Форум » Вторая Мировая война 1939-1945 » Надводные вопросы » Ответить

Надводные вопросы

Pr.Eugen: Господа,поскльку существует топ "Подводные вопросы", думаю необходим топ и о "надводных". Чтобы "мелочами" не забивать основные страницы. Начнём-с... 23.05.1941.Датский пролив. Ок 20.30. "Бисмарк" даёт носовыми башнями залп по "Норфолку". Как результат-выходит из строя "носовой радар"(с). Как следствие-отряд перестраиватся:головным ставят "зрячего" "Принца Ойгена",что во многом предопределило судьбу "Худа" и результат боя в Датском проливе. По всем источникам следует,что "Бисмарк" имел три РЛС типа FuMO 23 на каждом директоре и неподвижную РЛС FuMO 21 на лобовой части башенноподобной надстройки. Таким образом носовые сектора перекрывают ТРИ РЛС,а при выходе ОДНОЙ корабль вдруг "слепнет"(это применимо к "Шарнхорсту",но никак не к "Бисмарку"). Кто-небудь может прояснить ситуацию.

Ответов - 148, стр: 1 2 3 4 All

поручик Бруммель: Продолжим тему. Коллеги, кто нибудь знает подробности операции "Пекин"? Это уход польских ЭМ с Балтики и переход в Англию. Не сколько именно ушло эсминцев? Так же хотелось бы пояснений по поводу сроков операции. Почему она началась еще до начала войны? Логически уход с Балтики ЭМ выглядит разумно, но хорошо бы знать подробности. Поляки точно знали, что нападение состоиться и решили увести корабли в Англию или Францию?

Pr.Eugen: поручик Бруммель пишет: Не сколько именно ушло эсминцев? Ушли "Гром","Блыскавица","Бужа". поручик Бруммель пишет: Так же хотелось бы пояснений по поводу сроков операции. Начало операции датируется 30 августа 1939 года. Остальное надо порыть...

поручик Бруммель: Pr.Eugen Благодарю, но эти данные мне известны. Немцы знали о выходе ЭМ уже 30-го числа. Меня интересует почему ЭМ были отправлены в Англию до начала войны. Приходит на ум определенный вывод о спасении кораблей. Кстати, коллеги, а нет ли у кого нибудь информации о действиях немецкого флота против Польши? Интересуют поставленные задачи и их выполнение.


smax: поручик Бруммель пишет: Благодарю, но эти данные мне известны. Немцы знали о выходе ЭМ уже 30-го числа. Меня интересует почему ЭМ были отправлены в Англию до начала войны. Приходит на ум определенный вывод о спасении кораблей. "На всякий случай", наверное.

Сумрак: Меня интерсует два вопроса. Оба по Северному флоту. 1. 11.10.1942 г. в районе западного устья пролива Маточкин Шар подорвался на мине и затонул СКР "Муссон". Известно ли кто выставил эти мины - подводные лодки или надводные корабли? 2. Танкер "Донбасс". Погиб ли он 07.11.1942 г.? И если погиб, то подробности.

Miroslav: Уважаемый Сумрак! 1. Мина ПЛ U-589. 2. Потоплен ЭМ Z-27 7.11.1942. Были публикации в архангельском сборнике "Полярные конвои" (немецкие документы по операции "Хофнунг") и есть описание у Вайнера в книге "Сов. морской транспортный флот в ВОВ"). Вкратце, ТН укаствовал в "капельном рейсе" (т.е. шел без охранения от нас в Исландию), одиночные суда были обнаружены немецкой разведкой. Наперехват вышла немецкая эскадра во главе с КРТ "Хиппер". ЭМ был из ее состава. Кроме того, в тот же день ЭМ потопил наш СКР-23, обеспечивавший переход судов.

Сумрак: Уважаемый Мирослав, большое спасибо! По поводу "Муссона". Это точно не мины, выставленные "Хиппером" и эсминцами во время операции "Царин"?

Nomat: Граждане, помогите Нужны данные - какая РЛС стояла на трех британских Fighter Direction Tenders, построенных на корпусах амеровых LST(2) - на рисунке на баке установлен здоровенный антенный пост - и какое радио использовалось ими для наведения истребителей - КВ или УКВ? Второй вопрос - как точно погиб FDT-216 из этой троицы?

Nomat: Пипл, опять надводные вопросы: Блокад-раннер Alsterufer. 1. Зенитное и прочее артвооружение? 2. Наличие РЛС? 3. Численность и нацпринадлежность команды, были ли уцелевшие и сколько? 4. Чем точно потоплен - бомбами или чем-то еще? Если бомбами, то какими? Спасибо заранее.

igor: 4. А Роверу не верите? Пишет дедушка, что подожжен ракетами чешского Либерейтора из 311 эскадрона, и когда его увидали подлетевшие Галифаксы, судно уже тонуло. 74 чел. спасли через 2 дня канадцы, а сколько было, не пишет.

Nomat: igor Роверу есть основания не верить, ибо Т-18 тоже потоплен какими-то "ракетами", хотя там были обычные ФАБ-250. Вот мне и интересно, как соотносятся с чешским "Либерейтором" некие ракеты.

smax: igor пишет: подожжен ракетами чешского Либерейтора "ракеты" - это НУРСы, я правильно понимаю? Если так, то ИМХО как-то странно выгдялядит такой большой самолет, как "Либерейтор", атакующий что-либо ракетами...

cyr: 3. На ubootwaffe.net можно получить список попавших в плен с корабля. Их 40 чел. Все или нет, надо смотреть дальше. 4. Чеха, пилотировавшего либерейтор вроде как звали Ivan Schwarz.

cyr: cyr пишет: Ivan Schwarz Был неправ. Это Пилот P/O Oldřich Doležal Штурман F/O Zdeněk Hanuš

Nomat: cyr Спасибо большое. А кто спасал команду раннера? smax пишет: Если так, то ИМХО как-то странно выгдялядит такой большой самолет, как "Либерейтор", атакующий что-либо ракетами... Да нет, ряд "либерейторов" Берегового Командования был оснащен направляющими для 25-фн ракет (с несколько странным их расположением в передней части фюзеляжа, не под крыльями, как обычно), но я не сталкивался с данными по фактам использования этими самолётами этих ракет. Тут другое может вызвать удивление - для надводной цели такого размера, попадания трех-четырех британских НУРСов обычно не вызывали фатальных последствий. Поэтому бомбы как средство поражения судна представляются мне более вероятными.

igor: Не знаю, Ровер конечно частенько гонит... Но тут он пишет, что раннер был подожжен и долго горел. Тонуть стал потому, что затопила его уже сама команда от безысходности, наверное. Экипаж спасали канадские корветы, но названий чего-то нету.

igor: Кто-нибудь может просветить: пароход WILLAMETTE VALLEY и судно-ловушка EDGEHILL - это одно и то же, или нет?

cyr: Да, одно и то же.

igor: Большое человеческое спасибо

Сумрак: Привет! С переездом на новую квартиру появилась возможность (хотя бы виртуальная ) укрыться от моей семьи и других зверей в отдельной комнате. В связи с этим можно стало почитать спокойно книги. Осилил таки «Флаг св. Георгия» Роскилла – возникло несколько вопросов. 1. На стр. 209, 362 и 310 упоминаются контр-адмиралы Г.С. Арбетнот (командующий Ост-Индской эскадрой), Т. Трубридж (Средиземное море) и коммодор Г.Д. Трубридж (Средиземное море). Может, кто знает – не родственники известным контр-адмиралам Роберту Арбетноту (командующий 1-й эскадрой крейсеров, погибший на «Дифенсе» в Ютландском бою) и Эрнесту Трубриджу (упустивший в 1914 г. «Гебен» и «Бреслау»)? 2. На стр. 214: «Ночью 26 июля [1941] они попытались атаковать гавань Мальты с помощью взрывающихся катеров. Но защитники были начеку, и все атаки были отражены. Итальянская эскадра, участвовавшая в операции, была полностью уничтожена». Что это была за эскадра и вообще какие-нибудь подробности этой операции? 3. На стр. 310 рассказывая о подготовке операции «Торч» Роскилл пишет: «Через неделю после принятия решения самолет, на котором летел офицер с секретными документами, упоминающими дату высадки, разбился у берегов Испании. Возникли опасения, что сведения попали к противнику, и дата высадки была перенесена на 8 ноября». Затем стр. 363 операция «Хаски»: «Как и в случае с операцией «Торч», мы тщательно подготовили целую серию уловок, чтобы ввести противника в заблуждение относительно наших планов. Мы постарались убедить немцев, что готовиться высадка десантов на Крите и в Греции в Восточном Средиземноморье и в Сардинии и Корсике в Западном. Мы даже пошли на то, чтобы подбросить тело погибшего офицера с фальшивыми документами к испанскому побережью, твердо зная, что бумаги попадут в руки германских агентов. После войны мы узнали, что операция увенчалась полным успехом». Про подготовку к операции «Хаски» и подброс трупа с документами я в свое время читал целую книгу, а вот про подобное при подготовке «Торча» узнал впервые. Была ли это таки операция британской разведки или все же действительно несчастный случай? 4. 8 мая 1943 г. Фрэзер сменил Тови на посту командующего Флотом Метрополии, после чего второй был назначен командующим военно-морской базы в Норе. Как-то это выглядит понижением в должности, или я чего-то не знаю?

