Форум » Корабельная библиотека » Что будем делать с Металлистом? » Ответить

Что будем делать с Металлистом?

veemes: Привет Мирослав!Этой осенью опять ныряли на Металлист.Дайверы подняли на поверхность много довоенной утвари.

Ответов - 26

Miroslav: Уважаемый veemes! Привет и Вам. Надеюсь мы знаком, поскольку Ваш ник я вижу впервые :) Вы ныряли на "Металлист" у Ханко?

veemes: Мы знакомы но заочно.По нашим сведениям настоящий Металлист лежит на дне у Тойла в Нарвском заливе где ему и положено лежать согласно всеми историческим данным.

vvy: Можно приблизительно прикинуть расстояния от нынешнего положения судна до Ханко? Сколько это будет в милях?

veemes: Около 200миль.

vvy: veemes пишет: Около 200миль. Прилично...

Miroslav: Уважаемый veemes! veemes пишет: По нашим сведениям настоящий Металлист лежит на дне у Тойла в Нарвском заливе где ему и положено лежать согласно всеми историческим данным. Когда-то согласно "историческим" данным считалось, что мы в ВОВ потеряли 10 миллионов человек, затем 20 миллионов, а теперь считается, что 27. Могу привести примеры и сфальсифицированных исторических событий. Потопление "Металлиста" в Нарвской бухте одно из них, поскольку в документах КБФ это событие напрочь отсутствует (присутствует в сфальсифицированном виде). До тех пор, пока Вы не сможите установить название судна по недвусмысленным свидетельствам, предлагаю Вам не называть его "Металлистом". Весьма вероятно, что тем самым Вы убережете себя от неудобств, если выяснится, что это другое судно.

veemes: Получается по вашему что доктор исторических наук М.И.Семиряга поддерживал фальсификаторов ?Наврядли.Пока нам не удасться найти точное название парохода он будет называться Металистом, а потом посмотрим.Так принято во всем мире.Но вопрос остается открытым.

Miroslav: Уважаемый veemes! veemes пишет: Получается по вашему что доктор исторических наук М.И.Семиряга поддерживал фальсификаторов ?Наврядли. От этого никто не застрахован хотя бы потому, что историческая гипотеза предполагает, что всех данных по вопросу не имеется - в противном случае это уже не гипотеза, а факт. Поэтому когда даешь гипотезу всегда есть шанс на то, что окажешься не правым в результате дальнейшего изучения проблемы. veemes пишет: Пока нам не удасться найти точное название парохода он будет называться Металистом, а потом посмотрим.Так принято во всем мире. Что именно принято во всем мире? По советским официальным данным "Металлист" погиб в июле 1941 года на Ханко - гибели какого-либо судна в 1939 г. нет ни в одном справочнике.

veemes: До выяснения всех обстоятельств во всем мире рабочую версию принято считать основной.Я считаю что это Металлист вы не считаете что это он и что?Искать надо в архивах а не в справочниках.У нас есть пароход такой как Металлист у вас же ничего нет .Тогда вы попробуйте доказать что это не Металлист.Кроме того я считаю что эту диверсию своевременной и оправданной .Взятие Эстонии спасло жизнь многих русских в начале войны.Надо наградить всех кто провел эту диверсию.Американцы например не стесняются того что бросили бомбы на Хиросиму и Нагасаки.Это спасло жизнь многих амеров.Почему у вас страх перед прошлым?Мы великий народ.Не так ли?

Алекс : Тема благодарная, действительно интересно чего за лайба лежит. Одно меня как-то смущат, утверждение о лодочной торпеде, дырка для торпеды маловата или она вообще не взорвалась??? Похоже топили подрывным зарядом только не понятно а нафига, когда кингстоны открыть можно???

Долгушев Денис: Уважаемый Алекс! Пробойна слишком большая для подрывных зарядов. Диверсионные средства вообще наносят малые пробойны. Так при атаке юаровской лодкой советских судов в Анголе диаметр пробойн составлял от 6 до 10 см. И это учитывая новейшие типы взрывчатки. Подрывные заряды также наносят повреждения меньшего размера.

Miroslav: Уважаемый veemes! В архивах я уже искал и результат, возможно, Вы читали. Про остальное не отвечаю во избежание замечаний про офф-топ. Вообще же я думаю, что следующее слово во всей этой истории за дайверами - документы в архиве РГА ВМФ не буду доступны как минимум два ближайших года, к тому же они капитально подчищены и носят следы прямых фальсификаций.

