заказанная в 1913 и конфискованная при вступлении Италии в I Мировую войну. Поскольку лодка погибла еще в 1916, документация ее не содержала никакой тайны, и, следовательно, могла быть продана без соблюдения обычных мер секретности. В любом случае в многочисленных критических разборах конструкций лодок первых серий какие-либо иностранные технические решения упоминаются только в связи с L-55. Также нет упоминаний об использовании дореволюционных материалов. 2. Батареи были отечественной сборки, но часть материалов свинец, глет, сурик были получены из-за границы (в частности сурик высокой чистоты из Англии).

Miroslav: Уважаемый maslopoop! Честно говоря, я не помню, чтобы в тех материалах, с которыми я работал по Л-2 вообще фигурировали фамилии рядового состава. Видимо, в моих материалах их вовсе нет.

Hai Chi: Спасибо, уважаемый Konstan! Но все-таки странно насчет того, что "прямого заимствования конструктивных решений не произошло, видимо по причине отсутствия у советских конструкторов доступа к материалам дореволюционных проектов, затерявшихся в неразберихе Революции и Гражданской войны". Ведь Малинин накануне революции являлся заведующим техническим бюро (сиречь начальником КБ) отдела подводного плавания Балтийского завода и, как писалось в памятной мурзилке Стволинского, "руководил разработкой проектов и рабочих чертежей малого подводного заградителя типа «3–1» и новых подводных лодок типа «Б»". Неужто он не имел никаких материалов и вообще все забыл? И неужели на Балтийском заводе утеряны были все материалы по проектам до 1917 года?

Miroslav: Уважаемый Hai Chi! Hai Chi пишет: Ведь Малинин накануне революции являлся заведующим техническим бюро (сиречь начальником КБ) отдела подводного плавания Балтийского завода и, как писалось в памятной мурзилке Стволинского, "руководил разработкой проектов и рабочих чертежей малого подводного заградителя типа «3–1» и новых подводных лодок типа «Б»". В том то и дело, что не являлся. Вы ведь наверное читали "Советский подводный флот 1922-1945 гг.". Там в самом начале книги на с. 10-11. написано, кем он являлся на самом деле - работал наблюдающим инженером на достройке ПЛ типа "Барс". Никаким КБ там и не пахло.

Hai Chi: Miroslav пишет: В том то и дело, что не являлся. Вы ведь наверное читали "Советский подводный флот 1922-1945 гг.". Там в самом начале книги на с. 10-11. написано, кем он являлся на самом деле - работал наблюдающим инженером на достройке ПЛ типа "Барс". Никаким КБ там и не пахло. Э-ээ, уважаемый Мирослав Эдуардович, у Вас там немного другое написано : "К началу рассматриваемого периода в СССР оставалась единственная организация, способная самостояттельно проектировать субмарины, - отдел Подводного плавания Балтийского судостроительного и механического завода. Фактически руководил работами отдела, номинально оставаясь на должности цехового помощника главного инженера-механика, Б.М. Малинин. Этот человек... в предшествовавшие революции годы работал наблюдающим инженером на достройке подлодок типа "Барс"." Стволинский цитирует автобиографию самого Малинина: "С 1. П. 1914 г. я был зачислен в техническое бюро подводного плавания Балтийского завода на должность инженера-конструктора, принимал участие в разработке чертежей подводных лодок типа «Морж» и «Барс». Работа для молодого специалиста была крайне интересная, но обстановка очень трудной. Авторы проектов строившихся лодок относились ко всем вопросам, связанным с постройкой лодок и их теорией, тогда только зарождавшейся, крайне ревниво и всячески старались не пускать молодых специалистов дальше «порога». Приходилось до всего доходить, что называется, «своим умом». Я с особенной благодарностью вспоминаю о помощи, которую я в тот период получал от конструкторов-практиков, работавших в бюро Балтийского завода: корпусника Василия Ивановича Васильева и механика Павла Васильевича Белкина. Именно им, а не авторам проектов и руководителям подводного судостроения того времени я обязан своими первыми шагами в той области морской техники, которой я посвятил свою жизнь. Эти двое людей сделали для отечественного подводного судостроения чрезвычайно много, деятельно участвовали в дальнейшем в создании советского подводного флота и воспитали целый ряд талантливых конструкторов». То есть, по словам самого Малинина, КБ там вполне было уже в 1914 г. (и это был отнюдь не конструкторский отдел ССЗ в узких позднесоветских понятиях, занимающийся только выпуском РКД). Далее, Малинин пишет: "Осенние и зимние месяцы 1916/17 года я был занят в Ревеле достройкой «Змеи», «Единорога», «Угря», которые и сдал в июне 1917 года... Всего мною построено 8 подлодок типа «Барс» и модернизировано 10 подлодок (6 русских типа «Сом» и «Касатка» и 4 английских типа «С»)»." Далее Стволинский уже от себя пишет: "Затем Малинин руководил разработкой проектов и рабочих чертежей малого подводного заградителя типа «3–1» и новых подводных лодок типа «Б»." [ИМХО, вряд ли Стволинский это выдумал - скорее всего, все та же раскавыченная автобиография]. И далее дается даже ссылка: "Пришел Великий Октябрь. В ЛГИА сохранился рядовой рабочий документ, примечательный лишь тем, что составлен он 23 октября 1917 года — за два дня до революции. Это письмо начальника Балтийского завода в существовавшее тогда при Генморштабе управление подводного плавания: «Прошу не отказать в выдаче билетов для входа в управление следующим служащим отдела подводного плавания Балтийского завода...» Под номером вторым в списке числится заведующий техническим бюро отдела морской инженер Б. М. Малинин." Далее описывается, как Малинина в ноябре (?) посылают на Черное море сдавать "Утку". То есть с июня по ноябрь 1917 г. Малинин вполне мог быть заведующим техническим бюро отдела подводного плавания.