Iwanitch: Сумрак 25 июля посыльное судно “Диана” и торпедные катера Mas-451 и -452 вышли из Аугусты. “Диана” несла 8 взрывающихся катеров, большой катер командира группы, катер-буксировщик. Катера Mas-451 и -452 буксировали по управляемой торпеде каждый. читать подробности тут - http://alexgbolnych.narod.ru/bragadin/14.htm

Scharnhorst: Сумрак пишет: 2. На стр. 214: «Ночью 26 июля [1941] они попытались атаковать гавань Мальты с помощью взрывающихся катеров. Но защитники были начеку, и все атаки были отражены. Итальянская эскадра, участвовавшая в операции, была полностью уничтожена». Что это была за эскадра и вообще какие-нибудь подробности этой операции? Витя, она довольно подробно изложена у Боргезе. Состав группы выше приведен правильно, можно лишь добавить, что оба МАСа там и полегли... Сумрак пишет: 8 мая 1943 г. Фрэзер сменил Тови на посту командующего Флотом Метрополии, после чего второй был назначен командующим военно-морской базы в Норе. Как-то это выглядит понижением в должности, или я чего-то не знаю? Не простили строптивости в отношениях с вышестоящим начальством и лично WC

Pr.Eugen: Scharnhorst пишет: Не простили строптивости в отношениях с вышестоящим начальством и лично WC Что-то типа "почетной отставки"??? Как хотели для "постютландского" Джелико...

Сумрак: Iwanitch Scharnhorst Спасибо. Я как раз после Роскилла взялся за Брагандина, но до этого момента еще не дошел. Просто по устоявшимся за годы чтения всяких морских книг представлениям казалось, что «эскадра» - это что-то вроде разрезающих виноцветное Средиземное море полудивизии «триестов», усиленных парой-тройкой «кондотьери» в окружении многочисленных «солдати». А над всем этим великолепием в бездонном и безоблачном небе гордо реит Реджина Аунавтика или как ее там … А все оказывается гораздо прозаичнее…

cyr: Сумрак пишет: контр-адмирал Г.С. Арбетнот (командующий Ост-Индской эскадрой), ... Может, кто знает – не родственники известному контр-адмиралу Роберту Арбетноту (командующий 1-й эскадрой крейсеров, погибший на «Дифенсе» в Ютландском бою) Родствениик. Оба они потомки Уильяма Арбетнота, 1-го баронета Эдинбурга. Род Арбетнотов см. здесь. Про Трубриджей однозначно не скажу, но скорее всего и они родственники.

Сумрак: cyr Спасибо. Жалко, что до выходных не могу открыть ссылку - стреноженный комп на работе отказывается это делать.

igor: Еще пара вопросов к экспертам: 1. Что за пароход ТАКОМА, 4482 брт, якобы потопленный РИШЕЛЬЕ в Дакаре? Был вообще такой? 2. В регистре ЛЛойда погибшие суда вычеркивались, или так и оставались записанными? Что там означает сочетание "+100А1" в колонке №4?

Hai Chi: Глюки на форуме, ой.

Hai Chi: "Tacoma", разумеется, был, только он был уничтожен не "Richelieu", а наоборот, - английскими кораблями при обстреле Дакара "Tacoma" - грузовой теплоход небольшой датской компании Orient A/S O/S, одно из шести близких по типу судов, построенных для этой компании верфью Nakskov Skilbsvaerft A/S (собственно, эти шесть судов весь флот Orient и составляли). "Tacoma" спущен на воду в 1926 г, 4482 брт, 8330 двт, длина 390-4 футов, ширина 53-4 футов, углубление 24-2 фута, дизели, 2 вала, 11,5 уз. В апреле 1940 г. после оккупации Дании немцами судно перешло под контроль британского министерства военного транспорта. 25.06.1940 задержано в Дакаре французскими вишистскими властями, имело груз арахисового масла в бочках. 24.09.1940 в ходе британской операции "Menace" поражено у причала в Дакаре снарядом одного из британских кораблей и загорелось. Ввиду невозможности потушить пожар груза, вечером "Tacoma" было отбуксировано буксиром "Buffle" на внешний рейд, где эсминец "Le Hardi" произвел по его корусу несколько выстрелов с целью затопления. "Tacoma", однако, не затонуло, а ночью сдрейфовало к берегу островка Goree, где и окончательно выгорело. На судне погибло 6 членов экипажа, остальные 24 члена экипажа были позднее репатриированы в Данию.

Сумрак: Два вопроса. 1. Калибр береговых батарей у Дувра - 356 или 343 мм? 2. Может кто знает, чем занимались два немецких тральщика, когда их накрыла авиация: М-26 (15.05.42) британская авиация у м. Ла-Хог; М-256 (тоже 15.5.42) у Шербура, поврежден авиацией, при буксировке затонул, поднят, отремонтирован).

igor: Большое спасибо, Hai Chi! Догадывался, что так оно и было.

Miroslav: Уважаемый Сумрак! Судя по Роверу - http://www.wlb-stuttgart.de/seekrieg/42-05.htm это была группа из трех тральщиков (М-26, М-152, М-256), которая осуществляла контрольное траление по маршруту проводки "Штира".

Hai Chi: Сумрак пишет: Калибр береговых батарей у Дувра - 356 или 343 мм? В Дувре были два 381-мм орудия Mk I (у Ванстоуна), два 356-мм орудия Mk VII (в бетонных бункерах), три железнодорожных 343-мм Mk V, и три 343-мм железнодорожных Mk V, перестволенных в 203-мм орудия сверхдальней стрельбы. Максимальная дальность стрельбы дуврских установок: 381-мм - 44.150 ярдов 356-мм - 51.000 ярдов 343-мм - 48.900 ярдов

Сумрак: Уважаемые Miroslav и Hai Chi Большое спасибо - теперь все стало понятно.

поручик Бруммель: Господа, кто нибудь встречал подробности описания операции "Нордмарк"? Листал перевод мемуаров командующего немецкой эскадрой и ничего там не нашел.

Miroslav: Уважаемый поручик Бруммель! поручик Бруммель пишет: Господа, кто нибудь встречал подробности описания операции "Нордмарк"? Это выход "Шуры" и "Гоши" в феврале 40-го к берегам Южной Норвегии? Так там, вроде, ничего интересного не было - какие подробности интересуют?

поручик Бруммель: Miroslav пишет: Это выход "Шуры" и "Гоши" в феврале 40-го к берегам Южной Норвегии? Так там, вроде, ничего интересного не было - какие подробности интересуют? не могу согласиться с тем, что даже при отсутствии каких либо интересных событий, конкретная операция не должна вызывать интерес. Интересуют следующие подробности: На какой день изначально была запланирована операция, до ее переноса на 18 февраля? Поставленная боевая задача, в подробностях. Причина неудачи операции

Сумрак: Очень интересует судьба немецкой плавбазы гидроавиации "Рихтгофен" после того как она оказалась в составе советского флота под названием "Хибины" - где служила и чем закончила.

igor: Кто-нибудь может ответить наверняка: как погиб MDV CORBURN 21.5.40 - на мине или все-таки потоплен ТКА S-32? S-32 в тот день действительно атаковал и заявил попадание в некое судно, на 2000 т, кажется.

Сидоренко Владимир: Для igor: Здравствуйте! igor пишет: Что там означает сочетание "+100А1" в колонке №4? Разрешите уточнить, там действительно знак "плюс" или мальтийский крест? С наилучшими пожеланиями.

igor: Здравствуйте, Владимир. Да, там стоит Мальтийский крест.

Repulse: Может быть все-таки не Мальтийский? А браунгшвейского Ордена Св. Иоанна?

Сидоренко Владимир: Для igor: Здравствуйте! igor пишет: Да, там стоит Мальтийский крест Символ 100 А1 - высший класс Ллойда. Мальтийский крест слева от символа - судно строилось под надзором Ллойда. С наилучшими пожеланиями.

igor: Большое спасибо!

Сумрак: Вопрос по потерям Волжской речной флотилии в период с августа по декабрь 1942 г. Есть разночтения по статье А.Волкова "Речники в битве за Сталинград" ("Флотомастер" 5/2006) и книгой С. Богатырева "Потери боевых кораблей и катеров ВМФ СССР в период Великой Отечественной войны 1941 -1945 " (Львов, 1994) 1. 30.10.42 – потерян: Волков – БКА № 74, Богатырев – БКА № 34; 01.11.42 – потерян: Волков – БКА № 25, Богатырев – БКА № 32. 2. Потери речных катеров-тральщиков. У Волкова №№ 315, 316, 317, 323, 327, 331, 336, 337, 342, 343, 346, 352. У Богатырева дополнительно № 324, 344. 3. Дата гибели тральщика № 124. Волков – 24.08.42, Богатырев -02.09.42 Может кто восстановит истину?

Miroslav: Уважаемый Сумрак! Попытаюсь ответить, хотя по речным флотилиям не спец. Т-124 - в документах встречаются обе даты, обстоятельства гибели не установлены. 30.10 - погиб БКА-74 1.11 - БКА-23 подбит артогнем, выбросился на берег в Шадринском затоне, но считается лишь поврежденным. БКА-25 погиб 3.11. КАТЩ-324, -344 не погибали.

boxer: Предпочтительней версия С. В. Богатырева и даже А. Широкорада( источники одинаковые). Просто БКА часто перенумеровывались и могла возникнуть путаница. !.8.42г пр.1125 стр.351 N 22 до 12.6.42г N 25 8.10.42г т.С-40 стр.330 N21 до 18.8.42г N 31 до12.6.42г N 43 30.10.42г пр.1125 стр. 321 N34 до 3.10 42г N74 do 18.9.42г N76 (у А.Ш. стр. номер неверный) 1.11.42г. т.С-40 стр.331 N 23 до 18.8.42г N32 до 12.6.42 N44.( введен в строй вторично БК-331 тонул на Дунае но опять был восстановлен) 3.11.42г. т.С-40 стр. 333 N25 до 18.8.42г N34 до 12.6.42г N 45

Сумрак: Спасибо всем откликнувшимся.

