Форум » Вторая Мировая война 1939-1945 » атакуют шнелльботы » Ответить

атакуют шнелльботы

олег мусорин: Здравствуйте! Недавно купил книгу "АТАКУЮТ ШНЕЛЛЬБОТЫ", книга просто супер, но есть пара вопросов. Может быть кто на них ответит. 1. Как распределились трофейные торпедные катера по нашим флотам, куда какой попал(северный, северо-балтийский, юго-балтийский)? 2. Какаова судьба у катеров капитулировавших в Анконе? Заранее благодарен, c уважением.

Ответов - 87, стр: 1 2 3 All

Miroslav: Уважаемый Олег Мусорин! По первому вопросу есть статья С.С. Бережного из журнала "Страницы морской истории" 1997 г., №1. По второму вопросу информация в зарубежной литературе отсутствует... Думаю, что поскольку в качестве боевых катеров в состав флота их никто не вводил, следует считать, что они были сданы на слом в первые послевоенные годы.

Hai Chi: Я встречал где-то в литературе упоминание, что немцы при сдаче своих ТКА в Италии вывели из строя их двигатели.

Kieler: олег мусорин пишет: 2. Какаова судьба у катеров капитулировавших в Анконе? H.Fock "Die deutschen Schnellboote 1914-1945": "...Der Verbleib der Mittelmeerboote S30, 36, 61, 151, 152, 155, 156, die 1945 von Pola nach Ancona ausgeliefert wurden, ist unsicher. Es ist anzunehmen, dass die Boote abgebrochen wurden..." Короче, туманно все...


олег мусорин: Добрый день!! Огромное спасибо за ответ. Про эту статью слышал, но никогда она не попадалась. Теперь, благодаря Вам я ее прочиталю Еще раз огромное спасибо!!!!

Miroslav: Уважаемые друзья, купившие эту книгу и просто интересующиеся темой! Наконец-то удалось почти окончательно разобраться с действиями немецких ТКА в первые дни войны и их успехами. Многие исследования, как например Уитли и Ровера, пришлось почти полностью опровергнуть. Итак, самы напряженный эпизод - ночь на 22 июня. 1-я флотилия (правильный состав «S 26», «S 39», «S 40», «S 101», «S 102», «S 103») - в полном составе сопровождали ЗМ группы "Кобра", ставившие МЗ "Корбетта" - ничем не отличились, если не считать того, что при возвращении «S 39» и «S 103» сильно повредили корпуса при касании грунта. 2-я флотилия («S 41» – «S 44», «S 46», «S 104» – «S 106») - «S 41», «S 43», «S 46», «S 106» находились в непосредственном охранении ЗМ группы "Норд", ставивших МЗ "Апольда". При этом «S 43» и «S 106» потопили ТР "Лииза" (782 брт), совершавший рейс Либава - Ханко. «S 44» и «S 104» были в дальнем охранении ЗМ. Они отделились от соединения для производства МЗ "Кобург" на зап. выходе из прол. Соэлозунд. По дороге они потопили плавмаяк "Хийумадал" и пытавшийся его буксировать ТР "Альф" (166 брт), последний был принят за СКА. На 12 минах "Кобурга" погибли ТЩ "Змей", "Иманта", ПЛ С-11 и, возможно, БТЩ "Штаг" (мог погибнуть на ав. мине). Еще два катера 2-й флотилии («S 42» и «S 105») произвели МЗ "Гота" на сев. входе в прол. Мухувяйн. Оно также оказалось необычайно успешным - на 12 ТМВ погибли БТЩ-208, ГИСУ "Вест", ТР "Кримульда" и ПЛ М-81. 5-я флотилия («S 27» – «S 29», «S 45», «S 47») в полном составе ставила МЗ "Айзенах" (30 ТМВ) на выходе из Ирбенского прол. в районе м-ка Овиши. Никаких успехов. На обратном пути захватили ТР "Эстония" («S 28»), совершавший рейс из Стокгольма в Таллин и отвели его в Турку. 3-я флотилия. 2-я группа ("S 60", "S 59", "S 35", "S 31", "S 57" - последний повернул в базу из-за неполадок в моторах) поставила МЗ "Веймар" у Виндавы. Оно (24 ТМВ, хотя многие историки неправильно дают 12) оказалось достоточно результативным, но это вряд ли обрадовало немцев. Ни один сов. корабль на нем не погиб, хотя пересечения были, немцы же потеряли каботажные теплоходы "Гертруд III", "Леонтес" (оба использовались для перевозки войскового снабжения между Виндавой и Ригой), ПЛБ "Мозель", плавкран и ТР "Фрауенбург" (быв. эст. "Пеет"). На обратном пути группа потопила ТР "Гайсма" и несколько позднее то ли ТР то ли РТ "Щука". Именно его фото есть у Ровера на сайте по ссылке http://www.wlb-stuttgart.de/seekrieg/4107-bilder/schnellboote/s-erfolg.htm Мне такое сов. судно не известно. У кого-нибудь будут идеи по данному поводу? Посмотрел в регистр торгового флота, составленный Грёнером и выпущенный в 1942 г. Там есть и суда уже погибшие в ВМВ. Так вот, там есть советский паровой рыболовный траулер "Щука" 316 брт, 1916 г., порт приписки Ленинград. Видимо это он, но его потеря не проходит ни по одному нашему справочнику потерь. У кого-нибудь есть данные о судьбе этого судна? 1-я группа флотилии ("S 55", "S 54", "S 61", "S 34", "S 58") поставила МЗ "Эрфурт" (29 или 30 ТМВ) у Либавы. Единственная потеря на нем - пытавшийся вытралить заграждение немецкий же ТЩ М-3134. Прошу прощения у тех, кого ввел в заблуждение неправильной информацией в книге и в своих ответах.

Miroslav: Продолжаю уточнения. Ранее я в своих работах указывал, что в ночь на 24.6.1941 немецкие ТКА S-60 и S-35 сначала атаковали в Ирбенском проливе патрулировавшую там подлодку С-7, а затем на пути в базу потопили шедшую из Либавы в Вентспилс С-3. С С-3 вопросов нет, но при более детальном изучении вопроса выяснилось, что оба ТКА в Ирбенском проливе скорей всего имели контакт с нашими ЭМ «Стойкий», «Сердитый», «Сильный», «Сторожевой», ставившими МЗ "60 А" - безрезультатно выпустили по одной торпеде по ЭМ и ПЛ, причем сами так и не были обнаружены. Контакт с С-7 скорей всего имела другая группа ТКА - S-45, S-31, S-59, которая той ночью выставила 18 мин ТВМ в северной части пролива и S-45 доложил об атаке ПЛ при помощи глб - С-7 подвергалсь атаке в 18 милях северо-западнее Овиши. Так же не соответствует действительности информация о захвате ТКА 3-й флотилии пяти ТР ("Кандава", "Кулдига", "Малл", "Рауна", "Амата") на выходе из Виндавы 28.6.1941. В материалах 3-й флотилии ни о каких захватах в море информации нет. По немецких материалам все они кроме "Малла" захвачены в Либаве, что же касается "Малла", то его вообще не было на Балтике. Вот, что про это судно пишет Т. Доргайст: MALL lief bei der Annexion Estlands durch die UdSSR am 3.Aug.1940 den Hafen von Dublin an und wurde dann aufgelegt. Versuche der UdSSR den Dampfer zu übernehmen wurden von der irischen Regierung abgelehnt 1941/41 charterte Irland die MALL und setzte das Schiff unter irischer Flagge als IRISH ROSE ein. Die Bereederung wurde bis 1946 von der Irish Shipping Ltd., Dublin durchgeführt. 1946 Kam der Dampfer wieder in Besitz seiner alten estnischen Besitzer und wurde als FLAMENCO unter Panama – Flagge eingesetzt. Его дополняет Р. Джордан: The Estonian steamer MALL, was laid down as WAR VIGIL for the Shipping Controller, UK, and completed in July 1918 by American Shipbuilding Co, Lorain, Ohio (ship number 732) for United States Shipping Board as LAKE HARNEY. Later changes in owner and name were: 1920: sold to International Coal Transportation Corporation, USA; 1923: sold to Compagnie Nationale de Navigation, France, and renamed GERMINAL; 1929: sold to Reval Shipping Co Ltd, Estonia, and renamed MALL; 1930: sold to Tallinn Shipping Co Ltd (Tallinna Laevushisus AS), Estonia; 12 Jan 1942: chartered to Irish Shipping Co Ltd, Dublin, renamed IRISH ROSE; 17 May 1946: returned to previous owner; 1946: sold to Copania Maritima Flamenco SA, Panama, and renamed FLAMENCO; 1952 sold to Katana Societa di Navigazione Marittima, Italy, and renamed NIZETI; 1955: transferred to Katana Societa di Navigazione Marittima, Mancuso and CSAS, Italy; 1957: renamed ATA; 21 Feb. 1958: stranded on Mwemba Island, off NE coast of Zanzibar, while on voyage from Basrah to Mombasa; declared a constructive total loss and abandoned; 21 April 1958: refloated and towed to Mkokotoni, Zanzibar; 18 March 1959: sailed in tow from Zanzibar for Dar-es-Salaam to be broken up. Все-таки остаются вопросы по "Кандаве" и "Кулдиге". Во всей нашей литературе со ссылкой на архив говорится об их "героическом" уходе из Либавы в Виндаву, на выходе из которой они и были якобы захвачены ТКА. Что же было на самом деле: они никуда не выходили из Либавы или их команды своим ходом после выхода из Виндавы ушли в уже оккупированную Либаву?

