Форум » Вопросы Мирославу Эдуардовичу Морозову » Вопросы М.Э.Морозову-11 » Ответить

Вопросы М.Э.Морозову-11

поручик Бруммель: Так как ветка, посвященная данной теме снова автоматически закрылась, открывается новая. Последние ответы Мирослава Эдуардовича Здесь Уважаемые коллеги! Рад довести до вашего сведения, что теперь на нашем форуме Вы можете пообщаться с канд. ист. наук полковником Мирославом Эдуардовичем Морозовым, автором многих работ, посвященных войне на море в ВМВ. Мирослав Эдуардович любезно согласился лично отвечать на вопросы участников и гостей нашего форума, которые появились у них в процессе прочтения его книг и статей. Как я полагаю, таковые, несомненно, имеются, особенно после недавнего выхода его нового труда «Советский подводный флот 1922-1945», написанного совместно с К.Л. Кулагиным. Мы так же прилагаем список работ Мирослава Эдуардовича, с которыми можно ознакомиться в сети ( вы можете пополнить этот список, выслав ссылки на другие работы мне на ЛС, если знаете где они расположены): Шнелльботы Подводные лодки типа "С" Подводные лодки типа "Щ" Подводные лодки типа "Щ" ПЛ типа VII Противолодочное оружие Ленд-Лиза Гуадаканал Охота на кабана Операция "Вундерланд" Топи их всех? ( часть 1) Топи их всех? (часть 2) Топи их всех (часть3) Судьба танков десанта Чисто английское убийство Это было под Двинском.. Здесь можно ознакомиться со всеми тремя книгами ""Подводные лодки ВМФ СССР в Великой Отечественной Войне. Летопись походов": Балтийский флот Черноморский флот Северный флот" Так же вы можете познакомиться с некоторыми работами Мирослава Эдуардовича в нашем ЧИТАЛЬНОМ ЗАЛЕ Прошу вас быть по отношению к нашему уважаемому гостю предельно вежливыми и не уклоняться в своих вопросах от топичности темы. С уважением к вам, поручик Бруммель. P.S. Свой взгляд на правила поведения в этой ветке, Администрация форума изложила вот здесь: ПРАВИЛА

Ответов - 87, стр: 1 2 3 All

igor: В перечне №19 буксир числится в ВМФ с 22.6 по 25.10.41

mihapm: Уважаемый Мирослав Эдуардович у меня вновь вопрос : Если Вас не затруднит уточнить подробности гибели тральщика Т-484 ЧФ. А было ли событие вообще 7.11.41 г? Заранее благодарю !

Miroslav: Уважаемый mihapm! Собственно, к изложенному в справочнике потерь тексту мне особо добавить нечего.


Фёдор: Здравствуйте Мирослав Эдуардович. Не появилось ли у вас новых данных о передислоцировании 12-13 июля 1941 года в Ригу кораблей немецкого "Экспериментального (или опытного) соединения". В часности не понятны потери этого соединения, кто то пишет о потопленном десантном катере, где то говориться о потопленном траулере "Дойчланд", где то это судно классифицируют как мотобот, иногда потери с немецкой стороны отрицаются. Помогите пожалуйста разобраться. С уважением, Фёдор.