Miroslav: Я указывал катера под теми названиями, под которыми они реально проходили в боевых документах ("Хроника" на них основанная). Приказы о переименованиях, которые на самом деле не осуществлялись, не должны приниматься во внимание.

boxer: Прошу прощения но Ваша позиция что приказы не должны приниматься во внимание несколько странная. Так и рождаются легенды. Это моя точка зрения. По сему без обид и с уважением В.

Олег: Просматривая схемы шведских крейсеров типа "Тре Крёнер" и голландского проекта "Ээндрахт" возникло подозрение, что у них все орудия в одной люльке. Есть у кого-нибудь точная информация?

Miroslav: Уважаемый boxer! Поясню свою позицию. Приказы о переименовании кораблей сродни приказам о назначении людей. Если например, есть приказ, что лейтенант Иванов назначается командиром катера, это совершенно не значит, что он им был. Он им становился только после того, как приказ доводился до него, он прибывал к новому месту службы, принимал должность. Есть много примеров из послужных картов офицеров, где на основании приказов записаны должности, которые они никогда не занимали. Точно так же придуманный в Москве и не доведенный до ВВФ приказ о переименовании катеров не должен служить основанием, чтобы погибшему катеру присваивать название, которое он никогда не носил на своем борту.

Nomat: cyr Про Alsterufer, окончание. Благодаря ув. Сумраку и его копии Брайса нашел - "либерейтор" Долежала загнал в правый борт "Альстеруфера" пять из восьми ракет, и в этом же заходе сбросил две бомбы - одну 113-кг и одну 227-кг. Одна из них попала в кормовую надстройку, что и вызвало сильный пожар. Так что чех угробил этот блокад раннер и ракетами, и бомбами. Кстати, тут написано, что спасено было 52+22 человека, и как можно понять из текста, погибли только двое членов команды, игравших в момент атаки в шахматы. Заигрались, видимо.

Hai Chi: Уважаемый Nomat, "Ижорцев" в Швеции интернировалось четыре - №№ 82, 85, 87, 89. Потоплен по пути был № 81. На тральщиках в Швецию прибыло 150 человек - 51 человек старшего комсостава, 38 младшего комсостава, 38 рядовых, а остальные, видимо, были штатские. Из них 130 человек вернулись в СССР после выхода Финляндии из войны в конце 1944 г. Расходы на их содержание с шведской стороны составили 430 тыс. крон, которые СССР вроде бы так и не оплатил в связи с разногласиями по вопросу о судьбе прибалтов, бежавших в Швецию в 1944 г. и которых шведы отказывались возвращать в СССР. Что касается остальных 20 человек, то известно, что два командира (или политрука?) были убиты пятью своими же членами экипажа (двумя командирами, военврачом и двумя матросами) на борту одного из тральщиков в 1941 г. уже по прибытии в Швецию. Эти пятеро дезертировали, а шведы потом отказались их выдавать, что стало одной из причин осложнения советско-шведских отношений после войны. Остальные 13 тоже, видимо, стали невозвращенцами. Тральщики-"ижорцы" №№ 82, 85, 87, 89 были, насколько мне известно, возвращены шведами в 1945 г.

Nomat: Hai Chi Cпасибо большое! А насчёт фамилий и должностей (для военнослужащих) из числа участников события, не поможете?

Hai Chi: Ничего не могу сказать, уважаемый Nomat.

Nomat: Hai Chi Понимаю. В любом случае, огромное спасибо. А как был потоплен №81?

Miroslav: Nomat пишет: А как был потоплен №81? 16.9.41 потоплен авиацией в точке 58.36 с.ш./23.25 в.д. - пролив Мухувяйн. Сомневаюсь, что он был потоплен на переходе в Швецию. И вообще, какого числа интернировались тральщики?

igor: Чего-то я то ли искать не умею, то ли на самом деле история мутная... Сколько человек на ХМС Манчестер погибло во время Пьедестала? На Навал-хистори.нет перечислены ФИО 11, кажется, человек. Это как я понимаю погибшие от взрыва торпеды (вкл. одного раненого, умершего на след. день). Все, больше типа нету. У Кемпа в книге про потери РН написано, что погибло/пропало 132 чел., спасено/пленено 568. Значит ли это, что 121 чел. пропал и никто про этоне пишет? Вот уж не думал, что тут будет такая путаница.

cyr: С того же сайта: Thursday, 13 August MALTA CONVOY, OPERATION PEDESTAL (continued) Light cruiser MANCHESTER (Captain H Drew DSC) was badly damaged by Italian MTBs in the Central Mediterranean. Py/Ty/Sub Lt (E) L M Frankland RNVR and twelve ratings were killed. One hundred and fifty eight ratings, three wounded officers and two wounded ratings were taken off by destroyer PATHFINDER. She was later scuttled and more crew rescued from rafts by destroyers ESKIMO and SOMALI. A total of 13 officers and 308 ratings were rescued. Captain Drew, Warrant Engineer A F Budden, Lt J H Akram RM, Gunner G H Burnett, Gunner (T) W G Casey, Surgeon Cdr F L Cassidi, Lt B H Clinkard, Paymaster Midshipman J H M Cocks RCN, Act/Lt (E) R D Cooper, Paymaster Lt A A D Cope RNVR, Ty/Lt A J Daniels RNVR, Lt Cdr D A R Duff DSC, Lt (E) G M Fletcher, Lt (E) O J George, Cdr H B C Gill DSC, Lt T B W Jeans RM, Cdr D H Johnston, Lt (E) N H Malim, Warrant Shipwright H Matthews, Midshipman L L G C Parker, Surgeon Lt E C Powell, MRCS, LRCP RNVR, Ty/Act/Sub Lt W Preshaw RNVR, Ty/Lt (E) P M Rambant, Warrant Ordnance Officer A E Reddy, Cdr (E) W J Robb, Sub Lt (A) C K Roberts RNVR, Lt G V B Russell, Sub Lt (A) N R Selkirk RNVR, Lt (E) E C Sutton, Ty/Sub Lt J E Tabor RNVR, Gunner D Turner, Lt H Wake, Midshipman G B Walker, Sub Lt (A) P D V Wheeler RNVR, Midshipman J C E White, Gunner E Whiteside, Midshipman A H Wilmot RCN, Midshipman G C Yorke and four hundred and eighty seven ratings were interned by the Vichy French at Algiers. The internees were released on 11 November 1942 after the invasion of North African. Several of the ship’s officers were court martialled and the court ruled that MANCHESTER had been scuttled prematurely. А книжке Кемпа не очень доверяйте. Он в ней местами сильно напортачил. Я бы ему только по части потерь англ. ПЛ доверял. Остальное однозначно сверять надо.

igor: Это я видал. Даже если так, все равно нестыковки! В поименных списках потерь, там где август 1942, с Манчестера только 11 человек. А здесь пишется про 13

Miroslav: Уважаемые друзья! Нигде не могу найти подробностей атаки ПЛ "Анброукен" на итальянские крейсера "Больцано" и "Аттендоло" 13.8.1942 г. Интересует все а в особенности то, как одним залпом удалось поразить два крейсера - стреляли-то, как я понимаю с временным интервалом. Какие в точности повреждения получили итальянцы?

