Форум » Вторая Мировая война 1939-1945 » Альтернативный "Бисмарк" » Ответить

Альтернативный "Бисмарк"

wartspite: Я все прекрасно понимаю, но здечь нет раздела Alternative History, поэтому маленькую литературную штуку помещаю сюда. Виртуальная возможность номер ноль После безрезультатного боя с «Принс оф Уэлсом» около 19.00 24 мая «Бисмарк» шел на юг. Однако через некоторое время по корабельной громкой связи было объявлено, что неподалеку находится британский авианосец. Это действительно было так, в 15.09 командующий Флотом Метрополии адмирал Тови послал вперед авианосец «Викториес» и 2-ю эскадру крейсеров адмирала Олбена Кэртейса («Галатея», «Аурора», «Кения» и «Хермайона») вперед, чтобы они сократили дистанцию и авианосные торпедоносцы атаковали «Бисмарк». Наверное, это было жестом отчаяния, ведь корабль всего лишь 15 мая был передан Флоту Метрополии, а только что сформированные эскадрильи совершили первую посадку на корабль 19 мая. Мало того, 824-я и 825-я эскадрилья были вооружены досерийными торпедоносцами «Тарпон», а 800-я эскадрилья получила первую партию истребителей «Мартлет». Новый корабль, зеленая команда, неопытные летчики… Впрочем, выбора у Тови не оставалось, и в Датском проливе недавно происходило то же самое. В 22.10 авианосец находился примерно в 120 милях от немецкого линкора, он развернулся против ветра, и первый торпедоносец помчался по палубе. Капитан 2 ранга Ранальд, командир авиационной боевой части «Викториеса», решил, в этой атаке все будет совершенно новым, в том числе и тактика. Конечно, посреди Атлантики никакие немецкие истребители не могли угрожать тяжелым неповоротливым торпедоносцам, но ведь «Мартлет» проектировался, как истребитель-штурмовик. Поэтому Ранальд приказал, чтобы первыми нанесли удар истребители, которые огнем своих пулеметов должны были подавить зенитную артиллерию немецкого линкора и облегчить атаку торпедоносцев. Массированный удар не получался, так как «Викториес» собирался отправиться в Гибралтар с грузом истребителей для Мальты, и часть его самолетов была отправлена на берег. Однако все три эскадрильи были укомплектованы согласно штату, и до сих британский авианосец еще не пытался использовать 24 торпедоносца в одной группе, да еще в сопровождении 16 истребителей. Слава богу, в свое время Адмиралтейство не пошло на поводу у адмирала Гендерсона, и вслед за очень удачным авианосцем «Арк Ройял» заказало еще три таких же корабля, лишь улучшив некоторые детали проекта. Более скоростные «Мартлеты» взлетели в 23.00. Это была переделка американского истребителя F4F, приспособленная под британские стандарты, самолеты были вооружены шестью 60-фн ракетами, вдобавок к своим 12,7-мм пулеметам, очень подходившим для борьбы с мелкими зенитками. «Тарпон» немного позднее стал известен как TBF «Авенджер». Американцы лишь обрадовались, когда фирме «Грумман» представилась возможность за чужие деньги отработать новый самолет, да еще и продать экспериментальные образцы. Итак, 40 самолетов устремились на поиск. Погода была ужасной, плотные облака шли на высоте всего 1500 футов, однако командовавший ударной группой капитан-лейтенант Юджин Эсмонд не без оснований рассчитывал на помощь радара, и действительно, в 23.27 примерно в 16 милях впереди была обнаружена какая-то цель. Пилоты были уверены, что в разрывах туч перед ними мелькнул «Бисмарк», и Эсмонд немедленно повел торпедоносцы вниз. Увы, как оказалось, это был «Норфолк», преследовавший германский линкор. Перевозбужденные неопытные пилоты едва не атаковали его, и лишь с большим трудом Эсмонду удалось остановить горячих юнцов. Командир «Норфолка» передал, что «Бисмарк» находится в 14 милях впереди по правому крамболу. В 23.50 был установлен новый контакт, но теперь первыми у цели оказались истребители, которые не замедлили нанести удар. Лишь после того, как первая пара выпустила ракеты по неизвестному кораблю, летчики поняли, что он по размерам, мягко говоря, сильно меньше «Бисмарка». Оказалось, что жертвой английских самолетов едва не стал американский катер береговой охраны «Модок», который очутился в неправильном месте в самое неподходящее время. Впрочем, американец отделался легко, лишь одна пулеметная очередь прошила надстройки, легко ранив двух матросов. Моряки «Бисмарка», находившегося в 6 милях южнее, не без удовольствия следили за этим бардаком. Лишь когда Эсмонд навел какое-то подобие порядка в своей группе и нацелил «Мартлеты» на линкор, зенитки «Бисмарка» открыли огонь. К ним вскоре присоединились 150-мм орудия, которые вели стрельбу на недолетах, их снаряды поднимали огромные столбы воды. Если бы торпедоносец налетел на такой столб, он был бы уничтожен ничуть не менее верно, чем прямым попаданием снаряда, но пока что торпедоносцы благоразумно держались поодаль.

Ответов - 78, стр: 1 2 All

Евгений Пинак: Iwanitch пишет: цитата: Не пытались они сесть на "Лексингтон" - это у американцев разыгралось воображение. Ну, а хотя бы рядом покружили, или вообще не заметили? Ну, если ок.200 миль - это "рядом", тогда да - "рядом покружили"

Сидоренко Владимир: wartspite wartspite пишет: Хотя Владимир, конечно, будет не согласен Конечно, не будет. Он у нас такой... Вообще, умный и вредный wartspite пишет: Я ведь обещал подыграть японцам. Получилось вот что: Гы-гы-гы. Нашли когда подыгрывать. В октябре 1944 г., при том соотношении сил, это "подыгрывание" - что мёртвому припарки wartspite пишет: Ведь еще до войны японцы начали отрабатывать воздушные атаки в сумерках, хотя никак не могли решиться их применить/quote] Нужды не было. Днём справлялись. wartspite пишет: Впрочем, и базовая авиация, для которой подобные атаки были более привычны, также не слишком часто ими пользовалась Да как сказать. Ночные атаки торпедоносцев, начиная с 1943 г. - вполне стандартная практика. И для торпедоносцев палубных типов тоже, правда действующих с береговых аэродромов. wartspite пишет: Японцы презирали Люфтваффе, которые переключились на ночные налеты, когда бороться с истребителями союзников стало слишком тяжело За что? За то, что сами действовали точно также? Откуда информация? Да и странно получается - Люфтваффе "презирают", а вот технику Люфтваффе - охотно заимствуют Моторы, пушки, пулемёты, лётные шлемофоны... wartspite пишет: Участие пикировщиков в ночной атаке было исключено Для атаки с пикирования - да. Но их можно было использовать, как самолёты-осветители (все палубные пикирующие бомбардировщики имели прицелы для бомбометания с горизонтального полёта) и Одзава это должен был знать wartspite пишет: Увы, японцам не повезло в том отношении Хм... Странный какой-то "подыгрыш" получается... wartspite пишет: Линкор «Исэ» получил 2 попадания торпедами Ага! Вот и цель "подыгрыша". Дескать, я вам подыграю, но вам же будет хуже! Гы-гы-гы wartspite пишет: Кроме него в ночном артиллерийском бою были уничтожены все 4 миноносца типа «Мацу», которые просто не имели шансов уйти от преследования Да-да-да. По "бумажным" ТТХ никаких шансов не имели. Но вот в реальности - уходили. wartspite пишет: Владимир, это не типично. За 25 лет знакомства с этим прекрасным человеком мне тоже ни разу не удалось с ним поругаться. Мне кажется, это редчайшее исключение Может и так. Но мне приходилось спорить ещё с парой-другой человек (с одним на историко-политическую (т.е. принципиально неразрешимую) тему, хвала богам, сумели прекратить спор до перехода на оскорбления, но факт - их так и не случилось). С другим вот человеком тоже часто спорим, как раз по японцам, и порой - наши позиции очень не совпадают. Но нам хватает ума - если в доказательство приведены факты - согласиться с чужой точкой зрения. Так что, нисколько не умаляя прекрасных достоинств человека о котором мы говорим, может хорошие люди всё же есть? Они редки, это я признаю безоговорочно, но всё таки встречаются на нашем пути.