поручик Бруммель: veemes пишет: Кроме того я считаю что эту диверсию своевременной и оправданной .Взятие Эстонии спасло жизнь многих русских в начале войны.Надо наградить всех кто провел эту диверсию.Американцы например не стесняются того что бросили бомбы на Хиросиму и Нагасаки.Это спасло жизнь многих амеров.Почему у вас страх перед прошлым?Мы великий народ.Не так ли? Стоп моторы! Уважаемый veemes! Данные высказывания не совместимы с деятельностью участников на данном форуме. Поэтому предупреждаю Вас, что при повторе подобных высказываний Вам будет ограничен доступ на форум. Вы появились здесь, что бы получить информацию о интересующем Вас судне, так и следуйте тем же путем. Уважаемые Денис Долгушев и Мирослав Эдуардович. На мой взгляд Ваша дискуссия конечно весьма интересна, но все таки страсти начинают постепенно накаляться. Прошу не доводить давление в котлах до критического момента. Надеюсь на ваше благоразумие. И хотелось бы обратиться персонально к уважаемому Денису Долгушеву. Уважаемый Денис, хотел бы попросить Вас поменьше демонстрировать свой негативизм по отношению к Мирославу Эдуардовичу. То что Вы не согласны с Морозовым безусловно Ваше право, однако на мой взгляд свои взгляды на его работы нужно выражать более корректно. Подобные высказывания : "В первом случае это сознательная дискредитация советского флота путём размещения заведомо ложной информации, во втором случае просто банальное непонимание того, чего ВЫ пишете." (с) не могут не вызвать обратной реакции, а вернее сказать она уже вызвана. Поэтому я Вас прошу являть свою критику в более обьективном и конструктивном изложении своих мыслей. Не согласны с Морозовым, значит выскажите свою точку зрения вежливо и обьективно. Мне просто непонятен тот негативизм, который Вы демонстрируете к Мирославу Эдуардовичу практически с самого Вашего появления на форуме. Прошу Вас быть более благоразумнее и впредь подобного больше не демонстрировать.

veemes: Два года не срок можно и подождать.А с чем это связано?У них идет ремонт или не хватает архивариусов?

Miroslav: Уважаемый veemes! Часть архива переезжает в новое здание, все сотрудники пакуют и грузят документы. Больше некому :(

veemes: Спасибо.Таков уж удел архивов в России.Перевезут в какой нибудь подвал на временное хранение и забудут.Потом их зальет водой или сгорят или заплеснеют.А люди которые занимаются историческими исследованиями бьются в закрытые двери.

Miroslav: Уважаемый veemes! Справедливости ради замечу, что архив (точнее его часть, отвечающая за XVIII век) переезжает в новое, специально для него построенное здание, поскольку в старом на ул. Милионная в центре СПб дальше находится действительно было невозможно. Но делается все действительно в "лучших" совковых традициях: чтобы нормально заработала одна часть архива два года он не будет работать весь.

veemes: Пора уж давно оцифровать все архивы и дать возможность всем пользоваться ими.