cyr: Проще всего открыть "Пьедестал" П. Смита: «Анброукен» заняла выделенную ей позицию утром 10 августа и держалась в 2 милях к северу от маяка Милаццо, который находился в 18 милях от Мессины. Это было исключи-тельно опасное место. Наши подводные лодки любили охотиться в этом районе, итальянцы знали об этом и потому вели здесь интенсивные поиски каждый раз, когда эскадра покидала гавань. Как раз когда «Анброукен» осваивалась на новом месте, итальянцы выслали поиско-вую группу и, судя по всему, обнаружили лодку. Они гонялись за ней целый день, сбрасывая глубинные бомбы, поэтому британская лодка была вынуждена отойти к северу. Марс решил патрулировать в другом районе, достаточно далеко от указанного ему. Он предположил, что итальянцы не рискнут вести свои крейсера рядом с берегом, зная, что здесь замечена британ-ская подводная лодка. Поэтому он собирался перехватить противника примерно на полпути между островами Стромболи и Салина и к рассвету 11 августа прибыл туда. Следующие 2 дня лодка патрулировала на новом месте, но ничего не заметила. Однако Марс решил дове-риться своей интуиции. В 03.15 он получил радиограмму от капитана 1 ранга Симпсона, командовавшего под-водными лодками, базирующимися на Мальте, в которой говорилось, что противник следует к его первоначальной позиции и будет там примерно в 07.30. Теперь Марсу предстояло ре-шить: следовать ли обратно полным ходом? Тогда он прибудет в нужное место вовремя, если противник возьмет чуть севернее района, где была атакована «Анброукен». Или остаться на своем месте? Марс выбрал второй вариант и в 07.25 был вознагражден, заметив 4 крейсера в кильватерной колонне, которые шли прямо на него. Марс заметил 8 эсминцев и 2 гидросамо-лета, охранявшие их, поэтому атака предстояла исключительно сложная. Командир вывел лодку на исходную позицию и в качестве цели выбрал ближайший тя-желый крейсер. Один из легких крейсеров слегка перекрывал его силуэт, что служило под-страховкой на случай промаха. С этого борта эскадру прикрывали только 3 эсминца, однако они должны были пройти почти вплотную к лодке. Однако Марс сцепил зубы и пошел на сближение. Он определил скорость итальянской эскадры как 25 узлов, торпеды в носовых аппаратах были установлены на глубину хода 14 и 16 футов. Напряжение стало нестерпимым. Два эсминца проскочили рядом с британской лодкой. Третий прошел так близко, что Марс даже успел заметить «неопрятного матроса, который курил трубку, опершись на бомбомет». Наконец последний эсминец умчался прочь, и линия прицела очистилась. Марс дал залп 4 торпедами. Сразу после этого он увел «Анброукен» на глубину 80 футов и пошел на юго-восток со скоростью 9 узлов. Через 2 минуты 15 секунд прогремел сильнейший удар – первая торпеда попала в цель. Через 15 секунд раздался второй взрыв. Первое попадание получил тяжелый крейсер «Больцано» (капитан 1 ранга Марио Мец-цадра). Торпеда разворотила топливную цистерну. Погиб лишь один человек, но возник сильнейший пожар, который едва не привел к взрыву артиллерийских погребов. Их при-шлось затопить, и крейсер в конце концов выбросился на берег острова Панарея в 13.30. Через 2 дня его сняли с мели и отбуксировали в Неаполь для ремонта. Вторая торпеда попала в носовую часть легкого крейсера «Муцио Аттендоло» (капитан 1 ранга Марио Шиавута), оторвав кусок носа длиной около 60 футов. Несмотря на это, крейсер сумел своим ходом добраться до Мессины, куда прибыл в 18.45 в этот же день. Ни один из кораблей так и не был до конца отремонтирован до конца войны, и оба были уничтожены в портах.

Scharnhorst: Miroslav Вот отрывок из нашей с Арсением Маловым работе по "трентам": После отмены операции 7-я дивизия крейсеров взяла курс на Неаполь, а 3-я дивизия и “Аттендоло” – на Мессину. Маршрут второй группы пролегал между островами Стромболи и Салина, где утром 13 августа находилась британская подводная лодка “Анброукен”. В 7:25 ее командир лейтенант Алистер Марс заметил четыре крейсера, шедших двумя кильватерными колоннами. Он вывел субмарину на исходную позицию, выбрав в качестве цели ближайший тяжелый крейсер. Другой крейсер, шедший в дальней колонне, перекрывал его силуэт, что служило Марсу подстраховкой на случай промаха. “Анброукен” дала четырехторпедный залп. Через 2 минуты 15 секунд прогремел взрыв, еще через 15 секунд – второй. Итальянские крейсера двигались 18-узловым ходом. Левую колонну составляли “Гориция” и “Больцано”, правую – “Триест” и “Аттендоло”; в охранении находилось 8 эскадренных миноносцев. В 8:05 эсминец “Фучильере” обнаружил перископ по левому борту. Немедленный поворот на левый борт позволил “Гориции” уклониться от торпед, но “Больцано” начал поворот вправо и через несколько секунд получил попадание. Вторая торпеда попала в “Аттендоло”, оторвав кусок носа длиной 25 м. Несмотря на это, к вечеру корабль сумел своим ходом дойти до Мессины. В сопровождение ему было дано два эсминца; еще один сопровождал “Горицию” и “Триест” (прибыли в Мессину в 11:46), остальные пять остались с поврежденным “Больцано”. В течение 45 минут они охотились за “Анброукен”, сбросив на нее 105 глубинных бомб, но успеха не имели. Положение “Больцано” было тяжелым. Торпеда разворотила топливную цистерну. Погиб всего один человек, но возник сильнейший пожар, едва не приведший к взрыву артиллерийских погребов, которые пришлось затопить. Залитыми водой оказались шесть отсеков силовой установки. Хотя опасности гибели корабля от затопления и не существовало, в 13:30 он выбросился на прибрежную отмель у острова Панарея, где горел до следующего дня. 15 сентября крейсер сняли с мели и отбуксировали в Неаполь для ремонта, который решено было совместить с перестройкой по необычному проекту. А вот схема торпедного залпа из Грина/Массиньяни: Короче говоря, Марсу просто жутко повезло. Что же касается повреждений, то по "Больцано" все имеющиеся данные я привел в монографии. "Аттендоло" подробно не смотрел - работа пока стоит, ждите через несколько месяцев . Вообще, нужно сказать, что описание повреждений - мягко говоря, не самая сильная сторона итальянской литературы. Пожалуй, ни одна из воюющих сторон не наводит такого тумана на повреждения своих кораблей. Казалось бы, "Orizzonte mare" - серьезная серия по технике и истории службы, но все касающееся боевых повреждений там смазано напрочь.

Miroslav: Спасибо друзья. Этого более, чем достаточно.

CAM: Может ли кто-то помочь с хронологией, маневрированием и вообще ходом 2-го боя вечером 24 мая 1941 года "Бисмарка" с "Принс оф Уэлсом", "Суффолком" и "Норфолком"? В доступных мне источниках об этой схватке упоминается только в связи с отходом "Принца Ойгена".

Pr.Eugen: CAM пишет: Может ли кто-то помочь с хронологией, маневрированием и вообще ходом 2-го боя вечером 24 мая 1941 года "Бисмарка" с "Принс оф Уэлсом", "Суффолком" и "Норфолком"? В доступных мне источниках об этой схватке упоминается только в связи с отходом "Принца Ойгена". А этот бой только и был вызван сигналом ""Hood". Вот что пишут наши источники: Около 15.40 германский отряд накрыл шквал с дождем, и Лютьенс решил, что момент для разделения настал. “Бисмарк” увеличил скорость до 28 узлов и повернул на правый борт, однако почти сразу немецкие корабли вышли из дождевой завесы и оказались на виду у неприятеля. Лютьенсу пришлось отменить разделение и вновь вернуться на один курс с крейсером. В 18.14 со второй попытки немецкие корабли наконец разделились. Прикрывая разделение, “Бисмарк” повернул на 180° на правый борт и пошел на сближение с “Саффолком”, открыв огонь главным калибром. Попаданий достигнуто не было, англичане наблюдали падение снарядов примерно в 900 метрах по левому борту и ответили из 203 мм орудий, успев дать девять залпов. Когда дистанция упала до 10 миль, британский крейсер отвернул, укрывшись за дымовой завесой. В 18.46 находившийся в 9 км по левому борту крейсера “Принс оф Уэллс” второй раз за день открыл огонь по немецкому линкору, выпустив 12 залпов с дистанции порядка 27,5 км. Англичане посчитали, что один из них дал накрытие, но попаданий не было. В ответ “Бисмарк” столь же безрезультатно дал девять залпов по “Принс оф Уэллс”. По окончании перестрелки все три британских корабля заняли позиции по левому борту “Бисмарка”, продолжая преследование. А вот британские.К сожалению,перевести не было времени. Выписка из бортового журнала "Саффолка": 1711 (B). Re-sighted both enemy ships right ahead. 1716 (B). Norfolk in sight bearing 076º, 12 miles. 1757 (B). Norfolk in sight bearing 075º, 10 miles, and Prince of Wales 077º. Phase 1757 (B) to 2359 (B) 22. 1803 (B). Enemy bearing 145º, 15 miles, course 190º, disappeared into mist, and a few minutes later whote smoke to westward of that bearing was seen. 1834½ (B). Type 284, now sweeping, reported contact ahead at 20,400 yards. 1835 (B). Increased speed and altered course to eastward to open the range and to comply with C.S. One's 1823 (B), received at 1834. Since 1803 the enemy had made good 235º (10 miles), apparently attempting, in the mist, to waylay Suffolk approaching from a clear direction. 23. 1839 (B). Sighted Bismarck bearing 190º, 10 miles, course 240º. 1841 (B). Bismarck opened fire. 1842 (B) - 1846 (B) and 1851 (B) - 1855 (B). Manoeuvred and made smoke as necessary to avoid gunfire and then to comply with C.S. One's 1823 (B), the nearest enemy salvo falling 100 yards short and right with one or two shots close enough to start rivets in an after W.T. compartment by under-water concussion. Fired 9 broadsides in return- three to starboard, three to port and three to starboard, all spread for line ; the third of which straddled at G.R. 21,125 yards (Type 284, range 20,700 yards). Blast from "B" turret shattered all the glass and blew away parts of the flimsy covering fitted to the bridge in 1940 in lieu of the previous windscreens, so that the wind and spray now drive straight in over the coaming. 1856 (B). Prinz Eugen opened fire, which was returned with three broadsides at G.R. 27,500 - 28,900 yards. 24. 1900 (B). Continued shadowing enemy, who had resumes course 180º during the above engagement, while conformingly generally to C.S. One's movements, Bismarck being only occassionally visible, beyond the cruiser. Suffolk was now on the enemy's port quarter, in consequence of the enemy's westward movement from 1805-1835 and of own subsequent manoeuvres. 2015 (B). Adjusted plot to 2000 reference position received at 2013 (B) from C.S. One. Transfer 193º, 11 miles. Выписка из бортового журнала "Норфолка": 1830 on 24th May At 20,000 yards Bismarck fired on Suffolk. Her salvos fell short and had a large spread. She shifted her fired but Prince of Wales thought she was not fired at. Three salvos were seen from Norfolk to fall short. Prince of Wales’ second salvo appeared a good straddle, and the range was over 30,000 yards. Данные по "ПоУ" постараюсь найти...