Miroslav: И последнее, но, наверное, самое существенное исправление к "шелльботам"- катера »S 54« и »S 55« действительно в ночь на 27.7.1941 потопили ЭМ "Смелый". По немецким данным ЭМ поражен в залпом с »S 54« в 00.36 - по сов. данным взрыв прогремел примерно в 01.45 - т.е. практически точное совпадение по времени с учетом поясной разницы и наличия у немцев летнего времени. Точка тоже примерно совпадает. Немецкое описание боя содержит ряд интересных деталей. Наш миннозаградительный отряд был обнаружен немецкой вечерней возд. разведкой, которая и дала оснавание провести поиск ТКА в обычном районе сов. постановок. Групповая цель (4 силуэта - ЗМ "Суроп", СКР "Буря", БТЩ "Фугас", ЭМ "Смелый") была обнаружена в 23.15 (по Берлину), после чего оба катера в 23.26 и 23.27 произвели по двухторпедному залпу, но промахнулись. При стрельбе катера имели скорость 3 и 5 узлов и не были обнаружены атакованными. Это позволили перезарядить аппараты запасными торпедами и выйти в атаку повторно. Контакт на время был потерян, но в 00.17 восстановлен. »S 55« (на его борту находился сам к-р 3-й фл. ТКА Кемнаде) в 00.33 выстрелил и снова промахнулся, но »S 54« попал. Стрельба велась с дистанции 400 м на скоростях 5 и 7 узлов. После попадания катера так и не были обнаружены и, расстреляв боезапас ушли в Ригу, куда прибыли в 04.25.

smax: Miroslav пишет: оба ТКА в Ирбенском проливе скорей всего имели контакт с нашими ЭМ «Стойкий», «Сердитый», «Сильный», «Сторожевой», ставившими МЗ "60 А" - безрезультатно выпустили по одной торпеде по ЭМ и ПЛ по какой ПЛ? Или это немцы так свои цели опознали?

Miroslav: smax пишет: Или это немцы так свои цели опознали? Да, именно. Они еще в бою 26/27 июня, когда торпедировали "Сторожевой", продолжают настаивать, что торпедировали ПЛ, как они считают, С-10. Ну никак не хотят признать, что та послала свою последнюю радиограмму сутками позднее.

Гайдукъ: Miroslav пишет: На обратном пути группа потопила ТР "Гайсма" и несколько позднее то ли ТР то ли РТ "Щука". Именно его фото есть у Ровера на сайте по ссылке http://www.wlb-stuttgart.de/seekrieg/4107-bilder/schnellboote/s-erfolg.htm Мне такое сов. судно не известно. У кого-нибудь будут идеи по данному поводу? Посмотрел в регистр торгового флота, составленный Грёнером и выпущенный в 1942 г. Там есть и суда уже погибшие в ВМВ. Так вот, там есть советский паровой рыболовный траулер "Щука" 316 брт, 1916 г., порт приписки Ленинград. Видимо это он, но его потеря не проходит ни по одному нашему справочнику потерь. У кого-нибудь есть данные о судьбе этого судна? У меня так: о правильности судить вам так как документов подтверждающих этот факт у меня нет. «ЛИДАКА» (Lidaka) 1918-1940 (пусть вас не смущают эти цифры-мне в первую очередь он интересен как эх латыш) Вспомогательное судно (катер) эскадрильи морской авиации. В переводе с латышского - «щука». Приказом народного комиссара военно-морского флота №00208 от 18 августа 1940 года включены в состав советского ВМФ. 26.06.1941 года потоплен у Виндавы немецким ТКА S-6?.

Гайдукъ: Miroslav пишет: По дороге они потопили плавмаяк "Хийумадал" 23.06.1941 года торпедирован немецким ТКА S-43 у северной оконечности о-ва Хиумма. Экипаж погиб. Спаслись только капитан Юхан Каеви и механик убывшие шлюпкой на берег в субботу 21.06.1941 года. 31.08.1941. исключен из состава флота Пр. НК ВМФ № 00297.

Гайдукъ: Miroslav пишет: При этом «S 43» и «S 106» потопили ТР "Лииза" (782 брт), совершавший рейс Либава - Ханко. По этому судну загадок вроде и нет а версий его гибели несколько 1. 22.6.1941 "Лииза" шел из Либавы в Палдиски с грузом цемента и колючей проволоки. Подошедшие немецкие торпедные катера осмотрели судно и позволили экипажу покинуть корабль после чего торпедировали его. 2. 22.06.41, у побережья о-ва Хийумаа (Даго). Следовал из Лиепаи на Ханко. Был задержан и потоплен немецкими торпедным катером S-31. Экипаж сошел на шлюпки, был взят в плен и доставлен в Турку. torpedoed 59.09N/22.38E лежит на глубине 35 м с него подняты две пушки, одна в Таллиннском Морском музее, другая - в музее Суурсадам. трюм разрушен, носовая и кормовая части сохранились. Что либо доказывать или опровергать пока не стану но материал для розмышлений вот.

Miroslav: Уважаемый Гайдукъ! Гайдукъ пишет: «ЛИДАКА» (Lidaka) 1918-1940 (пусть вас не смущают эти цифры-мне в первую очередь он интересен как эх латыш) Вспомогательное судно (катер) эскадрильи морской авиации. Думаю, Вы смотрели немецкую фотоподборку по этому потоплению. Я не назвал бы торпедированное судно катером, скорее это все-таки траулер. Кстати, траулер "Щука" есть в справочнике Бережного по судам 1917-1927 гг., но его судьба после возвращения в 1924 г. тресту "Севрыба" не просматривается. Опять же упираемся в отсутствие справочника по торговым и рыболовным судам периода ВОВ. Гайдукъ пишет: По дороге они потопили плавмаяк "Хийумадал" 23.06.1941 года торпедирован немецким ТКА S-43 у северной оконечности о-ва Хиумма. Немцы считают, что потопили его рано утром 22 июня. Могло ли быть такое? Гайдукъ пишет: 2. 22.06.41, у побережья о-ва Хийумаа (Даго). Следовал из Лиепаи на Ханко. Был задержан и потоплен немецкими торпедным катером S-31. S-31 входил в состав 3-й флотилии ТКА, которая севернее Виндавы той ночью не ходила, следовательно у Даго быть не могла. К тому же после рейда катера вернулись на свою базу в Пиллау и уж никак не в Турку, куда, напротив ушел S-43. Катера 3-й флотилии числят за собой только два потопления - "Гайсмы" и уже упоминавшейся "Щуки". Поэтому думаю, что эту информацию можно отбросить как недостоверную.

boxer: Как ни странно ,но на Балтике РТ вообще не просматриваются. Если бы они были , то наверняка засветились среди мобилизованных. Т.ч.ЩУКА(ЛИДАКА) могла быть типа ПОС и в морской авиации и его потеря 26.6.41г могла пройти не замеченной в СОХРАНИВШИХСЯ документах. Как например нет данных (почти) о ОХРах той же Либавы, Ханко и др. ВМБ.

Гайдукъ: Miroslav пишет: Вы смотрели немецкую фотоподборку по этому потоплению. Я не назвал бы торпедированное судно катером Смотрел потому и сомневаюсь а не утверждаю. Но тут признаюсь честно иногда такие вещи попадаются катера -числют ледокольными буксирами суда в 200 тонн катерами. Лидака катером обозванна только в предоставленном Вами же приказе в иных документах она числится "судно". тут розценивать можно по разному. Я не опровергаю также иной поворот событий. Кроме всего прочего я в каком то немецком источнике встречал пояснение этого же потопления но тип судна указан как каботажный пароход Lidak(Z)a. Но с большой долей уверености скажу Вам что других судов с таким именем у прибалтов не встречал

Гайдукъ: Уважаемый Miroslav в той же теме хочу обсудить еще один вопрос Ледокол типа «Лачплесис»-1единица. «ЛАЧПЛЕСИС» (LAPCPLESIS) 1919-1940 1914 г\п.Sandvikens Skeep-doeka & Mek.Verkst.,Helsingfors. - 253 брт. Размерения 31.26(28.5)х6.73х3м. мощность машины 580 л/с. Скорость хода 10 (12) узлов. Дальность плавания экономическим ходом 1500 миль, Вооружение на ПМВ 2-75/50 мм пушки, 2 пулемета. Экипаж 25 человек Бывший русский ледокол «Солдат» (возможно однотипный «Матрос»). 02.1918 года захвачен в Ревеле немцами в качестве приза. 21.05.1918 года переименован включен в состав германского флота и переименован в «Гамбург». Прикамандирован к Либавскому порту. 07.1919 года при выводе германских войск из Прибалтики передан Латвийскому правительству. В 1930-31 году прошел ремонт и переименован в «Лечплесис». Принадлежал Морскому департаменту Латвии. 05.08.1940 года национализирован при вхождении Латвии в состав СССР и включен в состав НКМФ. 29.10.1940 года включен в состав ЛГМП. 22.07.41 на переходе из б. Трийги в Мынту с грузом торпед в р-не о-ва Абрука у южного побережья о-ва Сааремаа. был атакован и поврежден артиллерийско-пулеметным огнем германского ТКА S-28 из 3-й флотилии, но остался на плаву и па буксире советского тральщика был приведен в б. Ромассааре на о-в Сааремаа. После разгрузки торпед был оставлен и затонул у причала от поступавшей через пробоины воды. (Погиб на немецкой мине вместе с буксируемым ТКА). Как видете расхождения в обстоятельствах гибели имеются. 6.10.1941 г. был поднят немецкими саперами и восстановлен, использовался в качестве перевозчика на линии Виртсу-Куйвасту. Летом 1943 года получил повреждение в районе Либавы. 8.05.1945 года эвакуировал немецкие части из Курляндского котла. Совершил переход в Швецию где и был интернирован. 12.09.1945 г. возвращен в СССР и передан в ЛГМП где получил имя «Моряк». 1954 сдан на слом. Могли бы уважаемые форумчане приоткрыть мои глаза на данное судно?

Ingvar: Добрый день! Извините, что вмешиваюсь, но: Гайдукъ пишет:«ЛАЧПЛЕСИС» (LAPCPLESIS) Пишется Лачплесис - Lāčplēsis 07.1919 года при выводе германских войск из Прибалтики передан Латвийскому правительству. Немецкие войска из Латвии (и из Прибалтики) выведены гораздо раньше, возможно имеется в ввиду зачисление в Латвийский флот??