Сидоренко Владимир: А пока, пользуясь попустительством администрации, займёмся продолжением альтернативы. Вспомнил я, что я штурман и занялся восстановлением прокладки. Получилось весьма интересно. Удивительно, но поиск и атаки англичан весьма точно ложатся на карту по направлению, единственно - удар пришёлся за пределы боевого радиуса "альбакоров". Жаль, не была указана скорость Соединения А, но я для расчёта принял, что бросок на OstSOst Бойд сделал на 25 узлах, а после поворота на юг снизил скорость до 20 узлов. 1. Подсчёт "альбакоров" дал следующее. Исходное число: 24 (И) 21 (Ф) Потери 5.04 1 (И) сбит, 1 (И) сильно повреждён, итого на (И) 22 самолёта. (И) 22 - 8 разведчиков и 12 ударных (831-я) машин, на "патфайндеры" остаётся 2, значит 2 других подняты с (Ф). На (Ф) 21-2=19. 818-я - 10 и 820-я - 9 машин (если с эскадрильями и напутал, то общее число всё равно неизменно). "Нестандартный" Бойд отправляет торпедоносцы за предельный боевой радиус. Строго говоря, по "Альбакору" известно несколько цифр дальности полёта, но после разбирательства этого вопроса на Цусиме согласились на том, что с тремя членами экипажа и с торпедой "Альбакор" имеет боевой радиус порядка 180 миль. А к 00.17 ударные эскадрильи уже пролетели 212 миль. Т.е. ребята ведут себя как камикадзе. Они пролетают точку невозвращения и спокойно продолжают лететь дальше. Однако... Или они совершенно безбашенные, или одно из двух! 2. Выяснилась небольшая ошибка в отношении Мортимера. Он никак не мог атаковать замыкающий корабль в левой колонне с последующим перелётом к правой если бы атаковал с юго-востока, как в тексте. Японцы и шли на юго-восток, т.е. Мортимер должен был лететь им в лоб. Скорее всего Мортимер выходя на Кидо бутай после получения его места от разведчика немного промахнулся и выскочил за кормой японских кораблей. Обнаружив это он развернул эскадрилью и атаковал. Тогда всё правильно, он атаковал "Чикума", а развёрнутые вправо звенья, как раз и влетели в "хвост" правой колонны. Видимо на этом повороте и оторвался Уилкинсон. Так что выходил Мортимер на Кидо бутай с юго-запада, а атаковал с северо-северо-запада. Впрочем это можно счесть неточностью английского первоисточника (в мемуарах, которыми пользуются современные исследователи и не такие "ляпы" встречаются, так что всё нормально). 3. Поскольку Нагумо не менял курс, а только увеличил скорость, то атаки последующих эскадрилий шли по всей вероятности в правый борт, но это непринципиальный вопрос. 4. Если ОР был назначен по курсу Соединения А, как-то было принято у "стандартных" адмиралов, то для возвращения на корабль, самолётам надо было пролететь после атаки ещё примерно 160-170 миль. Что даёт более чем 400 мильный полёт. При боевом радиусе в 180 это уже явный перебор. Но корабли резко свернули на юг и к моменту возвращения самолётов эскадрильи Мортимера, которые вернутся первыми, между ними и авианосцами получается расстояние не меньше 40 миль. Значит лётчики не увидят свои корабли, а горючее уже "в минусах". Отсюда очень большие потери самолётов, хотя пилотов можно будет постараться спасти. "Утро застало японцев злыми и не выспавшимися. Впрочем, Нагумо мудро рассудил, что раз всё равно не спится, то не стоит напрасно терять время и отдал приказ подготовить к утру к вылету все исправные самолёты. Он имел приказ атаковать ещё и Тринкомали и не собирался оставлять у себя в тылу авианосцы противника. А своему начальнику штаба поручил разработать план поиска и атаки английских авианосцев. Получив приказ, контр-адмирал Кусака, прихватив Гэнда, Футида и Мурата, спустился с мостика в штурманскую рубку авианосца, служившую по совместительству и оперативной рубкой. План был подготовлен быстро, впрочем он не был особо сложен. Дальний поиск и массированный удар. Тем временем Нагумо решал куда направить соединение. Первоначально он планировал отойти подальше на юго-восток с тем чтобы обеспечить себе удобную позицию для последующего выхода к Цейлону с востока - на Тринкомали. Но появление вражеских авианосцев заставило отказаться от этого плана. Следовало отойти подальше от аэродромов Цейлона, но сохраняя по возможности дистанцию позволяющую "достать" авианосцы англичан, они не могли быть далее 200-250 миль. До 4 часов Нагумо шёл 25-узловым ходом, прежним курсом 120 град., а потом повернул соединение на W. В 5.00 дежурные истребители БВП взлетели в воздух. Одновременно с ними стартовало 12 B5N 5-й ДАВ (по 6 с каждого авианосца) для разведки в западных и юго-западных секторах, как наиболее вероятных для нахождения противника. В северо-западные секторы горизонта ушли гидросамолёты тип 0 с крейсеров 8-го боевого отряда. Радиус разведки был задан в 350 миль. Восточные секторы, как наименее вероятные, поручили разведать гидросамолётам тип 95 3-го и 8-го боевых отрядов с радиусом разведки 150 миль. Несмотря на почти бессонную ночь, настроение на японских кораблях было оживлённым. Всюду слышались шутки и смех. Самые нетерпеливые пилоты постоянно оглядывались на громкоговорители ГГС ожидая приказа на вылет. На британских кораблях с мрачной тревогой ждали рассвета. Ночной удар не принёс успеха, только потери. На авианосец не вернулось 27 самолётов. 12 831-й эскадрильи, 10 – 820-й и 2 - 818-й. Нестадартное решение адмирала Бойда уйти на юг, привело к тому, что не предупреждённые об этом манёвре пилоты напрасно пытались отыскать свои корабли там где их не было. А на длительный поиск уже не оставалось горючего. Не будучи в состоянии обнаружить корабли, экипажи стали один за другим выходить в эфир с просьбой дать им ориентировку и только тогда на Соединении А обнаружили ужасную ошибку адмирала. Но было уже поздно. На авианосцах и кораблях эскорта зажгли зенитные прожекторы направив лучи вверх и некоторые экипажи заметили их, но стрелки бензиномеров дрожали на нуле и самолёты один за другим падали в море. До авианосца дотянули только 7 самолётов 820-й эскадрильи которые отклонились от курса возвращения к югу и эта ошибка оказалось счастливой. Также сумели найти авианосец почти все разведчики и "патфайндеры" которые благодаря отсутствию боевой нагрузки не так быстро теряли топливо. Для немногочисленных британских эскадрилий это оказалось тяжёлым ударом. В 03.00 Бойд приказал эсминцам «Паладин» и «Пантер» развернуться на обратный курс и начать поиск приводнившихся пилотов, само же Соединение А развернулось на курс WNW. Авианосцы отходили курсом вест-норд-вест чтобы избежать ответного удара. Впрочем, к утру Бойд немного успокоился. Бедствием английского флота было полное незнание характеристик японских морских самолётов. Совершенно искренне, англичане считали их, в самом лучшем случае, примерно равными своим. Поэтому подсчитав, что между японским и своим соединением стало больше 200 миль, он счёл, что ответного удара можно было не опасаться. К несчастью, для англичан, их представления о японцах совершенно не соответствовали действительному положению дел. Тем временем японские разведчики подлетали всё ближе. Удача улыбнулась экипажу старшины 1-й статьи Хатанака Масао с "Дзуйкаку". И в 07.15 в наушниках радистов "Акаги" запищала "морзянка". Карандаш торопливо бежал по бумаге: - Вижу 6 кораблей, предположительно противника! - Это они! - радостно засмеялся Гэнда. И хлопнув Футида по плечу, добавил: - Ребята с "Кага" умрут от зависти! Футида только улыбнулся в ответ. Тем временем пришла вторая радиограмма уточняющая позицию, курс и скорость противника. Нагумо молча взглянул на карту куда нанесли место вражеских кораблей. Враг находился в 240 милях, в пределах досягаемости, осталось только подождать доклада о том, что это за враг. И наконец в 07.20 из радиорубки доложили: - Вижу 2 авианосца! Нагумо повернулся к Кусака и спокойно сказал: - Разрешаю вылет 1-й ударной волны! По кораблю разнеслась долгожданная команда: - Экипажи по самолётам! Запустить моторы! Сигнальщики быстро передали команду на другие авианосцы соединения. Футида и Мурата быстро внесли в план атаки изменения. Раз авианосцев оказалось два, то они решили перераспределить торпедоносцы между двумя группами. Одну должен был непосредственно возглавить Футида, а вторую - Мурата. Получив разрешение Кусака, утвердившего эти изменения, Гэнда приказал передать изменения в плане атаки на "Сёкаку" и "Дзуйкаку". Снова засверкал сигнальный прожектор. Футида подмигнул Гэнда и, вслед за Мурата, торопливо скатился по трапу, спеша к своему бомбардировщику. Наконец, авианосцы развернулись против ветра и набрали ход 28 узлов. - Взлёт! - приказал командир "Акаги", и едва на мостике мелькнул белый флаг, как истребитель капитана 3 ранга Итая начал разбег. В 07.30. с "Акаги" взлетело 9 A6M2 и 18 B5N2, с "Сорю" 9 A6M2 и 18 D3A1, с "Хирю" 9 A6M2 и 18 D3A1, с "Сёкаку" 6 A6M2, 