Hai Chi: И кстати, уважаемый Мирослав Эдуардович, еще вопрос в связи с этим всплыл. Стволинский в своей книжке пишет: "Анализируя предложение голландцев, Зарубин в сентябре 1923 года делает такое заключение: «Тактические задания предлагаемой лодки очень бедны; скорость, районы, мощности машин и т. д. — все это значительно ниже тех минимальных требований, которые мы намерены предъявить нашим будущим подлодкам». " "Голландцы" - это IvS была? Вам известны детали их предложения? И отказ дельный был, или, может быть, тут с отказом капитально лопухнулись, - как позже испанцы, отказавшиеся от Е-1 в пользу лодок "национального" проекта D, оказавшихся в итоге полным дерьмом?

Miroslav: Я вероятно не совсем точно выразился. КБ на заводе был, но тем, что его возглавлял Малинин в период постройки "Барсов" - не пахло. Все приведенные Вами факты мне известны, но сам Малинин ни одной реальной лодки до 1917 г. не спроектировал и считать его реальным начальником КБ, в том смысле в каком мы оперируем этим термином в советское время, нет никаких оснований. Стать за три года из выпускника-инженера начальником КБ, при наличии реальных инженеров о которых упоминает Стволинский, он не мог. Либо эта должность (зав. технического бюро) подразумевала иной функицонал (например, в КБ было техническое бюро, надзирвашее за постройкой, и проектное бюро - но это мое предположение), что скорее всего, либо Малинин занял ее позже, после того, как другие разбежались после октября 1917 г. Кроме Стволинского есть и иные материалы, в частности сделанные в 1937-1938 гг. справки по состоянию сов. подводного кораблестроения, сделанные по требованию вышестоящих органов. В этом весьма правдивом документе о проектировании "Декабристов" сказано следующее: "Проектирование и постройка новых подводных лодок были начаты в условиях почти полного отсутствия опыта у наших проектных бюро и заводов, и, кроме того, руководство этим делом попало в руки вредителей, впоследствии разоблаченных органами ОГПУ". В отсутствии какого-либо опыта проектирования, если мне не изменяет склероз, говорил и сам Малинин на допросах в ОГПУ. Ни о какой "Балилье" в этом документе даже не упоминается в отличие от Л-55 и других иностранных проектов (ИвС). Hai Chi пишет: "Анализируя предложение голландцев, Зарубин в сентябре 1923 года делает такое заключение: «Тактические задания предлагаемой лодки очень бедны; скорость, районы, мощности машин и т. д. — все это значительно ниже тех минимальных требований, которые мы намерены предъявить нашим будущим подлодкам». " "Голландцы" - это IvS была? Вам известны детали их предложения? И отказ дельный был, или, может быть, тут с отказом капитально лопухнулись, - как позже испанцы, отказавшиеся от Е-1 в пользу лодок "национального" проекта D, оказавшихся в итоге полным дерьмом? Как я понимаю, речь идет о предложении немцев при голландском посредничестве продать нам чертежи UB-III. В результате мы спроектировали собственные "щуки" с некоторым влиянием Л-55, за проект которой нам не надо было платить. Оценить эту последовательность событий однозначно я не берусь. Кстати, вообще интересно проследить источник появления версии о "Балилье" - прототипе "Д", коль скоро ее нет в документа 20-30-х годовх.

vadim: Уважаемый Мирослав Эдуардович ! Большое спасибо за описание и схему боя по С-3. Есть ли у Вас информация по атаке U-144 нашей М-78?