Pr.Eugen: Занятная вещь...Нашёл КТВ "Принца Ойгена",вернее выписку из него, о действиях с 18 мая по 1 июня... По нему 24 мая кроме потопления "Худа"(собственно боя в Датском пр.) до 00.00 25 мая не было ничего существенного. Хотя как приложение есть отчеты о бое Яспера и Шмаленбаха...

CAM: Вопрос. Были ли какие-то объективные причины, по которым англичане не стали развивать направление эсминцев, вооруженных универсальной артиллерией ГК вплоть до "Бетлов", хотя ряд боевых единиц - 4 эсминца типа "L", "Исаак Свирс", "Блыскавица", с 6-8 универсалками, да еще и с 8 ТА каждый, были очень полезными кораблями?

cyr: CAM пишет: ряд боевых единиц - 4 эсминца типа "L", "Исаак Свирс", "Блыскавица", с 6-8 универсалками, да еще и с 8 ТА каждый, были очень полезными кораблями? Там скорее не универсалки, а зенитки были (102 мм.). Для боя с эсминцами - слабо. Случилось это потому что у англичан элементарно не хватало 120-мм. орудий. Особенно башенных установок. Пользу от такого перевооружения ощутили и даже спроектировали и построили корабли с таким вооружением (тип Weapon). Но с появлением на вооружении 114-мм. универсалок этот тип развития не получил.

CAM: cyr пишет: Там скорее не универсалки, а зенитки были (102 мм.). Для боя с эсминцами - слабо. ???В боекомплекте этих зениток были полубронебойные снаряды! К тому же у "Акицуки" были 100-мм орудия, и все в порядке - в ночном бою на небольших дистанциях меньший калибр уравновешивается большими количеством стволов и скорострельностью орудий. С причиной их появления понятно, однако в районах с повышенной авиаопасностью (Средиземное море) такие корабли много полезнее, чем вооруженные обычными 120-мм. Все "элки" и "Исаак Свирс" почти всю свою карьеру провели и погибли именно на Средиземке.

cyr: CAM пишет: В боекомплекте этих зениток были полубронебойные снаряды! Здесь англичане не были оригинальны. CAM пишет: К тому же у "Акицуки" были 100-мм орудия, и все в порядке Нет не всё. "Акицуки" это не обычный эсминец. Это «эсминец 1-го класса типа В», или «флотский эскортный эсминец». Его создавали специально для эскорта авианосцев. CAM пишет: однако в районах с повышенной авиаопасностью (Средиземное море) такие корабли много полезнее, чем вооруженные обычными 120-мм. Я и писал, что эти корабли оценили и даже спроектировали подобный эсминец специально. Писал и о том, почему он развития не получил. Полее полезным посчитали переход на универсальные орудия.

Сумрак: Один партайгеноссе попросил помочь со следующей информацией. В мае 1945 г. советскими войсками были захвачены в Свинемюнде/Штеттине (так он пишет) два железнодорожных парома "Bergen" и "Altefaehr", которые с 1936 г. ходили из Штральзунда до острова Рюген. Какова их дальнейшая судьба? По словам коллеги, у него имеется фотография 1956 г., где "Altefaehr" стоит в Кронштадте.

поручик Бруммель: Коллеги, есть вопрос. Что из себя представлял португальский ЭМ "Tejo"? Возможно он на самом деле и не ЭМ, а корабль другого класса, но португальский. Это не загадка, это вопрос. я правильно понимаю, что это он? http://www.probertencyclopaedia.com/R_TEJO.HTM

Scharnhorst: На Вторую мировую других "Тежо" вроде не было.

поручик Бруммель: Scharnhorst пишет: На Вторую мировую других "Тежо" вроде не было. А где его построили? В Англии? Он относиться к какому либо типу британских ЭМ или это отдельный проект?

Scharnhorst: См. справочник по ВМС Голландии и стран Западной Европы. Модификация стандартного британского алфавита, на основе Ambuscade

поручик Бруммель: Scharnhorst пишет: См. справочник по ВМС Голландии и стран Западной Европы. А я же ее не выписываю. Так что смотреть не на что.

CAM: Может ли кто что-нибудь сообщить об использовании немецким флотом во ВМВ таких интересных корабликов, как канонерские локи К-1, -2, -3?

igor: А что именно сообщить? Ходили в конвоях эскортом. К-3 весь 1944 г. так отпахала на советско-германском северном морском фронте, что удивительно, как жива осталась. Билась со всем, что там попадалось: подлодки, ТКА, самолеты. Правда, подбробности не знаю. КТВ ее за 1944 г. у меня есть, но заглядывал я туда очень мало, т.к. нету времени на это. Если вдруг есть конкретные вопросы - могу поглядеть.

Scharnhorst: Года три назад Wojtek выкладывал на цусиме статью из Окрентов Военных. igor пишет: -3 весь 1944 г. так отпахала на советско-германском северном морском фронте Там и К-1 отметилась.

CAM: А что это за тральщик - BYMS-72, захваченный немцами у Калимноса 12.11.43 (один из серии в 150 единиц американской постройки), которого я не нашел ни в одном из справочников по "Кораблям ВМВ"? Кстати, этот же источник утверждает, что одним из двух немецких кораблей, взявших тральщик на абордаж, был экс-английский тральщик Виднес (Uj-2101), совсем даже не потопленный "Хантами" ночью 17 октября.

igor: Дык потому что каша получается из ошибок. Виднес никогда не был ОПЛ 2101, он был ОПЛ 2109 и погиб таки 17.10.43 в 1.40. А ОПЛ 2101 вовсе даже был бывший греческий тральщик Strymon, потопленный немцами в апреле 41 и поднятый 21.7.41. Т.к. его утопили только 1.6.44, то он вполне мог кого-нить взять на абордаж 12.11.43. А 72-й ТЩ вполне возможно у греков надо искать - им 10 бимсов англичане передавали.

CAM: Из источника можно понять, что это был моторный тральщик типа YMS-2001, построенный корпорацией Wheeler Whitestone, Нью-Йорк, но о его ТТХ ничего не известно. К тому же (по тексту) он накануне отгреб попадание планирующей бомбой

igor: У меня есть такая вот книжка: "SHIPS OF THE ROYAL NAVY. AN HISTORICAL INDEX. J. J. COLLEDGE. Volume 2 Navy-built trawlers, drifters, tugs and requisitioned ships, DAVID & CHARLES: NEWTON ABBOT, 1969", а в ней есть такие строчки: "BYMS.65-80 Wheeler, Whitestone. Nos 65-67 to Greek navy 1944; No 68 to Greek navy 1946; Nos 69,75 to Egyptian navy 1947; No 74 to Greek navy 1944 as KASSOS and lost 15.10.44; No 78 to Greek navy 1947 as VEGAS; No 77 mined 25.10.44 off Corinth; others returned 1946-48." Это конечно не истина в последней инстанции, но все же... Грекам его не передавали, а в потерях британцев нету. Что-то с ним случилось, это точно, но 11.11.43, потому как за этот день на нем в людских потерях на нави-хистори-нет 3 погибших и еще один назавтра умер от ран - возможно, как раз попадание планирующей бомбой. Сдается мне, вашего таинственного источника бес попутал не только в немцах, но и в англичанах, ибо по всем спискам в тот день немецкими кораблями у Лероса потоплен ML.358. Вот он наверное и есть этот псевдо-бимс.

CAM: Даю этот источник: www.naval-history.net/WW2Ships-BYMS72.htm

Scharnhorst: вот фотографии упомянутых кораблей из книги Шенка: UJ-2101 (Strymon): UJ-2109 (Widnes): BYMS-72 в том виде, каком он достался немцам: заодно - захваченная немцами десантная баржа TLC-1 и греческий торпедный катер:

Scharnhorst: выкладывал большие картинки, а отображаются 640 точек! Кто-нибудь помогите разобраться с этим Радикалом Сергей, пожалуйста, не выражайся. Все лечится коллеги. Просто после того, как вы загрузите картинку, нужно обратить внимание на кнопку"Редактировать", где и решайте проблемы с размером фото. Только сейчас увеличил, вернее сказать уменьшил изображение до 2000 точек. Головой работать надо, а не ругаться

Pr.Eugen: Scharnhorst пишет: Кто-нибудь помогите разобраться с этим долбаным Радикалом Не лечится...

igor: Вот так прикол. Извиняюсь за свое неверие. Налицо коварный заговор англичан, не желающих признать нелицеприятный факт захвата корабля и секретов, хихи. Странно, почему у Ровера этой великой победы немецкого оружия нет? Не первый раз, кстати, темнят англичане - но в других случаях они хотя бы писали захваченные в плен катера погибшими, а тут вообще никак!

cyr: CAM пишет: Из источника можно понять, что это был моторный тральщик типа YMS-2001, построенный корпорацией Wheeler Whitestone, Нью-Йорк, но о его ТТХ ничего не известно. К тому же (по тексту) он накануне отгреб попадание планирующей бомбой http://www.navsource.org/archives/11/192072.htm

igor: Ну там тоже орлы, я погляжу. Стукнут бомбой у Бейрута!!! Атакован двумя флак-шифами! Вот наплели.