13 B5N2 и 18 D3A1, и наконец, с "Дзуйкаку" 6 A6M2, 12 B5N2 и 14 D3A1. Всего к английским кораблям направилось 150 самолётов. В резерве на кораблях оставалась 2-я ударная волна. Цели были распределены заранее. Пикирующие бомбардировщики Эгуса разделяются и атакуют оба авианосца, непосредственно вслед за ними атакуют торпедоносцы Футида и Мурата, которые помимо собственных эскадрилий с "Акаги" ведут в атаку торпедоносцы "Сёкаку" и "Дзуйкаку", соответственно. Пикирующие бомбардировщики Такахаси получат от Футида приказ непосредственно перед атакой, в зависимости от ситуации. Погода была отличной и Футида уверенно вёл группу к цели. Около 9 часов Футида заметил слева по курсу, сначала один, а потом второй эсминец, полным ходом идущих на запад. Это были Паладин» и «Пантер» до 7 часов искавшие лётчиков, а теперь спешившие на соединение со своими. В расчётное время (09.40) на горизонте показались крохотные чёрные точки. Точки становились больше, вытягивались, превращались в чёрточки, за ними потянулись белые "хвостики". Футида приподнял сиденье, чтобы было удобнее смотреть в бинокль. Две чёрточки в центре "рисунка" "распухали", становясь пока ещё крошечными "коробкáми". Пора! Футида оглянулся на летевший слева самолёт Мурата и быстро показал жестами: "Мой правый, твой левый!" Мурата резко кивнул в ответ, подтверждая, что понял. А для Такахаси Футида решил оставить крейсера. - Всем самолётам атаковать! Радист Футида немедленно заработал ключём, передавая кодированный сигнал "то рэнсо", а пилот повёл торпедоносец вниз и вправо, набирая скорость. Мурата повернул влево, также снижаясь, за ним пошли торпедоносцы его группы. Пикирующие бомбардировщики, наоборот начали поднимать вверх, выходя на эшелон 5000 метров. Лётчик-наблюдатель Такахаси услышал в наушниках свой позывной и повторяющиеся слово "крейсер". Вызвав по переговорному устройству своего командира он сказал: "Наши - крейсера". Такахаси недовольно нахмурился, меньше чести, но приказ есть приказ. Также быстро и привычно он распределил цели между своими самолётами. Себе он взял правый по полёту крейсер, а командиру пикировщиков с "Дзуйкаку" - капитан-лейтенанту Сакамото - оставил левый (потом оказалось, что Такахаси достался "Энтерпрайз", а Сакамото - "Эмеральд"). 27 истребителей под непосредственным командованием Итая рванулись вперёд, чтобы связать боем патруль. Истребители с "Дзуйкаку", наоборот, плотнее подтянулись к торпедоносцам Футида которые они должны были непосредственно прикрывать. То же самое сделали истребители с "Сёкаку", но по отношению к торпедоносцам Мурата. Японские самолёты вышли на британскую эскадру с неудобного для торпедной атаки направления, справа с кормы, поэтому им пришлось разделится и пойти "на обгон", чтобы выйти на оба траверза цели. Если бы траектории самолётов каким-то образом стали видны в воздухе, то это выгледело бы как гигантская "лапа", внезапно развернувшаяся и выбросившая 7 когтистых "пальцев", которые начали стремительно охватывать английскую эскадру сверху и сбоков. На английских кораблях обнаружили приближающиеся вражеские самолёты при помощи РЛС еще на удалении 50 миль. Когда Бойду доложили о крупной воздушной цели справа по корме, он страшно изумился. - Это не могут быть японцы! Им не пролететь так далеко! У них же нет нормальных самолётов! - вскричал он. - Сэр, - ответили ему подчинённые, - это японцы, наших здесь нет и быть не может. По соединению была объявлена боевая тревога, люди бросились на боевые посты. На авианосцах закипела лихорадочная работа. Уверенность Бойда в том, что он вышел за пределы боевого радиуса японской авиации привела к тому, что большинство истребителей не было готово к полётам. Над соединением находился дежурный патруль из 4-х "Фульмаров" и 4 "Фульмара" стояли в ангаре "Индомитебла" им на смену. За те полчаса, что оставались англичанам до выхода японских самолётов в атаку - успели сделать немного. 3 "Си Харрикейна" и 2 "Мартлета" пошли на взлёт когда пикирующие бомбардировщики японцев уже сваливались в пике. Понимая, что набрать высоту они всё равно не успеют им было приказано заняться торпедоносцами. 8 полуантикварных "Фульмаров" представляли для лётчиков Итая больше аттракцион, чем реальную опасность. Три японские эскадрильи моментально рассекли строй англичан и оттеснили их от ордера. Но, как не удивительно японцы не смогли сбить всех. Стремясь непременно лично сразить врага японские пилоты устроили грандиозную свалку мешая друг другу и это позволило 3-м истребителям англичан уцелеть, но о перехвате бомбардировщиков речь уже не шла. Английские корабли открыли плотный зенитный огонь. Бронепалубные британские авианосцы вообще были очень хорошо вооружены зенитной артилерией и постарались продать свою жизнь подороже. Эгуса потерял два самолёта, а командир пикировщиков с "Хирю", капитан-лейтенант Кобаяси Митио - один. Но зато отбомбились японские пилоты изумительно точно. Все бомбы легли или точно в цель или "впритирку" с бортами. В соответствии с принятой тактикой первое звено каждой эскадрильи несло осколочно-фугасные бомбы для вывода из строя ЗОС атакованного корабля, а два других - полубронебойные бомбы. Бронированные палубы существенно уменьшили степень ущерба, ни одна бомба не смогла пройти глубоко в корпус и поразить энергетическую установку или погреба, но разрушения верхней части обоих кораблей были значительными. Ветераны боёв на Средиземноморье пережившие этот налёт утверждали позднее, что: "Вэл" это то же, что "Штука", только ещё хуже". Впрочем, это уже не имело никакого значения. В атаку устремились торпедоносцы. Немногочисленные и слабые корабли охранения не имели шансов остановить их. К тому же крейсерам пришлось сражаться уже за собственную жизнь. Попытка двух звеньев истребителей атаковать торпедоносцы была немедленно пресечена непосредственным эскортом торпедоносцев. Погибло 2 "Си Харрикейна" и 1 "Мартлет". Но оказался сбит и один A6M. 22 торпедоносца Футида атаковали правый авианосец, им оказался "Индомитебл". А 21 торпедоносец Мурата занялись авианосцем идущим слева - "Формидеблом". В течении нескольких минут "Индомитебл" получил 3 попадания в правый борт, и одно в левый, а "Формидебл" - 3, все в левый борт. Атака обошлась японцам в 5 торпедоносцев сбитых непосредственно над целью, ещё 3 сели на воду на обратном пути, но их экипажи были подобраны специально за ними посланными эсминцами "Касуми" и "Арарэ". КПЗ всех британских кораблей предвоеннной постройки была просто отвратительной. Что впрочем, долгое время англичанами не осознавалось. Искреннее убеждение, что обширная серия опытов с подводными взрывами позволила "просвещённым мореплавателям" получить, возможно, самую лучшую в мире конструкцию продержалось до войны. Но вот от одной-единственной торпеды тонет (не взрывается, не сгорает, медленно (!!!) тонет!) "Арк Ройал". Всего две авиаторпеды полностью выводят из строя новейший линкор "Принц Уэльский". И вот наступила очередь бронепалубных авианосцев. Когда отгремели последние взрывы и выстрелы орудий, на мостиках начали оценивать обстановку. Обстановка оказалась скверной. Не добавили радости и семафоры с крейсеров. "Эмеральд" получил 5, а "Энтерпрайз" - 8 прямых попаданий, много бомб разорвалось совсем рядом с бортами. А совсем недалеко от британской эскадры, прикрываясь редкими, высокими облаками капитан 2 ранга Футида внимательно рассматривал в бинокль поражённые корабли, пока его самолёт облетал их по кругу. Истребителей противника видно не было, но кап.3р. Итая с одним из своих ведомых (у второго оказался прострелен хвост, и хотя повреждение выглядело не опасным Итая отправил его на корабль) держался рядом, прикрывая своего командира. Даже со стороны британские корабли выглядели очень плохо. Один авианосец потерял ход, сильно накренился на правый борт и осел носом, на палубе пылали пожары. Второй, тоже горящий и накренившийся продолжал медленно "уползать" на северо-запад, оставляя за собой нефтяной след. Горящие от носа до кормы крейсера также неподвижно замерли на поверхности моря. Возле каждого корабля удерживался один эсминец. Футида никак не мог решить, нужна вторая атака или нет. С одной стороны английские корабли выглядели готовыми пойти на дно в любую минуту, но с другой - он не знал и не мог знать действительных повреждений и насколько справляется с ними английские экипажи. Кроме того возникал соблазн прикончить все корабли до единого, но он знал, что пикировщиков в составе 2-й УВ всего 18, и шанс утопить четыре эсминца разом - невелик. Поэтому он приказал радисту связаться с "Акаги", доложить обстановку и узнать результаты разведки, как знать, может разведчики обнаружили ещё что-нибудь стоящее и 2-ю волну лучше направить на новую цель?" Продолжение следует.