Miroslav: Уважаемый Федор! Все необходимые данные есть. По бою 13 июля, вопрос, конечно, интересный. Даже имея на руках практически все возможные немецкие документы нельзя ясно понять некоторые вопросы. Например, состав конвоя. Точно его лидером был тральщик М-251. Точно в него входили пять моторных тральщиков 2-й флотилии (R-28, -29, -168, -169, -170) и два торпедных катера (S-54, -58) , к которым позднее присоединилась еще одна пара (S-47, -57). Роль последних не до конца понятна в связи с отсутствием по непонятной причине КТВ 3-й флотилии ТКА за 1-ю половину июля. Точно все они охраняли корабли и суда Эксперементального соединения "Остзее". Лидер конвоя М-251 говорит, что их было 47 вымпелов. Командир десантного соединения в радиограмме в штаб BdK докладывает о 4 плавучих артбатареях, 21 барже, 1 танкере, 9 прибрежных теплоходах, 5 "мотор-ботах", но это не может быть правдой. В частности абсолютно точно в состав конвоя входили только три плавбатареи - тяжелая "Август", легкие "Гретхен" и "Германия". Был штабной корабль ДС "Фейя" и были 1-й и 2-й буксировочные отряды. По штату каждый отряд состоял из четырех буксирных караванов. Каждый караван включал буксир, две несамоходные баржи и два штурмовых катера, т.е. пять плавединиц. Таким образом, два буксировочных отряда и давали ок. 40 вымпелов. К буксировочным отрядам и плавбатареям нужно добавить Особую группу самоходных барж (три баржи и один люгер). Вот все это в сумме и давало те самые 47 вымпелов, а что касается танкер и прибрежных теплоходов - их там не было и по ходу прорыва они ни разу не фигурируют. Этот прорыв был для немцев очень напряженным и в основном это напряжение было связано с налетами нашей авиации (всего немцы их числили 13 плюс еще несколько налетов без нумерации), двухкратным обстрелом с м. Церель, присутствием рядом ПЛ С-102 и угрозой появления наших ЭМ о чем немцы знали благодаря дешифровке наших переговоров. Бой с ТКА был лишь коротким эпизодом. Вот как он выглядел в немецких отчетных документах (перевод ув. Игоря): "Атака ТКА. Особая группа – три самых больших моторизованных парома и дымзавечик TX.4 – из-за временных проблем с двигателями на пароме EEMLAND потеряла скорость. Находившееся с кормы звено МТЩ приняло на себя основную тяжесть обороны от нападения ТКА, так как ТПБ AUGUST и GERMANIA пришлось сначала поворачивать и возвращаться назад, чтобы принять участие в бою. Вражеские ТКА прорвались между отрядом и отставшей Особой группой и пытались эту группу отрезать. Немедленным поворотом AUGUST и GERMANIA угрожающее положение для Особой группы было ликвидировано..." Боевое донесение ТБП «Август»: "Атака ТКА 13.7.41 в 2.45 отряд атаковали 3 русских ТКА, подошедшие с кормы. Они закрыли дымзавесой заднюю часть отряда - особую группу (группу самоходных паромов). Затем они обстреляли ее пулеметными трассерами. ЛПБ GERMANIA морзянкой немедленно известила ТПБ AUGUST о нападении. Находившиеся позади отряда моторный тральщик (МТЩ-170) и ЛПБ GERMANIA обстреляли ТКА. ТПБ AUGUST повернула и на полном ходу направилась в конец отряда, при этом открыв беглый огонь по ТКА из 2-см зениток. Сама ТПБ AUGUST была тоже жестоко обстреляна с ТКА трассерами и пулеметами. Никто ранен не