Форум » Военное кораблестроение » Торпедный катер "Ямб" (ТК №174) » Ответить

Торпедный катер "Ямб" (ТК №174)

Miroslav: Уважаемые друзья! Вопрос из серии кто знает: Начал разбираться с документами ТКА КБФ и наткнулся на упоминане о торпедном катере типа "Ямб" (возможно "ЯМБ", он же по-видимому ТКА №174). Входил в состав БТКА КБФ в апреле по 28 июня 1942 г., возможно и в более ранний период, т.е. в конце 1941 г. О его деятельности во 2-м квартале 1942 г. известно только, что 85 суток простоял в базе (в т.ч. 55 в ремонте), 4 суток был на ходу. В боевых выходах не отмечен. Прошел 60 миль со средней скоростью 12 узл. В последующие периоды в отчетах не замечен. Вопрос: что за зверь - в справочнике С.С. Бережного (Корабли и суда ВМФ 1928-1945) отсутствует. Заранее благодарен.

Ответов - 21

Miroslav: Тут посмотрел еще немного и выяснил, что ТКА "Ямб" значился в 1941 г. в составе ВМБ Ханко. Входил в состав последнего конвоя, находился рядом с подорвавшимся ТХ "И. Сталин" и спасал с него людей. Согласно отчету 2-го ДТКА значился пропавшим без вести в этом переходе, но реально, смог дойти до своих. По справочнику потерь ВМФ значится раздавленным льдом в бух. о. Гогланд 13.12.1941.

vvy: Насколько мне известно, ЯМБ – это тип катера, а не обозначение. Это были стальные катера, которые строились на ленинградским ССЗ № 194 им. Марти в 1937 г. Водоизмещение – 34,7 т, размерения - 22,7 х 5,0 х 0,9 м, 2 мотора ГАМ-34 по 800 л.с., ход – 25 уз. В 1939 г. на Балтике мне встречались следующие катера этого типа: «М-1» и «М-2» - в составе плавсредств штаба КБФ; «ВС-75» - в составе плавсредств ВВС КБФ. Возможно, были еще, т.к. в заводской переписке фигурируют не то четыре, не то пять корпусов. В 1937 г. после приемки от промышленности два были включены в состав плавсредств КБФ как «Ш-11» и «Ш-12». С весьма высокой степенью вероятности могу предположить, что потом они получили другие обозначения - «М-1» и «М-2». Кто из них мог стать ТКА – ума не приложу. Но исходя из их размерений и механизмов, думаю, что эти катера вполне могли вооружить торпедами…

Miroslav: Уважаемый vvy! Да, меня тоже преследовало дежвю, что я где-то раньше видел это название именно в виде аббревиатуры, обозначающей тип катера, но где - не помню. Но в документах о которых я говорил, катер прописан в единственном числе и именно как "Ямб" а не ЯМБ. Посмотрю списки кораблей и судов КБФ на 1.1.1941 и ЖБД ВМБ Ханко - может там что-то обнаружится. А каковы ТТХ упомянутых Вами катеров?


vvy: Miroslav пишет: А каковы ТТХ упомянутых Вами катеров? vvy пишет: Водоизмещение – 34,7 т, размерения - 22,7 х 5,0 х 0,9 м, 2 мотора ГАМ-34 по 800 л.с., ход – 25 уз.

vvy: Дополнительно поисследовал тему ЯМБов. Получилось следующее. Серия была из 6 единиц: 1 – для Наркома ВМФ, 1 – для Северной военной флотилии, 2 – для Штаба КБФ, 1 – для ВВС КБФ. Последний, и это Вам будет особо интересно, был передан Бригаде ТКА КБФ и вначале получил обозначение «ТК-11», а позднее – «ТК-21». Вполне может быть, что в войну катерники его и приспособили под ТКА.

Miroslav: vvy пишет: vvy пишет: цитата: Водоизмещение – 34,7 т, размерения - 22,7 х 5,0 х 0,9 м, 2 мотора ГАМ-34 по 800 л.с., ход – 25 уз. Да, виноват, слона и не змаетил. vvy пишет: Последний, и это Вам будет особо интересно, был передан Бригаде ТКА КБФ и вначале получил обозначение «ТК-11», а позднее – «ТК-21». Вполне может быть, что в войну катерники его и приспособили под ТКА. Странно - у Бережного его нет. На момент начала войны и ТКА №11 и №21 это катера 7-й серии Г-5. Вероятно ЯМБ успели куда-то деть и нова вытащить из запаса. Большое спасибо за помощь!

vvy: Мирослав Эдуардович, ковыряясь в катерах, сейчас наткнулся на любопытную вещь. Оказывается, собственные плавсредства подводных лодок также имели свои литерно-цифровые обозначения. Скажем, у подлодки «С-3» имелся тузик «ПЛ-16», а тузик «К-21» обозначался «ПЛ-112»…

vvy: Miroslav пишет: На момент начала войны и ТКА №11 и №21 это катера 7-й серии Г-5. Совершенно верно. Боевые катера имели номера без всяких букв, а вот плавсредствам присваивались литеры ("ПЛ", "ВС", "ТК" и т.д. и т.п.) Miroslav пишет: Большое спасибо за помощь! О чем речь, всегда рад оказаться полезным.

vvy: Miroslav пишет: На момент начала войны и ТКА №11 и №21 это катера 7-й серии Г-5. Вероятно ЯМБ успели куда-то деть и нова вытащить из запаса. Для лучшего представления ситуации. Вот состав плавсредств Бригады ТКА КБФ на 1 сентября 1940 г.: «ТК-21» (ЯМБ), «ТК-22» (бывш. рыбинский № 9), «ТК-23» (бывш. каракозовский № 10), «ТК-24» (бывш. «ТК-5»), «ТК-25» (бывш. водолазный бот № 11).