wartspite: Что меня искренне радуцет - так это вспыхнувшая живая дискуссия. Судя по энергии оппонентов, это вам не бредни Derwolfovny... Это стоит серьезного внимания, so, meine Herren?

wartspite: Владимир, дарю богатую идею мая 1942 года. Коралловое море. Только 5-я ДАВ не обходит Соломоновы острова по дуге большого круга, а идет прямо через пролив Бугенвилль. И ловит очень одинокий Йорктаун сразу после удара по Тулаги. Как оно?!

Pr.Eugen: Сидоренко Владимир пишет: Всего две авиаторпеды полностью выводят из строя новейший линкор "Принц Уэльский". Владимир, ну вот не надо... "Бисмарк", "Витторио Венето"...Это к примеру.

Евгений Пинак: Pr.Eugen может ты, как любитель немцев, найдёшь какие источники о том, когда проходила роковая атака "Бисмрака" - в темноте или ещё при свете? А то я окромя !косвенных улик" ничего найти не могу

Евгений Пинак: Iwanitch - поправка. Похоже, что воображение разыгралось таки у японцев, а не американцев (это им "виделось").

Pr.Eugen: Евгений Пинак пишет: Pr.Eugen может ты, как любитель немцев, найдёшь какие источники о том, когда проходила роковая атака "Бисмрака" - в темноте или ещё при свете? Pr.Eugen пишет: Жень...Откуда считаем ночь??? 24 мая "Бисмарк" своё первое получил в 23.27 26 мая - ок. 21.00 Но Брейер даёт- 20.30 Элфарт - 20.45 Броуэр - 20.47, 20.30 - боевая тревога По реконструкции КТВ - 20.30 В общем "бардак в расположении"...

Евгений Пинак: Вот-вот, а теперь вопрос: 20.30 - это по какому времени? Местному? Гринвичу? Берлину?

Pr.Eugen: Евгений Пинак пишет: Вот-вот, а теперь вопрос: 20.30 - это по какому времени? Местному? Гринвичу? Берлину? Мнится мне,что по местному...Хотя это как-то "не клеится". По британским отчётам атака проводилась с 20.55 до 21.25 (цель обнаружена в 20.47) Барон М-Р пишет об "алярме" в 20.30.

Сидоренко Владимир: wartspite wartspite пишет: Владимир, дарю богатую идею мая 1942 года. Коралловое море. Только 5-я ДАВ не обходит Соломоновы острова по дуге большого круга, а идет прямо через пролив Бугенвилль. И ловит очень одинокий Йорктаун сразу после удара по Тулаги. Как оно?! Эх, Александр. Если бы очень умный адмирал Иноуэ не стал на ходу озадачивать приданное ему на операцию АУС "попутными" задачами: "А пусть нам авианосцы помогут Порт-Морсби захватить, а заодно и за пивом сгоняют истребители с Трука в Рабаул доставят!", то АУС вышло бы на позицию прикрытия высадки десанта в Тулаги точно по плану. И в момент атаки "Йорктауна" оказалось бы в 200 милях у него на фланге. Там бы его голубчика и накрыли. Так что идея для этой альтернативы проста - адмирал Иноуэ не умничает, а делает всё по утверждённому плану. Pr.Eugen Pr.Eugen пишет: Владимир, ну вот не надо... "Бисмарк", "Витторио Венето"...Это к примеру Надо, ув. Pr.Eugen, надо Разберём Ваши примеры. 1. "Бисмарк". Первая торпеда попавшая в борт (все пишут - в бронепояс) причинила кораблю что? Ничего. Вторая снова попадает в борт (опять в бронепояс, интересно, на какое углубление ставили свои авиаторпеды англичане?). Опять ничего. Третья попала в рули. Да, рули заклинило. Но плавучести и остойчивости корабля ничего не угрожало. Согласны? 2. "Витторио Венето". Торпеда попала в корму "над правым внешним гребным винтом". А у него там КПЗ хоть была? То-то. Да, линкор потерял ход, но через час с минутами дал его снова и постоянно его увеличивал. Плавучести и остойчивости корабля ничего не угрожало. Согласны? А теперь посмотрим на "Принс оф Уэлс". Первая торпеда попадает, как и в "Витторио Венето", в корму в районе гребного винта. Но вторая попадает в середину корпуса, в самую, что ни на есть КПЗ. К тому же, теоретически "непробиваемую" японской авиаторпедой. И что мы наблюдаем? А наблюдаем медленное "захлёбывание" корабля. Как и на "Арк Ройале", кстати. Ну, где я ошибся?

