Форум » Военное кораблестроение » Оптические приборы » Ответить

Оптические приборы

Сидоренко Владимир: При сравнение чертежей/схем различных кораблей я обратил внимание на то, что если на японских кораблях надстройки/мостики густо оснащены различными оптическими приборами (бинокляры, визиры и т.д.), то на кораблях американского и европейских флотов оптическое оборудование гораздо более скудное. Два-четыре бинокуляра на корабль класса крейсера, а то и вообще ничего. Развитая номенклатура оптики отмечается только на германских кораблях. Конечно, это может быть недоработкой художников, поэтому вопрос. Есть ли у кого-нибудь из уважаемых участников форума данные о номенклатуре и характеристиках оптических приборов на кораблях американского (прежде всего) и европейских флотов?

Ответов - 10

gorizont: Судя по всему, просто как правило системы оптические не описываются толком, а на чертежах, если только они действительно не подробнейшие, такие мелкие детали опускаются. Кроме того, похоже, что в связи с развитием радаров в большинстве поздних (правильнее - современных изданий) описанию оптики просто перестали уделять серьезное внимание - в отношении кораблей тех стран, где радиолокация сменила собой оптику в качестве главного средства обнаружения и наведения (т.е. Великобритания и США). Все это - конечно, ИМХО. Но кое-где можно встретить чуть более подробные описания, не ограничивающиеся фразой "система управления огнем состояла из КДП с ...-метровым дальномером и центральным вычислителем в ... посту". Из того, что легко найти, кривой перевод Ю. В. Апалькова в книжке "Линейные корабли типа «Нельсон". По ГК - "Носовой и кормовой посты наведе-ния с 4,57-метровыми дальномерами. ПАП с системой контроля управления стрельбой и передачи данных в баш-ни. Связь с постами наведения и боевы-ми рубками с помощью автомати-зированной параллельной системы управления. 12,5-метровый дальномер в каждой из башен ПС 6 пеленгаторов". подозрение - что под "пелегаторами" имелись ввиду визиры. Противоминный калибр: "4 поста наведения с 3,65-метровым дальномерами ЦАП с 2 указателями типа "S". 4 прибора "Evershed" для наведения на цель боевых прожекторов. 2 прибора "Evershed" для наведения на цель при стрельбе осветительными снарядами". Это - без оптики для зенитной батареи, которая упомянута отдельно. Из Титушкина "ЛК Витторио Венето": Система приборов управления стрельбой (ПУС) артиллерии главного калибра включала в свой состав главный визир центральной наводки, установленный на вершине башенноподобной носо-вой надстройки. Ярусом ниже размещались два 7,2-метровых оптических стереодальномера и два визира и еще уровнем ниже — один такой же запас-ной дальномер, служивший в обычных условиях для решения задач тактического маневрирования и управления соединением. Два центральных автома-та стрельбы (ЦАС) располагались: один в главном артиллерийском командном посту на девятом ярусе надстройки, а второй в центральном артиллерий-ском посту, расположенном между барбетов первой и второй 381-мм башен под главной броневой па-лубой на первой платформе. Сами 381-мм башни снабжались башенными автоматами стрельбы, ко-торые совместно с башенными 12-метровыми стереодальномерами и визирами могли обеспечить автономное управление огнем своей башни или группы башен артиллерии главного калибра. В корму от центрального артиллерийского поста главного калибра на той же второй платформе размещались еще четыре таких же поста: противоминного ка-либра правого и левого борта, а также зенитного калибра дальнего боя правого и левого борта. Стабили-зированные командно-дальномерные посты с 5-метровыми стереодальномерами систем ПУС 152-мм орудий устанавливались на первом ярусе надстройки в районе между дымовы-ми трубами. Визирно-дальномерные посты с 3-метровыми стереодальномерами систем ПУС 90-мм артиллерии занимали площадки по бортам на шестом ярусе носовой башенноподобной надстройки. Резервный визирно-дальномерный пост стоял на кормовой надстройке и предназна-чался для управления четырьмя корабельными 150-сантиметровыми боевыми прожекторами. Для управле-ния огнем малокалиберной зенитной артиллерии, делившейся на три группы: носовую, центральную и кормовую, служили упрощенные сис-темы ПУС с 1,5-метровыми дально-мерами." Надо сказать, что в этом издании Титушкин не перечислил всей оптики - так например нет упоминания и описания расположения "инклинометров", предназначенных для определения курсового угла цели. Более подробное описание СУАО "Витторио Венето" есть у того же Титушкина в книге "Линейные корабли итальянского флота 1908-...", где эти инклинометрические посты упоминаются, как и визиры ночные. Так, например, общее число отдельных визирных (не дальнометрических и не инклинометров - те описываются отдельно) постов наблюдения и целеуказания на "Витторио Венето" для всех калибров артиллерии составляет аж 46 штук. Сомневаюсь, что бы картина на других флотах радикально отличалась в сторону гораздо более бедного набора.Так что возможно у японцев и "погуще" с оптикой, но скорее всего отнюдь не на порядок.

