Форум » Первая мировая война 1914-1918 » Австро-Венгерский флот в первую мировую войну » Ответить

Австро-Венгерский флот в первую мировую войну

А.В.: Как вы оцениваете развитие ВМС А-В перед ПМВ (кораблестроительные программы, техника, боевая подготовка)? Чем объяснить такой подъем интереса к флоту в традиционно сухопутной державе, не имевшей (в отл от Герм) колониальных амбиций? Мог ли этот флот сыграть более активную роль в войне?

Ответов - 10

Scharnhorst: А.В. пишет: Как вы оцениваете развитие ВМС А-В перед ПМВ (кораблестроительные программы, техника, боевая подготовка)? Прежде всего - флот очень сбалансированный, что для Первой мировой в целом большая редкость. Кроме того, австрияки довольно точно определили для него задачи в будущей войне. Так что, за кораблестроительные программы я бы поставил высший балл. Техника весьма передовая. Крейсера и эсминцы в целом лучше современных им итальянских и французских. Линкоры типа "Вирибус Унитис" могли бы быть совсем хорошими, если бы не стремление ужать их в минимальное водоизмещение. Боевую подготовку оценить трудно, но всяко лучше, чем у тех же итальянцов с французами. Ув. Kieler выкладывал на Цусиме отрывки из Фока - австрийские ЭМ и КРЛ часто вступали в бой с превосходящими силами противника и выходили из него достойно. А.В. пишет: Чем объяснить такой подъем интереса к флоту в традиционно сухопутной державе, не имевшей (в отл от Герм) колониальных амбиций? Ну, я бы не сказал о сильном подъеме. В принципе, он вполне адекватен успеху, достигнутому при Лиссе. А в ХХ веке австрийцы тратили на флот вполне соответственно задачам. Оттого флот получился компактный, но сбалансированный. На мой взгляд, один из наиболее показательных примеров правильных трат денег на флот. А.В. пишет: Мог ли этот флот сыграть более активную роль в войне? Вряд ли... Он и так действовал активно. Пу сути, других задач, кроме противодействия Отрантскому барражу, набегов на итальянское побережье и поддержки приморского фланга армии, для австриякой придумать сложно.

cyr: Тогда все имели повышенный интерес к флоту, даже греки, испанцы и бразильцы. Что до Австрии, то из-за проблем с Италией ей необходимо было иметь флот, чтобы итальянцев сдерживать. Кроме того австрийский флот своей победой при Лиссе уже доказал свою полезность. Так что австрийцы старались поддерживать его на уровне.

Hai Chi: Scharnhorst пишет: Он и так действовал активно. Пу сути, других задач, кроме противодействия Отрантскому барражу, набегов на итальянское побережье и поддержки приморского фланга армии, для австриякой придумать сложно. Ну, почему же, можно. Например, отправку его в Черное море (чего русские реально боялись перед войной), или совместные действия с итальянцами против французов В обоих случаях австрийский флот мог стать очень ощутимым "привеском", полностью оборачивающим военно-морской баланс. А это делало Австро-Венгрию серьезным партнером в любых раскладах. Так что военно-политическое значение строительство флота для Австро-Венрии также имело немалое.

поручик Бруммель: Hai Chi пишет: отправку его в Черное море Но на сколько это реально? Я имею ввиду содержание этого флота турками.

А.В.: поручик Бруммель пишет: Но на сколько это реально? Я имею ввиду содержание этого флота турками. Для турок это была бы непосильная задача, факт. Но можно было придумать и что-то получше. Австрийцы неплохо показали себя при обстреле Анконы и в действиях против Отрантского барража. Привлечение для этих операций дредноутов, что безуспешно пытался сделать Хорти в 1918 г., могло бы позволить "поймать" несколько итальянских или даже английских крейсеров. А это отвлекло бы англов от Дарданелл.

А.В.: Hai Chi пишет: Например, отправку его в Черное море (чего русские реально боялись перед войной) Я бы, наоборот, предложил отправить "Гебен" в Адриатику, только, конечно, не в 1914, а в 1915-16 гг. Вообще морская стратегия Центральных держав была на редкость пассивной, даже учитывая соотношение сил. Может, и не это привело их к поражению, но если б их флоты не стояли все время в базах, хуже бы не было.