Сидоренко Владимир: Pr.Eugen пишет: Мнится мне,что по местному...Хотя это как-то "не клеится". По британским отчётам атака проводилась с 20.55 до 21.25 (цель обнаружена в 20.47) Барон М-Р пишет об "алярме" в 20.30 Надо бы ещё учесть продолжительность сумерек. Это весна в северных широтах. Очень короткая ночь и очень долгие сумерки (белые ночи). Не знаю почему, но я всегда считал, что именно в таких сумерках его и атаковали.

wartspite: *PRIVAT*

Евгений Пинак: Pr.Eugen пишет: цитата: Вот-вот, а теперь вопрос: 20.30 - это по какому времени? Местному? Гринвичу? Берлину? Мнится мне,что по местному...Хотя это как-то "не клеится". Сидоренко Владимир пишет: цитата: Мнится мне,что по местному...Хотя это как-то "не клеится". По британским отчётам атака проводилась с 20.55 до 21.25 (цель обнаружена в 20.47) Барон М-Р пишет об "алярме" в 20.30 Надо бы ещё учесть продолжительность сумерек. Это весна в северных широтах. Очень короткая ночь и очень долгие сумерки (белые ночи). Вот в том-то и загвоздка. Согласно программке по расчёту восхода/захода солнца, в тот день темнота должна была наступить в 20.30 по местному времени. Прикол в том, что по 20.30 Гринвичу будет уже 19.30 по местному, а по Берлину - так вообще 18.30. И самое прикольное, что нигде не написано, по какому времени приводятся все эти данные. Также нигде не сказано, а было ли уже темно. Единственное, что я нашёл, это в одном интервью с ветераном "Бисмарка" корреспондент говорит об "атаке вечером", и ветеран его не поправляет. Короче - ещё один "общеизвестный факт" (тм) Сидоренко Владимир пишет: Не знаю почему, но я всегда считал, что именно в таких сумерках его и атаковали. Ну, атака в сумерках на закате - это идеальный вариант: вражеский корабль у лучах заходящего солнца виден, как мишень, а свои самолёты атакуют в полной темноте. Ямагути при Мидуэе тоже так хотел провести 3-ю атаку американцев.

wartspite: Сидоренко Владимир пишет: цитата: Эх, Александр. Если бы очень умный адмирал Иноуэ не стал на ходу озадачивать приданное ему на операцию АУС "попутными" задачами Так ведь МО вообще была АРМЕЙСКОй операцией, которой Ямамото согласился ПОСОДЕЙСТВОВАТЬ. А флот там занимался всякими FS, RY и так далее. Или я не прав? А Харе навешали заданий по самые бакенбарды и даже выше. Кстати, в его задачи после уничтожения американских сил в Коралловом море входили налеты на австралийские города Куктаун, Таунсвилль и Коэн, где, как предполагали японцы сосредоточены главные силы австралийской авиации. То есть, попутных задач у него было чуть ли не больше, чем основных. И вообще, пес его разщберет, что там было основным. Г-да модераторы, ей-богу, я НЕ нажимаю кнопку "показывать только модераторам". Почему оно туда уходит?! Уже второй раз.

Евгений Пинак: wartspite пишет: Так ведь МО вообще была АРМЕЙСКОй операцией, которой Ямамото согласился ПОСОДЕЙСТВОВАТЬ. А флот там занимался всякими FS, RY и так далее. Или я не прав? Нет - это была чисто флотская идея, для которой армейцы, так уж и быть, согласились выделить немного войск. wartspite пишет: А Харе навешали заданий по самые бакенбарды и даже выше. Кстати, в его задачи после уничтожения американских сил в Коралловом море входили налеты на австралийские города Куктаун, Таунсвилль и Коэн, где, как предполагали японцы сосредоточены главные силы австралийской авиации. То есть, попутных задач у него было чуть ли не больше, чем основных. И вообще, пес его разщберет, что там было основным. Вот в этом и заключалась главная проблема японцев в той битве - они не расставили чётко приоритетов своим командирам.

Сидоренко Владимир: Евгений Пинак пишет: Нет - это была чисто флотская идея, для которой армейцы, так уж и быть, согласились выделить немного войск А вот Хаттори пишет, что захват Порт-Морсби проводился по директиве Ставки, т.е. это СОВМЕСТНАЯ операция. От Флота в неё был назначен 4-й Флот, а от Армии - Отряд Южных морей. Евгений Пинак пишет: Вот в этом и заключалась главная проблема японцев в той битве - они не расставили чётко приоритетов своим командирам В данном случае это не так. Все эти удары по австралийским портам это ПОСЛЕ захвата Порт-Морсби. А доставка истребителей с Трука в Рабаул, из-за которой АУС потеряло 2 дня впустую, это уже "внезапно возникшая" задача. Хотя АУС выделялось 4-му Ф специально для прикрытия операции от американских ОС. Причём тут перевозки истребителей?

wartspite: Я читал, что это была классическая ситуация лебедь, рак и щука. Армия, Моргенштаб и Объединенный флот тянули каждый в свою сторону. Ну и получилось то, что получилось. MO, MI, AL и далее по списку... Причем с каждой из операций кто-то лишь СОГЛАШАЛСЯ, консенсуса не было ни в одном случае. Кстати, об этих истребителях. Почему их не отправили 3 мая, когда до Рабаула было рукой подать, а таскали в течение всей операции? Или Журавли планировали лично навестить Рабаул?

Евгений Пинак: Сидоренко Владимир пишет: цитата: Нет - это была чисто флотская идея, для которой армейцы, так уж и быть, согласились выделить немного войск А вот Хаттори пишет, что захват Порт-Морсби проводился по директиве Ставки, т.е. это СОВМЕСТНАЯ операция. От Флота в неё был назначен 4-й Флот, а от Армии - Отряд Южных морей. Любая стратегическая операция производилась по директиве Ставки. Другой вопрос - кто был её инициатором. Сидоренко Владимир пишет: цитата: Вот в этом и заключалась главная проблема японцев в той битве - они не расставили чётко приоритетов своим командирам В данном случае это не так. Все эти удары по австралийским портам это ПОСЛЕ захвата Порт-Морсби. А доставка истребителей с Трука в Рабаул, из-за которой АУС потеряло 2 дня впустую, это уже "внезапно возникшая" задача. Хотя АУС выделялось 4-му Ф специально для прикрытия операции от американских ОС. Причём тут перевозки истребителей? Вот в том-то и проблема. Если задача операции - захват Порт-Морсби, то действия всех сил должны быть в первую очередь задействованы для обеспечения выполнения этой задачи - безо всяких "а по дороге ещё и Казань возьмите, чтоб два раза не брать" (с). Если задача авианосцев - обеспечить прикрытие от вражеских АВ, то они должны действовать вместе (все 3) и не отвлекаться на вспомогательные задачи. И т.д., и т.п. wartspite пишет: Кстати, об этих истребителях. Почему их не отправили 3 мая, когда до Рабаула было рукой подать, а таскали в течение всей операции? Или Журавли планировали лично навестить Рабаул? Погода помешала. Их три раза пытались отправить, но только с третьего раза удалось.

Pr.Eugen: Сидоренко Владимир пишет: 2. "Витторио Венето". Бес попутал...(с) Хотел написать "Литторио".

