Форум » Военное кораблестроение » Технические вопросы, связанные с устройством подводных лодок » Ответить

Технические вопросы, связанные с устройством подводных лодок

поручик Бруммель: Уважаемые коллеги! Решил открыть новую тему для обсуждения вопросов, связанных с устройством подводных корабле, в рамках тематики нашего форума. Они все равно так или иначе периодически возникают, поэтому если вам что непонятно с устройством работы какого либо механизма или комплекса таковых, правильной терминологии и пр. пишите сюда. Ведающим просьба помогать вопрошающим. Персонально тему решил завести после возникновения вопроса по возможности установки мин немецких лодок времен ВМВ через торпедные аппараты, который был задан здесь: [BR]http://brummel.borda.ru/?1-14-0-00000010-000-240-0-1301679163 дианов пишет: [quote]Скажите пожалуйста, с момента издания "Стальных акул" не появились ли какие-нибудь сведения о технических особенностях постановки мин из торпедных аппаратов? Просто не верится, что никто не знает ( или не помнит:)) как немцы это делали. Не могли же они ставить 2-3 мины банками одним "выстрелом" поршня, по моему скромному разумению. [/quote] Немецкие ТА оборудованы дополнительным устройством, позволявшим устанавливать через них мины. В ТА могли быть заряжены 2 минами типа ТМА или ТМС или 3 минами типа ТМВ. Мины устанавливались путем подачи в ТА сжатого воздуха из балонов ВВД. Сжатый воздух подавался в ТА через три вывода, предназначенных для вывода мин наружу поочередно . (В трубе ТА для этого были просверлены отверстия для них). Подачу воздуха в в них контролировал распределительный кран, с помощью которого можно было подавать воздух в нужный вывод. Подачу воздуха в него осуществлялась через вентиль, который контролировал общую подачу воздуха в ТА. Контроль выхода мин поочередно осуществлялся в ручную, с помощью рычага, который тянулся вдоль всего ТА снаружи и был связан со стержнем-стабилизатором, который удерживал ближнюю мину к внешней крышке ТА. В отличии от торпедного стабилизатора, который убирался автоматически, на момент выхода мины из ТА, стержень-стабилизатор убирали вручную , освобождая первой мине свободный выход наружу. В случае необходимости лодка могла избавится от всех трех мин сразу путем подачи воздуха в раздел ТА между внутренней крышкой ТА и поршнем Мои извинения заранее если я использовал некоторые термины неверно с технической точки зрения. Допускаю, что они могли называться иначе. Но в целом это на мой взгляд на описание процесса это не должно сильно повлиять.

Ответов - 18

дианов: Ооо, огромное спасибо уважаемый господин поручик, так приятно когда подобные белые пятна исчезают из коры головного мозга! Простите за офф-топ, но буду несказанно рад если Вы выскажете свое мнение по Кушу в моей теме по Нюрнбергу ( вы подымали это в своем ЖЖ) и может быть поможете с моим последним постом в "подводных вопросах".

поручик Бруммель: Максиму Князеву. Отдаю старые долги. Что такое Schnelltauchback?

Pr.Eugen: 2 поручик Бруммель... Влад, спасибо.

дианов: Смотрел как-то по каналу 365 фильм "По следам морских сражений" про то как нашли 480-ю Форстнера. Там Аксель Нистле объясняет технологию покрытия лодок "Альберихом" и говорит, что корпус лодки обстреливали какими то шариками для идеального прилегания листов резины. Что это за технология такая? Именно из-за ее сложности такое малое количество лодок получили покрытие и т.п. Кстати был удивлен когда крупным планом показали пробоину: действительно как сказал комментатор очень напоминает алюминиевую банку пробитую карандашом. Я думал от взрыва мины корпус трескается или переламывается, а так если бы не знал, подумал бы, что снаряд засадили.

Pr.Eugen: дианов пишет: Там Аксель Нистле объясняет технологию покрытия лодок "Альберихом" и говорит, что корпус лодки обстреливали какими то шариками для идеального прилегания листов резины. Что это за технология такая? Дробеметная очистка. Типа пескоструйки, только вместо песка используется мелкоколотая стальная дробь.

поручик Бруммель: Немцы мучались с "Альберихом" два года, где одной из главных проблем было прочное закрепления покрытия на лодке. Резиновые пластины 2х1 метра с помощью специального клея поочередно прикреплялись к корпусу. После этого для лучшего прижатия по ним проходились катком, а затем резина красилась в серый цвет. Пластины плохо держались на корпусе. К примеру, при переходе одной лодки в 1941 году из Вильгельмсхафена в Киль некоторые пластин были потеряны, а при постановке в док после перехода было обнаружено, что от 20 до 30 процентов всего покрытия лодки нуждается в замене. В результате, на верфи стыки пластин были скреплены по всему корпусу полосовым оцинкованным железом. Однако, тот метод закрепления, о котором говорит Нистле применялся уже в 1943 году. Дело в том, что проект мог бы быть совсем закрыт 28 сентября 1942, когда о его деталях доложили Гитлеру. Однако, было принято соломоново решение, прежде проверить эффективность покрытия в боевых условиях. Поэтому U480 и некоторые другие лодки получили его для этого испытания.

дианов: Спасибо господин поручик, очень информативно. Судя по кадрам из фильма покрытие прекрасно сохранилось, вот ведь качество. Правильно ли я понимаю, что в боевых условиях эффективность была доказана ( об этом свидетельствуют расшифровки радиоперехватов Форстера), но ресурсов уже не хватало, или гибель лодок с "Альберихом" оказала все-таки влияние на судьбу проекта?