Гайдукъ: Ingvar пишет: Пишется Лачплесис - Lāčplēsis Того и жду. кому как не Вам носителю языка меня поправить. Ingvar пишет: Немецкие войска из Латвии (и из Прибалтики) выведены гораздо раньше, возможно имеется в ввиду зачисление в Латвийский флот?? Эта дата однозначно требует правки дело в следующем: 1. девайс не военный а потому я пока им плотно пока не занимался, так пробежался поверхностно - потому и испросил уважаемых форумчан. 2. непонятна его судьба во время в так называемой Флотилии Советской Латвии. сейчас чтобы не дразнить опонентов промолчу так как в руки попалась довольно грамотная рукопись по данному периоду и с ней необходимо поработать. Возможно здесь свои 2 копейки вставит ув. Рамзес - я против не буду. 3. Что назвать выводом немцев из Прибалтики. тут можно трактовать по разному ведь была Железная дивизия , была армия кн Авалова........ были 2 взятия немцами Риги. тут вопрос не легкий но к теме практически не относящийся.

Ingvar: Гайдукъ пишет: Вам носителю языка Спасибо. "Носителем языка быть ещё не приходилось." (с) 2. непонятна его судьба во время в так называемой Флотилии Советской Латвии. Насколько мне известно, данная флотилия только числилась на бумаге, реальных действий у неё не было. 3. Что назвать выводом немцев из Прибалтики. тут можно трактовать по разному ведь была Железная дивизия , была армия кн Авалова........ были 2 взятия немцами Риги. тут вопрос не легкий но к теме практически не относящийся. Речь идёт о выводе германской армии - 11-12/1918. Железная дивизия фон дер Гольца - это добровольческое (или наёмное - типа "диких гусей") формирование (в составе немецкой армии никогда не числилось), армия Авалова - вообще часть белой армии (т.е. русская, а не немецкая армия). Поэтому юридически Лачплесис в составе латвийского флота с конца 1918, а вот когда он введён в строй - это уже другой вопрос.

Scharnhorst: Гайдукъ пишет: Водоизмещение 253 брт Это не водоизмещение, а вместимость - понятия совершенно разные по смыслу. Водоизмещение рыболовецких судов могло превышать их вместимость в 2-3 раза.

Гайдукъ: Ingvar пишет: Насколько мне известно, данная флотилия только числилась на бумаге, реальных действий у неё не было. К сожалению известно Вам мало. Когда совместными усилиями с Рамзесом мы закончим (надеюсь) эту тему обизательно поделимся с форумчанами но пока это не тема этого топика. Ingvar пишет: Поэтому юридически Лачплесис в составе латвийского флота с конца 1918, а вот когда он введён в строй - это уже другой вопрос. Стоп. стоп. какого латвийского флота. в данный период времени существовало три официальных правительства 1. Ульманиса (бурж). 2. Ниедры (иногда пишут по другому-прогерманское) и соответственно советское.

Гайдукъ: Scharnhorst пишет: Это не водоизмещение, а вместимость - понятия совершенно разные по смыслу. Да лично я это понимаю. Материал сырой, я писал вот и встречаются ошибки. Хотя как видно фраза Вами взята из нового вопроса и к обсуждаемому "рыбаку"-Щуке-Лидаке отношения не имеет. Все же спасибо за правку.

Рамзес: Здравствуйте уважаемый Мирослав - да по Щуке то особых вопросов нет T 24 Year:1916 Builder: Smith's Dock Location yard:South Bank Yard No:695 Launch Date : 10.10.16 Date completion:11.16 Type:FV Tons:316/257 Length overall:41,51 Beam:7.2 -3,27 /3,81 Number screws/Mchy/Speed(kn):1T recoprocating engine 525ihp -10.5 – Crew 20 1-57 1 пул 8.1918 1-75- 1925 РТ 24 ЩУКА -20.04 1933 г передан в Ленинградский порт 22.06.1941 утоплен герм ТКА S 31 вблизи Моонзунда это бывший тральщик из серии Бомбардиров построенный англичанами для ФСЛО - вот только зачем его и еще пару подобных в 30 - е годы передали на Балтику (все погибли в первые дни войны) - что планировали ловить в Маркизовой луже, этого точно не знаю (возможно когда стали приходить новые РТ из - за бугра старые в Ленинград просто на ремонт отправили, на Севере с этим слабовато было да так там и оставили , ну это лишь версия) По латышам - рад , что наконец разобрались , эта инфа у нас с Гайдуком уже месяца 4 лежит но авторитетное подтверждение нужно было (кратенько судьба всех якобы захваченных при той ситуации ТКА - в реалии как Вы и пишете в Либаве брошенных имеется и при необходимости выложить не проблема) по плавмаяку эстонские друзья дают так 22.06.1941 ночью маяк потушен и получил приказ идти в Таллин, на переходе 23.06.1941 г торпедирован немецким ТКА S-43 у северной оконечности о-ва Хиума. Экипаж погиб. Спаслись капитан Юхан Каеви и механик убывшие шлюпкой на берег в субботу 21.06.1941 г. 31.08.1941. Пр. НК ВМФ № 00297 … об исключении погибших кораблей …ПМк-ХИУМАДАЛ нужно вообще посмотреть когда группа катеров вернулась в свой порт - возможно потоплен в ночь с 22 на 23 июня , хотя совсем исключать , что ранним утром 22 (вскоре после начала войны) тоже нельзя - уточнить не мешало - бы А по Лидаке - тут мутка , реально после зачисления в нашем флоте она не светится (вообще похоже небольшой катерок) , но Ровер дает о потоплении в это время и именно ТКА некоей Лидазы (с подписью экс -латвийская) , возможно небольшая шхуна рыбачья , хоть судя по Вашим поискам и ее не было Вообще от эстов , латышей , литовцев в 40 году БФ с полсотни разных катеров получил , но вот куда они к началу лета 41 делись ? Один Партизанас похоже в Либаве был в июне 41 и то ни в погибших , ни во взятых немцами , ни дальше в нашем флоте его нет - испарились суденышки и все тут причем следов не оставив и все сразу (мистика какая - то - только не Бермудский , а Балтийский треугольник и его вершины Либава - Рига - Таллин)

Ingvar: Гайдукъ пишет: К сожалению известно Вам мало. Вполне возможно. Писал по памяти, надо будет дома посмотреть. Стоп. стоп. какого латвийского флота. в данный период времени существовало три официальных правительства 1. Ульманиса (бурж). 2. Ниедры (иногда пишут по другому-прогерманское) и соответственно советское. Фактически в 1918-1920 существовал только 1 латвийский флот + флотилия сов. Латвии. Рамзес пишет: Вообще от эстов , латышей , литовцев в 40 году БФ с полсотни разных катеров получил , но вот куда они к началу лета 41 делись ? Насколько мне известно, в 1941 брошены на месте. Правда документами сейчас подтвердить не могу, но по рассказам, только в Риге, немцы захватили в порту более 10 небольших буксиров и катеров (вполне исправных).

Гайдукъ: Ingvar пишет: Фактически в 1918-1920 существовал только 1 латвийский флот + флотилия сов. Латвии. http://kortic.fastbb.ru/?1-17-0-00000020-000-0-0-1196288747 Рекомендую там немного затронута эта тема. Ingvar пишет: Вполне возможно. Писал по памяти, надо будет дома посмотреть. Нет вы не правильно поняли. суда действительно не воевали да и успели вооружить только 5-6 судов (пишу с памяти-могу ошибиться на 1-2) пулеметами. да несколько барж начали вооружать и даже пушки установили да вот только к событиям закрепить не успели. а вооруженные катера были роспределены между постами наблюдения - что-то вроде ВНОС. Рамзес поправит. Ingvar пишет: Насколько мне известно, в 1941 брошены на месте. Правда документами сейчас подтвердить не могу, но по рассказам, только в Риге, немцы захватили в порту более 10 небольших буксиров и катеров (вполне исправных). Этот вопрос требует такого огромного анализа, Мирослав и Рамзес меня в этом наверное поддержат что озвучивать цифру 10 я лично побоялся бы. Уверен там брошено гораздо больше.

Ingvar: Гайдукъ - спасибо за ссылку, надо разбираться. Гайдукъ пишет: озвучивать цифру 10 я лично побоялся бы. Уверен там брошено гораздо больше. Я и написал - более (речь только о буксирах и буксирных катерах, и только о исправных). Сколько всего - тёмное дело, сомневаюсь, что всё есть в документах.

Гайдукъ: Ingvar По истории создания и действиям флота прибалтов продолжим здесь http://brummel.fastbb.ru/?1-5-0-00000001-000-0-0-1195151356 а на данной ветке давайте продолжим обсуждать жертвы и действия немецких ТКА Надеюсь остальные не против?

Ingvar: Гайдуку - понял, спасибо! Вопрос: пожалуйста, подскажите кто знает, - что за 6 советских ТКА были потоплены/затоплены(?) 06.1941 на Киш-эзере (Рига)???