Pr.Eugen: Сидоренко Владимир пишет: интересно, на какое углубление ставили свои авиаторпеды англичане?). "Суордфиши" с "Викториеса" - 31 фут (атака 24 мая) "Суордфиши" с "Арка": контактными взрыватели - 22 фута магнитные взрыватели - 30 футов Но судя по "спецэффектам" глубину торпеды держали плохо. "Роковая" торпеда шла на глубине ок. 3,5...4,0 м

Сидоренко Владимир: wartspite wartspite пишет: Я читал, что это была классическая ситуация лебедь, рак и щука. Армия, Моргенштаб и Объединенный флот тянули каждый в свою сторону. Ну и получилось то, что получилось. MO, MI, AL и далее по списку... Причем с каждой из операций кто-то лишь СОГЛАШАЛСЯ, консенсуса не было ни в одном случа Я склонен верить Хаттори. Он когда писал - имел хороший доступ к документам. И он пишет: "2 февраля Ставка издала оперативную директиву о подготовке к захвату Порт-Морсби. Операция ставила задачу захватить важнейшие районы в восточной части Новой Гвинеи и на Соломоновых о-вах с целью нарушения связи между Австралией и этими районами и обеспечения действий в водах севернее Австралии". По моему мнению - всё ясно и логично. И раз директива издаётся Ставкой, то это означает, что оба её отдела - армейский и морской (т.е. начальники двух генштабов) пришли к соглашению. Правда это противоречит "Общей Теории Относительной Тупости Японцев" (ОТОТЯ), но тут уж ничего не поделаешь wartspite пишет: Причем с каждой из операций кто-то лишь СОГЛАШАЛСЯ, консенсуса не было ни в одном случае То есть как это? Consensus это и есть "согласие". wartspite пишет: Кстати, об этих истребителях. Почему их не отправили 3 мая, когда до Рабаула было рукой подать, а таскали в течение всей операции? Погода, Евгений уже ответил. Вот и получается, что хотели как лучше (побыстрее подвезти "попутным транспортом" истребители, которых действительно не хватало и они были очень нужны), а получилось как всегда. На бумаге-то Такаги терял на этом деле всего полдня, которые мог легко наверстать на дальнейшем переходе, но... Евгений Пинак Евгений Пинак пишет: Вот в том-то и проблема. Если задача операции - захват Порт-Морсби, то действия всех сил должны быть в первую очередь задействованы для обеспечения выполнения этой задачи - безо всяких "а по дороге ещё и Казань возьмите, чтоб два раза не брать" (с). Если задача авианосцев - обеспечить прикрытие от вражеских АВ, то они должны действовать вместе (все 3) и не отвлекаться на вспомогательные задачи. И т.д., и т.п. Вот именно. Есть главная задача и все действия должны быть подчинены только ей и ни в коем случае не отвлекать от неё. Строго говоря вышеприведённая фраза считается аксиомой и всех военных этому положению учат. Но с удручающей регулярностью семь-восемь начальников из каждых десяти всех времён и народов это положение игнорируют. Pr.Eugen Pr.Eugen пишет: Бес попутал...(с) Хотел написать "Литторио" "Литторио" получил уже ТРИ торпеды Pr.Eugen пишет: "Суордфиши" с "Викториеса" - 31 фут (атака 24 мая) "Суордфиши" с "Арка": контактными взрыватели - 22 фута магнитные взрыватели - 30 футов Но судя по "спецэффектам" глубину торпеды держали плохо Формально - всё правильно. Только получается, что торпеды с "Викториеса" тоже ставили на неконтакный подрыв.

Pr.Eugen: Сидоренко Владимир пишет: "Литторио" получил уже ТРИ торпеды Владимир, попросите сие откомметировать Александра... Сидоренко Владимир пишет: Только получается, что торпеды с "Викториеса" тоже ставили на неконтакный подрыв. Доскажите мысль...

Сидоренко Владимир: Pr.Eugen Pr.Eugen пишет: Владимир, попросите сие откомметировать Александра... Прошу прощения, не понял? А что здесь комментировать? Pr.Eugen пишет: Доскажите мысль... Если торпеды с установкой глубины 30' (9.1 м) ставят на неконтактный подрыв, то торпеда с с установкой глубины 31' (9.5 м) тем более должна ставится на неконтактный подрыв. Иначе получается ерунда. Интересно, правда то, что такая установка глубины показывает незнание истинной осадки ЛК типа "Бисмарк". Объяснением этого может быть то, что лорды очень трогательно верили в заниженные ТТХ "Бисмарка" которые им любезно "впарили" господа из Берлина. Хотя у англичан были ТТХ добытые своей агентурой на верфи и, говорят, советская разведка тоже им что-то передавала. Но если очень не хочется видеть, то и не видишь И вот пилотам говорят "официальную" осадку цели в 7.9 м и они, как учили, выставляют глубину хода на 1.5 м ниже.

wartspite: Судя по этому ответу, неконтактные взрыватели в FAA не любили, но отказались далеко не сразу. По Бисмарку кидали с установкой на 22 фута, то есть, похоже, действительно поверили в дезу, пущенную Барлином. Отсюда, похоже, и попадание в пояс получилось. The standard WWII British Magnetic Pistol (known as the DCR - Duplex Coil Rod) was, as its name suggest, dual-purpose and could be activated by either method. It was too sensitive to be of much use in any but limited conditions, (as the abortive attack on the Sheffield demonstrated), but it remained in service until 1943. It was replaced by the CCR (Compensated Coil Rod) with an amplifier, but again, could be set off prematurely by explosions close by or vibration if the torpedo broke clear of the surface of the sea. Those sent to the Pacific were prone to failures from the intense heat also, so they were not much good. By 1945 the CCR had become standard fitting for 21-inch surface-launched torpedoes, but the 18-inch aerial torpedoes was never sufficiently developed for combat use and were subsequently abandoned due to lack of development funds and probable targets.

Planet 789: Вот в том-то и загвоздка. Согласно программке по расчёту восхода/захода солнца, в тот день темнота должна была наступить в 20.30 по местному времени. Прикол в том, что по 20.30 Гринвичу будет уже 19.30 по местному, а по Берлину - так вообще 18.30. И самое прикольное, что нигде не написано, по какому времени приводятся все эти данные. Также нигде не сказано, а было ли уже темно. Единственное, что я нашёл, это в одном интервью с ветераном "Бисмарка" корреспондент говорит об "атаке вечером", и ветеран его не поправляет. Короче - ещё один "общеизвестный факт" (тм) Извините что вмешиваюсь,но по моему у барона М-Р в его книге "Линкор Бисмарк" глава 18 ,стр.162 все насчет времни понятно написано

Pr.Eugen: Planet 789 пишет: Извините что вмешиваюсь,но по моему у барона М-Р в его книге "Линкор Бисмарк" глава 18 ,стр.162 все насчет времни понятно написано Ради интереса почитайте британские отчёты...И сопоставьте время.

Planet 789: Pr.Eugen пишет: Ради интереса почитайте британские отчёты...И сопоставьте время. А Вы обратили внимание,что обьяснение про время барон М-Р дает в ссылке? Мое мнение-человек специально занимался изучением этого вопроса и естественно сравнивал свои данные с британскими источниками. Предисловие к книге датировано 1987 годом и никто автора не поправил насчет нестыковок со временем

Pr.Eugen: Planet 789 пишет: А Вы обратили внимание,что обьяснение про время барон М-Р дает в ссылке? Это мне известно...Но. Если все времена у МР даны "по Берлину", по почему совпадают времена атак по МР и по отчету Тови, уж ему то "точное Берлинское" ни к чему???