Miroslav: Здравствуйте, Вадим! Никаких подробностей по этой атаке не существует: немецкая подлодка в августе 41-го погибла вместе со всем комплектов документов по своим действиям на Балтике. С уважением,

Барс480: Мирослав Эдуардович ! Обращаемся к Вам за содействием. Наше Обьединение подводников им. Лунина начало создание музея боевой славы Флота в г. Одесса, основные материалы будут о наших Одеситах Маринеско,Лунине,Грищенко- прошу если есть возможность оказать любую помощь материалами,информацией будем благодарны. Если есть телефоны их родствеников, мы готовы с ними связаться и пригласить на открытие музея. Заранее блгодарю с Уважением кап. 1р ветеран-подводник Белоусюк В.И. +380487282350 +380487280758 nadezhda@optima.com.ua

Violetta: Уважаемый Мирослав Эдуардович!Я интерисуюсь боевым путем моего дедушки.Мама моя помнит ,что дедушка рассказывал kak во время войны он и несколько товарищей спаслись с затонувшей подводной лодки.Дедушка призывался в Севастополе,затем служил на Балтике.В каком из этих морей это случилось я не знаю.Мне подсказал участник другого морского форума что был случай на балтике если не о шибаюсь с лодкой С-11,но имени моего дедушки среди спасшихся подводников не было-там тоже три или четыре человека было Дед рассказывал что он не хотел покидать лодку,хотел погибнуть вместе с товарищами,но капитан приказал ему и еще нескольким людям спасаться. дедушка так и рассказывал маме:просил разрешение капитана остаться,не хотел братушек своих оставить.. Как я поняла по рассказам опытных подводников на другом морском форуме,это было возможно на глубине,через торпедный аппарат например Случаи спасения экипажа с затонувших лодок были наверное довольно редкие,и значит имена подводников которые спаслись должны были как то фиксироваться.У дедушки был орден красного знамени ,и красной звезды. Имя дедушки Кирикеза(Керекеза,при ошибочном написании) Андрей Харитонович 1915 года рождения,село Калиновка,Городищенский район.Украина .Может эта информация cможет помочь найти след моряка с этим именем,на каких лодках служил,куда переводился.Он также служил на тральщике,смею предположить после службы на подлодке..хотя не могу знать Может родственники его боевых друзей остались,узнают рассказ и имя дедушки моего После войны дедушка остался в Риге,поэтому я думаю что его случай мог произойти как на Балтике так наверное и на Черном море,раз он в Севастополе призывался служить(призвался в 1935 году,до войны еще) Благодарю за любую информацию с Уважением Виолетта

Miroslav: Уважаемый тов. Белоусюк! Возможно Вам известно, что в Санкт-Петербурге группой ветеранов-подводников создан музей подводного флота им. А.И. Маринеско. Значительная часть его экспозиции посвящена ВОВ и есть довольно много по интересующим Вас подводникам. Постарайтесь найти их контактный адрес в интернете. У меня так же есть некоторые материалы, но знакомство с ними заставило меня отнестись к указанным Вами товарищам весьма неоднозначно. Я понимаю, что пропаганду военно-исторических знаний и патриотизма нужно вести на примере известных личностей, но я бы предпочел, чтобы на месте трех указанных Вами людей были другие. С уважением к Вам и всем одесситам, М. Морозов Уважаемая Виолетта! Случай довольно трудный. Случаев выхода личного состава с затонувшей ПЛ в годвы войны мне припоминается четыре: Балтика: С-11 - 2.8.1941 после гибели ПЛ на мине. Спаслось трое, Вашего деда среди них не было. М-94 - 21.7.1941 после торпедирования немецкой ПЛ из центрального поста через верхний рубочный люк спаслось 8 человек во главе с инженер-механиком Шиляевым. Фамилии остальных мне не известны. Попробую поискать. Щ-323 - 1.5.1943 после гибели ПЛ на мине в Ленинградском морском канале. Через кормовй ТА вышло 11 человек, но в живых осталось только двое. Увы, фамилий у меня тоже нет. ЧМ М-51 - 22.9.1943 во время испытаний из-за ошибки личного состава погрузилась с открытым рубочным люком на рейде Очамчири и легла на грунт. 6 чел. под руководством старшины 1-й статьи Н.И. Скрипченко вышли на поверхность через люк кормового отсека, 5 чел. - через носовые торпедные аппараты. Вообще я бы рекомендовал Вам обратиться в Уентральный военно-морской архив с просьбой составить справку о прохождении службы деда. Адрес: Ленинградская обл., г. Гатчина. ЦВМА. Начальнику архива капитану 1 ранга Владимиру Владимировичу Павловскому.