был, так как очереди постоянно шли слишком высоко. Наши ТКА тотчас с кормы сблизились с врагом для атаки. Вследствие сильного обстрела вражеские ТКА вскоре отвернули, после того, как 2 из них выстрелили по одной торпеде, однако мимо. Пуски торпед ясно наблюдались с ТПБ AUGUST. По отходящим вражеским катерам с ТПБ AUGUST был сделан еще один выстрел 12,7-см орудия. В дымовой завесе вскоре после выстрела наблюдался короткий всплеск пламени. Можно на основании этого считать один вражеский ТКА уничтоженным". Выдержки из КТВ ЛПБ GERMANIA: "Воскресенье, 13.7.41 В 2.30 отсоединились от ТПБ AUGUST и пошли своим ходом на позицию. В 2.35 я заметил сзади приближающуюся стену дыма, из которой выскочили на большой скорости 3 ТКА. Я тут же дал тревогу и по колонне: подозрительные корабли сзади. Тут я увидел очереди с вражеских катеров по концу отряда, который сразу после этого прикрылся дымом. Чтобы вести огонь всеми орудиями, я резко повернул на левый борт, после короткого боя левый ТКА отвернул и исчез в дымзавесе, в то время, как правый пошел на нас в атаку и выпустил торпеду. Наш жестокий ответный огонь заставил замолчать его оружие. Я на полной скорость пошел назад, ТКА резко повернул на левый борт и вскоре скрылся в дыме. Поэтому его торпеда в цель не попала. В этой атаке было израсходовано 620 снарядов. Поведение экипажа, полная самоотдача прислуги орудий, особенно ботсмаата Хурера, командира орудия и наводчика, были образцовы. На всех постах соблюдалось спокойствие и дисциплина". В КТВ 2-й флотилии МТЩ бой описывается очень сухо: http://i13.fastpic.ru/thumb/2011/0110/83/4f8c094c50d3d01482525a8cd73cfd83.jpeg В КТВ М-251 упоминается только о факте нападения, отбитого заградительным огнем. Немцы числят следующие повреждения (потерь в людях за бой с ТКА нет): ТБП "Август" - 40 пулеметных пробоин в левом борту, двумя пулями перебита противоминная обмотка, более 20 пулевых пробоин в мостике, после 90 выстрелов отказал 20-мм автомат (позднее отремонтирован). Самоходные баржи B1P, B2P и Eemlan получили пулеметные пробоины в надводной части борта. Возможно небольшие повреждения от пулеметного обстрела получила несамоходная баржа A.297.PM, но скорее это дело рук наших истребителей. Из выводов: "Буксировочный отряд без защиты МТЩ и подошедших позже ТКА наверняка был бы разгромлен вражескими ТКА, так как ТПБ и ЛПБ с их малой скоростью крайне сложно было нести оборону вдоль всего идущего отряда". Результаты налетов таковы: 12 июля пять налетов, 13 июля - 5 налетов в море и 6 уже после входа в рижский порт. Штурмовой катер DEUTSCHLAND затонул. ТПБ AUGUST повреждена осколками. Буксир R.18.S поврежден, как и D.118.S, кроме того, на последнем без воздействия врага отлетела крышка цилиндра. Баржа A.297.PM имели различные пробоины от осколков и пуль. Кроме того, винт поврежден или потерян. Баржи A.279.P, 291.PM и A.289.PM повреждены осколками бомб. На штурмовом катере UK.126 подводные повреждения. Штурмовой катер портовой инспекции IV легко поврежден осколками. Так же осколками поврежден раумбот R-169. На кораблях ДО - 5 убитых, 5 тяжело и 22 легко раненых (мне эти данные представляются несколько не полными). На ТКА S 58 1 легкораненый. На тральщиках потерь нет.