Charlie's aunt : Печальные истории Балтийского моря. Издаваемый в Эстонии независимый журнал Морской Академии “Meremees” («Моряк») в номерах 3, 4-2006 г. и 1, 2-2007 г. опубликовал статью «Провокаторы – корабли и их капитаны», подготовленную историками мореходства Эстонии: Владимиром Коппельманн – зав. филиалом Эстонского Морского Музея и Арви Нордманн – преподавателем Морской Академии. Поскольку журнальная публикация предназначалась исключительно для эстонских моряков и историков, не требовалось делать длительных вступлений и пространных объяснений. Слова «потопление “Металлиста”» так же понятны каждому эстонцу, как поляку «операция “Гляйвиц”». Но после того, как статья вышла в свет, появился ряд новых версий, стал известен иной взгляд на cудьбу «Металлиста». Для восстановления фактических событий, Во избежание лишних разночтений мы обратились к поиску в печати и Интернете, в результате которого была обнаружена статья М. Морозова, опубликованная в «Флотомастере № 6-2002 г.», стали известны работы П. В. Петрова «Освоение Прибалтики: КБФ в Эстонии и Латвии – октябрь 1939-февраль 1940.» («Тайфун № 3-2000 г.»), «Punalipuline Balti Laevastik ja Eesti 1939. aasta septembris ning vahejuhtum aurikuga "Metallist"» («Akadeemia №6.2006. Tallinn») а также обстоятельный рассказ Сергея Чуковича об обследовании затонувшего судна. Не отказываясь от опубликованного, с согласия редактора журнала “Meremees” Мярта Кулло, помещаем в Интернете на русском языке расширенный вариант той же статьи с более полным использованием известных в Эстонии материалов. Этим мы надеемся привлечь внимание к теме прогрессивных российских морских историков и филокартистов-маринистов для совместного прояснения обстоятельств авантюр с «Металлистом», «Пионером» и выявления дальнейших сведений о них. Сделаем все вместе так, чтобы информация о событиях, связанных с трагическими для Эстонии и ее народа последствиями, не обрастала шелухой абсолютно ненужных сведений об одноименных кораблях, судах и даже подводных лодках, никакого отношения к теме 1939г. не имеющих. Немаловажно, что спустя 50 лет после происшедших событий, они перестали быть «Государственной тайной» и могут свободно обсуждаться как в Эстонии, так и в России. Жаль только, что больше нет среди нас тех пожилых русских моряков, которые брали на себя смелость доверительно рассказать эпизоды давней авантюры, сохранив их таким образом для нашего поколения. Уважаемые читатели, по состоянию здоровья и объему служебных обязанностей авторы не гарантируют ответов на все вопросы, но мы обещаем, что фактические дополнения по теме найдут свое отражение в наших работах с ссылкой на корреспондентов. Заранее благодарим всех, кто серьезно отнесется к нашей работе и посильно поможет дополнить поиск конкретными фактами, а не общими словами. Отдельно благодарим Эдвина Вебер за помощь в оформлении материалов. Владимир Коппельманн Арви Нордманн baltics@planet.ee «Металлист», «Пионер», «Ёрш» – провокаторы корабли и их капитаны. После развала СССР, мировая общественность услышала о секретных приложениях к подписанному 23 августа 1939г. Соглашению между Германией и Союзом ССР (более известном как «Пакт Молотова-Риббентропа»). В тех приложениях фиксировался раздел «сфер влияния» на лежащие у восточного побережья Балтики страны – от Польши до Финляндии. Но задолго до подписания пакта, советские спецслужбы готовили почву для провокаций против Эстонии и Финляндии. Эта малоизвестная сторона вопроса нашла своё отражение в предлагаемой вниманию читателей статье. Часть I Шло мирное лето 1939 г. Если бы не участившиеся в последние годы случаи аварий и гибели в Финском заливе советских судов (ГиСу «Азимут» 28.08.1938 г. в Лужской губе, подводная лодка «М-90» 15.10.1938 г. у Ораниенбаума, грузовой теплоход «Челюскинец» 27.03.1939 г. у Таллинна), то обстановку на море можно было бы считать куда более спокойной, чем береговую, где продолжались аресты очередных «врагов народа». Но вот появился новый, настораживающий фактор – доклады капитанов судов Совторгфлота о якобы плавающих в заливе минах. При этом иногда они даже умудрялись сообщить, что мины те «английского» образца. Об образце мины даже военные моряки при обнаружении её в море не берутся докладывать. В 20-е и начале 30-х гг. не раз сообщалось о появлении мин в восточной части Финского залива. Но тогда мины русского, немецкого или английского образцов времён Гражданской войны своевременно обнаруживались и немедленно уничтожались, а этих почему-то найти не могли. Пальму первенства в фиктивных докладах держал капитан теплохода «Пионер» Владимир Михайлович Беклемишев. 23 июля 1939г. он превзошёл всех и самого себя, судите сами: 22ч. 21м. стоящий в дозоре на линии Шепелевского маяка, сторожевой корабль «Тайфун» получил семафором и клотиком сообщение от капитана, находящегося в Финском заливе т/х «Пионер» : «В районе Северной деревни острова Гогланд (бухта Suurkülänlahti Suursaari) замечены два военных корабля типа Л.