Форум » Вторая Мировая война 1939-1945 » Разбор эпизодов с потоплением "освещенных шведских нейтралов" » Ответить

Разбор эпизодов с потоплением "освещенных шведских нейтралов"

Barrett: По мотивам одного обсуждения... поручик Бруммель пишет: [quote]Понятно, что среди нейтральных стран в ВМВ Швеция, обладавшая немалым торговым флотом пострадала наиболее сильно от атак подводных лодок. Но при этом почему то никто толком не пытается разобраться с причинами потерь судов, создавая попытки обобщить все потери под одним "стягом". Ранее в этой ветке справедливо отмечали, что потери шведских судов все-таки стоит разделять, так как существовала масса нюансов, которые обычно не учитывались. Может устроим коллеги, разбор полетов про "освещенных шведских нейтралов"?[/quote]

Ответов - 27

поручик Бруммель: Спасибо, ув. Барретт. Итак, начнем. Швеция потеряла от атак немецких ПЛ за время ВМВ 88 судов общим тоннажем на 273,984 брт. Из них 30 судов входили в состав союзных конвоев: 1. 29 августа 1940 U-100 Joachim Schepke - Alida Gorthon 2,373 OA-204 2. 23 ноября 1940 U-123 Karl-Heinz Moehle - Anten 5,135 OB-244 3. 18 августа 1942 U-553 Karl Thurmann - Blankaholm 2,845 TAW-13 4. 22 июня 1941 U-141 Philipp Schüler - Calabria 1,277 SL-76 5. 18 октября 1940 U-46 Engelbert Endrass - Convallaria 1,996 SC-7 6. 4 декабря 1940 U-37 Asmus Nicolai Clausen - Daphne 1,513 OG-46 7. 11 сентября 1941 U-432 Heinz-Otto Schultze - Garm 1,231 SC-42 8. 18 октября 1940 U-46 Engelbert Endrass - Gunborg 1,572 SC-7 9. 2 декабря 1940 U-37 Asmus Nicolai Clausen - Gwalia 1,258 OG-46 10. 22 августа 1942 U-507 Harro Schacht - Hammaren 3,220 OS-36 11. 16 августа 1940 U-48 Hans Rudolf Rösing - Hedrun 2,325 OB-197 12. 20 октября 1940 U-46 Engelbert Endrass - Janus 9,965 HX-79 13. 4 мая 1941 U-38 Heinrich Liebe - Japan 5,230 OB-310 14. 16 марта 1941 U-99 Otto Kretschmer - Korshamn 6,673 HX-112 15. 29 марта 1941 U-46 Engelbert Endrass - Liguria 1,751 OB-302 16. 14 марта 1945 U-714 Hans-Joachim Schwebcke - Magne 1,226 FS-1756 17. 9 марта 1943 U-530 Kurt Lange - Milos 3,058 SC-121 18. 22 января 1943 U-358 Rolf Manke - Neva 1,456 UR-59 19. 13 августа 1940 U-60 Adalbert Schnee - Nils Gorthon 1,787 HX-62 20. 28 июля 1941 U-203 Rolf Mützelburg - Norita 1,516 OG-69 21. 26 февраля 1941 U-47 Günther Prien - Rydboholm 3,197 OB-290 22. 11 сентября 1941 U-202 Hans-Heinz Linder - Scania 1,999 SC-42 23. 12 декабря 1940 U-96 Heinrich Lehmann-Willenbrock - Stureholm 4,575 HX-92 24. 16 августа 1942 U-596 Gunter Jahn - Suecia 4,966 SC-95 25. 3 января 1940 U-58 Herbert Kuppisch - Svartön 2,475 HN-6 26. 13 мая 1942 U-94 Otto Ites - Tolken 4,471 ONS-92 27. 5 апреля 1943 U-229 Robert Schetelig - Vaalaren 3,406 HX-231 28. 31 декабря 1940 U-38 Heinrich Liebe - Valparaiso 3,760 HX-97 29. 17 ноября 1940 U-137 Herbert Wohlfarth - Veronica 1,316 HG-46 30. 12 января 1942 U-43 Wolfgang Lüth - Yngaren 5,246 HX-168 Одно судно погибло на минах выставленных ПЛ: 20 декабря 1939 U-22 Karl-Heinrich Jenisch - Mars 1,877 Одно было заахвачено в качестве приза: 27 сентября 1939 U-36 Wilhelm Fröhlich - Algeria 1,617 То есть 30 % от общего количества "пришить" немцам уже можно с трудом. Остальные 56 судов требуют разбора обстоятельств их гибели.