igor: DEUTSCHLAND и R.18.S - из одного буксирного каравана (2-го). Из размеров Д. известна только осадка - 1,1 м. Мог перевозить 20 чел. на короткую дистанцию и 10 на дальнюю. У буксира 2,5 м осадки и 25 -10 человек. Буксир D.118.S был из 7-го каравана, размерами примерно как R.18.S, скорость 9 уз. A.279.P и А.291.PM- из первого каравана, 38 м длины, несамоходная и самоходная баржи, вмещающие 200-100 чел. A.289.PM из 3 каравана, по размерам такая же. UK.126 осадкой 1,9 м со скоростью 7 уз. - на 30-20 чел., из 6-го каравана. Что за катер портовой инспекции - непонятно, есть ТХ 4 в группе быстроходных буксиров - специальный катер для постановки дымзавес, для десанта не предназначенный.

Фёдор: Большое спасибо за такой полный ответ. Только скан КТВ 2-й флотилии МТЩ в очень маленьком разрешении и не читается. С уважением, Фёдор.

Miroslav: Тогда вот так:

Балтиец: Июнь 1941. Разгром Западного фронта. М., 2008. http://rusloh.pochta.ru/egorov.htm baltiec1941@yandex.ru Связь установлена. Мерси.

AAG78: Приветствую Вас Известно, что перед ВОВ существовала 3-я осбр ТОФ. Была ли она там 22.06.1941? Если да, то где дислоцировалась? С уважением, Андрей

Фёдор: Здравствуйте Мирослав Эдуардович. Не известна ли вам судьба финнских кораблей и судов ставших нашими трофеями в ходе Зимней войны. На Севере были захвачены тральщик Суами-14, несколько мотоботов, были затоплены сторожевой корабль Турья, катер Яамери. Вроде бы два мотобота стали у нас сторожевыми катерами, какова судьба остальных? На Балтике нам досталась шхуна Айва. На Ладоге из целого вороха судов и катеров Аунус стала нашим тральщиком Т-100, несколько катеров стали у нас СКА. Интересна судьба остальных. Не могли бы вы удовлетворить мой интерес по этому вопросу? С уважением, Фёдор.

Miroslav: Уважаемый Федор! Я сам не шиплавер и такую информацию специально не собираю. Знаю только, что Суоми-14 стал опытовым судном СФ МИП-1. Справка по С.С. Бережному: 09.03.1940 г. в качестве опытового судна на период текущего ремонта зачислен в распоряжение на-чальника Управления тыла СФ, а 01.06.1941 г., подняв Военно-морской флаг СССР, вошел в состав группы судов Минно-торпедного отдела СФ. Участвовало в Великой Отечественной войне: обеспече-ние боевой деятельности разнородных сил флота. 15.05.1948 г. при переходе после выборки опытных образцов мин на учебном полигоне в районе мыса Май-Наволок в губу Зубовская на полуострове Рыбачий у острова Малый Зубовский село на прибрежные камни, при отливе опрокинулось и, заполнившись забортовой водой, затонуло, а 31.07.1948 г. ввиду невозможности подъема исключено из списков судов СФ. "Турья" по всей вероятности был поднят финнами после войны и возвращен в строй - он фигурирует в немецких документах на Севере в годы войны. Про остальные я не в курсе.

Фёдор: Спасибо Мирослав Эдуардович. С Новым Годом! Успехов в наступающем году!

mihapm: Добрый Вечер ! Уважаемый Мирослав Эдуардович если вас не затруднит , помогите разобраться по потерям на ТЩ КБФ "Радуга". заранее благодарен. Михаил.

Miroslav: Уважаемый Михаил! На ТЩ "Радуга" погибли из состава экипажа: 6 офицеров, 10 старшин, 25 рядовых. Из состава пассажиров 22, включая двух ст. лейтенантов - штурмана БТЩ-205 и к-ра звена 3-го ДКАТЩ (фамилии обоих в документе неразборчивы). БМО-181 спас 9 человек, включая одного тяжело раненного члена экипажа, который позднее умер в госпитале. Причина подрыва - плавающая мина (последующим тралением наличие мин в районе не обнаружено). Источник - отчет КронМОР за 4-й квартал 1943 г.

mihapm: Мирослав Эдуардович большое спасибо ! все таки 63.

Фёдор: Здравствуйте Мирослав Эдуардович. Помогите пожалуйста разобраться в одном вопросе. 22 августа 43 года немецкая U-24 потопила советские мотоботы № 36 и № 37 24 июня 44 года U-20 потопила мотобот № 26 В литературе и в интернете встречал утверждения, что в обоих случаях это были десантные боты. Подскажите пожалуйста это так или это были обычные катера и какова в этом случае судьба десантных ботов с такими номерами? С уважением, Фёдор.

Miroslav: Уважаемый Федор! В наших документах в первом случае говорится о мотоботах №36, 37. Во втором случае действительно говорится о десантном боте №26. Иной информацией не обладаю, а судьбой наших десантных ботов никогда не интересовался.

mihapm: Уважаемый Мирослав Эдуардович. Интересует по понятным причинам вопрос : как мог СКА №0164 (бывш. ПСКА К-235) участвовать в высадке демонстр. десанта в ночь с 3 на 4 -е февраля 43 г. в Станичке , если данный катер был уничтожен за две недели до того...? Может быть в десанте участвовал другой: ПК-129 ( с 10.12 по17.12 41 г. СКА № 0164 далее СКА № 039 ). А может быть и не топили никого 20.01.43... Заранее благодарен !

Miroslav: Уважаемый mihapm ! Затрудняюсь с ходу ответить - нужно целое исследование по нашим СКА, которого я пока не проводил.

