Форум » Вторая Мировая война 1939-1945 » Севморпуть » Ответить

Севморпуть

Пью: Есть вопрос по Севморпути. Встретилось мнение, что проводка по СМП «Комета» в 1940г являлась для СССР делом вполне рутинным. Типа того, что если между СССР и Германией нормальные отношения, то СССР в соответствии с международными нормами просто обязан был пропустить по СМП любой корабль, отказ был бы нарушением международных норм со стороны СССР. При этом мой оппонент приводил в пример пролив Босфор (хотя статус СМП и пролива Босфор должен различаться РАДИКАЛЬНО, по моему мнению, ибо является предметом специальных договоров стран в количестве не менее двух, чего нельзя сказать о трассе Севморпути.) В общем, интересно, каковы перспективы проводки по СМП судов любого стороннего заявителя, с которым у СССР нет войны – типа ВЗГЛЯД ПО УСТАВУ, что говорит международное морское право. Отсюда и следующие вопросы – какова роль добрых отношений между странами для осуществления такой акции, а также насколько секретность операции отражала «уставную неправоту» СССР по линии международного права. А также какие меры были у англичан для воздействия на СССР, если СССР проводит «Комет» не таясь. Я-то понимаю, что для СССР акция была глупейшая, отказать немцам в проводке было – раз плюнуть, абсолютно бессудное право на отказ. В крайнем случае – ходи вне морских границ СССР на этом океане, и никаких проблем, ха-ха. Ведь просто хотели насолить англичанам, за что и поплатились, и еще по лезвию ножа пробежались, когда «Шеер» гнался за двумя ледоколами – судами, наличие которых определяло само существование коммуникации. Оппонент по этому вопросу попался уж больно упертый, но и найти надежные доводы против, весьма желательно. И следующий вопрос по СМП – есть ли данные о хождении нем. ПЛ восточнее м.Челюскин? Что по этому поводу думали сами немцы, сказано? То, что в Карском море он резвились по 1944г, пока базы в Норвегии не упали, понятно.

Ответов - 3

Miroslav: Декарт в свое время сказал, что если договориться о терминах, то мгновенно разрешиться половина споров. Вот и мы сначала установим, что такое СМП. Это "судоходная магистраль России в Арктике, проходящая по морям Северного Леедовитого океана и соединяющая Сев. и Дальневост. мор. бассейны страны и устья судоходных сибирских рек" (МЭС, Т. 3, с. 110). Таким образом, это не абстрактный путь из Баренцева в Берингово море, а именно трасса, проложенная вдоль российской територии, в ее тер. водах. Это первое обстоятельство, которое объясняет эксклюзив России над СМП. Второе это то, что плавание судов здесь может обеспечиваться только ледоколами. Вряд ли страна, которая захочет перевести суда этим маршрутом пошлет их со своими ледоколами и лоцманами. Что касается плавания зарубежных кораблей и судов этими морями за пределами СМП и российских вода, то оно никак не регламентируется и криминалом не является (например, походы амер. ПЛА). Пью пишет: И следующий вопрос по СМП – есть ли данные о хождении нем. ПЛ восточнее м.Челюскин? Что по этому поводу думали сами немцы, сказано? Такие данные не известны. Обеспечить плавание в этом районе немцы вряд ли смогли бы даже если бы захотели - отсутствие точных карт и информации о ледовой обстановке. То есть то, что сгубило операцию "Вундерланд" только с еще большей степенью неизвестности.

murzik: Пью пишет: Встретилось мнение, что проводка по СМП «Комета» в 1940г являлась для СССР делом вполне рутинным. Типа того, что если между СССР и Германией нормальные отношения, то СССР в соответствии с международными нормами просто обязан был пропустить по СМП любой корабль, отказ был бы нарушением международных норм со стороны СССР. А Вы не пробовали спросить "упертого" оппонента - в каких "международных нормах" на 1940 год упоминался СМП вообще?. Разумеется Черноморские проливы имели вполне определенный Международными Договорами статус как проливы свободные для международного судоходства. А СМП - это - "внутренние воды" СССР, и ни какие "международные нормы" на них не распространялись...

Пью: Принято, понято.




полная версия страницы