поручик Бруммель: Список (составлен в алфавитном порядке) оставшихся "шведов" в количестве 56 судов. 1. 20 апреля 1942 U-654 Ludwig Forster Agra 4,569 брт 2. 3 февраля 1942 U-106 Hermann Rasch Amerikaland 15,355 брт 3. 23 января 1940 U-55 Werner Heidel - Andalusia 1,357 брт 4. 3 июня 1942 U-404 Otto von Bülow - Anna 1,345 брт 5. 3 августа 1940 U-57 Erich Topp - Atos 2,161 брт 6. 7 июля 1940 U-99 Otto Kretschmer - Bissen 1,514 брт 7. 1 января 1943 U-164 Otto Fechner - Brageland 2,608 брт 8. 9 августа 1940 U-30 Fritz-Julius Lemp - Canton 5,779 брт 9. 21 декабря 1939 U-21 Fritz Frauenheim - Carl Henckel 1,352 брт 10. 31 марта 1941 U-46 Engelbert Endrass - Castor 8,714 брт 11. 12 февраля 1940 U-53 Harald Grosse - Dalarö 3,927 брт 12. 19 мая 1940 U-37 Victor Oehrn - Erik Frisell 5,066 брт 13. 14 декабря 1942 U-217 Kurt Reichenbach-Klinke - Etna 2,619 брт 14. 18 января 1940 U-9 Wolfgang Lüth - Flandria 1,179 брт 15. 18 января 1940 U-55 Werner Heidel - Foxen 1,304 брт 16. 1 февраля 1940 U-13 Max-Martin Schulte - Fram 2,491 брт 17. 24 сентября 1939 U-4 Harro von Klot-Heydenfeldt - Gertrud Bratt 1,510 брт 18. 22 января 1940 U-51 Dietrich Knorr - Gothia 1,640 брт 19. 30 сентября 1939 U-3 Joachim Schepke - Gun 1,198 брт 20. 20 октября 1939 U-34 Wilhelm Rollmann - Gustaf Adolf 926 брт [/font 21. 27 ноября 1939 U-48 Herbert Schultze - Gustaf E. Reuter 6,336 брт 22. 26 февраля 1941 U-70 Joachim Matz - Göteborg 820 брт 23. 25 марта 1943 U-518 Friedrich-Wilhelm Wissmann - Industria 1,688 брт 24. 13 апреля 1942 U-123 Reinhard Hardegen - Korsholm 2,647 брт 25. 2 марта 1940 U-32 Hans Jenisch - Lagaholm 2,818 брт 26. 1 января 1940 U-58 Herbert Kuppisch - Lars Magnus Trozelli 1,951 брт 27. 16 февраля 1940 U-14 Herbert Wohlfarth - Liana 1,646 брт 28. 13 сентября 1942 U-506 Erich Würdemann - Lima 3,764 брт 29. 16 декабря 1939 U-59 Harald Jürst - Lister 1,366 брт 30. 21 декабря 1939 U-21 Fritz Frauenheim - Mars 1,475 брт 31. 5 марта 1941 U-95 Gerd Schreiber - Murjek 5,070 брт 32. 29 апреля 1943 U-123 Horst von Schroeter - Nanking 5,931 брт 33. 13 февраля 1940 U-53 Harald Grosse - Norna 1,022 брт 34. 28 сентября 1939 U-16 Hannes Weingärtner - Nyland 3,378 брт 35. 17 июля 1940 U-57 Erich Topp - O.A. Brodin 1,960 брт 36. 11 февраля 1940 U-50 Max-Hermann Bauer - Orania 1,854 брт 37. 16 февраля 1940 U-14 Herbert Wohlfarth - Osmed 1,526 38. 18 января 1940 U-25 Viktor Schütze - Pajala 6,873 брт 39. 19 января 1940 U-9 Wolfgang Lüth - Patria 1,188 брт 40. 24 июля 1943 U-197 Robert Bartels - Pegasus 9,583 брт 41. 9 сентября 1942 U-66 Friedrich Markworth - Peiping 6,390 брт 42. 3 декабря 1939 U-56 Wilhelm Zahn - Rudolf 2,119 брт 43. 24 февраля 1940 U-63 Günther Lorentz - Santos 3,840 брт 44. 10 июля 1943 U-510 Alfred Eick - Scandinavia 1,641 брт 45. 13 декабря 1942 U-176 Reiner Dierksen - Scania 1,629 брт 46. 27 Mая 1943 U-181 Wolfgang Lüth - Sicilia 1,633 брт 47. 1 августа 1940 U-59 Joachim Matz - Sigyn 1,981 брт 48. 25 сентября 1939 U-36 Wilhelm Fröhlich - Silesia 1,839 брт 49. 26 сентября 1940 U-46 Engelbert Endrass - Siljan 3,058 брт 50. 10 апреля 1940 U-37 Werner Hartmann - Sveaborg 9,076 брт 51. 13 января 1940 U-20 Karl-Heinz Moehle - Sylvia 1,524 брт 52. 20 июня 1940 U-38 Heinrich Liebe - Tilia Gorthon 1,776 брт 53. 21 июня 1943 U-513 Friedrich Guggenberger - Venezia 1,673 брт 54. 17 апреля 1941 U-123 Karl-Heinz Moehle - Venezuela 6,991 брт 55. 6 декабря 1939 U-31 Johannes Habekost - Vinga 1,974 брт 56. 8 октября 1939 U-37 Werner Hartmann - Vistula 1,018 брт