Miroslav: Гайдукъ пишет: Могли бы уважаемые форумчане приоткрыть мои глаза на данное судно? На судно, по-моему, Вы нам сами приоткрыли глаза :) Что же касается боя 22.7.1941, то "Лачплесис" действительно тащил на буксире ТКА-71, который в этом эпизоде погиб. Авторство нападения действительно принадлежало немецким ТКА, но не S-28, который входил в состав 1-й флотилии и действовал в Финском заливе, а »S 54«, »S 29« и »S 58«. Рамзес пишет: Щуке то особых вопросов нет 22.06.1941 утоплен герм ТКА S 31 вблизи Моонзунда Спасибо за восстановление ясности, а то вопросы-то были и очень большие. Рамзес пишет: Один Партизанас похоже в Либаве был в июне 41 и то ни в погибших , ни во взятых немцами , ни дальше в нашем флоте его нет - испарились суденышки и все тут причем следов не оставив и все сразу (мистика какая - то - только не Бермудский , а Балтийский треугольник и его вершины Либава - Рига - Таллин) Документально доказать не могу - многие документы не сохранились и даже не оформлялись, но в беседе с Р.А. Зубковым выяснил, что все катера ОХРа Либавы, куда входил и "Партизанас" ушли из Либавы в Виндаву в ночь на 24 июня, а затем из Виндавы на Моонзундские о-ва, где и осела Прибалтийская ВМБ, куда они и были приписаны. Вероятнее всего они погибли в последние дни обороны Саремы (может чуть раньше) - немецкие катера, блокировавшие Сырве в начале октября доложили о захвате и уничтожении нескольких катеров. По поводу "Хийумадала" вопрос остается открытым по причине отсутствия пока у меня КТВ FdT и 2-й флотилии ТКА. Ее же катера теоретически могли утопить и "Лидаку" - нет донесения за ночь 22/23 июня, но немцы пишут о потоплении ими "крупного сторожевого катера" в 400 т водоизмещением. Я думал, что это так они обозвали "Альфа" (166 брт), но сейчас начинаю сомневаться. Из-за путаницы в литературе не понятна и дата потопления - то ли ночь 21/22 июня, то ли 22/23 июня. Раньше я думал, что "Лидака"/"Лидажа" это очеь сильно искаженное название "Лиизы", которую временами называют и "Линзой" и "Луесой". Гайдукъ пишет: Этот вопрос требует такого огромного анализа, Мирослав и Рамзес меня в этом наверное поддержат что озвучивать цифру 10 я лично побоялся бы. Уверен там брошено гораздо больше. Есть замечательный документ - объяснительная записка командира Прибалтийской ВМБ контр-адмирала Трайнина для прокурора об обстоятельствах оставления Риги. Выкладывать мне его бы не хотелось, но могу сказать, что судя по ее содержанию правдой могут быть ваши самые смелые предположения о числе брошенных катеров. Ingvar пишет: Вопрос: пожалуйста, подскажите кто знает, - что за 6 советских ТКА были потоплены/затоплены(?) 06.1941 на Киш-эзере (Рига)??? Это не ТКА точно. Официальный список брошенного в Риге выглядит так: Понятно, что здесь нет всяких быв. латвийских катеров, но свои ТКА не могли не быть, если бы их бросили.

Miroslav: Гайдукъ пишет: 22.07.41 на переходе из б. Трийги в Мынту с грузом торпед в р-не о-ва Абрука у южного побережья о-ва Сааремаа. был атакован и поврежден артиллерийско-пулеметным огнем германского ТКА S-28 из 3-й флотилии, но остался на плаву и па буксире советского тральщика был приведен в б. Ромассааре на о-в Сааремаа. После разгрузки торпед был оставлен и затонул у причала от поступавшей через пробоины воды. (Погиб на немецкой мине вместе с буксируемым ТКА). Как видете расхождения в обстоятельствах гибели имеются. Имеются только у тех горе-историков, которые никогда не видели в глаза документов (я имею в виду не Вас, а "профессионалов", у которых Вы почерпнули версию с миной). На самом деле с "Лачплесисом" и ТКА-71 произошло следующее:

Рамзес: для Гайдука - Леш , сегодня совсем не фурычит мейл , если завтра сделают напишу для уважаемого Мирослава - охота все же немного момент с нашими потерями от ТКА с Вашей помощью уточнить - если можно я по цифрам (объем инфы серьезный , чтоб не путаться) 1) ну кто конкретно утопил Щуку я может и ошибаюсь (это еще из Вашей МКшки по германским ТКА данные) , но траулер именно тот 2) теперь по Лиизе 22 6 1941: шел из Либавы в Палдиски с грузом цемента и колючей проволоки В 23.15 у побережья о- Хийумаа (Даго) в точке 59.09N/22.38E встретил ТКА 2 флотилии немцев S 43, S 44, S 104 , S 106 - те позволили экипажу покинуть корабль, после чего торпедирован после полуночи S 43 и экипаж взят в плен (14 Mann und 1 Frau durch S 106 ) Лежит на 35 м трюм разрушен, нос и корма сохранились.Капитан - Ф.Вооленс. эстонцы на него ныряли и есть их дайверский сайт ребята с которого долго пытались всех убедить о погибшем у них в 39 Металлисте (та тема заглохла и чего они все же наныряли этим летом неизвестно) , но вот с Лиизой это вероятно самая реальная версия - кстати в честь Вооленса уже в конце 70 - начале 80 - х если не ошибаюсь контейнеровоз назвали 3) по плавмаяку - так как его топили те же катера что и Лиизу , вероятна дата все же 23 под утро (вскоре после гибели грузовика) , ну желательно восстановить очередность событий (если есть выход на немецкий отчет по этому походу тогда вопросы с точностью дат 22 или все же 23 отпадут , пока возможны обе и нужно смотреть точное время атак) - на том же сайте дана эстонская версия по гибели маяка причем на него так же ныряли и подняли колокол (место гибели известно) 4) откуда немцы взяли Альф - ? корабль с таким именем и этими данными погиб гораздо позже на Осмуссааре и в районе гибели плавмаяка его не было , суденышко имело собственную машину и необходимости в его буксировке не было - что за катер привиделся немецким катерникам и почему его приняли за Альф ? - может моряки увидев ТКА пытались спустить шлюпку и спастись - ну это уже вряд - ли кто скажет , экипаж спасен не был - кроме уже упоминавшихся капитана и механика съехавших с корабля в ночь перед самой войной - еще одно подтверждение , что атака была или ночью или под утро (в противном случае отсутствие второго корабля увидели бы без проблем) и эту ошибку не штамповали бы до сих пор у меня есть список судов всего эстонского торгфлота периода 18 - 40 года (до парусников в 80 - 100 тонн включительно) , в нем было всего 2 Альф - погибший осенью от артогня у Осмуссаара (это наш кандидат) и погибший в 38 в аварии в рейсе из Риги - других не было для Ингвар - думаю при желании немного порывшись в местных архивах и по флотилиям 19 года и по спискам кораблей периода независимости что - то можно найти - пока же насколько получится кратко 1) ни в 1918 , ни даже в 19 независимого латвийского флота не было - немцы сидели в Риге и других приморских городах даже после прихода эскадры Антанты и капитуляции своей страны и после создания видимости местного правительства , которое спустя несколько дней после этого выбили из Риги красные латыши, а уже в Либаве свергли те немцы из Железной дивизии которых Вы вспоминали с некоторым местным колоритом и какое - то время Ульманис отсиживался на английских крейсерах , а Ниедре было не до флота - флотилия же Советской Латвии замыкалась на БФ и считать ее абсолютно независимым формированием нельзя 2) чисто по этой флотилии - я вопрос лет 15 искал где мог и только в последние несколько недель с Гайдуком появились по ней очень серьезные материалы , но ее формирование , бои и судьба абсолютно не тема топика - хоть кусок чисто рижской флотской истории очень серьезный 3) по ледоколу - немцы осенью 18 увели в Либаву из Риги и Ревеля много бывших русских небольших ледоколов и они обеспечивали работу этого порта всю весну и лето 19 года (не подчинялись латышам или англичанам и хотя имели местные экипажи, после окончания войны замыкались на капитана порта и немцев) - в Либаве хотя на рейде и стояли английские корабли , на суще практически до середины лета 1919 хозяйничали люди Ниедры (а реально немцы) и они также керовали в порту - поэтому ни Матрос , ни Рига , ни Либава , ни Виндава и еще некоторые не могли быть в флотилии Советской Латвии - они в тот момент находились в Либаве и латышам передали только в июле 1919 , когда Ниедру попросили "уйти" и "дорогие немецкие гости" наконец - то вернули Либаву "гостеприимным хозяевам - латышам" Это азы - но не зная политическую ситуацию того времени сложно разобраться в военной и соответственно флотской на Балтике (в отличие от Севера) Антанта сухопутных войск не имела и в Латвии основную рола в разгроме большевиков сыграли как - раз немцы (что - бы не писали об "огромных заслугах" 2 - 3 рот латышей да около полка ливенцев) , ну а дальше классика жанра - Мавр сделал свое дело , значит может выйти вон Еще раз извиняюсь за немного оффтоповскую лекцию - ну думаю после нее мифы из темы ветки кое - какие исчезнут 4) и последнее - уважаемый Яровой в последнее время частенько и правильно пишет - выбросьте старые справочники у меня есть один список (подарок заморского друга) - буксиры Латвии на 6 1940 его составляли уже при немцах и в нем 115 штук с припиской к Риге - Митаве - Виндаве - Либаве , так вот - из этого списка лишь штук 7 - 8 наши смогли увести летом 41 и с десяток мелких не имеют дальнейшей судьбы , остальные около 90 взяты немцами в вышеупомянутых портах и спокойно работали у них до осени 44 , а многие и до весны 45 года - где и в каком советском издании даже из закрытых Вы найдете такую просто страшную цифру ? - в списке они все даны поименно , а значит все брошены уже к 1 - 2 июля 1941 года без особых повреждений или попыток серьезно вывести из строя 5) и последнее на сегодня - в теме чуть выше я писал о военных катерах бывших прибалтийских флотов вошедших к осени 1940 в БФ (Вы же упоминаете гражданские) и ответ по гражданским хоть какой - то ну есть , где в вышеупомянутом треугольнике искать судьбу чисто вояк ?- в нашем довольно обширном списке брошенного и погибшего в Таллинском переходе из этих вояк также нет никого , кого - то конечно могли списать и разобрать до начал войны - ну не все же полсотни , среди которых были и катера 30 - х годов, а попробуйте хоть кого - то из этого списка найти в справочнике Бережного по 28 - 45 гг - там нет даже 60 тонного Партизанаса , по меньшим и говорить нечего Так - что и нынешнему и будущим поколениям историков как флота так и не только работы по Великой Отечественной еще как до коммунизма , а сколько неизученного в 1 МВ и гражданской - годы идут , но вопросы остаются

Miroslav: Уважаемый Рамзес! Вероятно Вы во всем правы: "Лииза", "Хийумадал" и, возможно, "Лидака" потоплены в ночь 22/23 июня, "Альф" погиб в сентябре. Вопросы остаются только по "Лидаке" из-за отсутствия немецких материалов - не понятно, что за "крупный катер" они топили - так они обозвали "Хийумадал" или "Лидаку". А что за эстонский дайверский сайт о котором Вы пишите?