CAM: igor пишет: по всем спискам в тот день немецкими кораблями у Лероса потоплен ML.358. В смысле 12 ноября? А как это его угораздило, если о подходе Восточного соединения своевременно сообщил ML.456, а Западное вообще появилось на виду у острова засветло и было отбито береговыми батареями? Еще вопросы. В Википедии "Битва за Лерос" упоминается, что 12-13 ноября немцы потеряли у Лероса 13 кораблей и судов, что затруднило доставку подкреплений. Т.к. кроме как итальянской береговой артиллерией их топить больше было нечем, возникают сомнения в количестве потопленных плавединиц. Или это были дефицитные десантные суда специальной постройки? И еще. У немцев в составе сил прикрытия было 4 миноносца. Их использовали для контрбатарейной стрельбы?

igor: Не знаю, как угораздило, но в British Vessels Lost at Sea, 1935-45 и в Royal Naval Coastal Forces 1939-45 он записан. В потерях личного состава на навал-хистори-нет тоже имеется. Вроде как он в какой-то бухте Лероса стоял, неспособный двигаться, и был добит.

Scharnhorst: CAM Немножко фотоматериала для иллюстрации событий на Додеканезах. Частично и ответы на Ваши вопросы. 1. Вот такие единицы являлись основой десантных сил - саперно-десантные катера (снято с ТА-19) 2. Еще один такой же на фоне ТА-17 3. F-129, потопленная 27.10.43 4. F-123, F-497 и F-331 после высадки десанта (13-14 ноября 1943 г.) 5. И напоследок - ТА-14 ведет перестрелку с итальянской береговой батареей "Сан Джорджо" (итальянцы тоже стреляют неплохо, надо заметить)

CAM: Спасибо, действительно, частично ответили. Scharnhorst пишет: 3. F-129, потопленная 27.10.43 Как я понимаю, это жертва береговых батарей с Лероса, потопленная у Калимноса. Scharnhorst пишет: 4. F-123, F-497 и F-331 после высадки десанта (13-14 ноября 1943 г.) А эти выгрузились где-то на восточном побережье. Scharnhorst пишет: 5. И напоследок - ТА-14 ведет перестрелку с итальянской береговой батареей "Сан Джорджо" А здесь вопрос - как распределили немцы свои 4 миноносца по десантным группам. Из первых двух снимков понятно, что, в отличие от Крита, здесь немцы использовали для доставки десанта специализированные суда.

igor: Ну да, в 1941 г. на данном театре у немцев не было ни БДБ, ни штурмботов. Вообще тогда все это добро только нарождалось

cyr: igor пишет: Не знаю, как угораздило, но в British Vessels Lost at Sea, 1935-45 и в Royal Naval Coastal Forces 1939-45 он записан. У меня в British Vessels Lost at Sea тишина. У Вас какое издание?

igor: http://www.naval-history.net/WW2BritishLossesbyName2.htm Написано, что "from the original "British Vessels Lost at Sea, 1939-45", published HMSO, 1947" Кроме того, встречал запись о том, что он найден на дне (http://www.skaphandrus.com/naufragiosDetail.asp?id=9119&lang=en) и в сценарии какой-то военно-морской игры по реальным событиям. Гугль-бук говорит, что и П. Смита с Э. Уокером (War in the Aegean) он тоже записан

CAM: Scharnhorst пишет: Немножко фотоматериала для иллюстрации событий на Додеканезах. Что интересно, что из фотографий видно, что вопреки утверждениям, что немцы действовали по ночам, и переход морем, и разгрузка, происходят в светлое время суток.

Scharnhorst: CAM пишет: вопреки утверждениям, что немцы действовали по ночам, и переход морем, и разгрузка, происходят в светлое время суток Насколько я помню, события осени 43-го в Эгейском море характеризовались тем, что немцы там - чуть ли не в последний раз за войну - добились господства в воздухе. Поэтому по ночам действовали как раз таки англичане, понесшие днем суровые потери

CAM: Несовсем так. Читая Роскилла и Ричардса/Сондерса, встречаю там упоминания о том, что немецкие корабли днем отстаивались в многочисленых бухтах, а по ночам передвигались от острова к острову. Немецкое господство в воздухе, в отличие от Крита, не было абсолютным. Отмечались атаки по целям в Эгейском море "Бофайтеров", "Веллингтонов" и В-25. На обнаруженые воздушной разведкой плавсредства наводились корабли. К тому же, если Вы помните, все случаи перехвата конвоев произошли именно ночью. Из 115 сбитых над Эгейским морем самолетов союзников подавляющее большинство было самолетами с большим радиусом действия - одномоторные истребители действовали только с Коса до начала октября.

CAM: Scharnhorst пишет: BYMS-72 в том виде, каком он достался немцам: И как, по Вашему мнению, корабль водоизмещением 270 т после попадания HS.293 своим ходом дошел до Калимноса и после обстрела немецкими кораблями имел такой вид? По описанию, бомба попала в леый борт, а тут следов попадания не видно. И еще. По источнику упоминается довольно много английских катеров, базирующихся на Леросе. Насколько значительны были здесь москитные силы англичан, если в потерях числятся только три катера, а в литературе нет никаких упоминаний об их успешной деятельности?

Scharnhorst: CAM пишет: И как, по Вашему мнению, корабль водоизмещением 270 т после попадания HS.293 своим ходом дошел до Калимноса Начнем с того, что я вообще сомневаюсь, что по нему отработали управляемой бомбой.

Scharnhorst: CAM пишет: По источнику упоминается довольно много английских катеров, базирующихся на Леросе. Насколько значительны были здесь москитные силы англичан, если в потерях числятся только три катера, а в литературе нет никаких упоминаний об их успешной деятельности? Навскидку не помню - надо смотреть Смита. Была там какая-то флотилмя ленд-лизовских катеров. Только базировалась она вроде бы не на Лерос, а на Кастелоризо. Вот фотографии: МТВ-315 на Кастелоризо: торпедные катера в Серки (Serchi) торпедный катер типа 70-футовый ЭЛКО из состава флотилии, действовавшей в Эгейском море

CAM: Scharnhorst пишет: Начнем с того, что я вообще сомневаюсь, что по нему отработали управляемой бомбой. Возможно, было попадание без разрыва- начисто уничтожен только левый "Эрликон", а остальные повреждения могли быть получены от сильного сотрясения при попадании (1000-кг бомба ударила в кораблик водоизмещением 270 т).

igor: А почему в статейке пишут "500-lb bomb"? Имеют в виду только заряд или на самом деле про планирующую бомбу они гонят и попала обычная 250-кг бомба? Про взрыв там совершенно определенно написано.

cyr: igor пишет: http://www.naval-history.net/WW2BritishLossesbyName2.htm Написано, что "from the original "British Vessels Lost at Sea, 1939-45", published HMSO, 1947" Нету там! Ни в печатном, ни в электронном.

Scharnhorst: Позволю себе процитировать статью Грановского/Морозова "Управляемые бомбы": Показательными для оценки боевой эффективности УАБ являются операции 5./KG 100 против английского флота в Эгейском море. Действуя с аэродрома Каламаки (Греция), в период с 7 по 17 ноября 1943 г. эта эскадрилья осуществила восемь ночных операций (22 самолето-вылетa). Из 40 примененных планирующих бомб цель поразили только две (или 5%) - не слишком высокий для управляемого оружия процент попаданий. Правда, оба попадания оказались для кораблей роковыми. Ночью на 11 ноября ракетоносцы нанесли удар по отряду английских эсминцев, обстреливавшему о. Кос. Эскортный миноносец “Роквуд” был прошит неразорвавшейся бомбой Hs 293. Полученные повреждения оказались, однако, достаточно серьезными, чтобы англичане сочли его ремонт нецелесообразным. А через сутки настала очередь эскортного миноносца “Далвертон”. Не имея возможности отбуксировать поврежденного “собрата” на базу, эсминцы “Эхо” и “Бельвуар” сняли с него экипаж и добили торпедами. Конец активному использованию ракетоносцев над Эгейским морем положил налет союзной авиации 15 ноября 1943 г., в ходе которого на аэродроме Каламаки было выведено из строя сразу семь Do 217.

igor: Кирилл, да как же нету! Сейчас нарочно открыл ссылку и поглядел. "ML No.358 (75t, 9/42) lost off Leros island, Dodecanese, November 12, 1943". Между №№353 и 387. Вот в печатном может быть, тогда это навал-хистори добавили. Книжка про коастал форсес, опять же, тоже пишет. Она-то у меня натуральная есть (хотя и в виде сканов).

cyr: igor пишет: ML No.358 Такой-то действительно есть. А я, грешным делом, BYMS-[20]72 искал. Вот его-то и нет. Кстати, в печатном виде все данные даны в табличном виде по годам с разбивкой по классам, которые в свою очередь в хронологическом порядке идут, а не как в "навал-хистори".

CAM: igor пишет: ML No.358 У BYMS-[20]72 водоизмещение 270 т, так что речь идет о разных кораблях. BYMSы по британской классификации проходили как ММS.

igor: БИМСА нет, это да. Чудесным образом забыли его. Интересно, сколько еще таких? Я себе в справочник вносил не больше 5 "забытых" потерь.

CAM: В "Кораблях ВМВ. ВМС Великобритании ч.2" Дашьяна эти корабли фигурируют в катерах-тральщиках как Тип YMS-2001.