поручик Бруммель: Для удобства классификации случаев с гибелью судов буду помечать пароходы в в вышеуказанном списке тремя цветами: зеленый - правомерное потопление синий - недостаточно фактов, что бы оценить правомерность потопления красный - нападение на нейтральное судно. Начну с прославленного переводом мемуаров Деница судна "Гун". 30 сентября 1939 U-3 Joachim Schepke - Gun 1,198 брт Следовавший из Гётеборга в Антверпен" c грузом пороха и боеприпасов, Гун" был остановлен лодкой Шепке в Каттегате для досмотра. Вызванный на борт лодки капитан судна показал немцам судовые документы. Не смотря на то что документы, казались на первый взгляд в порядке, Шепке обратил внимание на одну особенность, которая стала роковой для шведского судна. В документах на груз грузополучателем числилось бельгийские минестерство колоний и завод боеприпасов. Однако оказалось, фирма по фрахтованию судов не числится в Регистре Лойда, хотя шведский капитан утверждал обратное. В ходе его опроса не было полученно никакого внятного ответа на то, почему судно так сильно уклонилось от курса на Бельгию. Шепке впрямую спросил капитана, почему тот везет порох в Англию, на что получил ответ "Я никогда не пошел бы сюда, но нужно зарабатывать деньги". Потратив на опросы и просмотр бумаг час, немцы высадили на судно призовую партию, которая должна была затопить его. Однако за кормой "Гуна" была замечена неизвестная ПЛ и Шепке погрузился для атаки. (Описание неудачной атаки этой ПЛ опускаю). Через 7 часов U 3 снова появилась на поверхности, что бы снять своих людей с "Гуна". Через некоторое время немцы остановили датский параход "Дагмар", который после досмотра обязали принять на борт шведский экипаж. После этого "Гун" был потоплен торпедой. Резюмирую: Судно остановлено, досмотрено и потоплено с соблюдением призового права. Если возражений нет, помечаю его зеленым.


поручик Бруммель: 24 сентября 1939 U-4 Harro von Klot-Heydenfeldt - Gertrud Bratt 1,510 брт Следовавший из из Гётеборга в Бристоль "Гертруда Братт" с грузом из бумаги, бумажной массы и целлюлозы, был остановлен в Каттегате немецкой субмариной U 4. После проверки документов груз был признан контрабандой и экипаж шведского судна получил 15 минут. что бы оставить судно. Так как на лодке не оказалось никакой взрывчатки, "Гертруда Братт" был потоплен торпедой. (вторым залпом. Первый залп из двух торпед ушел в "молоко"). Резюмирую: Потопление правомерное. Зеленый цвет.

поручик Бруммель: 20 октября 1939 U-34 Wilhelm Rollmann - Gustaf Adolf 926 брт Следовавший из Гётеборга в Бристоль "Густав Адольф" с грузом бумаги и древесной массы, был остановлен на выходе из Северного моря (Между Шетландскими островами и Норвегией) немецкой субмариной U 34 Вильгельма Ролльмана. Груз был признан контрабандой и судно было потоплено артогнем после того, как шведский экипаж покинул судно. Ролльман взял шлюпки на буксир и потащил их в сторону Норвегии. Через несколько часов лодка заметила норвежское судно, которое было остановлено немцами для того, что бы взять к себе на борт шведов. Резюмирую: Потопление правомерное, командир действовал по всем правилам. Зеленый цвет.

поручик Бруммель: 28 сентября 1939 U-16 Hannes Weingärtner - Nyland 3,378 брт Этот случай я уже упоминал здесь 28 сентября 1939 в Северном море "U 16" остановила для досмотра шведский пароход "Nyland", следовавшего из Ставангера в Антверпен. Вызванный на лодку капитан судна заявил, что документы на груз были им потеряны (упали за борт). Немцам это показалось весьма подозрительным и на борт "шведа" была отправлена призовая команда, которая обнаружила груз железной руды и радиограмму о изменении пункта прибытия на Рамсгит (Англия). Шведскому экипажу было приказано покинуть судно. После этого лодка подошла к шлюпкам, ссадила в одну из них шведского капитана и поделилась с моряками провизией. Судно было потоплено торпедой. Резюмирую: тут комментарии излишни. Зеленый цвет

поручик Бруммель: 8 октября 1939 U-37 Werner Hartmann - Vistula 1,018 брт Следовавший из Гётеборга в Гулль "Вистула" с грузом стали и древесной массы, был остановлен на выходе из Северного моря (Между Шетландскими островами и Норвегией) немецкой субмариной U 37 Вернера Хартмана. После проверки груз был признан контрабандой и немцы решили топить судно. Экипаж спустил две шлюпки, после чего лодка снабдила людей в них продовольствием. После этого "Вистула" был потоплена артогнем. Не смотря на то, что до берега было около 45 миль до земли добралась только одна шлюпка. Причиной гибели второй шлюпки стала испортившая погода. Резюмирую: Потопление правомерное Зеленый цвет