Pr.Eugen: Немного из отчёта Тови 37. 825 Squadron, by very good navigation and with the assistance of the ASV, located the Bismarck at 2330 and altered to the southward with the object of making their attack from ahead. The cloud was increasing and they lost touch, but after circling round for some time located the Norfolk and Prince of Wales and were redirected by the former. A few minutes later the ASV gear again indicated a ship and the squadron broke cloud to deliver their attack, only to find themselves over a United states Coastguard cutter. The Bismarck was six miles away and, observing this incident, opened H.A. barrage fire, keeping it up throughout the attack. Eight aircraft got in their attacks, the ninth losing touch in a cloud layer and failing to find the target. At least one hit was obtained.

Planet 789: Сдается мне ,что причина в летнем времени.Когда в Великобритании на него переходят не подскажите?

Pr.Eugen: Planet 789 пишет: Сдается мне ,что причина в летнем времени.Когда в Великобритании на него переходят не подскажите? Как и везде...В марте. Но "летнее" время не "выбирает" разницы по времени фиксации событий.

wartspite: Виртуальная реальность номер пять Как мы все прекрасно знаем, в конце октября японская армия предприняла последнюю отчаянную попытку захватить аэродром Гендерсон. Фактически, исход этого штурма должен был решить исход всей капании на Гуадалканале, если он провалится, то все последующие попытки будут не более чем символическим обозначением намерений. Параллельно с боями на острове, но практически независимо от них оба противника попытались нейтрализовать вражеские силы на море, результатом чего стало известное сражение у островов Санта-Крус. Уникальной особенностью этого сражения можно считать то, что оно стало последним боем линейных кораблей в авианосную эпоху. Как известно, попытка сделать номинальную ставку на линейные корабли привела адмирала Ямамото к сокрушительному поражению у атолла Мидуэй. После этого у командования Объединенного Флота просто не оставалось иного выбора, как решительно опереться на свои линейные корабли. Паллиативное решение в бою у Восточных Соломоновых островов не привело ни к чему хорошему, поэтому во время следующей операции у адмирала Ямамото фактически не оставалось никакого выбора. Вместо спонтанного решения бросить вперед линкоры в отчаянной и бессмысленной попытке догнать американские авианосцы, на этот раз было решено изначально выдвинуть вперед две сильные группы артиллерийских кораблей. Их задачей было при необходимости привлечь на себя ударные группы американцев, пусть даже это означало смертельный риск, но главным была атака вражеских соединений. Но еще до начала операции в штабе Объединенного Флота начались жесточайшие споры, инициатором которых стал адмирал Кондо. Прежде всего он категорически потребовал включить в состав авангардных соединений суперлинкоры «Ямаото» и «Мусаси», против чего выступал сам Ямамото, не желавший рисковать ценными кораблями. Дело дошло до объяснений на повышенных тонах, после чего Ямамото капитулировал, хотя лишь наполовину. Он согласился передать Кондо линкор «Мусаси», оставив собственный флагман «Ямато» на Труке. И, словно этого было мало, Кондо тут же затеял новый тур скандала, переругавшись теперь с вице-адмиралом Нагумо. Кондо с порога отверг предложенную командующим 3-м Флотом схему развертывания сил и предложил свою собственную. Прежде всего, Кондо наотрез отказался включать в состав своего Передового соединения авианосцы «Дзуньё» и «Хиё» из-за их слишком маленькой скорости. Хотя номинально эти корабли могли развивать до 25 узлов, во время службы никто из них не мог дать более 22 узлов. Он предложил придать им в качестве эскорта 5-ю дивизию крейсеров с эсминцами и создать мощную группу артиллерийских кораблей, подобную Авангардному соединению адмирала Абэ, усилив его вырванным с таким трудом «Ямато». После долгих споров адмирал Нагумо уступил, и, как сразу выяснилось, этим он лишь подтолкнул Кондо к новому раунду споров. Теперь мятежный адмирал потребовал, на основании анализа действий американцев во всех предыдущих авианосных боях, передвинуть ударные группы артиллерийских кораблей на восток. Кондо совершенно справедливо заметил, что возможность появления американских кораблей из пролива Бугенвилль равна нулю, поэтому абсолютно бессмысленно выдвигать артиллерийские корабли на юго-запад от авианосцев, их следует размещать на юго-востоке. В этом споре никто не хотел отступать, оба адмирала вошли на принцип, и речь уже могла идти только об отстранении кого-то из них от командования. В результате адмирал Ямамото после долгих колебаний решил, что здоровье адмирала Нагумо серьезно пошатнулось после понесенных трудов на благо империи и обожаемого тэнно, и предложил ему краткосрочный отпуск для поправления здоровья на водах в Кусацу. Командование 3-м Флотом было передано адмиралу Одзаве, которого спешно вызвали на Трук. Новый план, утвержденный Одзавой еще на борту самолета, выглядел так: главная задача возлагается по-прежнему на 3-й Флот, но на расстояние 100 миль впереди по курсу выдвигаются соединения 2-го Флота. На этой линии по пеленгу 135 градусов находится Передовое соединение адмирала Кондо (линкоры «Ямато», «Конго», «Харуна», 2 тяжелых, 1 легкий крейсера, 6 эсминцев), по пеленгу 225 градусов находится Авиационное соединение адмирала Какуты (авианосец «Дзуньё», 2 тяжелых крейсера, 2 эсминца). Сопровождение авианосцев 1-й дивизии по-прежнему оставалось минимальным – 1 тяжелый и 1 легкий крейсера и 8 эсминцев. Авангардное соединение адмирала Абэ (линкоры «Хиэй», «Кирисима», 3 тяжелых, 1 легкий крейсера, 8 эсминцев) находилось в 100 милях на восток от группы адмирала Кондо и представляло собой козырной туз в рукаве адмирала Одзавы. Последующие события полностью подтвердили справедливость предложенной диспозиции и одновременно ее предельную рискованность. Мы прекрасно знаем, что в ходе последовавшего обмена ударами между авианосными соединениями получил смертельные повреждения авианосец «Хорнет», который потерял ход и был брошен американцами на милость победителей. Конечно, адмирал Мюррей позаботился о том, чтобы авианосец не попал в руки японцев, и оставил с ним эсминцы «Мастин» и «Андерсон», которые всадили в него еще несколько торпед. Однако «Хорнет» упрямо отказывался тонуть, и все еще держался на воде, когда появилось соединение адмирала Кондо. Кстати, расчет Кондо оказался совершенно правильным. Американские летчики, впервые встретившие в бою исполина «Мусаси» так и не смогли устоять перед соблазном, и часть атак, предназначавшаяся авианосцам Одзавы, обрушилась на него. Сразу выяснилось, что зенитная артиллерия линкора совершенно неадекватна мощи американских атак, поэтому «Мусаси» получил 2 торпедных и 3 бомбовых попадания, хотя все они ни в коей мере не снизили боеспособность линкора. И все-таки Кондо, не желая рисковать, приказал ему уходить на Трук в сопровождении эсминцев «Наганами» и «Таканами». Однако остальные корабли Передового соединения хотя и не нагнали американцев, имели удовольствие лицезреть пылающий «Хорнет». Так как буксировать его было просто немыслимо, эсминцы «Макигумо» и «Акигумо» добили корабль торпедами. Кроме «Хорнета» у американцев получили повреждения авианосец «Энтерпрайз», линкор «Саут Дакота», крейсер «Сан Хуан» и эсминец «Смит». Обратите внимание, что все поврежденные корабли входили в состав ОС 17 адмирала Кинкейда. Из состава ОС 16 адмирала Мюррея, кроме «Хорнета» не пострадал никто». У японцев серьезнее всего пострадал авианосец «Сёкаку», который, видимо был отмечен злой судьбой – во всех столкновениях с американцами «Счастливый журавль» отделывался легкой нервотрепкой, а вот «Летящий журавль» неизменно совершал вынужденную посадку на воду, хорошо еще не под воду. Однако часть ударов принял на себя «Мусаси», поэтому «Сёкаку» отделался парой бомбовых попаданий. Они сорвали большой кусок полетной палубы, сделав невозможными летные операции, однако корабле в этот момент не было самолетов, и пожары не возникли. Кроме него пострадал легкий авианосец «Дзуйхо», который получил 2 бомбы от американской поисково-ударной группы, и эсминец «Акикадзэ».