Фёдор: Уважаемый mihapm, если Мирослав Эдуардович будет не против отвечу на ваш вопрос. Судя по всему информацию об участии СКА "№ 0164" вы взяли из Бережного. Скорее всего это ошибка. Согласно "Сборнику материалов по опыту боевой деятельности Военно-Морского флота СоюзаССР № 11 (Десантная операция Черноморского флота в районе Станичка - Южная Озерейка 2 - 9 февраля 1943 г.)" в высадке демонстративного десанта в Станичке принимали семь катеров: "ПК-134", "МКМ-0154", "КМ-0163", "КМ-411", рейдовый катер "Сталинец", катер-тральщик "Скумбрия" и речной тральщик "РТЩ-1". С уважением, Фёдор.

serg_g: http://shot.qip.ru/005nje-2049hQq/ http://shot.qip.ru/005nje-3049hQr/ Уважаемый Мирослав Эдуардович,еслиВас не затруднит,будь-те добры дайте любую инфу о випусниках .Не буду утверждать ,но теплется в душе маленькая надежда,что Вы кого- то узнали.Хочу по Ф.И.О.узнать с кем мой отец учился и стал на защиту города Ленина.(обратите внимание-во 2-м ряду 4-й слева герой)А мой отец-Приходько Александр Семенович 1919г.р. в верхнем ряду крайний с права-(трагически погиб в 1982г.) С уважением ,Сергей.

VAS63: Уважаемый serg_g, интересное фото, если бы еще побольше размером... Вы знаете, какое училище имеется ввиду под аббревиатурой ВМПУ? В то время так называлось Военно-морское пограничное училище. По фото возникает несколько вопросов. Дата фото 4 ноября 1941 г. Там же написано "выпуск". Досрочный выпуск старшекурсников ВМПУ состоялся в июле 1941 г., больше выпусков не было, остальные курсанты и постоянный состав участвовали в обороне Ленинграда, а в декабре 1941 г. были эвакуированы в Баку. Кроме того, у офицеров первого ряда видны нашивки старших лейтенантов, а при выпуске присваивалось звание "лейтенант", при досрочном выпуске - могли и "младший лейтенант". В общем интересно бы было разобраться по фото.

поручик Бруммель: Приветствую! Мирослав, а на сколько верны мои умозаключения в отношении использования мемуаров Шаффера в "Советском подводном флоте"? Что послужило источником для цитирования Шаффера на стр. 397-398? http://olt-z-s.livejournal.com/54835.html

Miroslav: Приветствую, Владимир! Эта книга (перевод 1998 г. с немецкого) продавалась у нас в Москве на клубе стендового моделизма - основной в то время, да и, наверное, сейчас толкучки по в-и литературе, была приобретена и соответственно использована. И сейчас где-то должна лежать, хотя не уверен, что смогу найти ее после двух с того времени переездов и указать с каких точно страниц я брал текст. Более поздним переводом ЦП я никогда не интересовался, поскольку у меня уже был один. Можно было не гадать, а просто спросить :)

поручик Бруммель: Спасибо! Мне удалось познакомиться с вариантом 1998 года от Цитадели, где на стр. 76 и находиться тот текст, что приводиться в "Советском подводном флоте". Вероятнее всего именно этой книгой ты и пользовался. Меня смущает другое. Почему у Платонова кроме того совпадения, что я указал в своем разборе полетов, остальной текст совершенно не совпадает с текстом 1998 года от "Цитадели"? См. почту. Это тоже самое, чем ты пользовался?

Miroslav: За него ответить не могу, и даже не догадываюсь как такое могло получиться. Думаю, за давностью времен и Андрей Витальевич вряд ли ответил бы. В общем, я бы замял для ясности

поручик Бруммель: Полагаю, что в данном случае уже нет смысла выпытывать у него это. Основные нюансы ясны, а Андрей Витальевич пусть сам решает на сколько после этого ему будет доверять его читатели. Спасибо за ответ.

Фёдор: Здравствуйте Мирослав Эдуардович. Хотелось бы прояснить у Вас один вопрос: Сайт убоат утверждает, что U-995 26 декабря 1944 года потопила рыболовный траулер Рт-52 Сом. По вашим "Акулам..." такой успех немецких подводников не упоминается. По моим записям (не помню откуда информация) лодка безрезультатно атаковала тральщик Т-887. Проясните пожалуйста ситуацию. С уважением, Фёдор.