поручик Бруммель: Так в процессе поиска информации по случаям потопления "шведов" встречаются исключительно интересные случаи, при изучении которых вспоминаются слова героя Ефремова из известного фильма "Деточкин, конечно, виноват... но он не виноват!". Нисколько не шучу, смотрите сами какие могли быть обстоятельства потопления нейтрала: 18 января 1940 U-25 Viktor Schütze - Pajala 6,873 брт Днем этого дня U 25 Виктора Шютце, находясь к западу от побережья Шотландии заметил затемненное судно, идущее в охранении сторожевика. Лодка вышла в атаку и в течении получаса совершила три одиночных торпедных залпа из которых первая и третья торпеды попали в цель. Через 27 минут после второго попадания судно затонуло. За это время эскорт успел подобрать его экипаж из воды, после чего обнаружив ПЛ в надводном положении, загнал ее под воду артогнем и сбросил гл. бомбы. ПЛ благополучно оторвалась от преследователя. Оказалось, что Щютце атаковал и потопил нейтральный шведское судно, которое следовало из Буэнос-Айреса в Гётеборг с грузом зерна и корма для скота. За некоторое время до атаки лодки нейтрал был остановлен в море британским вооруженным траулером HMS Northern Duke на предмет проверки контрабанды. В момент, когда Щютце выходил в атаку на судно, которое как считал командир ПЛ эскортируется военным кораблем, траулер вел "шведа" в Кирквол для осмотра его груза!!! Я бы назвал этот случай казусом подводной войны. Тем не менее командира немецкой ПЛ вряд ли можно обвинить в намеренном потоплении нейтрала. Исключительно неудачно сложились события для шведского судна. Резюмирую: Хотя потопление имеет необычные обстоятельства, ПЛ атаковало затемненное и эскортируемое судно. Значит все правомерно. Если возражений не будет, помечаю зеленым цветом.

Barrett: поручик Бруммель пишет: Однако оказалось, фирма по фрахтованию судов не числится в Регистре Лойда, хотя шведский капитан утверждал обратное. ЕМНИП, регистр Ллойда переиздавался не чаще, чем раз в год. Шведский капитан "Гуна" мог по идее сказать, что фирма организована недавно и еще не попала в новое издание Ллойда. Но видимо уверенность Шепке была очень велика, да и судно оказалось далековато от Бельгии, а там и капитан "раскололся"... поручик Бруммель пишет: Следовавший из из Гётеборга в Бристоль "Гертруда Братт" с грузом из бумаги, бумажной массы и целлюлозы Контрабандой признали из-за целлюлозы? Она же ведь вроде является сырьем для изготовления взрывчатки.

Barrett: поручик Бруммель пишет: Следовавший из Гётеборга в Гулль "Вистула" с грузом стали и древесной массы, был остановлен на выходе из Северного моря (Между Шетландскими островами и Норвегией) немецкой субмариной U 37 Вернера Хартмана. После проверки груз был признан контрабандой поручик Бруммель пишет: Следовавший из Гётеборга в Бристоль "Густав Адольф" с грузом бумаги и древесной массы, был остановлен на выходе из Северного моря (Между Шетландскими островами и Норвегией) немецкой субмариной U 34 Вильгельма Ролльмана. Груз был признан контрабандой Если в первом случае груз был вероятно признан контрабандой из-за стали, то во втором я уже ничего не понимаю. По крайней мере в списке, приводимом здесь http://brummel.borda.ru/?1-6-0-00000028-000-40-0-1288914184 про бумагу и древесную массу ничего не говорится. Может быть ответ кроется вот в этой фразе - последнее предложение из цитаты: Nachdem die britische Regierung jedoch eine Liste des unbedingten Bannguts aufgestellt hat, die weit über diesen Rahmen hinausgeht, sieht sich die Reichregierung gezwungen, den Kreis des unbedingten Bannguts ebenfalls zu erweitern. поручик Бруммель пишет: Хотя потопление имеет необычные обстоятельства, ПЛ атаковало затемненное и эскортируемое судно. Значит все правомерно. Да, интересный случай. Вполне мог послужить еще одним поводом для обвинения немцев в "пиратстве". Кстати, на "Пайале" (или "Паджале") было продовольствие, что по идее являлось контрабандой, согласно все тому же списку по вышеуказанной ссылке: E Alle Arten Nahrungs- und Lebensmittel, Futter und Fourage, Kleidung, und Artikel und Materialien, die zu deren Erzeugung gebraucht werden. А вообще, если бумага и древесная масса действительно входилии в список запретных грузов, то к немцам претензий нет. Что служит еще одним примером того, что в начале войны они вели БД по призовому праву. Ну или почти по призовому - конечно, нельзя забывать про то, как Лемп облажался с "Атенией"