К. (линейный корабль)» (здесь и далее выписки по «Вахтенному журналу Оперативного дежурного Штаба КБФ») [РГА ВМФ. Ф-Р-92. Оп-1. Д-1005,1006] 22ч. 30м. Командир «Тайфуна», продублировав сообщение в штаб флота, запрашивает «Пионер»: «Сообщите время и курс замеченных вами неизвестной принадлежности Л.К. (линейный корабль)» По получении радиограммы в Кронштадте должны были: Готовить к бою и походу корабли эскадры Поднять по тревоге Штаб Флота На стол Наркома ВМФ должна была лечь шифровка. В кратчайшее время о линкорах могло быть доложено в Генеральный Штаб РККА и лично И. В. Сталину 22ч. 42м. Капитан «Пионера» повторяет прежний текст и связь прерывает… Командир сторожевика «Тайфун» на свой страх и риск ведёт поиск неизвестных линкоров вблизи финских территориальных вод и конечно, ничего не обнаруживает. Кем и зачем был разыгран этот спектакль, можно только догадываться. Кто же такой Владимир Михайлович Беклемишев (1908г. рождения) – неопытный капитан или …? Это сын первого российского подводника Михаила Николаевича Беклемишева (1858г. рождения), одного из проектантов первой российской подводной лодки «Дельфин» (1903г.) и её первый командир. Связав свою службу с подводными лодками, он ушёл в отставку в 1910г. в звании «генерал-майора по флоту». Затем преподавал минное дело в Петербургском политехническом институте, работал консультантом на заводах Балтийском и Динамо. Оставшись после Октябрьского 1917г. переворота не у дел, поступает в Главное Управление Кораблестроения, но уволен. С 1924г. становится командиром опытового судна «Микула», исправно командуя им между неоднократными арестами и уходит на пенсию в 1931г. В 1933г., как высшего чина царского флота (генерала) его лишают пенсии. Умер старый моряк от сердечного приступа в 1936г. [Э.А. Ковалёв. «Рыцари глубин», 2005 г., с. 14, 363] Теперь читателю должно быть понятно, что мечтавший с детства о море его сын Владимир мог плавать лишь выполняя (ради отца и своей семьи) требования советских спецслужб, что и делал с усердием. Оглядываясь на вышесказанное, можно предположить, что описываемые события происходили так: 28 сентября 1939г. около 2-х часов ночи, когда теплоход вошёл в Нарвский залив, его капитан, согласно полученного инструктажа, имитировал посадку «Пионера» на камни Вигрунд и дал заранее подготовленную радиограмму «об атаке судна неизвестной подводной лодкой». Наблюдалась или нет моряками «Пионера» посланная в этот район «неизвестная» «Щ-322», капитан-лейтенанта В.А.Полищука дела не меняет. Зато известно, что 10.12.1939 в ходе зимней войны ею был потоплен у Хельсинки нейтральный германский п/х "Reinbeck" (2804 brt). В июньских событиях 1940г. проявил себя и лично В.А.Полищук, участвовавший в задержании и приведении в небоеспособное состояние эстонских подводных лодок. Новая провокация послужила последним козырем на переговорах СССР с Эстонией «О мерах обеспечения безопасности советских вод от диверсионных действий со стороны скрывающихся в Балтийских водах иностранных подводных лодок» (газета «Правда», 30 сентября 1939 г., № 133) Заранее ожидавший сигнала «SOS» мощный спасательный буксир «Сигнал» немедленно вышел к «Пионеру», а спасатель «Трефолев» (водолазное судно-база, бывшее УС «Воин», 1894 г.) 29.09.1939 г. в 03:43 «вышло из гавани по заданию и стало на БКР (Большом Кронштадтском Рейде). Якобы снятое с камней судно привели в Невскую губу. «В 10:27 30.09.1939 “Сигнал” и “Пионер” стали на Восточном Кронштадтском рейде на якорь». Но кому-то и этого было мало. Ещё в 06:15 буксируемый «Пионер» вновь «обнаруживает» плавающую мину в районе Шепелевского маяка, о чём сообщает дозорному тральщику «Т‑202 Буй». Дано приказание ОД ОВРа предупреждать все корабли о плавающей мине в районе Шепелева В 09:50 Оперативный дежурный ОВРа (Охраны водного района) докладывает в Штаб флота, что посланный на поиски мины катер «МО» возвратился, мины не обнаружив. Читатели, вдумайтесь в строки «Вахтенного журнала ОД Штаба КБФ»: 1.10.39 г. Спасательное судно «Трефолев» снялось с якоря на БКР и последовало на Ост на Восточный рейд. 2.10.39 г. 20-18 Транспорт «Пионер» начали буксировать с Восточного рейда в Ораниенбаум. Если бы т/х «Пионер» действительно поспешно выбросился на одну из каменных банок возле скалистого островка Вигрунд он должен был получить повреждение хотябы одного-двух листов обшивки подводной части корпуса. Имевшее от форпика до машинного отделения один большой трюм судно немедленно наполнилось бы водой и полузатонуло. Спасти его могли только хорошая погода, заведенный пластырь и откачка воды силами спасательного судна. Поскольку ничего этого не произошло, то понятно что теплоход не сидел на камнях, а стоял в районе выгрузки с гидрографических судов на островок ацетиленовых баллонов (для светящего навигационного знака). По прибытии к Кронштадту, аварийное судно следовало: немедленно вводить в Лесную гавань, где Морской завод и большинство сухих доков (им. тов. Сургина, Памяти трёх эсминцев, им. тов. Митрофанова, им. тов. Велищинского он же линкоровский) по готовности одного из доков немедленно ставить в него аварийное судно для замены листов обшивки поврежденного корпуса. Но вводить теплоход в док не потребовалось, следовательно и на камнях он был лишь в "Сообщении ТАСС". 