Сидоренко Владимир: Для gorizont: Здравствуйте! Хоть кто-то откликнулся, спасибо. Я читал это и по "Нельсону" и по "Витторио Венето", но меня интересуют именно схемы размещения и, по возможности, характеристики. gorizont пишет: Судя по всему, просто как правило системы оптические не описываются толком, а на чертежах, если только они действительно не подробнейшие, такие мелкие детали опускаются Нет. Их изображают (те же поляки), но вот количество... gorizont пишет: Кроме того, похоже, что в связи с развитием радаров в большинстве поздних (правильнее - современных изданий) описанию оптики просто перестали уделять серьезное внимание - в отношении кораблей тех стран, где радиолокация сменила собой оптику в качестве главного средства обнаружения и наведения (т.е. Великобритания и США) Эта смена не произошла полностью даже до конца войны, а вот перед войной и в её начале, когда радиолокаторов попросту не было, а те немногие, что были использовались как средство обнаружения воздушных целей, основным средством наблюдения были оптические приборы. Другое дело, что завороженные сказками о "всевидящих радарах" англосаксонские "истореги", похоже, действительно перестали о них писать. gorizont пишет: Сомневаюсь, что бы картина на других флотах радикально отличалась в сторону гораздо более бедного набора Но даже по эти двум описаниям на "Витторио Венето" оптики побогаче, чем на "Нельсоне". Была у меня где-то схема носовой надстройки модернизированного линейного корабля типа "R" (кажется) из какого-то довоенного справочника с указанием всех постов и т.д. Но сгинула в потоке времени Кстати, есть подробное описание этих самых постов на "Витторио Венето"? Где стояли, для чего служили? gorizont пишет: Так что возможно у японцев и "погуще" с оптикой, но скорее всего отнюдь не на порядок Вот и хотелось бы убедится. Во всяком случае, если на "хипперах" оптики было достаточно много, то на известных схемах и фотографиях американских крейсеров бинокуляров наблюдается крайне мало. С наилучшими пожеланиями.

gorizont: Сидоренко Владимир пишет: Я читал это и по "Нельсону" и по "Витторио Венето", но меня интересуют именно схемы размещения и, по возможности, характеристики. увы, по бинокулярам (визирам) я вообще не встречал характеристик (кроме как по японским) - имею ввиду увеличение, диаметр линз (о соб остальных характеристиках вроде светопропускной способности линз просто молчу). По размещению - найдите того же Титушкина, только именно "Итальянские линейные корабли..." там есть планы надстроек, и если мне память не изменяет - с указанием расположения приборов. Сидоренко Владимир пишет: Эта смена не произошла полностью даже до конца войны, а вот перед войной и в её начале, когда радиолокаторов попросту не было, а те немногие, что были использовались как средство обнаружения воздушных целей, основным средством наблюдения были оптические приборы. Другое дело, что завороженные сказками о "всевидящих радарах" англосаксонские "истореги", похоже, действительно перестали о них писать. Я именно о послевоенных изданиях. У большинства ведь нет доступа к оригинальной технической документации межвоенной поры, а поздние описатели принялись больше обращать внимание на РЛС, зачастую опуская подробности касательно оптики. Сидоренко Владимир пишет: Кстати, есть подробное описание этих самых постов на "Витторио Венето"? Где стояли, для чего служили? Посмотрю вечером как раз по той книге - кажется, там есть.