поручик Бруммель: Barrett пишет: Если в первом случае груз был вероятно признан контрабандой из-за стали, то во втором я уже ничего не понимаю. Barrett пишет: А вообще, если бумага и древесная масса действительно входилии в список запретных грузов, то к немцам претензий нет. Что служит еще одним примером того, что в начале войны они вели БД по призовому праву. Ну или почти по призовому - конечно, нельзя забывать про то, как Лемп облажался с "Атенией" Извини, но меня на данный момент интересует общая картина при каких условиях шведские суда шли на дно. То есть атаковались ли шведские суда без предупреждения и если, такие случаи существовали, то какие мотивы двигали командирами немецких лодок, отдававшими приказ к атаке. Поэтому я не ставлю сейчас перед собой цель изучать правомерность объявления груза контрабандой. По интересующему тебя вопросу могу сказать следующее: Список грузов, попадавших под запрет, мог меняться и менялся в течении войны. В том числе и по причине внесения этих изменений противником. К примеру: Bekanntmachung über bedingtes Banngut Vom 12. September 1939 (RGBl. I S. 1752) Nachdem die britische Regierung eine Liste bedingten Bannguts aufgestellt und in diese Lebensmittel und andere lebenswichtige Güter aufgenommen hat, sieht sich die Reichregierung gezwungen, nunmehr auch ihrerseits entsprechend zu verfahren. Es wird daher folgendes bekanntgemacht: Als Banngut (bedingtes Banngut) werden unter den Voraussetzungen des Artikels 24 der Prisenordnung vom 28. August 1939 (Reichsgesetzbl. I S. 1585) folgende Gegenstände und Stoffe angesehen: Nahrungsmittel (einschließlich lebende Tiere), Genußmittel, Futtermittel und Kleidung; Gegenstände und Stoffe, die zu ihrer Herstellung gebraucht werden. Diese Bekanntmachung tritt mit dem 14. September 1939 in Kraft. После этого вопросы по бумаге и древесным производным будут? :-) P.S. Чем руководствовались немцы в призовом праве перед началом войны смотри Prisenordnung und Prisengerichtsordnung

Barrett: поручик Бруммель пишет: Извини, но меня на данный момент интересует общая картина при каких условиях шведские суда шли на дно. То есть атаковались ли шведские суда без предупреждения и если, такие случаи существовали, то какие мотивы двигали командирами немецких лодок, отдававшими приказ к атаке. Поэтому я не ставлю сейчас перед собой цель изучать правомерность объявления груза контрабандой. Согласен. поручик Бруммель пишет: P.S. Чем руководствовались немцы в призовом праве перед началом войны смотри Prisenordnung und Prisengerichtsordnung Спасибо, попробую разобраться.

поручик Бруммель: 25 сентября 1939 U-36 Wilhelm Fröhlich - Silesia 1,839 брт Следовавший из Гётеборга в Гулль "Силезия" с грузом дерева, стали и металических труб, был остановлен в Северном море (в 45 милях от Норвегии, Эгерсунд) немецкой субмариной U 36. После проверки груз был признан контрабандой и немцы решили топить судно. Экипаж спустил две шлюпки, . После этого "Силезия" был потоплен торпедой. Лодка взяла обе шлюпки на буксир и потащила их к берегу. Когда до берега оставалось около 4 миль, U 36 прекратила буксировку. Резюмирую: Зеленый цвет.

поручик Бруммель: 2 марта 1940 U-32 Hans Jenisch - Lagaholm 2,818 брт Следовавший из Балтимора в Гетеборг "Лагахольм" с грузом латуни, меди, алюминия и двигателей, был остановлен севернее Шотландии британскими вооруженными траулерами HMS Northern Sky and HMS Northern Princess и отправлен в Керкуолл вместе с другими задержанным судном "Бельпамела" на досмотр груза на предмет контрабанды. На пути туда "Лагахольм" был остановлен субмариной U 32 Ганса Йенниша. После выстрела под нос судно застопорило ход и экипаж спустил две шлюпки. Опросив капитана и ознакомившись с судовыми документами, немцы посчитали груз контрабандой. Проверив шлюпки на наличие провизии, парусов и компаса, немцы указали кратчайший курс к суше, после чего лодка открыла огонь из орудия по судну. "Лагахольм" был потоплен. Резюме: Немецкий командир определенно не поверил, что судно следует в Швецию, встретив его на пути к вражескому порту. И действовал хотя и весьма поспешно, но в рамках правил. Впрочем это объяснимо, тем что лодка находилась в зоне действия вражеской авиации ПЛО, о чем британские летчики ей "напомнили" спустя короткий промежуток времени. Зеленый цвет.

smax: Вопросы по действиям не немцев, а англичан. поручик Бруммель пишет: Следовавший из Балтимора в Гетеборг "Лагахольм" с грузом латуни, меди, алюминия и двигателей, был остановлен севернее Шотландии британскими вооруженными траулерами HMS Northern Sky and HMS Northern Princess и отправлен в Керкуолл вместе с другими задержанным судном "Бельпамела" на досмотр груза на предмет контрабанды. 1. А почему немецкие подводники досматривали и определяли контрабанда или нет на месте, а англичане этого сделать не могли - отправили в порт? 2. А вообще. какая может быть контрабанда при следовании из нейтральных США в нейтральную Швецию? Ну то есть можно не поверить, что судно идет в Швецию, но зачем для проверки этого досматривать судно в порту? Спасибо. С уважением, Макс