Violetta: Уважаемый Мирослав Эдуардович! Благодарю сердечно за ответ,скажите пожалуйста если делать запрос как Вы советуете, то надо писать письмо,по е-маил не получится? и еще-случаи с М-94 и Щ-323,награждались ли лодки и экипаж орденами? если да то какими.. Буду рада если Вам удастся найти имена тех кто остался жив с этих 2 кораблей Виолетта

Miroslav: Уважаемая Виолетта! Насколько я знаю, у архива электронной почты нет. Полных списков спасенных с указанных ПЛ я у себя не нашел. Среди тех, кто упоминается в документах, фамилии Вашего деда нет. Среди экипажа М-94 награжденных моряков не было. Среди тех, кто служил на Щ-323 было много награжденных, поскольку в октябре 1941 г. лодка совершила успешный поход (командир был награжден орденом Ленина).

Violetta: Уважаемый Мирослав Эдуардович! Огромное спасибо за информацию и совет написать запрос в Центральный Военно Морской Архив А если я напишу письменную просьбу предоставить информацию о боевом пути дедушки,могу ли я это делать без предоставления документов подтверждающие родство.У меня нет копии военного билета дедушки,только его данные рождения и место призыва.Но это все со слов мамы,а официальных копий документов нет как Вы думаете достаточно будет личной просьбы в письме? с Уважением Виолетта

Miroslav: Уважаемая Виолетта! Думаю, что никаких документов, подтверждающих родство с Вас не потребуют. Просто напишите в каком родстве Вы состоите и все. С уважением,

maslopoop: *PRIVAT*

Стармех: Уважаемый Мирослав Эдуардович! 1. Хотелось бы узнать есть ли у Вас новые данные об атаках ПЛ Л-3 26.08 и 01.09.42г. и ПЛ "Лембит" 04.09 и 13.09.42г. 2. Поясните пожалуйста сколько раз в нояб.-дек. 1942г. герм. ПЛ на Черном море провели атак с выпуском торпед. Когда и по каким целям они проводились. В этот период "U-9" и "U-24" неоднократно обнаруживались и преследовались ПЛО ЧФ. Имели лодки повреждения? С уважением,

поручик Бруммель: Уважаемая Violetta! Примите к сведению информацию от одного из участников нашего форума уважаемого maslopoop: очень давно в книге Маркелова "Торпедный веер", 1970-хх годов, было описание подвига торпедиста ст. 1 ст. Керекеши Ивана Андреевича...он спас свою лодку М-31, разрядив отработавшую и наполовину вышедшую из ТА торпеду...впоследствии участвовал в майском походе М-118....думаю, можно допустить, что автор - штурман Л-4, при написании использовал свои записи и мог случайно перепутать написание фамилии торпедиста...м.б., это поможет Виолетте в поисках данных..

Violetta: так..деда звали Керекеза Андрей Харитонович(Kирикеза) может путанница с именями? фамилия редкая ведь спасибо за информацию с уважением Виолетта

Фёдор1: Здравствуйте Мирослав Эдуардович. Хочу задать вам давно интересующий меня вопрос. Не появилось ли каких либо новых данных о том, кто же был автором топредного попадания в корму крейсера "Молотов" 3 августа 1942 года. И ещё, если вам не сложно, какие потери понесла немецкая авиация при налётах на наши корабли в этот день. С уважением, Фёдор.