2.10.39 г. 23-40 Транспорт «Пионер» отбуксирован в Ораниенбаум к Вестовой стенке (т. е. Угольному причалу) 5.10.39 г. 20-05 Транспорт «Пионер» вышел из Ораниенбаума… На этом закончим приводить выписки из «Вахтенного журнала…», спектакль с участием «Пионера» закончился, далее теплоход Совторгфлота не требовался. В ноябре того же 1939г. «Пионер» доставил грузы для развёртываемой в Палдиски советской военно-морской базы и помог переправить на о. Малый Пакри 3-130мм орудия «Б-13» весом по 14 тонн для устанавливаемой там береговой батареи «БС-21», которой первоначально командовал капитан А. М. Стебель. О тех днях комбриг С. И. Кабанов писал: «Пришёл теплоход «Пионер», небольшой, новенький, недавно построенный в Финляндии. Он доставил продовольствие, зимнее обмундирование…, а главное долгожданные перфораторы для установки батареи на скале Пакри. Капитан «Пионера» Владимир Михайлович Беклемишев, его помощник, другие члены команды только что получили ордена…» [С. И. Кабанов. «На дальних подступах». 1971 г. с. 48] В 1940г. «Пионер» передали прибывшему из Баку экипажу и отправили (с глаз долой) по Волге на Каспий. Капитан В. М. Беклемишев принял другое судно БГМП – пароход «Отто Шмидт», находившийся в капитальном ремонте на Канонерском судоремонтном заводе в Ленинграде, на нём он и встретил войну. Вскоре его перевели на латвийский пароход «Сигульда», чей капитан Antons Martinsons оказался неугодным для советского флота. 26.08.41 в 20-50 от острова Гогланд курсом на Таллинн (для усиления транспортных средств ГВМБ) был направлен конвой. 6 тихоходных тральшиков (б.буксиров): Тщ №42, Тщ №43, Тщ №44, Тщ №47, Тщ №121, Тщ №122, базовый сторожевой корабль (б.буксир) "Чапаев", ПС МПО НКВД "Уран" (также в качестве базового сторожевого корабля) и 4 катера "МО" сопровождали ВТ-519 "Сигулда", ВТ-553 "Сауле" и ПМШ "Рейн". Штормовой ночью конвой попал на минное поле (то ли у п-ова Юминда, то ли у о. Вайндло) после взрывов нескольких мин у тральшиков были перебиты все тралы, а Тщ №42 погиб. Тем не менее катера "МО" и оставшиеся тральшики (за исключением ТЩ №122) продолжив свой переход утром 28.08.41 пришли в Таллинн. "Чапаев", "Уран" и "Сом" (Тщ №122) вместе с транспортными судами 27.08.41 вернулись к о. Гогланд, где подверглись атакам 16 немецких бомбардировщиков. Капитан ПМШ "Рейн" Алексей Кестер, умело уклоняясь от авиабомб сумел сберечь шхуну, и впоследствии в составе конвоя №2 привел её в Кронштадт (в октябре 1941г. капитан вместе со всей был списан на берег). Единственная в СССР женщина-капитан Анна Щетинина сумела сберечь подожённую авиацией в 15-30 "Сауле". Благодаря помощи Тщ №74 "С.Киров" и Тщ №75 "Орджоникидзе" судно было посажено на отмель в бухте Сууркюлянлахти о.Гогланд. Война не для женщины. Анне Щетининой пришлось пережить не только бомбежку, взрыв бомбы и пожар на судне. Впавшую в истерику женщину "успокаивал" отборным матом командир Отряда Встречи капитан 2 ранга И.Г. Святов. /В.Коппельманн. Судно-ловушка в Финском заливе. Гангут №4-2007г./ 4. сентября снятую с отмели "Сауле" Анна Щетинина повела в Кронштадт. А вот капитан-орденоносец Владимир Беклимишев при первом же авианалете в 12-10 "преднамеренно сел на камни" (так в документах) вблизи Южного Гогландского маяка. В действительности, немецкие самолёты бомбили «Сигульду» лишь 29 августа, да и то не попали. Бомбы рвались на камнях у борта, осколками убило лишь одного члена экипажа. Понимая, что придётся понести ответственность, В. М. Беклемишев (якобы оценив положение судна как безнадёжное) самовольно его взорвал (о чём упоминается в целом ряде секретных документов). После взрыва судно сползло с камней и до настоящего времени находится на малой глубине под водой. (Сережа Чукович был одним из тех кто его обследовал в начале 90х гг.) Нового ордена Беклемишеву не дали, но и к ответственности не привлекли, а ведь «Сигульду» ждали в Таллине, где не хватало транспортов для вывоза советских войск и по немецким данным, было пленено 11432 человека военнослужащих и военнообязанных, оставленных в городе и на причалах порта. В конце 80-х годов была предпринята попытка побеседовать со старым капитаном по телефону. Он охотно вспоминал о перевозке грузов в 1939-40 гг. в Палдиски, на Сааремаа и Ханко. Но когда услышал вопрос о камнях островка Вигрунд – настороженно спросил "Вы что-нибудь об этом знаете?" - "Да, вся Эстония знает". В.М.