Рамзес: для Мирослава - эстонский сайт http://www.diving.ee выберите вверху старую версию сайта и когда откроется внизу первой колонки текста все вреки на которые они погружались - я на сайт давно не заходил и его похоже обновили сильно , ну в старой версии в списке есть все - если интересно посмотрите , кое - что полезное там есть

Ingvar: Спасибо.

vvy: Miroslav пишет: Рамзес пишет: цитата: Щуке то особых вопросов нет 22.06.1941 утоплен герм ТКА S 31 вблизи Моонзунда Спасибо за восстановление ясности, а то вопросы-то были и очень большие. Факт потопления траулера немецким ТКА сомнителен. Насколько известно, РТ-24 "Щука" по состоянию на 22 июня 1941 г. находился в Риге в капитальном ремонте и был не на ходу. Брошен при отходе советских войск из Риги. Вроде бы у немцев "Щука" имела какую-то недлинную историю.

рамзес: для vvy - а Вы ничего не путаете ? Недлинную немецкую историю чуток завязанную на Ригу имел вот этот бывший северянин винтовой траулер FRANKLIN 1905 верфь Cook Welton & Gemmell Beverley Yard No:85 Launch Date:5.8.05 Date completion:1.9.05 LPP:Beam:Number screws/Mchy/ Speed(kn):1С -10 Type:FV Tons:275 Flag:GBR History:14 SANTIAGO (исп) - 5.12.16 russ Kriegsmarine Minensuchschiff T.26 (ФСЛО) – 1921 РТ 26 ТРЕСКА Sevgosribtrest, Arachangelsk., 27.10.1934 г передан в Ленинградский порт. 26.1.39:Kriegsmarine übernommen 6.41:Hilfsminen suchboot. 3.07: Sowjets Pernauer Kanal Blockschiff versenkt. 4.07.42 Bergungsgruppe Reval gehoben.27.07: Werft Riga abgeschleppt. 43: Marinebefehlshaber Ostland Kriegsbeute erklärt W.Joerk. Rostock verkauft abgegeben. 06.44.:Meldung Rigaer Werft abgewrackt verschiedene Ausrüstungsgegenstände, Anker Eine Stammkarte (Nr.1000/1,3) Kriegsschädenamtes für Seeschiffahrt vermuten weitere Schäden Abwrackung des Schiffes geführt А что где - то все же есть полный список брошенного в Риге при уходе наших войск ? У меня только данные по буксирам - латышам с местной припиской и речному добру с движками бывшего их флага (в сумме за сотню - ну это по всем латвийским портам - не считая потерь в Либаве и пароходов покрупней в море) и этого от общего знакомого из Неметчины - по советским же только несколько шаланд , ну их чуствую явно недостаточно для полной "красоты" И тот же вопрос который уже поднимался - Вы упоминали как - то канлодку И - 8 и не согласие по ней с версией Бережного , есть более реальная своя , или пока на уровне сомнений (последние мое открытие у покойного мэтра это так и не поднятый ледокол Вайгач на Севере и известный байкальский паром большая часть которого и до сих пор на дне у Мысовой - а в известном справочнике и тот и другой подняты на слом после гражданской)

vvy: рамзес пишет: а Вы ничего не путаете ? А чего тут путать? «Треска» – это «Треска», а «Щука» – это «Щука». Правда, Бережной считал, что «Треска» была потоплена немецкими ТКА и, видимо, ошибался. рамзес пишет: Вы упоминали как - то канлодку И - 8 и не согласие по ней с версией Бережного , есть более реальная своя , или пока на уровне сомнений А чего тут сомневаться? Берем приказ НК ВМФ № 0036 от 12 февраля 1940 г. и читаем: «… сформировать Шхерный отряд в составе: 1-й дивизион КЛ КЛ «Кронштадт», «Красная Горка», «И-8». Или смотрим другой приказ от 20 марта 1940 г.: «… исключить из состава Шхерного отряда КЛ КЛ: «Кронштадт», «Красная Горка», «И-8». Если есть глаза, то можно видеть, что «Кронштадт» и «И-8» существуют параллельно, как два разных судна.

Miroslav: Уважаемый Рамзес! Спасибо за ссылку. Уважаемый vvy! vvy пишет: Вроде бы у немцев "Щука" имела какую-то недлинную историю. Не могли бы ее привести? Так ли надежен тот источник информации, что "Щука" брошен в Риге. А кого тогда топят немцы на известных фото?

vvy: Miroslav пишет: Так ли надежен тот источник информации, что "Щука" брошен в Риге. Источник - С.С. Бережной. Надежность - ??? Miroslav пишет: А кого тогда топят немцы на известных фото? Увы, эти "известные" фото мне не известны.

Miroslav: Уважаемый vvy! Дублирую ссылку на фото: http://www.wlb-stuttgart.de/seekrieg/4107-bilder/schnellboote/s-erfolg.htm

Рамзес: для уважаемого vvy у Бережного в справочнике 17 - 27 гг так (насколько знаю в планирумом 8 томнике где очень много должно было быть поправок и уточнений к старому справочнику том по минзагам и тральщикам свет так и не увидел) - или Ваши данные о Щуке в Риге в начале войны из личной переписки ? Т-24, с. 1925- Щука. Постр. в 1916 в Англии. 29.9.1916 куплен Морведом и зач в сост. фл. СЛО Участв. в 1-й мир. в. 17.2.1918 перешел на сторону Сов. власти. В 8.1918 захв. белогвард, а в 3.1920 оставлен ими при эвакуации из Архангельска. 15.4.1920 вкл. в сост. БВФ п 24.4.1920-МССМ. 20.3.1921 переформ, в СС, а 12.5.1921-в ГИСУ. 18 12.1922 передан в сост. МПО ОГПУ для использования в качестве ПСКР. 17.5.1924 принят в сост. Убеко Севера и вновь перекласс. в ГИСУ, а 18.8.1924 передан тресту «Севрыба» для использования в качестве РТ. 500 т; 43,1X6,2X4,4 м; 500 л. с; 10,5 уз; 3840 миль; 1-57-мм ор и 1 пул, 1 МТШ; 38 чел. Т-26. Бывш. исп. РТ Сант-Яго, постр. в 1905 в Англии. 7.7,1916 куплен Морведом н 5.12.1916 вкл. в сост. фл. СЛО. Участв. в 1-й мир. в. 17.2.1918 перешел на сторону Сов. власти. В 8.1918 захв. белогвард. и продан частному владельцу. 19.3.1920 национализирован и под наименов. Треска в качестве РТ входил в сост. тралфлота треста «Севрыба» НКРП. 3.7.1941 потоплен в р-пе Пярну торпедой, выпущенной с ТКА пр-ка. 175 т; 43,6X6,7X3,7 м; 450 л. с; 10/8,5 уз; 5200 миль; 1-76,2-мм ор, 1 МТШ. То есть в ситуации с Т - 26 явная накладка - его в Тарту топил (фактически добивал торпедой советский ТКА , можно если сильно захотеть порыться и даже найти номер) и делал это для закрытия прохода в порт и вместе с траулером еще с десяток мелких + кого - то из прибалтийским пароходов утопили (немцы к его гибели отношение имели только фактом своего наступления) То есть покойный уважаемый мэтр в той работе не упоминает даже о самом факте перевода Т - 24 (уже как Щуки) на Балтику и уж тем более о ее дальнейшей судьбе - у меня эти данные кроме Гомма и сайта Миррамар еще и из архивов Арх порта (по уходу на Балтику) , у уважаемого Мирослава данные о потоплении насколько я понимаю из немецких источников + фото с сайта немцев , Ваша же ссылка на Бережного пока не подтверждается , или может видели где в архивах отчет о брошенной в Риге Щуке или все же идет накладка с Вашей стороны - поверьте это не желание чем - то поставить под сомнение Вашу обычно весьма достоверную и проверенную информацию , а лишь с моей стороны докопать судьбу до упора еще одного из царева "наследства" а со стороны уважаемого Мирослава вероятно вполне естественное желание любого серьезного исследователя и писателя избавить свои работы от явных накладок (если они есть) Совместными усилиями чуть раньше удалось выяснить отсутствие столь активно до недавнего времени тиражирования факта о захвате германскими ТКА 5 прибалтов в море (реально один из них еще в 40 ушел с Балтики) , наверняка удастся "добить" до конца и момент с Хабаровском в Либаве в начале войны - был , не был и если был , то кто именно Теперь стоит поставить точку и тут - если все же потоплен , да факт был , если бросили в Риги - достоверный источник и тогда есть шанс хоть что - то дальше действительно искать по судьбе у немцев - пока же извините реально ссылка на пустоту и желательно что - то посерьезней (похоже в этой инфе Вы и сами сомневаетесь раз ставите ее под вопросы , а кому как не Вам знать - сколько в работах ошибок и когда - то их все же стоит исправлять) Пора уже не как раньше буржуазных фальсификаторов истории клеймить , а и свои работы серьезно переделывать там где в этом есть необходимость

boxer: Предлагаю версию по КЛ И-8. А не Ижорец №8-это? Ведь планировался Орджоникидзе в качестве КЛ на ЛВФ в финской компании,(это кстати о приказах и их исполнении). А в составе ООК (ОВФ) и ИОК-числились КЛ КЛ и СКР СКР-Ижорец№9 № 18 . Мартиец №89 и 60., по пр .25.7. 41г -3 Ижорца -в составе Д-на базовых СКР ОВР ГБ.К стати пример, для интереса -о приказах) БАНГА, которая по приказу числилась ПБ-11 в 11 дктщ БТ, а затем ВТ-526 никогда ими не была, а отмобилизовалась БАНГОЙ , к концу сентября 41г в ОКОр. Невы. Т.ч. насчет умения читать -это Вы зря.

vvy: Да, на немецких фото топят траулер — никаких сомнений. Жаль, разрешение недостаточное и не читается наименование на борту, тогда бы все было понятно. Бережной считал, что «шнелльботы» потопили «Пикшу», а «Щуку» оставили в Риге. Пока нет другой дополнительной информации, ситуация остается не ясной. boxer пишет: А не Ижорец №8-это? «Ижорцы» тут ни при чем. История судов с литерой «И» следующая. В середине 30-х гг. в составе Ленинградского военного порта была сформирована Дноуглубительная база. В нее вошли некоторые суда еще русского землеотвозного каравана и, в частности, шесть паровых шаланд. В ЛВП они получили литерно-цифровые обозначения, начиная с «И-4» до «И-9». Среди этих шести «грязнух» мне известны прежние наименования четырех: «Красная Горка», «Кронштадт», «Ораниенбаум» и «Сестрорецк» (когда их включали в состав КБФ на время войны, то возвращали прежние наименования). Остальные две (видимо, это были «И-8» и «И-9») мне не известны. Возможно, что это был кто-то из паровых шаланд Кронштадтского порта (№ 5, № 6, № 9), которые эксплуатаировались там в 30-е годы. Видимо, наличие изначально номера, а не наименования, объясняет тот факт, что «И-8» в отличие от остальных и была зачислена в канлодки под своим литерно-цифровым обозначением.

vvy: Рамзес пишет: Ваша же ссылка на Бережного пока не подтверждается А кто ее может теперь подтвердить? Бережной умер ...

vvy: Miroslav, а что пишут сами немцы по поводу наименования потопленного ими РТ?