поручик Бруммель: Коллеги! Не подскажет ли кто, по какому времени велись вахтенные журналы на британских военных кораблях?

Pr.Eugen: поручик Бруммель пишет: Не подскажет ли кто, по какому времени велись вахтенные журналы на британских военных кораблях? поручик Бруммель,по Гринвичу,но с указанием зоны (часового пояса). Это по памяти...Вечером уточню.

Scharnhorst: Вроде бы корабли в Атлантике пользовались Гринвичем, но региональные командования могли использовать местное. На Средиземке, ЕМНИП, Соединение "Н" жило по Гринвичу, а Средиземноморский флот - по Александрии.

поручик Бруммель: Благодарю за информацию, коллеги! Интересовала именно Северная Атлантика, эскортные корабли.

CAM: В каком состоянии был захвачен немцами в Бизерте лидер "Одасье"? Ведь несмотря на повреждения в ходе операции "Менес", он был отремонтирован и своим ходом дошел из Дакара до Бизерты! Если даже его там разоружили, то это быстро восстановимо - были бы целы корпус и ЭУ.

cyr: CAM пишет: Ведь несмотря на повреждения в ходе операции "Менес", он был отремонтирован и своим ходом дошел из Дакара до Бизерты! Есть сильное подозрение, что до конца его не отремонтировали, т.к. ни Дакар, ни Бизерта не могут обеспечить нормальный ремонт.

CAM: cyr пишет: Есть сильное подозрение, что до конца его не отремонтировали, Возможно, но тем не менее он был на ходу, и несмотря на это немцы не вывели его из Бизерты для ремонта/перевооружения. Позднее они возились с затопленными кораблями в итальянских базах и Тулоне, ранее -с "Василевсом Георгиесом", а тут почему-то не стали.

cyr: CAM пишет: Возможно, но тем не менее он был на ходу, А я читал, что его в Бизерту буксировали. CAM пишет: Позднее они возились с затопленными кораблями в итальянских базах и Тулоне, ранее -с "Василевсом Георгиесом", а тут почему-то не стали. Вы не сравнивайте возможности Тулона или Специи с бизертскими. Пирей тоже как-никак главная ВМБ. А ремонтом своих кораблей французы и в Тулоне сильно не занимались. Никто из подбитых в Мерс-эль-кебире восстановлен не был.

CAM: cyr пишет: А я читал, что его в Бизерту буксировали. В кораблях ВМВ написано "переведен дня ремонта в Бизерту" - т.е. понимай это как хочешь. Только непонятно, зачем буксировать в такую даль, чтобы там бросить. Если бы был на ходу, это имело бы смысл.

cyr: Небольшое гугление даёт, например, такие результаты: http://worldwartwo.free.fr/Materiel/navires/fantasque/fantasque.html L'Audacieux 23 septembre 1940 Fait partie de la 10ème DCT (Le Malin, L'Audacieux, Le Fantasque). Lors de l'attaque anglaise et FFL sur Dakar, il est envoyé vers 16h30 reconnaître des navires de transport devant Rufisque. Engagé à 3600m par le croiseur HMS Australia, il encaisse les 2ème et 3ème salve sur la passerelle qui est totalement détruite. Une torpille stockée sur le pont explose et créé une brèche dans la coque sur bâbord. La soute à mazout avant prend feu et la totalité du navire flambe rapidement. L'évacuation est ordonnée bien que les pièces de 138 avant continuent à tirer (elles épuiseront leurs munitions). Les survivants sont recueillis en fin d'après-midi. L'équipage compte 81 morts ou disparus et un grand nombre de blessés. L'épave dérive lentement et s'échoue sur la plage de Bargny où elle brûle durant 2 jours.. 1940-1942 Considéré comme irrécupérable, il est rayé de la liste le 17 décembre 1940. Sont récupérés à bord des éléments pour assurer la maintenance des autres navires de la classe. Il est décidé de le déséchouer et de le remorquer à Dakar. L'opération à lieu le 11 mars 1941. Après expertise, il s'avère qu'il pourrait être réparé, mais que l'arsenal de Dakar n'est pas en mesure d'effectuer les travaux. La remise en état de la chaufferie arrière et des machines est néanmoins décidée, ainsi que le colmatage des dégâts de la coque. A la mi-juin 1942, l'Audacieux effectue ses premiers essais. Dès qu'il est considéré en état de naviguer, il est décidé de l'envoyer à Bizerte. Il quitte Dakar le 7 août 1942 et franchit le détroit de Gibraltar le 18 après une escale à Casablanca. Interrogé par le sémaphore anglais de Gibraltar, il répond "Bâtiment de guerre français L'Audacieux que vous avez coulé à Dakar". Il subit une avarie de machine avant, mais rallie Bizerte le 22 août. Désarmé, il est placé en gardiennage d'armistice. 1942-1948 L'Audacieux est encore au bassin lors de l'occupation de Bizerte par les allemands en novembre 1942. A la libération du port, en mai 1943, il est retrouvé coulé, définitivement irréparable. Il est renfloué en décembre 1943 et il sert de stock de pièce pour ses sister ships. Il est vendu en août 1948 pour démolition à Sfax. Во французском не силён, но вдруг пригодится. Ещё фотографии подбитого "L'Audacieux": [img]http://www.marinemarchande-site.net/joseph%20le%20roux%20/audacieux_detruit_2.jpg[/img] [img]http://www.marinemarchande-site.net/joseph%20le%20roux%20/audacieux_detruit.jpg[/img] PS Кривой движок форума. Предпросмотром фотки показывались нормально.

CAM: Благодаррю! Если Вам интересно, вот перевод. L'Audacieux 23 сентября 1940 Являлся частью 10-го дивизиона лидеров (Le Malin, L'Audacieux, Le Fantasque). Во время атаки англичан и сил «Свободной Франции» на Дакар, он был послан в 16.30 опознать транспортные суда перед Руфиском. Обстрелянный на переходе с 3600м крейсером «Австралия», он получает 2-й и 3-й залп, которые абсолютно разрушили его. Торпеда, хранимая на мостике, взрывается и делает брешь в обшивке левого борта. Мазут в носовом трюме загорается и весь корабль быстро охватывает огонь. Приказ об эвакуации был дан незамедлительно, но носовые 138-мм орудия продолжают стрелять до исчерпания боеприпасов. Выжившие собрались ближе к вечеру. Экипаж насчитывает 81 погибших или пропавших без вести и большое число раненых. Жертва кораблекрушения медленно движется и выбрасывается на берег на пляже Баргни, где горит в течение 2 дней. 1940-1942 Признанный невосстановимым, он был вычеркнут из списка 17 декабря 1940. Находящиеся на борту элементы было решено использовать для обслуживания других кораблей его класса. Его решили снять с мели и отбуксировать в Дакар. Операция была проведена 11 марта 1941 года. После экспертизы оказалось, что он мог бы быть востановленным, но арсенал Дакара не в состоянии осуществлять такие работы. Восстановление задней котельной и машин, тем не менее, было выполнено, так же как и устранение повреждений корпуса. В середине июня 1942 L'Audacieux осуществляет свои первые испытания. Как только он признан в состоянии плавать, решено было его послать в Бизерту. Он оставляет Дакар 7 августа 1942 и преодолевает Гибралтар 18-го после остановки в Касабланке. Спрошенный английским семафором Гибралтара, он отвечает " французский военный корабль L'Audacieux, который вы слили в Дакаре ". Он затем подвергся аварии машины, но прибывает в Бизерту 22 августа. Разоруженный, он помещен на сохранение согласно условиям перемирия. 1942-1948 L'Audacieux находился в гавани во время занятия Бизерты немецами в ноябре 1942. При освобождении порта, в мае 1943, он обнаружен разбитый, окончательно непоправимый. Ему выделяют средства в декабре 1943 и он служит складом деталей для своих систершипов. Он продан в августе 1948 для демонтажа в Сфакс. Как видите, машины действовали, корпус восстановлен. Видимо, у немцев не было желания увести корабль из Бизерты и отремонтировать, хотя всего год спустя они ринулись использовать любую держащуюся на воде итальянскую рухлядь.

cyr: Спасибо за перевод. Очевидно компьютерный, но вразумительный. Собственно текст подтверждает, что силами Дакара или Бизерты его было не отремонтировать. А кораблю сильно досталось. Про торпеду, кстати, я не знал. CAM пишет: Как видите, машины действовали Не все. CAM пишет: Видимо, у немцев не было желания увести корабль из Бизерты и отремонтировать, хотя всего год спустя они ринулись использовать любую держащуюся на воде итальянскую рухлядь. Желание таки было. То что было на ходу немцы из Бизерты увели. А итальянскую рухлядь чинить было надо, т.к. Реджиа Марина приказала долго жить и немцам пришлось выкручиваться самим. Чинить эту рухлядь имея итальянские верфи и запасы было вполне можно. Бизерта же немцам к тому времени уже не принадлежала.

CAM: cyr пишет: Спасибо за перевод. Очевидно компьютерный, но вразумительный. Собственно текст подтверждает, что силами Дакара или Бизерты его было не отремонтировать. Перевод действительно комрьютерный. В Бизерте корабль не отремонтировали бы, но увести его оттуда вполне могли, состояние позволяло. Ведь подняли же его систершип в Тулоне и даже назвали эскортным кораблем, только в строй не ввели.

cyr: CAM пишет: Ведь подняли же его систершип в Тулоне и даже назвали эскортным кораблем, только в строй не ввели. Вы уверены?