Hai Chi: поручик Бруммель пишет: Но на сколько это реально? Я имею ввиду содержание этого флота турками. А зачем туркам его "содержать"? Само же базирование некоей гипотетической экспедиционной эскадры (3-4 "Вирибуса", 3 "Радецких", 3-4 легких крейсера, штук 12 эсминцев) в Константинополе, в принципе, особых проблем не составило бы, вот только дредноутам доковаться/серьезно чиниться пришлось бы ходить в Полу. Но, понятное дело, что все это было бы реально только в случае войны одной России с Австрией и Турцией без участия западных союзников, что в тогдашних политических раскладах было маловероятным. Тем не менее планы отправки флота в Черное море у австрийцев были, и в начале августа 1914 г адмирал Гаус получил приказ подготовиться к возможности такого похода. Одновременно австрийцы в предварительном порядке получили на этого согласие Турции. На отправке австрийского флота в Черное море настивали австрийское министерство иностранных дел и германский Адмирал-штаб, а собственное военное и военно-морское руководство Австро-Венгрии были против этого, считая неизбежной в перспективе конфронтацию с Италией. Кстати, директивы французскому флоту на Средиземном море 7 августа ставили главной задачей именно недопущение австрийского флота в Дарданеллы. Попытка австрийцев пройтив Дарданеллы должна была рассматриваться как "казус белли". Директива 11 августа ставила задачу блокады выхода из Адриатики с целью с открытием военных действий дать бой австрийцам при их попытке выйти через Отрантский пролив.

А.В.: Вообще австрийцы всегда строили очень сбалансированные корабли. Батарейные: "Саламандер", "Драх" (спущ. 1861 г., 2750 т, 9 уз, броня 115 мм, 10 48-фунт и 18 24-фунт гладкоств. ор) "Кайзер Макс", "Принц Ойген", "Хуан д'Аустрия" (1862 г., 3588 т, 11 уз, броня 110 мм, 16 48-фунт и 15 24-фунт) "Эрцгерцог Фердинанд Макс", "Габсбург" (1865 г., 5130 т, 12,5 уз, броня 123 мм, 16 48-фунт, по проекту 210 мм) "Лисса" (1869 г., 7086 т, 12,8 уз, пояс 152 мм, батарея 127 мм, 12 229-мм орудий) "Кайзер" (бывший деревянный линкор, 5720 т, 11,5 уз, броня как на "Лисса", 10 229-мм орудий) "Кайзер Макс", "Принц Ойген", "Хуан д'Аустрия" (перестроены в 1874-76 гг., 3548 т, 13,3 уз, пояс 203, каземат 125 мм, 8 210-мм орудий, не считая мелких) Казематные: "Эрцгерцог Альбрехт" (спущ. 1872 г., 5980 т, 12,8 уз, пояс 203, каземат 177 мм, 8 240-мм орудий, первый корабль с железным корпусом) "Кустоцца" (1872 г., 7609 т, 13,7 уз, пояс 229, каземат 178-152 мм, 8 260-мм орудий) "Тегетгофф" (1878 г., 7431 т, 14 уз, броня как на "Кустоцце", 6 280-мм орудий) Барбетные: "Кронпринц Эрцгерцог Рудольф" (1887 г., 6870 т, 16 уз, 3 305-мм по ромб схеме, 6 150-мм орудий) "Кронпринцессин Эрцгерцогин Стефани" (1887 г., 5150 т, 17 уз, 2 305-мм по бортам, 6 120-мм)

Repulse: Hai Chi пишет: Попытка австрийцев пройтив Дарданеллы должна была рассматриваться как "казус белли". Директива 11 августа ставила задачу блокады выхода из Адриатики с целью с открытием военных действий дать бой австрийцам при их попытке выйти через Отрантский пролив. Ох и интересная была бы драка..)))

pavel 3801: Австрийский флот проявил себя неплохо. Большего он вряд ли добился бы. Он и был создан для такого закрытого морского театра как Адриатика. О завоевании господства на Средиземном море речь, естественно, не шла. Все же австриякам следовало использовать дредноуты более активно. Потому что два из них все равно погибли без всякой пользы.



полная версия страницы