Рамзес: для vvy - с Треской похоже разобрались , теперь по Пикше (надеюсь всю дореволюционную компанию тральщиков ФСЛО перебирать не будем ?) - ее на Балтике вообще не было по одним данным бывший Т - 35 погиб еще зимой 31 - 32 гг на промысле в районе острова Медвежий , но недавно со сылкой на тот же архив Арх порта чиркнули сводку что он и еще пара траулеров осенью 36 уведена на Каспий (там собирались вести промышленный лов рыбы) - вот эту последнюю версию сейчас и проверяем , но не Балтика - точно . Конечно отвечать за автора не стоит - но я думаю по Щуке уважаемый Мирослав как раз немецкую версию и озвучил - я конечно 2 МВ на Балтике меньше изучал , но чистых траулеров (рыболовных) к началу войны на ТВД было не так много , а с северными корнями насколько знаю только эта парочка и если версия по Щуке в Риге достоверно не подтверждается пока ничем , а немцы уверены в утоплении их ТКА именно русской Щуки (версия с латвийской Лидакой - Лидазой - тоже Щукой , но уже в переводе, этого случая думаю не касается) , то уверен процентов на 95 - 97 , что тут они правы , а уважаемый Сергей Сергеевич к сожалению ошибался - немцы топя думаю видели кого топили, судя по снимкам это уже день (если конечно не вставили кого просто для иллюстрации вместо реального факта) и вполне возможно даже пленных с траулера сняли - ну это думаю автор сам по немецким документам уточнит (если конечно отчеты имеются в распоряжении) Вообще в Хронике войны на море Ровера дана Щука (он ее по немецким документам в основном писал) , ну а так - конечно нас там не было , чтобы своими глазами видеть и версии можно строить любые

vvy: Рамзес пишет: теперь по Пикше (надеюсь всю дореволюционную компанию тральщиков ФСЛО перебирать не будем ?) - ее на Балтике вообще не было Это опечатка, конечно, речь о "Треске". Рамзес пишет: Т - 35 погиб еще зимой 31 - 32 гг на промысле в районе острова Медвежий , Да, об этом часто пишут. Рамзес пишет: он и еще пара траулеров осенью 36 уведена на Каспий Язнаю, что ушли "Пикша" и "Скат". А кто третий?

Miroslav: vvy пишет: Miroslav, а что пишут сами немцы по поводу наименования потопленного ими РТ? В том-то и дело, что получается - "Щуку". Командир 3-й флотилии ТКА Кемнаде, который в своих мемуарах опирался на КТВ флотилии пишет так: Um 0745 Uhr trifft die Gruppe ein weiteres Schiff, die »Wyka« mit 500 BRT. Der Dampfer wird von »S 31« geentert und mit Sprengpatronen versenkt, nachdem die Besatzung in 2 Rettungsbooten mit allem Nötigen ausgerüstet entlassen und 4 Überlebende gerettet sind. Die Gruppe läuft, ohne später nochmals von der feindlichen Luftwaffe erfaßt und angegriffen zu werden, um 1300 Uhr in Pillau ein. Ровер уточняет это так: 22.– 24.6.1941 Ostsee Mit Eröffnung der Feindseligkeiten um 03.00 Uhr versenken von der 3. S.-Flottille S 59 (Oblt. Albert Müller) und S 60 (Oblt. Wuppermann) vor Windau den lett. Dampfer Gaisma (3077 BRT) und S 31 (Oblt. Haag) den sowj. Fischdampfer Shuka (316 BRT). http://www.wlb-stuttgart.de/seekrieg/41-06.htm Таким образом, немцы не дают истинного названия потопленного траулера, но искаженное по-моему ближе к "Щуке", чем к "Пикше". Нашу "Щ" они написали как визуально близкую "W", а остальные оставили русскими. На "Пикшу" "Wyka" вообще не похожа, а других траулеров этого типа - того, что на немецком фото - как я понял на Балтике вообще не было.

vvy: Да, все за то, что это была именно "Щука".

boxer: Спасибо за разъяснения по шаландам. Тогда, если их было 6 ед, то не считая Вами указанных(Кронштадт, Кр. Горка, Ораниенбаум, Сестрорецк) прибавляется Лахта и Петергоф -погибший на мине в Таллинском переходе (но по документам не мобилизованный). Где тогда делся Кронштадт ( Либава или Таллин) или путаница (естественная ) в документах.

Рамзес: для boxer - хоть и не по ТКА , но вы вспомнили латышскую Банга , в приказах она и мне попадалась , а вот в реальности о ней практически ничего не знаю (Миррамар по ее поводу молчит как партизан) - на нее что - то есть из данных и судьбы, или только вышеупомянутое ? Вообще если какая парусно - моторная шхуна (вполне возможно) то искать там конечно бесполезно

boxer: Банга- г.пасс. п.х. постр.1871г в Финляндии. С 9.7.15г -ТЩ№23 БФ 12.4.18г интер. в Гельинф. с 11.18г.-ВАСА-Эст. с 39г -Банга - Латв. с 29.10.40г - ЛГМП по МП-41 - ПБ-11 фактич. с 29.7.41г -в Отряде ТР ТР КБФ с 10.9 41г моб. с 25.9.41г в ОКО р.НЕВЫ. с 7.43г -ПБС 6-го д-на магн. тщ погибла в навигац. аварии в Рижск. з.28.11.44г.

Сумрак: Такой вопросик. В книге фотография подписана как "Шнельботы у борта плавбазы "Танга", 1939 г." А не "Циндао" ли это?

Буйный: Сумрак пишет: плавбазы "Танга" Нет - это плавбаза "Стринга".

Scharnhorst: Конечно же, это "Циндао". У "Танги" форма дымовой трубы совершенно другая.

vadim: Miroslav пишет: И последнее, но, наверное, самое существенное исправление к "шелльботам"- катера »S 54« и »S 55« действительно в ночь на 27.7.1941 потопили ЭМ "Смелый". По немецким данным ЭМ поражен в залпом с »S 54« в 00.36 - по сов. данным взрыв прогремел примерно в 01.45 - т.е. практически точное совпадение по времени с учетом поясной разницы и наличия у немцев летнего времени. Точка тоже примерно совпадает. Немецкое описание боя содержит ряд интересных деталей Уважаемый Мирослав Эдуардович! Не могли бы Вы дать координаты гибели ЭМ "Смелый" по нашим и немецким источникам? Подтверждается ли последними исследованиями, что ЭМ был добит торпедой с ТК-73?

Miroslav: Уважаемый Вадим! Да, эсминец был добит торпедой. Наших координат сейчас под рукой нет. Немецких быть не может - после торпедирования "шнелльботами" корабль буксировался, остов немцами, насколько мне известно, не обнаруживался.

igor: В нескольких местах (например, у Балакина, Царенко) написано, что буксировка была невозможна из-за того, что нос сел на грунт. Правда они оба также совершенно уверены, будто это была мина.

Miroslav: igor пишет: В нескольких местах (например, у Балакина, Царенко) написано, что буксировка была невозможна из-за того, что нос сел на грунт. Ну в общем-то и я об этом писал - моя ветка пост №1145 от 26.04.08 15:29. igor пишет: Правда они оба также совершенно уверены, будто это была мина. И я был в этом уверен, пока не увидел подробного немецкого описания атаки - а эти авторы его не видели и изучением боевых действий по материалам противоположной стороны просто не занимались. Дело в том, что без проверки верить информации хроники Ровера и др. немецкой литературе о причинах наших потерь не приходится. Одна С-10, якобы потопленная "шнелльботами" в ночь на 27 июня в Ирбенском проливе чего стоит!

vadim: Miroslav пишет: Mit Eröffnung der Feindseligkeiten um 03.00 Uhr versenken von der 3. S.-Flottille S 59 (Oblt. Albert Müller) und S 60 (Oblt. Wuppermann) vor Windau den lett. Dampfer Gaisma (3077 BRT) und S 31 (Oblt. Haag) den sowj. Fischdampfer Shuka (316 BRT). Уважаемый Мирослав Эдуардович! У того же Ровера в списке успехов катеров приводятся координаты потопления Гайсмы -57.00n/18.48e , эта точка немного в стороне от Виндавы, у Готланда. Может быть есть более точные координаты по Гайсме и Щуке? Зачем катерам, возвращающимся с минной постановки в Пилау было бы делать такой крюк ? C уважением.Вадим