Беклимишев назвал этот вопрос Государственной тайной, посоветовал не вмешиваться и повесил трубку. Что же за судно такое «Пионер»? Речь идёт о грузовом теплоходе, построенном в 1935г. финской фирмой OY Wärtsilä AB в Турку, имевшем технические характеристики: Водоизмещение – 1000 т Регистровая вместимость – 678 т Мощность – 400 (впоследствии 600) л. с. Скорость хода – 10,3 узлов Длина – 56,66 (53,5) м Ширина – 9,06 м Осадка – 2,98 м Имелся один трюм длиной 32,1 м, кубатурой 846 м3, который можно было загружать стрелами через 2 грузовых люка. Команда 23 чел. Первоначально судно принадлежало БГМП (Балтийскому Государственному Морскому Пароходству), но в регистровых книгах Ллойда ( “Lloyd’s Register of Shipping, London” 1936-40) не значилось. В 1940г. его сбыли Каспару – Каспийскому Морскому пароходству. С началом войны мобилизовали, в качестве корабля воздушного наблюдения «ВН-6», вооружив тем, что было под руками: 1-45мм/46 кал. советская зенитка образца 1934г. из противотанковой пушки, обр. 1932 г. 4-11.43мм крупнокалиберных пулемёта «Виккерс» 1-7.71мм пулемёт «Льюис». Потребовались перевозки и с 15.10.1941 «Пионер» становится транспортом. Он вывозил эвакуируемые с Кавказа грузы и доставлял военную технику, поступавшую по ленд-лизу в порты Ирана. После войны судно находилось в эксплуатации Каспийским пароходством до июля 1966 г. Достоверную историческую информацию о нём, помимо мемуаров С.И. Кабанова, Вы можете встретить: С.С. Бережной «Корабли и суда ВМФ СССР 1928-1945», 1988 г., с. 439. С.Ф. Эдлинский «Каспийский транспортный флот в ВОВ 1941-1945», изд. 1963 г., с. 17. Техническая информация содержится: “Navigator”, финский морской журнал. Юбилейный номер 1982 г. на русском языке (со стр. 7 позаимствована публикуемая в статье фотография). «Регистровая книга морских судов СССР 1964-65 г.», с. 512 «Морские сухогрузные транспортные суда», справочник (из него позаимствована схема судна), Ленинград 1968 г., стр. 185-186 К сожалению, помимо достоверных сведений о том что за судно такое "Пионер", были не просто ошибки, а откровенная дезинформация, вызывающая негативное отношение к писавшему ее автору со стороны моряков и знакомых с темой историков. Судите сами: Журналист Николай Черкашин, опубликовав оригинальную и действительно интересную статью «Разгадка убийства польского премьера – в Катыни?» [Газета «Совершенно Секретно», № 3-1993 г. не смог обойтись без ложки дёгтя, включив в свою статью фото с припиской: «Пароход “Пионер”, торпедированный(?) в сентябре 1939 г. Фото из архива автора.» А ведь на фото том бывшее сторожевое судно «Коршун» (1911 г. постройки), с 1925 г. «Пионер». На Балтийском флоте он числился то посыльным судном, то канонерской лодкой. Тонул в 1941 г. на траверзе Петергофа, а в 1943 г. был поднят и восстановлен. После войны в качестве посыльного судна приписан к Таллиннской Военно-Морской Базе. В 1951 г. переименован в «Тогул», (к великой радости команды, которую с 20-х годов изводили мальчишки. Увидя надпись «Пионер» на ленточке бескозырки, они на всю улицу кричали: «Дяденька пионер, где твой галстук?»). В 1957 г. судно перечислили в брандвахту и переименовали в «БРН-38». В 1959 г. списали на слом и разобрали на Пальяссааре. После сравнения паровой канлодки с грузовым теплоходом, чья-либо попытка ссылаться на «Историю Отечественного судостроения», под редакцией академика И. Д. Спасского, том IV, 1996 г., с. 62 принимается лишь как наивная ошибка дилетантов. Действительно, в конце 20-х годов ЦБМС под руководством Е.С. Толоцкого разрабатывало варианты «азовских перегрузочных шхун», но построены они были как небольшие каботажные сухогрузы типа «Пионер». Большую часть из 14 (или 17 по другим источникам) судов перевели на Дальний Восток, отдельные остались в Азово-Черноморском бассейне. При вод. 1850 т, имели регистровую вместимость 967 т, размерения 73,8x10,4&x3,24м. Два дизеля по 375 л. с. развивали ход 9,5 узлов. Среди оставшихся на Азове был и «Пионер». Законченный постройкой 16.07.1928 г. в Севастополе, приписанный к порту города Ростов-на-Дону. Но никакого, повторяем, никакого отношения к событиям на Балтике он не имел, так зачем о нём писать и говорить? Не имел отношения к теме и полученный в 1945 г. по репарации от Финляндии грузовой пароход «Пионер», бывший “Suomen Poika” (1921 г. постройки). В 1947 г. его переименовали в «Горняк». Во избежание попыток сопоставлять брутто-регистровый тоннаж, сведений о нём публиковать не будем. На этом в первоначальной рукописи была поставлена точка, но после опубликования статьи в журнале стало известно о появлении в России нового судна «Капитан Беклемишев». То-то были изумлены латвийские историки мореходства, когда узнали, что имя «автора» двух преднамеренных аварий на камнях Финского залива («Пионер» и «Сигулда») присвоено спасательному судну (!?). На этом рассказ о «Пионере» заканчиваем. Надеемся, что кто-либо из допущенных в архивы, а может и внуки моряков, участвовавших в авантюре, дополнят нас, сообщив то, что считалось Государственной и было семейной тайной. Уверенные в том, что мы писали, ждем от читателей только конкретных дополнений, а не "умозаключений и общих рассуждении по теме". Владимир Коппельманн