Miroslav: Увы, ничего нового про этот эпизод узнать не удалось. Ни итальянцы, ни немцы не дают точного времени атаки катеров, но итальянцы настаивают на трех попаданиях (одна с -573, затем две с -568 и ) по трехтрубному крейсеру. Пожар на нем якобы наблюдался с берега начиная с 21.30 по берлинскому времени. С учетом этого, думаю, что успеха добились торпедоносцы. Из наших документов следует, что наши видели, что крейсер торпедировал самолет (наблюдалось сбрасывание, приводнение, ход торпеды до момента попадания), и все это было спустя примерно полчаса после того, как "Харьков" атаковал 568 -й после его атаки. Потери люфтваффе мне не известны.

поручик Бруммель: Мирослав Эдуардович! 22 октября 1944 два советских самолета МБР-2 (53-го авиаполка), вылетевшие к горлу Белого моря на поиск субмарин, обнаружили вражескую подлодку в надводном положении севернее мыса Святой Нос и атаковали ее глуб. бомбами и пулеметным огнем. Лодка ответила на атаку огнем зениток. На сколько был результативен огонь немцев? Получил ли повреждения от него какой либо из этих двух самолетов? Известны ли бортовые номера и фамилии пилотов данных МБР-2?

Александр: Уважаемый Мирослав Эдуардович! 1)Спасибо за ответ на мой предыдущий вопрос. 2)Какую операцию,по Вашему мнению,можно назвать "самой большой неудачей ВМФ СССР за весь период войны"? С уважением,Александр. P.S.Если не считаете возможным выделить "самую большую",прошу Вас перечислить операции,которые,по Вашему мнению,можно отнести к категории "неудач"?

rotten: Уважаемый Мирослав Эдуардович! это фото http://s005.radikal.ru/i209/1001/71/d9e89a38c749.jpg преподносится как экипаж ПЛ Спидола, однако имеются сомнения. Не проясните ситуацию?

Miroslav: Уважаемый поручик Бруммель! У меня нет ответа на Ваши вопросы. Уважаемый Александр! Очень сложный вопрос поскольку самих критериев определения неудачи масса. Лично я бы наверное в качестве такого критерия определил бы - "тяжелое поражение, которого было бы можно избежать". На мой взгляд это прорыв флота из Таллина. Тяжелым поражением, избежать которого было невозможно - падение Севастополя. Крупная неудача, не являвшаяся поражением - попытка блокады Курляндской группировки в 1944/1945 гг. Наверное в других категориях могли быть и другие названия. Уважаемый rotten! Вижу это фото впервые и никаких соображений как можно было бы определить тех, кто на нем запечатлен у меня нет.

Стармех: Уважаемый Мирослав Эдуардович! 1. Хотелось бы узнать есть ли у Вас новые данные об атаках ПЛ Л-3 26.08 и 01.09.42г. и ПЛ "Лембит" 04.09 и 13.09.42г. 2. Поясните пожалуйста сколько раз в нояб.-дек. 1942г. герм. ПЛ на Черном море провели атак с выпуском торпед. Когда и по каким целям они проводились. В этот период "U-9" и "U-24" неоднократно обнаруживались и преследовались ПЛО ЧФ. Имели лодки повреждения? С уважением,

rotten: Уважаемый Мирослав Эдуардович! Подскажите что являлось причиной увеличения времени погружения у ПЛ V серии от одной модификации к другой: V, V-бис, V-бис-2.

Miroslav: Уважаемый Стармех! 1. У меня только появились данные, что никаких немецких конвоев в этих точках быть не могло, равно как и шведских. "Лембит" 3.9 - КОН Нойфарвассер – Утё СКР-303, 305, 314, М-1805, 4 ТР - "С. Ховальдт", "Бремерхафен", "Леда", "Ариадне", 1 ТН "Атлантидес", 1 плб гса "Адлер" 13.9 - КОН Утё-Нойфарвассер СКР-303, 311, 313, 314, ТР Бремерхафен, Ганс Леонхардт, Остланд, Иллер 2. В ноябре - 7 торпедных и одна арт. атака. В декабре атак не было. 1.11 две атаки У-24 по Л-5, три атаки в ночь 5/6.11 по ТЩ Т-492 "Белобережье" (затем атака артиллерией), 19.11 У-9 по КОН ТР "Калинин", 30.11 У-24 по Т-407. ПЛ никаких заслуживающих упоминания повреждений не имели. Уважаемый rotten! Затрудняюсь точно ответить. Там немного были перепланированы ЦГБ, включая их арматуру - наверное из-за этого.



полная версия страницы