поручик Бруммель: 21 декабря 1939 U-21 Fritz Frauenheim - Carl Henckel 1,352 брт 21 декабря 1939 U-21 Fritz Frauenheim - Mars 1,475 брт Следовавшие из Лиса (Англия) в Стокгольм "Карл Хенкель" и "Марс" с грузом угля были поочередно торпедированы субмариной U 21 Фрица Фраунхейма в Северном море. Рано утром лодка заметила два судна, несущие судовые огни, но не имеющих каких либо знаков принадлежности к какой либо нации. Командир ПЛ решает атаковать их. Первым получает торпеду и тонет "Марс". Второе судно ускоряет ход, но через небольшой промежуток времени, останавливается после попадания торпеды, но не тонет. Судно добивается второй торпедой через два часа. К сожалению, в данном случае недостаточно информации, что бы понять действительно ли суда было нельзя опознать или командир ошибся в их идентификации. Резюмирую: Синий цвет.

поручик Бруммель: 18 января 1940 U-55 Werner Heidel - Foxen 1,304 брт Данное судно, следовавшее из Гарстона в Гетеборг было разломлено взрывом на две части и затонуло в 80 милях от Петланд Саунда. Я включил его в список, так как Ровер выдвинул предположение, что "Фоксен" мог быть потоплен субмариной U 55. Так как данная ПЛ из похода не вернулась и никаких донесений об атаке этого судна не делала, гибель "Фоксен" от немецкой торпеды до сих пор остается предположением. Резюме: Синий цвет

поручик Бруммель: smax пишет: 1. А почему немецкие подводники досматривали и определяли контрабанда или нет на месте, а англичане этого сделать не могли - отправили в порт? Вероятно это делалось для более детального разбора возникших к 2. А вообще. какая может быть контрабанда при следовании из нейтральных США в нейтральную Швецию? Ну то есть можно не поверить, что судно идет в Швецию, но зачем для проверки этого досматривать судно в порту? Врядли стоит судить по двум упомянутым эпизодом, кто как досматривал суда. Немцы так же направляли нейтралы на досмотр в порты (По данным Маршалля Германия задержала 127 судов). Близость порта позволяет отправить задержанный пароход на призовой суд. Немецкие ПЛ часто действовали в районах далеких от родных тер.вод, что обуславливало проводить досмотр и решать судьбу судна на месте. Выше есть примеры, когда судно держащее курс в нейтральную страну, могло изменить курс по приказу. Так что и британцы могли подозревать, что шведский пароход может зайти в немецкий порт.

поручик Бруммель: Для Барретта: "Английское правительство вскоре довело перечень запрещенных товаров до нескольких тысяч наименований. Немцам, разумеется, ничего не оставалось, как последовать примеру англичан. Шутники говорили тогда, что свободной оставалась перевозка булыжников. Это конечно, не совсем так, но тем не менее приходится признать, что незапрещенных к перевозке грузов почти не осталось" (с) В. Маршалль "Война на море".

cyr: поручик Бруммель пишет: Так что и британцы могли подозревать, что шведский пароход может зайти в немецкий порт. Слишком умозрительно. Шведы могли легко ходить в Германию минуя англичан. По Балтике.

Barrett: поручик Бруммель пишет: "Английское правительство вскоре довело перечень запрещенных товаров до нескольких тысяч наименований. Немцам, разумеется, ничего не оставалось, как последовать примеру англичан. Шутники говорили тогда, что свободной оставалась перевозка булыжников. Это конечно, не совсем так, но тем не менее приходится признать, что незапрещенных к перевозке грузов почти не осталось" (с) В. Маршалль "Война на море" Спасибо. Я нашел в перечне британцев и про бумагу: C Alle Nachrichtenmittel, Werkzeuge, Geräte, Instrumente, Ausrüstungen, Landkarten, Bilder, Papiere und andere Artikel Так что "все сходится" (с)

поручик Бруммель: cyr пишет: Слишком умозрительно. Шведы могли легко ходить в Германию минуя англичан. По Балтике. Безусловно могли. Но в чем тогда заключается умозрительность, если Швеция могла не производить или добывать часть необходимых товаров или полезных ископаемых для Германии? Если существовали примеры о попытках ввезти в Англию грузы под прикрытием якобы следования в другую страну, то почему таковых могло не быть и в пользу Германии?

поручик Бруммель: 23 января 1940 U-55 Werner Heidel - Andalusia 1,357 брт Еще одна возможная жертва U 55. Данное судно, покинуло Бордо 16 января для следования в Гетеборг. 21 января оно вышло в эфир последний раз, после чего стало считаться пропавшей без вести. Есть версия, что данное судно стало жертвой атаки U 55 в её последнем походе. Но, как и в случае с Foxen, доклада об этом успехе лодка не делала. Резюме: С потоплением двух вышеупомянутых судов много не ясного. Ровер в своей ASS считает днем гибели Andalusia 21 января, однако сайт uboat.net выдвинул другую дату - 23 января. С учетом того, что практически весь экипаж U 55 после ее гибели был спасен британцами, последние в результате допроса пленных подводников могли точно установить дату, какое либо описание жертвы и место атаки , однако ссылок на такую информацию найдено не было. Как и Foxen - синий цвет.