Charlie's aunt : тх Пионер_ справочник Морские сухогрузные транспортные суда 1968 тх Пионер_ журнал Navigator 1982

vvy: Charlie's aunt пишет: В 1940г. его сбыли Каспару – Каспийскому Морскому пароходству. Не было на Каспии в 1940 г. такой организации. Этот морской бассейн в то время обслуживали следующие пароходства: 1) Каспийское сухогрузное пароходство "Каспфлот" и 2) Каспийское наливное пароходство "Касптанкер".

Алексей Хоменко: Charlie's aunt пишет: Анне Щетининой пришлось пережить не только бомбежку, взрыв бомбы и пожар на судне. Впавшую в истерику женщину "успокаивал" отборным матом командир Отряда Встречи капитан 2 ранга И.Г. Святов. /В.Коппельманн. Судно-ловушка в Финском заливе. Гангут №4-2007г./ "Некоторые историки, повторяя друг друга, сообщают, что в прорыве из Таллина участвовал пароход "Сауле" под командованием известной женщины-капитана А.И.Щетининой. Однако сама Анна Ивановна впоследствии в своих воспоминаниях это отрицала." (Р.А.Зубков, "Героический и трагический август сорок первого", ВИЖ 2001 №8, с.19)

Miroslav: Charlie's aunt пишет: На этом в первоначальной рукописи была поставлена точка, но после опубликования статьи в журнале стало известно о появлении в России нового судна «Капитан Беклемишев». То-то были изумлены латвийские историки мореходства, когда узнали, что имя «автора» двух преднамеренных аварий на камнях Финского залива («Пионер» и «Сигулда») присвоено спасательному судну (!?). А я, например, удивлен, что военно-спортивному движению в Эстонии присвоено наименование "Эрна". Charlie's aunt пишет: На этом рассказ о «Пионере» заканчиваем. Надеемся, что кто-либо из допущенных в архивы, а может и внуки моряков, участвовавших в авантюре, дополнят нас, сообщив то, что считалось Государственной и было семейной тайной. Интересно, на чем основаны эти надежды? Я вот все надеюсь, что будут опубликованы эстонские документы о планах сотрудничества с финнами на Балтике в случае войны с СССР в 20-х - 30-х годах. Это гораздо интересней, чем "Металлист", про который уже все (и допущенные в архивы и те, кто перепевает с их слов), написали, что это была провокация, направленная на создание повода для возможной войны. С исторической точки зрения никакой "тайны "Металлиста" уже давно не существует - идет смакование подробностей, в то время как в советско-эстонской военно-исторической проблематике осталось еще столько белых пятен. Может так пытаются отвести от них внимание?