wartspite: К вечеру 26 октября американцы считали сражение завершившимся, однако на самом деле до его окончания было еще далеко. ОС 16 адмирала Кинкейда поспешно отходило на юго-восток, так как перспектива встречи с японскими линкорами его совсем не соблазняла. Адмирал Мюррей, оставив позади горящий «Хорнет», взял курс на восток. Он полагал, что там шансы встретить японцев будут минимальными, так бы оно и было, если бы не новая диспозиция Одзавы. Мюррей стремительно сближался с Авангардным соединением адмирала Абэ. В очередной раз возникал вопрос: кто окажется зорче – американский радар или японские глаза? Ведь шансы на успех в ночном бою были на стороне японцев, так как 2 линкора, 3 тяжелых и 1 легкий крейсера и 8 эсминцев могли в считанные минуты уничтожить прикрытие ОС 17 – 2 тяжелых крейсера, 2 крейсера ПВО и 4 эсминца, так как «Мастин» и «Андерсон» все еще болтались где-то позади. Когда на экране радара на расстоянии около 15 миль появились отметки, ни адмирал Мюррей, ни командир 5-й дивизии крейсеров контр-адмирал Гуд не встревожились. Японцы остались далеко позади, здесь их быть просто не могло, а, значит, и не должно. То есть, обнаружены американские корабли, и все спокойно. Японские наблюдатели заметили в темноте неясные силуэты, но адмирал Абэ сделал точно такой же вывод: японцев здесь быть просто не могло, а, значит, и не должно, То есть, обнаружены американские корабли. Вот только вывод из этого последовал прямо противоположный: боевая тревога, атаковать противника торпедами. Японские тяжелые корабли шли кильватерной колонной – впереди тяжелые крейсера, за ними линкоры. Эсминцы адмирала Кимуры были развернуты впереди, образуя противолодочную завесу. Им и выпала честь нанести первый удар. Завеса даже не перестраивалась, и как только на расстоянии около 5 миль был замечен противник, уже через минуту правофланговые «Таникадзэ» и «Исокадзэ» дали торпедный залп. Лишь после этого корабли Кимуры дали полный ход и начали перестроение в кильватерную колонну. Крейсер «Нагара», который теперь возглавлял японскую колонну, включил прожектор и осветил головной американский корабль, которым был эсминец «Моррис». Затем прожектор пробежал вдоль колонны, освещая корабли поочередно. Лишь теперь до американцев дошло, как они ошибались. Командир «Морриса» капитан-лейтенант Бойер чисто инстинктивно выкрикнул: «Право руля! Полный вперед!» – стремясь улизнуть в спасительную темноту. Однако следовавший за ним «Хьюз» так и не повернул, что стало роковой ошибкой. Тяжелый крейсер «Тонэ» осветил его прожектором и в 04.12 дал первый залп, рискуя при этом поразить собственные эсминцы, которые еще не успели очистить сектор огня. Но, похоже, в этот день бог был на стороне японцев, потому что единственное попадание пришлось именно в мостик «Хьюза». После этого адмирал Мюррей приказал открыть ответный огонь, американские моряки показали отменную выучку. Корабли были совершенно не готовы к артиллерийскому бою, но уже через 2 минуты после столь неприятного сюрприза прогремел первый ответный залп. Решение Мюррея было не слишком разумным, но объяснимым. Он видел только группу из 3 тяжелых крейсеров и несколько эсминцев, ушедших вперед. Чуть отставшие линейные корабли не бросались в глаза, Абэ вполне благоразумно категорически запретил «Хиэю» и «Кирисиме» использовать прожектора. Японские эсминцы дружно обрушились на пылающий «Хьюз» и, засыпанный градом снарядов, эсминец быстро потерял ход и начал тонуть. Собственно, в бою он не принял участия. Но свою роль он сыграл, так как в первые, решающие минуты, отвлек на себя львиную долю внимания японских эсминцев. В результате, крейсера противников сцепились между собой и вели равную артиллерийскую дуэль целых три минуты. После этого добрались до цели японские торпеды. Мюррей вполне разумно принял вправо, чтобы поставить горящий «Хьюз» между собой и противником, и открыл огонь по обозначившему себя «Тонэ». Однако тут первая из торпед разнесла на куски и без того обреченный «Хьюз», а вторая попала в шедший третьим в строю «Сан Диего». Для маленького крейсера ПВО этого оказалось вполне достаточно, были затоплены машинные отделения, треснул киль, и замыкавший строй «Джюно» едва успел отвернуть, чтобы не врезаться в него. Строй американцев полностью рассыпался, и тут вмешались линейные корабли, окончательно превратив бой в избиение. Первый же залп, накрывший «Нортгемптон», разворотил надстройки в районе миделя, а носовая башня была просто сорвана с барбета, судя по всему, в нее попали два тяжелых снаряда. Однако американцы успели огрызнуться, и открывший прожектора «Тонэ» пожалел об этом, так как попал под сосредоточенный огонь всей американской эскадры, в считанные минуты получил около двух десятков снарядов и вышел из строя. Крейсер даже не мог отстреливаться, так как все его башни находились в новой части. Поняв, что происходит, пока еще целые крейсера «Пенсакола» и «Джюно», не сговариваясь, дружно отвернули вправо и, дав полный ход, помчались следом за «Моррисом». Но замыкающие эсминцы «Рассел» и «Бартон» неожиданно продемонстрировали прилив боевого духа. Дав полный ход, они проскочили мимо «Джюно» и «Нортгемптона» и врезались прямо в строй эсминцев Кимуры, которые обходили американскую эскадру спереди. В последовавшей беспорядочной перестрелке «Бартон» получил в машинное отделение залп с «Нагары», и потерял ход, что предрешило его судьбу. Однако минный офицер эсминца успел разрядить свои торпедные аппараты по силуэтам, мелькавшим неподалеку. И так получилось, что 2 торпеды попали в эсминец «Уракадзэ», который переломился на три части и быстро затонул. Впрочем, та же судьба постигла вскоре и «Бартон». «Рассел» получил 10 попаданий, но, счастью, все они пришлись в надстройки, и капитан-лейтенант Хартвиг предпочел больше не играть с огнем и покинул место боя. Собственно, на этом можно закончить. «Нортгемптон» был быстро уничтожен сосредоточенным огнем всей японской эскадры. «Джюно», который пытался отстреливаться до последнего, был добит торпедами японских эсминцев. В общем, план Одзавы сработал, и даже принес японцам несомненную блестящую победу. Уничтожить 2 крейсера и 2 эсминца ценой потери всего 1 эсминца – это очень здорово. Но ведь Одзава рассчитывал совсем не на это…

Planet 789: Pr.Eugen пишет: Но "летнее" время не "выбирает" разницы по времени фиксации событий. Согласен с Вами Уважаемый Pr.Eugen. 23.30 наиболее правдободобный вариант.А Вы как считаете?

Pr.Eugen: Planet 789 пишет: 23.30 наиболее правдободобный вариант.А Вы как считаете? Я склоняюсь к мысли, что это местное время...В ином случае никак не объясняется практическая "одинаковость" времён...

Pr.Eugen: Сидоренко Владимир пишет: Прошу прощения, но ночь будем считать по-морскому (мы же здесь моряки, правильно?) - с конца навигационных сумерек Нашёл... Навигационные сумерки в конце мая 1941(у/в): 24.05 - 05.33/23.38 25.05 - 05.32/23.40 26.05 - 05.30/23.41 27.05 - 05.29/23.43



полная версия страницы