Miroslav: Уважаемый Федор! Эпизод нуждается в доп. исследовании. Судя по Роверу (последнее издание успехов ПЛ оси) У-995 атаковала в 18.33 26.12.44 в квадрате AW2261. Никаких атак в это время в этом районе советская сторона не зафиксировала. Тем не менее в "Морской коллекции" №6 за 2011 по судьбе РТ-52 говорится, что он был потоплен 26.12.44 У-995. В известном быв. секретном труде по потерям кораблей и судов сов. ВМФ, торгового и рыболовного флотов РТ-52 отсутствует. В справочнике Голубева по потерям кораблей на СМТ в период ВОВ его тоже нет.

serg_g: Vas63 большое спасибо за ответ.Позвольте не согласиться с пограничным уч.Со слов старшего брата-летнюю практику отец проходил на ЧФ.на эсминце фрунзе-В каком году не знаем.И что во время блокады защищал город Ленина в р-не Петергофа и участвовал в операциях по разминированию Финского залива.Я склонен к тому,что отец окончил ВМУим. Фрунзе-отдел минно-торпедный а потом ВМПУ им.Рошаля прошел годичные курсы-но почему в Кронштадте выпуск? А списки выпусников реально найти?И еще подскажите на какой сайт еще можно выложить эту фотографию?С большим уважением ... Сергей.

Egorka: Здравствуйте Мирослав Эдуардович. Есть ли у Вас информация по бомбардировке острова Борнхольм 7 и 8 Мая 1945? Я так понимаю, та мработала 8-я мтад. Точно 51-й Мтап ( воспоминания командира полка есть в сети). Но кто-то еще был - говорят еще ИЛы были. Вообще же, можно ли в ЦВМА найти приказ на эти задания? С уважением Игорь

vadim: Уважаемый Мирослав Эдуардович ! Лежит на дне А-20 в точке 55 32 сев. 20 54 вос.(13 миль на юго-запад от Клайпеды ), состояние плохое. Есть ли у Вас информация о гибели 14.09.1944 трех самолетов 1-го полка и 12.10.1944 одного самолета 51-го полка ?

Miroslav: Уважаемый Вадим! Какого рода информация интересует?

vadim: Мирослав Эдуардович ! Интересует видели ли как падали самолеты. может быть какой сел на воду ? Координаты или другая привязка. По 51-му полку самолет мл.л-та Зборовского, по 1-му самолеты л-тов Пирушкина, Токарева и мл.л-та Илясова. С каким расположением штурмана были самолеты ? С уважением.

Miroslav: Самолет Сборовского якобы врезался в мачту СКР и упал в воду в точке 55.45 с.ш./20.50 в.д. Самолеты, сбитые 14 сентября, погибли в воздушном бою при отходе от цели, т.е. точный район не известен. Цель была в 13 милях западнее Мемеля примерно в точке 55.45 с.ш./20.45 в.д. У Сборовского самолет вроде бы А-20-ДО, по остальным точно не знаю.

vadim: Мирослав Эдуардович, спасибо.

bortmex: Мирослав Эдуардович ! Вопрос о инициативе Зармаира Мамиконовича Арванова, командира БЧ-2-3 "К-2", производить выстрел холостым снарядом в честь победы, при взвращении в базу, ставщий добрым обычаем на флоте. Об этом написано во многих книгах. Меня интересует, сколько холостых снарядов брала уходя в боевой поход подводная лодка? Я думал, что брались только унитарные снаряды. Да, не всегда заявленные победы соответствовали фактическим.

Spraver: Мирослав Эдуардович! Помимо Щицлинского боевого прыжка под Одессой, известны ли еще случаи применения транспортной авиации ВМФ СССР для боевого десантирования? (не считая полетов черноморских транспортников к партизанам Крыма)

Miroslav: Да, известны - десант в ночь на 24.10.1942 на аэродром Майкопа с целью уничтожения самолетов противника.



полная версия страницы