Scharnhorst: Сидоренко Владимир пишет: Была у меня где-то схема носовой надстройки модернизированного линейного корабля типа "R" (кажется) из какого-то довоенного справочника с указанием всех постов и т.д. Но сгинула в потоке времени У Кэмпбелла есть схемы носовых надстроек "Худа", "Нельсона", "Кинга Джорджа" и "Вэнгарда" с указанием постов наблюдения и управления огнем.

gorizont: Сидоренко Владимир пишет: Кстати, есть подробное описание этих самых постов на "Витторио Венето"? Где стояли, для чего служили? Приборы для ГК: 1) ВЦН на вершине носовой надстройки 2) ярусом ниже дальномерный пост ( а) два 7,2 м дальномера - один стереоскопический и второй совмещающего типа, б) инклинометр в) визир горизонтальной наводки и г) визир стабилизации), 3) еще одним ярусом ниже - запасной дальномерный пост с аналогичным оснащением, за исключением того, что в нем лишь один дальномер, как я понял; в обычных условиях запасной пост служил для задач управления тактическим маневрированием, 4) резервный ВЦН над флагманской рубкой. 5) оборудование в башнях ГК - в каждой 12-м дальномер, визир и инклинометр. 6) два колонки РАС (резервных автоматов стрельбы), расположены побортно у второй дымовой трубы,использовались в ситуации ночного боя. На первом ярусе надстройки меж дымовыми трубами побортно располагались стабилизированные визирно - дальномерные посты (ВДП) управления огнем противоминного калибра (ПМК). Оснащены 5-метр. стереодальномерами, ВЦН, визирами стабилизации и инклинометрами. Такое же оснащение +БАС устанавливалось в каждой из 152-мм башен. Кроме того, у основания каждого из ВДП стояла по колонке ночных ПУС. ПУАЗО: на шестом ярусе носовой надстройки со стороны каждого из бортов стояло по одному стабилизированному дальномерному посту с 3,5 метровым стреодальномером рядом с этими ДП по одному визиру (указано как ВЦН, - вероятно, именно ЗА + визир стабилизации + резервный прибор ввода скорости и курса воздушной цели + дающий прибор + приборы сервомеханизмов стабилизации= вероятно, все в одной башенке). На кормовой надстройке - запасной дальномерный пост с 1,5 метровым дальномером, в основном предназначен для управления прожекторами. МПУАЗО - 4 колонки управления с 1,5 метровыми дальномерами и встроенными гировертикалями (на бортовых площадках + на 2-ой и на 3-ей башнях ГК). 4 бинокулярных визира дальнего обнаружения у основания основного ВЦН ГК. 4 флагманских и 6 командирских перископических визира, выводившихся через крышу флагманского поста. 2 больших бинокулярных ночных визира на крыльях ходового мостика для ЦУ ГК 12 (по 6 с каждого борта) бинокулярных визира для наблюдения за морскими целями в ближней зоне ЦУ для ПМК крупнокалиберной ЗА (сгруппированы по 3 визира рядом с соответствующей колонкой ПУС) 10 (по 5 с каждого борта, у оснований стабилизированных дальномерных постов МПУАЗО(???)) стабилизированных визиров обнаружения и целеуказания крупнокал. ЗА. На "Роме" есть некоторые отличия в составе и расположении приборов.

Сидоренко Владимир: Для gorizont: Здравствуйте! Большое спасибо. Очень интересное описание и вполне приличный набор. Мне не вполне ясны только два момента: gorizont пишет: в обычных условиях запасной пост служил для задач управления тактическим маневрированием Это есть и в монографии по "Витторио Венето", но я так и не понял, при чём тут дальномер? Единственное, для чего он может пригодится это для контроля дистанции до других кораблей ордера, но размеры ордера невелики и вполне достаточно обычного бинокля с сеткой или небольшой стереотрубы (дальномера) на крыльях мостика. gorizont пишет: запасной дальномерный пост с 1,5 метровым дальномером, в основном предназначен для управления прожекторами Пост один, а прожекторов четыре, причём побортно. Если так, то этот пост может наводить прожектора только на один из двух бортов, а другой борт тогда, что остаётся на местном управлении? Странно... С наилучшими пожеланиями.