поручик Бруммель: 10 апреля 1940 U-37 Werner Hartmann - Sveaborg 9,076 брт Шведский танкер, следовавший из Кюрасао в Гётеборг с грузом нефтепродуктов, был атакан и потоплен U 37 Вернера Хартмана к северу от Фарерских островов. Судно было обнаружено лодкой вечером предыдущего дня. Хартман принял решение атаковать так как танкер не имел каких либо знаков принадлежности к нейтральной нации, зато был вооружен. Лодка преследовала судно несколько часов, прежде чем вышла в атаку. Вероятнее всего на U 37 приняли "шведа" за вражеское судно по ошибке, которая была допущена во время наблюдения за танкером. Sveaborg не нес на борту никакого вооружения. Однако есть несколько нюансов, которые вносят некоторую неясность в случай с потоплением шведского танкера. Через полчаса после атаки "шведа", не покинувшая место действия U 37 торпедирует норвежское судно, заметившее горящий танкер и устремившееся ему на помощь. "Норвежца" Хартман так же принял за неприятеля, охарактеризовав его, как вооруженный пароход. Но это так же было ошибкой, так как норвежское судно не несло вооружения. На этом ошибки в идентификации судов у немцев закончились и уже вечером того же дня с U 37 было замечено еще одно шведское судно, которое не было атаковано. Хартман отметил в ЖБД, что у него не составило труда определить в судне нейтрала - "вполне очевидно, что это нейтрал" и даже его название. Сейчас вне сомнения тот факт, что на U 37 допустили ошибку, потопив нейтральный танкер. Однако весьма трудно понять без дополнительной информации, была ли это грубая ошибка в идентификации или для нее были созданы какие либо предпосылки по вине самих шведов. К примеру соблюдение светомаскировки (как в случае с «Атенией») или недостаточное освещение судна и отсутствием флага, чего не было судя по всему во втором случае с опознанием шведского судна. Резюме: Синий цвет.

поручик Бруммель: 16 февраля 1940 U-14 Herbert Wohlfarth - Osmed 1,526 16 февраля 1940 U-14 Herbert Wohlfarth - Liana 1,646 брт Вечером этого дня оба угольщика, следовавшие из Блайта в Хальмстад, были потоплены U 14 Герберта Вольфарта к северу от Киннерд-Хэд. Вольфарт обнаружил судно идущее под охраной сторожевого корабля противолодочным зигзагом. Лодка вышла в атаку и торпедировала Osmed. После атаки Вольфарт понял, что ошибся и принял за сторожевик торговое судно. Через десять минут второе судно (Liana) было торпедировано и затонуло. Оба судна не были идентифицированы на лодке, как нейтралы. Ошибка в опознании судов и противолодочный зигзаг стали для шведских пароходов роковыми. Стоит отметить, что сутками раньше лодка уже выходила в атаку на нейтральные пароходы Дании (Sleipner и Rhone), которые шли в охранении военного корабля (по мнению Вольфарта). К сожалению, в данном случае неясно, действительно ли "датчан" сопровождал сторожевик или это снова было ошибкой. Известно, что первый военный корабль пришедший на помощь датским морякам (второй датский пароход успел дать в эфир сигнал "СОС") через 12 часов после гибели их судов. Возможно за сторожевик был принят какой нибудь рыболовецкий траулер. (через 9 часов после атаки часть датчан подобрал шведский траулер Standard). Ошибка в опознании шведских судов, как и принятие одного из них за эскорт стали для них роковыми. Однако, не смотря на то, что Вольфарт неверно идентифицировал их, в его пользу можно трактовать противолодочный зигзаг, которым шли "шведы" и вероятно недостаточное освещение шведских судов, не позволившее немцам определить их национальность. На момент атаки уже спустились сумерки, но лодка преследовала их чуть больше получаса, прежде чем атаковать. Резюмирую: Данные суда можно было бы пометить зеленым цветом, так как не смотря на ошибку Вольфарта, "шведы", согласно вышеизложенному, могли спровоцировать его на атаку. Однако вспоминая потопление рыбацкой шхуны "Emanuel", когда мирный "рыбак" был принят им за вооруженное патрульное судно, все таки усомнюсь в его беспристрастности в данном случае. Необходима дополнительная информация. Синий цвет.