Miroslav: Уважаемый Вадим! Немецких документов по ТКА у меня нет, но думаю, что немцы осуществляли отход в Пиллау вдали от берега по нескольким причинам. Во-первых, их отход не обеспечивался истребителями и, следовательно, существовала опасность возд. атак, тем более, что вечером ТКА зафиксировали пролет над отрядом двух МБРов. Во-вторых, они просто совмещали приятное с полезным - произвели поиск судов в открытом море. Кемнаде пишет, что были обнаружены несколько судов, но только с двумя немцы сблизились и те оказались противником. Координат он не дает. Вот текст из его мемуаров. Auf dem Rückmarsch nach dem Minenwerfen vor Windau wird um 0300 Uhr der sowjetrussische Holzdampfer »Gaisma« mit etwa 3077 BRT durch einige Schüsse mit Leuchtspurmunition vor den Bug zum Stoppen aufgefordert. Als der Dampfer darauf nicht reagiert und mit voller Fahrt weiterläuft, schießt »S 59« einen Torpedo, der im Achterschiff trifft. Da der Dampfer nicht sinkt und kaum Schlagseite zeigt, schießt »S 60« noch einen Torpedo als Fangschuß. Beim anschließenden Rettungsmanöver können wegen Fliegeralarm nur 2 Überlebende geborgen und mitgenommen werden. Der Dampfer aber schwimmt immer noch mit leichter Schlagseite auf seiner Holzladung. Um 0745 Uhr trifft die Gruppe ein weiteres Schiff, die »Wyka« mit 500 BRT. Der Dampfer wird von »S 31« geentert und mit Sprengpatronen versenkt, nachdem die Besatzung in 2 Rettungsbooten mit allem Nötigen ausgerüstet entlassen und 4 Überlebende gerettet sind. Die Gruppe läuft, ohne später nochmals von der feindlichen Luftwaffe erfaßt und angegriffen zu werden, um 1300 Uhr in Pillau ein.

andrus: Источником координат в книге Hümmelchen, G.: Die deutschen Schnellboote im zweiten Weltkrieg, S.48 дают Vajner, B.A.: Suda Ministerstva Morskogo Flota, pogibšije v period velikoji Otecestvennoj Voiny 1941-1945 gg. Moskva 1989, с.27. Первый вариант хроники (Marine-Rundschau June 1961) не содержит место потопления. Таким образом возможно координаты у Rohwer/Hümmelchen от Vajnera? upd: Источники Vajnera ЦГАНХ, ф. 8045, оп. 3, л. 760, л. 3; Сколис Я. Я. и др. [33]. с. 93-94; Соболев В. И [34], с. 17; Эдлинский С. Ф. [39], с. 11 — 12; Л МП. http://militera.lib.ru/h/mmf/02.html

vadim: Уважаемый Мирослав Эдуардович! Располагаете ли Вы информацией о действиях шнельботов 1-й флотилии 26 и27 марта 1945 г. ? Говориться ли что-либо в советских источниках о действиях катеров из Швентойи в эти числа ? Какой наш катер спас экипаж л-та Репина И.И. , а затем был потоплен немецкой авиацией?

vadim: Уважаемый Мирослав Эдуардович! Разрешите исправить первый вопрос в предыдущем посте ( меня ввела в заблуждение одна немецкая брошюра). Располагаете ли Вы информацией о действиях шнелльботов S-64,S-69,S-81 и других входящих в 2-Schnellboot-Schulflottille 26 и 27 марта 1945г., базировались ли они на Лиепаю? C уважением. Вадим

Miroslav: Уважаемый Вадим! Майстер описывает этот бой следующим образом: Заслуживает внимания бой, состоявшийся в ночь с 26 на 27 марта в районе Мемеля. Советские торпедоносцы 26 марта с 06.00 до 10.30 атаковали танкеры, шедшие из Пиллау в Лиепаю в охранении 4 моторных тральщиков и в конце-концов им удалось потопить танкер “Заснитц” и 3 моторных тральщика. После того, как в район боя прибыло 8 истребителей 54-й истребительной эскадры, которые сбили 11 советских самолетов, русские отстали от последнего моторного тральщика. Советские торпедоносцы сбрасывали торпеды с малой высоты и на небольшом удалении от кораблей. Известно, что в один из тральщиков попала невзорвавшаяся торпеда и буквально прошила насквозь этот корабль. Из Лиепаи в район боя вышли торпедные катера 1-й флотилии и спасли личный состав с погибших кораблей, затем они снова возвратились в район боя, предполагая встретить там советские корабли, которые обычно имели привычку вылавливать сигнальные книги и другие подобные предметы. И действительно, на месте гибели танкера, корма которого еще торчала из воды и была объята пламенем, катера 1-й флотилии встретили 9 советских торпедных катеров, внимание которых было приковано к спасению остатков погибших кораблей. В связи с этим и несмотря на полнолуние, советские торпедные катера обнаружили три немецких катера всего лишь на расстоянии 120 метров и открыли огонь. В последующем двухчасовом бою германские катера потопили, по меньшей мере, 2 советских торпедных катера, третий катер был захвачен; в плен взяли 9 матросов и 5 офицеров, в том числе командира 2-й советской флотилии торпедных катеров. К этому должен добавить следующее: При атаке на танкер "Засниц" в 09.03 был сбит «Бостон» мл. лейтенанта Репина. Для поиска и спасения летчиков в море вышли торпедные катера «ТК-10» и «ТК-181». Им удалось выполнить задачу и доложить об этом по радио, после чего практически сразу же катера попали под удар «фокке-вульфов» JG54 и были потоплены. Из состава экипажей трем матросам удалось достичь берега, кроме того, видимо, несколько человек из экипажа “ТК 181” были спасены ТКА противника. В 20.40 из Мемелы к Лиепае для поиска и уничтожения неприятельских кораблей вышло шесть ТКА (“ТК-16”, “ТК-60”, “ТК-136”, “ТК 166”, “ТК-196” и “ТК-200”) под командованием капитана 3 ранга М.Г. Чебыкина. В 00.05 27 марта отряд был атакован германскими ТКА, причем все советские ТКА, кроме “ТК-136” и “ТК-166”, посчитав немецкий отряд головным охранением конвоя, уклонились от боя, и ушли в северном направлении для атаки вражеских транспортов. В ходе боя с 00.25 до 01.07 “ТК-166” был потоплен, а “ТК-136” получил тяжелые повреждения и убыл на базу. В 01.07 “ТК-166” передал командиру отряда сообщение, в котором просил оказать помощь и снять экипаж. В ходе поиска поврежденного катера в 03.00 советский отряд вновь был атакован группой ТКА противника. Командирский “ТК 196” сразу же получил серьезные повреждения, а остальные ТКА легли на курс отхода. В течение непродолжительного боя “ТК-196” был потоплен, а большая часть его экипажа (в том числе капитан 3 ранга Чебыкин) попала в плен. Остальные ТКА в 08.05 вернулись в Мемель. В бою с немецкой стороны принимали участие именно те три катера, которые Вы указали. Они относились ко 2-й учебной флотилии ТКА, базировавшейся на Либаву и Виндаву. С уважением, Мирослав

marwaj: Dear Friends, Sorry for English language - I have not Russian keyboard. Hope, nobody will be offend by ths... Here is part of Mati Oun "Voitlused Laanemerel Suvi 1941" book (page 38), translated by my friend Arvo Vercamer: The second day of the war, 23 June 1941, saw three more ships sunk in Estonian waters. Already during the night, two Estonian vessels were sunk. One of these, the steamer "Liisa", which had departed from Liepaja at 2130h, on 21 June 1941, was headed northward. Feliks VOOLENS was the captain of the vessel; his cargo was cement and barbed-wire, which was to be unloaded at Paldiski. The next day, as the "Liisa" steamed past Ventspils, the crew noted large amounts of smoke coming from Ventspils; and later, the crew heard via a radio message that war had broken out (Moscow radio did not make an official announcement until 1130h). Towards midnight of 23 June 1941, the ("Liisa") was passing the tip of Hiiumaa, where the "Hiiumadal" lightship was just raising anchor. The "Hiiumadal" assumed a parallel course to the "Liisa", and because the "Hiiumadal" was a bit faster, she quickly passed the "Liisa". As the two ships passed each other, the "Hiiumadal" advised the "Liisa", via bullhorn, that they were headed to Tallinn. Both of these vessels did not reach their destination harbor. At 0130h, two German cutters (S-Boats), which belonged to the 2. S-Boot Flotilla, shadowed the two vessels. "Hiiumadal" was hit by the S-44, which was commanded by Oberleutnant (Senior Lieutenant) OPDENHOFF, and sank quickly. The German war diary of the 2. S-Boot Flotilla (Kriegstagebuch der 2. Schnellbootsflotille) shows that this vessel was identified by the Germans as the Soviet sea-cutter MO-238. A torpedo missed the bow of the "Liisa". The Germans then ordered the "Liisa" to stop, and all 14 crew members, including a lady, were ordered to the life-boats. A second torpedo then finished off the "Liisa". The overloaded lifeboat hit a large wave and turned over. A stoker, Valde KIVI, from Emmaste (Estonia), drowned. The Germans observed this, and quickly approached the survivors in the water and took them aboard the S-Boat. Then the S-Boat made high speed to the area where the "Hiiumadal" was sunk. No survivors were located. The S-Boats, with their picked-up survivors, now headed back to Turku (Finland) (other sources state the Germans returned to Rauma). The Finnish 5th Coastal Police Brigade interned them as POW's; as they also did the five (Estonian) finshermen, who were brought here by the Germans the previous day. We need to remember that Finland was still not at war at this point in time with the Soviet Union. This must have been difficult for the Finns, as they had to deal with Estonian citizens. Along with the "Hiiumadal", five people lost their lives; stearman Valvur (LNU), Saaremaa men Jaan TALP along with his son Atlas; Priit ХIGE from Karala and Voldemar MEIUS from Austla. The regular captain of the ship, Captain Juhan KAEV, was at that time still on land - the crew aboard the "Hiiumadal" at the time of her sinking was a "rotation crew" - they spent two weeks on the ship, then two weeks on land. Captain KAEV lived for many years in Ьhtri, on Hiiumaa, and lived to an old age. He is said to have been an accomplished violin player. If the German S-Boats had not intercepted the two ships, who knows if they would have made it to their destination ports; Tallinn and Paldiski. In those days, death lurked around every corner. Both of the vessels were sunk near Tahkuna, towards the Apolda flats. This means that both vessels, unbeknownst to themselves, passed through the southern areas of the Apolda mine fields unharmed. Had they proceeded, another danger waited for them - the mine field between Hanko and Osmussaar. Hope, it is useful. Greetings from Poland, Wawrzyniec

поручик Бруммель: Коллеги! А кто нибудь может пояснить суть этого проекта и его особенности? Как я понимаю на фото экспериментальная лодка Энгельмана VS5, то бишь шнельбот???