CAM: cyr пишет: Вы уверены? Цитата из Патянина "Французские лидеры, эсминцы и миноносцы во ВМВ": "Л'Эндомтабль...После заключения перемирия передан в со-став 6-го дивизиона лидеров Флота Открытого моря. Затоплен в Тулоне 27 ноября 1942 г. Поднят, зачислен в состав германского флота в качестве быстроходного эскортного корабля под наименованием "SG 9", но отремонтиро-ван не был. 7 марта 1944 г. "Эндомтабль"по-топлен американской авиацией в Тулоне. Сно-ва поднят союзниками в конце 1944 г., не восстанавливался, но части корпуса были ис-пользованы для ремонта однотипного лидера "Ле Малэн", пострадавшего в результате стол-кновения."

cyr: CAM пишет: SG 9 В старом Грёнере так и было, а вот в многотомнике говорится только о предполагаемом переоборудовании без присвоения номера. В любом случае на момент вторичного потопления на нём аоло что успели сделать. Всё, что хорошо лежало в Тулоне забрали итальянцы, а остальное было выведено из строя весьма основательно.

CAM: В описаниях боев в Ла Манше в ходе проводок "Михеля" и "Штира" достаточно много разночтений. По "Михелю", к примеру, нигде не нашел списка британских МТВ и количественного состава их групп, совершивших 2 (по другим источникам три) захода на вражеское соединение, а так же даже приблизительное время схватки английских эсминцев и миноносцев с немецкими. По "Штиру" непонятно количество атаковавших катеров (упоминаются три, но сколько их было всего?) и число потопленных - у Патянина их два, в других источниках только МТВ-220 с 8 погибшими.

igor: Других ТКА англичане в тот день вроде не теряли.

CAM: CAM пишет: Патянина их два C ув. С.В. я, виноват, погорячился - эта инфа не от него (у него, кстати, наиболее подробная информация о бое "Штира"), а вот по "Михелю" вопросов хватает.

igor: Не знал, куда запостить... Может быть, кому будет интересно: я вывесил на Самиздате свои справочники по потерям британцев в ВМВ. Потери торговцев и рыбаков: http://zhurnal.lib.ru/b/borisenko_i_w/bmlosses.shtml Потери Royal Navy: http://zhurnal.lib.ru/b/borisenko_i_w/rnlosses.shtml

CAM: Перевел "Бой у Бергена 28 января 1945 года ОХары. В купе с имеющиейся ранее информацией об этом бое у Патянина и Морозова понял, что бой был достаточно динамичный, но эти авторы уделили подробностям мало внимания. 1. Хронология боя. Известно только начало и завершение. А ведь помимо нескольких изменений курса и других действий, Z34 трижды стрелял торпедами (по сколько за раз?). 2. Дистанции боя. Действие разворачивалось ночью и если англичане могли стрелять по данным радара, то как стреляли немцы? 3. Боевой порядок противников. В самом начале боя головной немецкий эсминец получает 7 6-дюймовых снарядов. Значит, у англичан головным был "Маврикий", или по этой цели стреляли оба крейсера, но "Маврикий" стрелял лучше? 4. Снаряд какого калибра поразил Z34? Буду благодарен за ответы на эти вопросы.

mahown: Есть немного информации по поводу обнаружения в Керченском проливе торпедного катера типа Г-5 экспедицией под руководством Виталия Латарцева. Катер обнаружили на траверзе мыса Тузла (территория России)в 5км от берега.На лоции данного объекта нет. Направление катера на м. Тузла полностью разрушена кормовая часть. Торпеды в идеальном состоянии лежат на грунте в 100 метрах от основного корпуса. Кап машинного отделения лежит в 50 метрах. Катер никогда необследовался (в рубке сохранилось стрелковое оружие, часы и т.п) . Положение рукоятки телеграфа обе машины "стоп". Таранный отсек закрыт. Сохранился носовой пулемет ДШК (весь опутан сетями). По характеру повреждений , катер затонул от подрыва на мине. Может кто то из знатоков знает номер катера?

igor: ТКА № 72 погиб на мине в точке 45°13' - 36°33',5 , №45 в точке ш 45°15', 36°34' . Оба 1.11.43, прикрывая у косы Тузла дымом десантные суда. ТКА №25 утонул на мине в той же точке, что и №72 через 2 недели, №76 пропал через 2 дня в том же районе. Так что кандидатов много, учитывая возможные нехилые ошибки в определении места.

CAM: После капитуляции Италии немцы бросились достраивать и ремонтировать все корабли класса эсминец и ниже, что удалось захватить у недавнего союзника, несмотря на то, что к этому времени с ресурсами было туго. А как с этим обстояло дело по голландским и французским кораблям? Там достроено/восстановлено относительно немного плавединиц. Почему?

mahown: igor пишет: ТКА № 72 погиб на мине в точке 45°13' - 36°33',5 , №45 в точке ш 45°15', 36°34' . Оба 1.11.43, прикрывая у косы Тузла дымом десантные суда. ТКА №25 утонул на мине в той же точке, что и №72 через 2 недели, №76 пропал через 2 дня в том же районе. Так что кандидатов много, учитывая возможные нехилые ошибки в определении места. ТК №72 и ТК №45 ,были обследованны Координаты 45°12.311’N 36°34.492’E, Координаты 45°13.186’N 36°33.357’E. Тут есть предположения что это ТК №115. Возможно ли это ?

igor: 115-й не тонул. Вы, наверное, имели в виду ТКА №116 МОСКОВСКИЙ ПАТРИОТ ТРУДОВЫХ РЕЗЕРВОВ? Он 3.11.43 был потоплен, однако - близкими разрывами бомб у пристани на косе Чушка, так что не подходит.

mahown: igor пишет: 115-й не тонул. Вы, наверное, имели в виду ТКА №116 МОСКОВСКИЙ ПАТРИОТ ТРУДОВЫХ РЕЗЕРВОВ? Он 3.11.43 был потоплен, однако - близкими разрывами бомб у пристани на косе Чушка, так что не подходит. А что можете сказать про ТКА №155?

mahown: В районе Керченского пролива обнаружили останки немецкого торпедного катера S-102. По первой информации, что катер лежит недалеко от берега около мыса Железный рог, рядом с Волной. Глубина 6 метров. По их описанию катер полностью разрушен, хорошо видны 3-и двигателя с винтами. На днях его обследовали другие люди, они нашли фрагмент кормы около 4-х метров, один 20 мм зенитный автомат, и большое количество обломков. Торпед и торпедных аппаратов ненашли . (только по их данным глубина 12 метров). http://www.wreck.ru/kerch/31.html Друзья можь у кого будет пожизненое фото данного объекта?

igor: ТКА-155 потоплен минометным огнем при проходе пролива, у косы Чушка. Других подробностей нет. Взрыв мины, да еще поди ротного миномета, вряд ли приведет к отрыву кормы.

поручик Бруммель: Коллеги, на кормовой башне ГК ныне корабля-музея "USS Alabama" есть вот такая табличка с указанием ее походов: Посему возник вопросы: Чем занимался корабль в Арктике? Я так понимаю, что по мимо сопровождения какого то из конвоев, он был привлечен к операции "Governor"? В чем именно был смысл этой операции и каковы ее подробности? Для чего линкор совершил такой вояж вокруг Исландии?

igor: Если кратко, то Говернор был диверсией против южной Норвегии с умыслом выманить ТИРПИЦА. Дело было в июле 1943 г. В начале июня АЛАБАМА прикрывал подвоз подкреплений на Шпицбергене. Правда, подробностей у меня нет - только то, что корабль при этом пересек Полярный круг. Вероятно, заходил и в Сейдис-фьорд, или где там тусовались союзники на Исландии. В прикрытии конвоев замечен не был.

cyr: Bogun пишет: англоговорящяя википедия - 946 человек. В статье утверждается, что ещё 308 человек погибли, когда крейсер "Хаукинс" открыл огонь по берегу боевыми снарядами, дабы приблизить условия учений к боевым. Приказ отдавал Эйзенхауэр. Ссылаются на книгу Ken Small, Mark Rogerson. The Forgotten Dead - Why 946 American Servicemen Died Off The Coast Of Devon In 1944 - And The Man Who Discovered Their True Story (1988) Насколько книга заслуживает доверия, я не знаю. На Амазоне предлагают ещё: Edwin P. Hoyt. The Invasion Before Normandy: The Secret Battle of Slapton Sands (1999). Nigel Lewis. Exercise Tiger: The Dramatic True Story of a Hidden Tragedy of World War II (1990) Richard T. Bass. Exercise Tiger (2008)

Bogun: cyr пишет: Ссылаются на книгу Ken Small, Mark Rogerson. The Forgotten Dead - Why 946 American Servicemen Died Off The Coast Of Devon In 1944 - And The Man Who Discovered Their True Story (1988) Насколько книга заслуживает доверия, я не знаю. Ken Small очень плотно занимался учениями "Тигр", организовал несколько поисковых экспедиций, поднял затонувший "Шерман", поставил небольшой мемориал погибшим. Я думаю, ему можно доверять. Он и дальше бы занимался поисками, если бы скоропостижно не скончался в результате сердечного приступа.

igor: Очень странное фото: немецкий ЭМ в Тронхейме стоит совершенно без носового орудия. Который, кто-то может сказать? Фото:http://www.krigsbilder.net/coppermine/displayimage.php?album=27&pid=20648#top_display_media



полная версия страницы