gorizont: но я так и не понял, при чём тут дальномер? Единственное, для чего он может пригодится это для контроля дистанции до других кораблей ордера, но размеры ордера невелики и вполне достаточно обычного бинокля с сеткой или небольшой стереотрубы (дальномера) на крыльях мостика. Дык в необычных условиях - например, при выходе из строя основного дальномерного поста - этот пост использовался в качестве основного дальномерного, благо все равно выше, чем дальномеры башен ГК, расположен. Сидоренко Владимир пишет: Пост один, а прожекторов четыре, причём побортно. Если так, то этот пост может наводить прожектора только на один из двух бортов, а другой борт тогда, что остаётся на местном управлении? Странно... Ну так у них и все ВЦН ГК и дальномерные посты для ГК сосредоточены в носовой надстройке, и кстати, вычислитель для ГК у них также один (фактически, и БИП один). Кстати, дополнение - у колонок ПУАЗО не только дальномеры и гировертикали, на них еще и визиры вертикальной и горизонтальной наводки стоят (впрочем, было бы странно, если было бы по другому).

Сидоренко Владимир: Для gorizont: Здравствуйте! Ещё раз перечитал описание и отметил, что перечень приборного оборудования для управления артиллерийским огнём планировавшийся для ЛК типа "Советский Союз" очень близок итальянской номенклатуре. Впрочем, не удивительно. gorizont пишет: Дык в необычных условиях - например, при выходе из строя основного дальномерного поста - этот пост использовался в качестве основного дальномерного, благо все равно выше, чем дальномеры башен ГК, расположен Ну это понятно, просто в случае если этот дальномер приходилось задействовать по прямому назначению, что тогда служило для "задач управления тактическим маневрированием"? gorizont пишет: Ну так у них и все ВЦН ГК и дальномерные посты для ГК сосредоточены в носовой надстройке, и кстати, вычислитель для ГК у них также один (фактически, и БИП один) А в монографии по "Витторио Венето" сказано: "Два центральных автомата стрельбы (ЦАС) располагались: один в главном артиллерийском командном посту на девятом ярусе надстройки, а второй в центральном артиллерийском посту, расположенном между барбетов первой и второй 381-мм башен под главной броневой палубой на первой платформе". С наилучшими пожеланиями.

gorizont: Сидоренко Владимир пишет: А в монографии по "Витторио Венето" сказано: "Два центральных автомата стрельбы (ЦАС) располагались: один в главном артиллерийском командном посту на девятом ярусе надстройки, а второй в центральном артиллерийском посту, расположенном между барбетов первой и второй 381-мм башен под главной броневой палубой на первой платформе". Не знаю. В той монографии, что упоминал я, указано, что ЦАС только один - в посту меж барбетами, и дублированы только визиры и дальномеры. И в другом предложении прямо и недвусмысленно сказано, что при централизованном управлении стрельбой ГК по этой самой причине единовременно вести огонь можно только по одной цели. Сидоренко Владимир пишет: Ну это понятно, просто в случае если этот дальномер приходилось задействовать по прямому назначению, что тогда служило для "задач управления тактическим маневрированием"? А кто его знает? Варианты - от кормового дальномера до визирно-дальномерного поста противоминного калибра (того, что остается на противоположном от противника борте).

Сидоренко Владимир: Для gorizont: Здравствуйте! gorizont пишет: В той монографии, что упоминал я, указано, что ЦАС только один - в посту меж барбетами Это интересно, особенно учитывая, что автор один и тот же Титушкин. gorizont пишет: А кто его знает? Варианты - от кормового дальномера до визирно-дальномерного поста противоминного калибра (того, что остается на противоположном от противника борте) Нерационально. Боевая (условно) оптика может понадобится в любой момент. Так что лучше иметь парочку скромных дальномеров выделенных для штурманов. С наилучшими пожеланиями.



полная версия страницы