CAM: Где можно узнать подробности действий "шнелльботов" против ВМС союзников в операции "Нептун"?

Miroslav: А что, собственно интересует?

CAM: Miroslav пишет: А что, собственно интересует? Хронология боевых выходов, состав участвовавших катеров и противостоящих сил, результаты, описания атак и т.д.. По миноносцам нашел у ОХары, а вот с "шнелльботами" туго.

Miroslav: Ну есть такая книга Хюммельхена в природе, но у меня глав по западным театрам нет. Есть также КТВ FdS, но его надо дополнять по флотильным КТВ. Боюсь, что Вы утонете.

CAM: Miroslav пишет: Боюсь, что Вы утонете. А чего попроще есть?

Miroslav: Есть. Например, соответствующие разделы из Хроники Ровера http://www.wlb-stuttgart.de/seekrieg/44-06.htm

CAM: Благодарю. С немецким туго, но есть комьютерная програмка, так что со временем переведу.

igor: Лучше уж тут изучать, если Ровера: http://www.wlb-stuttgart.de/seekrieg/km/sboot/sfl-frames.htm. Все по ТКА в одном месте. В том числе таблицы успешных атак и минных заграждений по театрам. Для интересующего периода - http://www.wlb-stuttgart.de/seekrieg/km/sboot/serf-w2.htm. Также есть дислокация, потери и пр.

mahown: По последней информации от аквалангистов из Анапы , нашли S-102 http://www.wreck.ru/kerch/31.html Координаты отсутствуют, он сказал что катер лежит недалеко от берега около мыса Железный рог, рядом с Волной. Глубина 6 метров. По их описанию катер полностью разрушен, хорошо видны 3-и двигателя с винтами. А также большое количество обломков из алюминия. В начале подомали Г-5 , но три двигателя, тем более с иностраной маркировкой В Гугле очень приблизительное место

AKondrat: mahown показывает место, где якобы лежит S-102. Но там ничего нет. Пустое морочение голов, обутых в маски. По германским координатам, остатки катера лежат в зоне рифа Кишла, но там сложный каменистый рельеф, найти объект визуально, да и прибором трудно. Предлагается обсудить некоторые фрагменты на дне, которые могут иметь отношение к указанному объекту. Сам катер пока не найден.

Станислав Долгов: Уважаемый Мирослав Эдуардович, уважаемые форумчане. Летом этого года наш клуб НЕПТУН-ПРО ( http://www.neptun-pro.ru/ ) проводил подводную экспедицию в акватории Чёрного моря на траверзе м. Железный рог. В процессе приборного поиска были обнаружены обломки и фрагмент кормы шнелльбота. Кроме того, 40-мм пушка Flak-28 ("Бофорс"), фрагмент (хвостовик торпеды G7), глубинные бомбы, фрагменты двигателей и другие, характерные для немецкого катера обломки. По архивным материалам и информации представленной в Вашей книге можно было сделать заключение, что это один из двух катеров затонувших в этом районе или S-27, или S-102. Но вот в чём произошла заминка: ни на одном из этих катеров не стоял 28-й Флак (а то, что он присутствует на месте разрушения - сомнений никаких нет). По характеру разрушений предполагаю торпедный взрыв, но заявлять это со 100% уверенностью не могу. В первых числах октября планирую ещё одну "вылазку" к затонувшему катеру, постараемся приборным поиском и "сплошным прочёсыванием" дна найти носовую часть. Вопрос: где можно найти построечную таблицу, маркировки и т.п. свидетельства принадлежности катера? Может, есть информация о переустановке артвооружения на катерах первой флотилии? Ну и конечно хотелось бы выслушать версии людей посвятивших себя исторической достоверности. Более полную информацию, фото, зарисовки находок и рабочие версии можно просмотреть на форуме нашего Клуба: http://neptunpro.forum24.ru/?1-10-0-00000001-000-0-0 С уважением и надеждой на перспективу сотрудничества, Председатель Клуба НЕПТУН-ПРО, руководитель подводной экспедиции Станислав Долгов http://www.neptun-pro.ru/dolgov.htm

igor: S.46 имел Бофорс, погиб от взрыва торпеды и был им порван на части (вернее, оторван нос). Все довольно похоже на ваш рассказ (форум не открывается, кстати). Единственное но - якобы он утоп около Феодосии, в 30 милях ВЮВ.

Станислав Долгов: Всё верно (про 46-й) но это не может быть он. У 46-го торпеда сдетонировала на борту при атаке наших "птичек". "Наш" же катер подорван снизу. Это подтверждают разрушения и разброс обломков. Кроме того ТАК спутать место затопления (в 60 миль) практически невозможно. Ну не могли же и немцы и наши лётчики спутать побережье Крыма под Феодоссией с Таманским полуостровом! (кстати форум заработал)

Miroslav: Здравствуйте, Станислав! Это точно не ТКА-27, значит ТКА-102. У меня нет данных, которые позволяли бы уверенно отрицать того, что на нем имелся "Бофорс". Кстати, вопрос: скажите, а Александр Кондрашев это Ваш коллега? С уважением,

igor: http://forum.axishistory.com/viewtopic.php?f=61&t=148519&start=15 Какой-то болгарин выложил фото якобы S.102 в 1943, бофорса не видать.

Miroslav: igor пишет: Какой-то болгарин выложил фото якобы S.102 в 1943, бофорса не видать. А точно 1943 г.? И когда именно датирован снимок? Ясно, что на октябрь 1942 г. ни один из черноморских ТКА "бофорсов" не имел. Он мог быть установлен только позже. Например, во второй половине марта 1943 г., когда ТКА-102 был долгое время в Констанце на ремонте дизелей.

igor: Июнь 1943. Как пишут, карточка из личного архива некоего капитана цур Зее в отставке Кюнцеля, с подписью. Так что вероятность правдиовсти наличествует.

Miroslav: Я больше доверяю "бофорсу" на дне :)

Станислав Долгов: Уважаемый Мирослав Эдуардович, Александр Васильевич Кондрашёв является Старшим научным сотрудником лаборатории полевых исследований ГУК КК КГИАМЗ и является научным руководителем в наших экспедициях. Мы с ним ведём поиск параллельными путями, но делаем одно дело. Кстати в осенней экспедиции (с 2 по 5 октября) мы будем снова вместе работать по идентификации катера. Может присоединитесь? Теперь непосредственно к номеру катера. Информация указанная igorем мне тоже попадалась, но только другом на немецком сайте: http://www.foerderverein-museums-schnellboot.de/sboote-kriegsmarine-bilder.htm и там тоже стоит подпись под фото: S 102 im Schwarzen Meer Juni 1943 (Bild: aus Nachlass Kpt zS a.D. Kunzel). Получается, что или на нём и правда не было 40-мм пушки, или 28-й Флак могли водрузить на катер в период около месяца. Но ведь и на 27-й тоже могли. Ведь к октябрю уже три катера впервой флотилии вооружили такими пушками. И по какой-либо причине переставить на 27-й теоретическая возможность была. На том же сайте, в разделе про S 38 b серию (к которой относится и 102-й) http://www.foerderverein-museums-schnellboot.de/sboote-km-dat-s38b.htm есть информация, что они были с рубкой типа Kalotte. На снимке же рубка, как у 26-й и 38-й серии. Или не все катера этой серии были с такими? Конечно вопросов много, но 100% ответа пока нет. Хорошо если рубка у «сотки» бронированная, тогда, найдя носовую часть, мы сможем получить ответ на наш вопрос. Будем искать и другие свидетельства. Ведь пока есть хоть одно сомнение нужно работать дальше. Думаю, на берегу у меня будет выход в инет, так, что буду выдавать «сводки с полей» P.S. А.В.Кондрашёв передал информацию (полученную от Вас) о гибели 102-го: "S-102. 08.07.43 г. Время 04.28. S-102 наскочил на подводную мину. Практически полностью разрушен корпус. Обломки катера летели на 400 м. Опустился до кромки борта. Шкот разрушен, после 6 отсека медленно заполняется водой... Вследствии наклона лодки 60 град.разлилось и загорелось горючее и масло, и в результате он погрузился на гл.18 - 19 м. S-28 идет вдоль S-102 и подает тяжелый буксирный конец. Идут на буксире, лодка все больше погружается. Принимаю решение, заряжаю патроны и несколько лент выпускаю в сторону катера. S-102 тонет." Выходит, что катер хоть и разрушен, но корпус представляет единое целое, раз может буксироваться. Но он мог задеть за дно в том месте (глубина там порядка 16 метров), как же в таком случае он мог тащить на буксире катер с волочащейся по дну кормой? Если корма была оторвана, то смысл буксировать такой катер? Мы нашли лишь небольшой фрагмент катера. Ниже я привожу мою зарисовку "с натуры" и отмечаю какой фрагмент катера найден.

Станислав Долгов: По отчёту о гибели 102-го составил схему. На ней отразил наклон в 60 градусов, глубину погружения в 18 метров и раположение отсеков (при таком наклоне). Сразу замечу, что отсеки у немцев считались с кормы и располагались в таком порядке: I - рулевое устройство и две топливные цистерны по 2000л II - матросский кубрик на 14 человек, камбуз и погреб боеприпасов к стрелково-ариллерийскому вооружению III - две топливные цистерны по 3150л и одна 1490л. IV - дизель центрального вала и два дизель-генератора, а так-же пост управления рулём V - дизеля крайних валов VI - две топливные цистерны по 3000л VII - радиопост и каюта командира VIII - каюта боцмана, пятиместный кубрик унтерофицеров, умывальник и гальюн IX - таранный отсек



полная версия страницы