Олег: Да простят мне оффтоп. Charlie's aunt пишет: Кто же такой Владимир Михайлович Беклемишев (1908г. рождения) – неопытный капитан или …? Это сын первого российского подводника Михаила Николаевича Беклемишева А профессор МФТИ Дмитрий Владимирович Беклемишев, автор довольно известного учебника по аналитической геометрии ему не сыном приходится? Фамилия не то что бы совсем распространённая.

Charlie's aunt : Алексей Хоменко пишет: "Некоторые историки, повторяя друг друга, сообщают, что в прорыве из Таллина участвовал пароход "Сауле" под командованием известной женщины-капитана А.И.Щетининой. Однако сама Анна Ивановна впоследствии в своих воспоминаниях это отрицала." (Р.А.Зубков, "Героический и трагический август сорок первого", ВИЖ 2001 №8, с.19) Так, там и не указано, что Щетинина участвовала в Таллинском прорыве. Не надо додумывать :) Извиняюсь за банальности, но прорыв был из Таллина в Кронштадт. А "Сауле" оказалось у Гогланда, следуя ИЗ Кронштадта. Miroslav пишет: "тайны "Металлиста" уже давно не существует - идет смакование подробностей, в то время как в советско-эстонской военно-исторической проблематике осталось еще столько белых пятен. Может так пытаются отвести от них внимание? Мне, кажется. и с нашей стороны - не надо передёргивать, мотивируя одним "аргументом": сам, мол... Вчера, кстати, шёл мимо памятника Айвазовскому у нас в Кронштадте - поставили 15 сентября прошлого года - бронзовая художественная трость - подставка по палитру загнута, а художественные кисти - аж на 90 градусов...

armyman: veemes пишет: Получается по вашему что доктор исторических наук М.И.Семиряга поддерживал фальсификаторов ? Семиряга, конечно, не фальсификатор, но коньюнктурный историк т.н. "перестроечной поры" (условно конечно), а к произведениям авторов этого периода, даже подпадающим под условную научность, я лично отношусь ну ооочень критически... Что касается "Металлиста", то история это запутанная и темная... по моему сугубо личному мнению, даже в архивах вряд ли найдутся документы, к-рые прольют на нее свет. Возможно, действительно и потому что никакой советской провокации то и не было. Думаю вопрос этот будет снят с повестки дня только тогда, когда эстонская сторона на основе реальных фактов сможет доказать, что судно, ушедешее на дно в Нарвском заливе - это реально МЕТАЛЛИСТ... А лягать российские архивы Ув. эстонским коллегам не стоит... Я вот к примеру в Лат. Гос. ист. архиве работал и смею Вас заверить, что бюрократия там почище чем у нас... Во всяком случае была в 1998-2001гг. - я тогда там плотно сидел каждое лето, готовил кандидатскую... И, кстати, что то я в сети не видел оцифрованных документов из архивов Латвии и Эстонии... если есть, дайте ссылку,а? Действительно интересно... Особенно латв. архивы интересуют...))))... По поводу "страха перед прошлым" порадовало... Вы прямо словами Марта Лаара заговорили... Если тон моего письма показался Ув. софорумчанам излишне резким - приношу извинения... Сорри за флуд.



полная версия страницы