поручик Бруммель: дианов пишет: Правильно ли я понимаю, что в боевых условиях эффективность была доказана ( об этом свидетельствуют расшифровки радиоперехватов Форстера), но ресурсов уже не хватало, или гибель лодок с "Альберихом" оказала все-таки влияние на судьбу проекта? Да, господин дианов, командование подводным флотом оценила этот проект с положительной стороны. Контр-адмирал Годт дал ему следующую характеристику: "Альберих"- отличное средство". Какие выводы были сделаны в связи с гибелью лодки мне неизвестно.

Miroslav: поручик Бруммель пишет: Немецкие ТА оборудованы дополнительным устройством, позволявшим устанавливать через них мины. В ТА могли быть заряжены 2 минами типа ТМА или ТМС или 3 минами типа ТМВ. Мины устанавливались путем подачи в ТА сжатого воздуха из балонов ВВД. Возник неожиданный вопрос: а это устройство действовало при нахождении ПЛ в надводном положении? Грубо говоря, могли ли лодки ставить мины не погружаясь?

поручик Бруммель: Miroslav пишет: Возник неожиданный вопрос: а это устройство действовало при нахождении ПЛ в надводном положении? Грубо говоря, могли ли лодки ставить мины не погружаясь? В техническом описании такой момент бы опущен, однако в тактических рекомендациях указывается, что такой тип мин, как ТМА разрешается ставить в надводном положении. Полагаю, что технически и для других типов мин, как ТМВ и ТМС в этом не было препятствий, но в условиях боевых действий это не практиковалось. Рекомендую посмотреть в "Наставлении" пункты 284-285.

Miroslav: Спасибо, я смотрел. Дело в том, что по факту я столкнулся с минной постановкой "семерки", выполненной на глубинах 12-16 м. Полагаю, что ее было невозможно осуществить в подводном положении.

поручик Бруммель: Miroslav пишет: Спасибо, я смотрел. Дело в том, что по факту я столкнулся с минной постановкой "семерки", выполненной на глубинах 12-16 м. Полагаю, что ее было невозможно осуществить в подводном положении. Если возможен пуск торпед в надводном положении, то и выставить мины в таком случае тоже могли. Технически процесс выхода и тех и других из ТА практически идентичен. Я припомнил еще один пример, когда "семерка" ставила мины в надводном положении - минирование Метцлером гавани Такоради.

Miroslav: поручик Бруммель пишет: Технически процесс выхода и тех и других из ТА практически идентичен. Ну не совсем. У торпеды запускается двигатель и она идет в заданном направлении. Мина просто выпадает, причем под лодку, которая имеет ход. Я не думаю, что там такое давление ВВД, что она может далеко вылетать из ТА - ведь при большом давлении воздух сам может деформировать обшивку изделия. Все-таки в жидкости процесс выхода из ТА и падения на глубину осуществляется более плавно. Впрочем, все эти рассуждения не имеют большого значения, поскольку возможность постановки мин в надводном положении несомненна. И последний вопрос: сколько времени уходило на перезарядку минами носовых ТА. Ведь за раз лодка могла поставить только 12 мин, а большинство минных заграждений, выставленных ПЛ это 24 мины, следовательно осуществлялась перезарядка с торпедных стеллажей.

поручик Бруммель: Последний гвоздь в вопрос о постановке мин в надводном положении. Из оперативного приказа штаба подводных сил к U230 Зигмана по постановке мин у Норфолка (Вернер описывает этот случай в своих мемуарах ) "Максимальная глубина на которой могут быть установлены мины - 20 метров, минимальная -12 метров, расстояние между минами - 1000 метров." Miroslav пишет: И последний вопрос: сколько времени уходило на перезарядку минами носовых ТА. Ведь за раз лодка могла поставить только 12 мин, а большинство минных заграждений, выставленных ПЛ это 24 мины, следовательно осуществлялась перезарядка с торпедных стеллажей. Это не совсем так. Подобные установки с таким количеством мин практиковались немцами на двух театрах - Арктике и Средиземноморье. В Арктике за 1942 год было произведено 9 постановок мин TMB по 24 штуки за постановку и два раза одна лодка выставила по 27 мин такого типа Всего 270 мин. На основном театре подводной войны у побережья Британии, США, Африки лодки выходили на постановку мин имея на борту 9-12 мин TMB. Мне известны только два случая, когда в начале войны было выставлено по 18 мин. Поэтому большинство немецких минных заграждений не 24, а 9-12. По существу поставленного вопроса могу сказать, что мне, к сожалению, неизвестно сколько времени занимала перезарядка ТА при установке мин. Я имею только данные сколько времени занимали постановки в различных случаях.

Miroslav: Спасибо за этот и предыдущие ответы. Я имел в виду постановки в Арктике.

поручик Бруммель: Пожалуйста. Вопрос был необычный и интересный.

поручик Бруммель: Два моих наброса по вооружению немецких подлодок 1. Торпедное вооружение http://olt-z-s.livejournal.com/58337.html 2. Огневые средства http://olt-z-s.livejournal.com/71324.html

Серега: Уважаемый друг поручик Бруммель! Не подскажите где можно найти журнал погружений для немецких подлодок ( очень хотелось увидеть лодок типа IX и XXI)? И хотел узнать план тренировок для учебных лодок после строительства для типа IX и XXI? И не подскажите слабые места этих лодок?



полная версия страницы