Barrett: поручик Бруммель пишет: Данные суда можно было бы пометить зеленым цветом, так как не смотря на ошибку Вольфарта, "шведы", согласно вышеизложенному, могли спровоцировать его на атаку. Однако вспоминая потопление рыбацкой шхуны "Emanuel", когда мирный "рыбак" был принят им за вооруженное патрульное судно, все таки усомнюсь в его беспристрастности в данном случае. Необходима дополнительная информация. Синий цвет. У меня есть много сомнений относительно этого. Я бы даже поставил красный цвет. Аргументирую: 1. поручик Бруммель пишет: Оба судна не были идентифицированы на лодке, как нейтралы. Очень хорошо. Т.о. вроде бы Вольфарт действовал согласно П.7.2. призового права: (2)Solange die Eigenschaft des Fahrzeugs nicht einwandfrei festgestellt werden kann, ist es als feindliches zu behandeln. Но что именно позволило ему усомниться в том, что это не нейтралы? Для этого надо копать дальше. 2.Смотрим П.14. призового права: Artikel 14 (1) Ein neutrales Fahrzeug unterliegt der Aufbringung: 1. wenn es Banngut befördert oder selbst Banngut ist (Artikel 28, 29); 2. wenn es in feindlichem Geleit fährt (Artikel 32); 3. wenn es passiven Widerstand leistet (Artikel 35); 4. wenn es gewaltsamen Widerstand leistet (Artikel 36); 5. wenn es feindselige Unterstützung begeht (Artikel 40; Ausnahme Artikel 41); 6. wenn seine Papiere nicht in Ordnung sind (Artikel 43); 7. wenn es Blockadebruch begeht (Artikel 50); 8. wenn es eine Kursanweisung nicht befolgt (Artikel 63); И что же мы видим? Что шведские суда не подпадают ни под один пункт из вышеперечисленных. Вольфарт не удосужился никого из них остановить и осмотреть, сразу оговорюсь - не знаю, позволяла ли это сделать ситуация на тот момент и "враждебное окружение", но факт остается фактом. Ах шведы шли зигзагами (кстати, а почему нельзя идти зигазгами? - призовое право это не запрещает..) и были слабо/не были освещены? Но это мы знаем со слов Вольфарта – и только него. Может быть, на самом деле все было не совсем так или даже совсем не так. Тем более что прецеденты по тому же Вольфарту имеются: поручик Бруммель пишет: Стоит отметить, что сутками раньше лодка уже выходила в атаку на нейтральные пароходы Дании (Sleipner и Rhone), которые шли в охранении военного корабля (по мнению Вольфарта). поручик Бруммель пишет: Однако вспоминая потопление рыбацкой шхуны "Emanuel", когда мирный "рыбак" был принят им за вооруженное патрульное судно, все таки усомнюсь в его беспристрастности в данном случае. Видимо старина Вольфарт постоянно держал в уме П.7.2. и напрочь забыл про остальные… Ла, и еще: поручик Бруммель пишет: вероятно недостаточное освещение шведских судов Т.е. получается, что вероятно, освещение могло быть и достаточным. Но только не для Вольфарта. 3.Самое главное. поручик Бруммель пишет: Вольфарт обнаружил судно идущее под охраной сторожевого корабля противолодочным зигзагом. Лодка вышла в атаку и торпедировала Osmed. После атаки Вольфарт понял, что ошибся и принял за сторожевик торговое судно. Через десять минут второе судно (Liana) было торпедировано и затонуло. Если Вольфарт после потопления первого судна понял, что он ошибся, что это был не сторожевик, а торгаш, возможно даже нейтрал, то зачем он потопил второе? Разве что исходя из принципа: начал делать дело, так заканчивай... а может быть даже можно было сначала подойти к тонущим со "сторожевика" и уточнить у них название и принадлежность их судна и другого. Но Вольфарт остался верен первоначальному решению и мешкать не стал. ИМХО. Если относительно первого судна синий цвет еще можно допустить – и то с натяжкой, то относительно второго я бы поставил красный.

поручик Бруммель: Barrett Основные ответы на поставленные тобой вопросы есть в мемуарах Деница в пятой главе (подглава "Атака одиночных судов"). Исполнение пунктов из статьи 14 вряд ли возможны к исполнению в той ситуации. Они хороши для нейтральных вод, однако когда лодка действует в 20-25 милях от вражеского берега, как это было в случае с U 14, подобные действия мало реальны с точки зрения безопасности ПЛ. "На дворе" уже был 1940 год и немцы знали, что их могут ожидать в случае подобных действий различные "сюрпризы". Я не вижу ничего предосудительного, в том, что Вольфарт не удосужился никого из них остановить и осмотреть Действуя подобным образом в той ситуации, он имел шанс стать военнопленным на полтора года раньше. Barrett пишет: Ах шведы шли зигзагами (кстати, а почему нельзя идти зигазгами? - призовое право это не запрещает..) и были слабо/не были освещены? Но это мы знаем со слов Вольфарта – и только него. Может быть, на самом деле все было не совсем так или даже совсем не так. Излишняя пристрастность в данном случае не будет уместной. Не думаю, что Вольфарта стоит представлять в качестве злобного гения, который был рад топить все, что попадалось в окуляр перископа. К тому же, беспощадное истребление нейтральных судов чревато осложнениями в дипломатии. Полагаю, что более важным обстоятельством является фактические причины почему шведские суда не были опознаны. Ход зигзагом с потушенными огнями не входит в признаки нейтрального судна. Если Вольфарт допустил ошибку, то по каким причинам: плохая видимость и поспешное решение или умышленное или неумышленное скрытие нейтральных знаков со стороны судов, подвергшихся атаке? Я не обладая в данном случае достаточным количеством информации я выразил свое сомнение "синим цветом".



полная версия страницы