Miroslav: Виктор Вениаминович! vvy пишет: ковыряясь в катерах, сейчас наткнулся на любопытную вещь. Оказывается, собственные плавсредства подводных лодок также имели свои литерно-цифровые обозначения. Скажем, у подлодки «С-3» имелся тузик «ПЛ-16», а тузик «К-21» обозначался «ПЛ-112»… Любопытно... vvy пишет: Совершенно верно. Боевые катера имели номера без всяких букв, а вот плавсредствам присваивались литеры ("ПЛ", "ВС", "ТК" и т.д. и т.п.) То есть в данном случае ТК это не аббревиатура от "торпедный катер", а нечто другое. vvy пишет: «ТК-22» (бывш. рыбинский № 9), «ТК-23» (бывш. каракозовский № 10), Стесняюсь спросить: может быть у Вас и заводские номера наших ТКА имеются? vvy пишет: О чем речь, всегда рад оказаться полезным. Спасибо. Ваши консультации всегда очень полезны.

vvy: Miroslav пишет: Стесняюсь спросить: может быть у Вас и заводские номера наших ТКА имеются? Кое-что имеется, но, увы, полной картины нет. Пишите: vic358@mail.ru. Miroslav пишет: То есть в данном случае ТК это не аббревиатура от "торпедный катер", а нечто другое. Скорее -"при торпедных катерах", как "ПЛ" - "при подводных лодках".

Miroslav: Спасибо, напишу.

cyr: Эти катера мелькали в мемуарах. Кабанов: http://militera.lib.ru/memo/russian/kabanov_si1/15.html Пантелеев: http://militera.lib.ru/memo/russian/panteleev_ua2/03.html Видел где-то ещё, но за давностью не найду. Катера штабные. Возможно рашифровывается как "яхта морская быстроходная".

Miroslav: Про ханоквский ЯМБ я писал, теперь благодаря vvy стало ясно, что такой катер был не один. Думаю, что тот, который участвовал в эвакуации с Ханко и был раздавлен льдами в декабре 41-го не мог быть тем, который входил в состав БТКА весной 42-го - Гогланд-то остался за финнами. Может быть у кого-то есть сведения о судьбе всех ЯМБов?

Miroslav: Нашел циркуляр НШ КБФ №К/009 от 28.9.41 о внесении изменений в циркуляр от 6.9.41, котрым объявлялось о сведении всех ТКА КБФ в одну бригаду. Уточнялся состав 4-го дивизиона. В 3-м отряде последним пунктом значится: числить катер "ЯМБ" №21 с присвоением боевого №174. Получается, что катером стал "ТК-21" из числа плавсредств бригады.

Алексей Хоменко: Miroslav пишет: Может быть у кого-то есть сведения о судьбе всех ЯМБов? Есть отрывочные сведения о последнем ЯМБе. Катер связи "Ленинград", до этого разъездной катер РК-877, построен в 1937 г., зав. №194 (возможно, это номер завода, а не катера), продан на слом весной с.г., в материалах конкурса на продажу обозначен как проект РК-877 ЯМБ, водоизмещение 31,8 т (близко к указанному ув. VVY). Вот его фото в бытность разъездным катером Вот - в бытность катером связи И, наконец, во время разделки на металл Сведения и фото выложены на Авиабазе ув. участником с ником Havron. В выпуске МК , посвященном СКР типа "Ураган" (кажется, за 2005 г.) есть фото, где на параде 1939 г. у борта "Пурги" стоят два катера того же типа. На борту одного из них отчетливо читается Ш 2 (впрочем, это может быть и ретушь) С уважением -

Miroslav: Большое спасибо. Интересно только с какого перепуга его стали считать торпедным катером. М.б. попытались оснастить бугельными ТА?

Алексей Хоменко: Самому крайне интересно: что это получился бы за ТКА с ходом 25 уз. ? С уважением -

smax: Самому крайне интересно: что это получился бы за ТКА с ходом 25 уз. ? И зачем - у нас не хватало ТК спецпостройки? С уважением, Макс

Konstantin: Я думаю, тут надо исходить из адмиральской логики. Есть катер, на него повесили торпеды... Эсминцем то же не назовешь, тем более крейсером. Самое подходящее - ТК. Можно и в подводную лодку... По конечному своему состоянию.

cyr: Miroslav пишет: числить катер "ЯМБ" №21 с присвоением боевого №174. Есть сильное подозрение, что катер ничем не вооружался. Просто при реорганизации сокращались различные организационные единицы, а сами катера распределялись по боевым дивизионам с присвоением дивизионных номеров.



полная версия страницы